Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

IV. Основы организации местного самоуправления




Разграничение полномочий между различными уровнями системы публичной власти в Российской Федерации невозможно без четкого законодательного определения всех элементов этой системы. Система федеральных и региональных органов государственной власти в настоящее время с достаточной степенью определенности законодательно закреплена. В то же время действующее федеральное законодательство не содержит однозначных положений, определяющих систему местного самоуправления. Это является одной из главных причин отсутствия в нарушение Конституции Российской Федерации института местного самоуправления в значительной части городских и в подавляющем большинстве сельских поселений Российской Федерации.

Исходя из принципа взаимосвязи территориальных и функциональных основ местного самоуправления и необходимости одновременного решения двух задач: приближения местного самоуправления к населению и обеспечения эффективности деятельности муниципальных образований в решении вопросов местного значения и осуществлении отдельных государственных полномочий, - необходимо предусмотреть в федеральном законодательстве три типа муниципальных образований с закреплением за каждым из них соответствующих их назначению полномочий.

1. Первый тип - муниципалитеты. Муниципалитеты в сельской местности должны создаваться в зависимости от численности населения и возможности обеспечения территориальной и временной доступности муниципальной власти для граждан на базе территории одного или нескольких соседних сельских населенных пунктов. Городские муниципалитеты (города районного значения и поселки городского типа) должны создаваться, как правило, на базе территории одного населенного пункта.

Муниципалитеты наделяются полномочиями по решению вопросов местного значения, связанных с обеспечением жизнедеятельности населения этих населенных пунктов. Перечень этих полномочий предлагается установить федеральным законом.

2. Второй тип - муниципальные округа (районы), включающие территории нескольких муниципалитетов. Муниципальные округа осуществляют на всей своей территории полномочия по вопросам местного значения, которые эффективнее реализуются на больших территориях, чем территория муниципалитета, носят межмуниципальный характер (например, транспортное сообщение между территориями муниципалитетов). Их перечень также устанавливается федеральным законом. Кроме того, органы местного самоуправления муниципального округа должны осуществлять полномочия, делегированные им на добровольной основе входящими в округ муниципалитетами, а также отдельные государственные полномочия, переданные органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В силу характера полномочий органов публичной власти муниципального округа они не могут иметь статус ассоциаций (союзов) муниципальных образований, поскольку таким организациям не может быть передано осуществление отдельных государственных полномочий. Не могут они быть подменены и органами государственной власти на местах, поскольку согласно Конституции Российской Федерации решение вопросов местного значения органами государственной власти не допускается.

3. Третий тип - муниципалитеты с правами (полномочиями) муниципального округа, которые создаются, как правило, на базе городов республиканского, краевого, областного значения и осуществляют на своей территории полномочия как муниципалитетов, так и муниципальных округов.

Адекватно характеру функций органов местного самоуправления муниципальных образований различных типов (примерные перечни полномочий прилагаются) в федеральном законе необходимо дифференцировать принципы их формирования и деятельности, способы формирования муниципальных бюджетов, а также механизмы взаимодействия с ними органов государственной власти.

Общие принципы территориальной основы местного самоуправления, критерии установления границ муниципальных образований, порядок организации и деятельности органов местного самоуправления, принципы межбюджетных отношений субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, правила наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, порядок решения вопросов юридической и политической ответственности должностных лиц и органов местного самоуправления должны закрепляться в федеральном законе. Наделение населенных пунктов (групп населенных пунктов) статусом городского, сельского поселения, установление границ муниципальных образований, регулирование межбюджетных отношений, наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, осуществление контроля за соблюдением органами местного самоуправления законов предлагается отнести к компетенции субъектов Российской Федерации.

* * *

Для реализации изложенной Концепции требуется внесение существенных изменений и дополнений в федеральные законы "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации", "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Ими должны быть установлены конкретные законодательные механизмы, обеспечивающие осуществление полномочий органов публичной власти по предметам ведения Российской Федерации, по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, по предметам ведения субъектов Российской Федерации, а также обеспечивающие решение органами местного самоуправления вопросов местного значения и осуществление ими отдельных государственных полномочий.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 1061; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.