Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государственная служба Франции




Особенности организации государственной службы в зарубежных странах.

Кадровый менеджмент в системе управления персоналом государственной службы.

Государственная служба как социально-правовой институт и профессиональная деятельность.

Структура и виды государственной службы.

Юридическая ответственность на государственной службе.

Управление государственной службой.

Контроль в системе государственной службы.

Функции государственной службы обусловлены её внутренними свойствами и принципиальными чертами. Функциями государственной службы являются функции самого государства, ибо государственная служба есть осуществление целей и функций государства, практическое исполнение служащими своих должностных обязанностей и компетенции государственных органов.

Контроль – ведущая функция в управлении. Она начинает и замыкает управленческий цикл. Государственный контроль - это контроль за соблюдением государственными органами законов и других правовых актов. Осуществляют его все органы государства в пределах своей компетенции (прав и обязанностей).

Сущность и назначение К в следующем:

наблюдение за объектом;

получение объективной и достоверной информации о его состоянии;

принятие мер по предотвращению нарушений деятельности;

выявление причин и условий способствующих нарушению деятельности;

принятие мер по привлечению к ответственности за нарушение.

1. Контроль может быть: политический, административный, судебный, социальный.

2. По объекту контроль: функциональный и специальный.

3. По времени контроль: предварительный, текущий, заключительный.

а) Предварительный К – определение ресурсной базы. Объект этого К – количество, состав, квалификация, материальные ресурсы. В результате такого контроля рождается план действий.

б) На этапе управления организуется текущий контроль. Его предмет – общие социально-экономические результаты и частные характеристики. Текущий контроль – средство осуществления обратной связи. Он осуществляется на различных этапах управленческого цикла и уровнях – исполнитель, руководитель среднего звена, в целом по организации.

в) Заключительный контроль – на конечной стадии или когда работа выполнена. Этот вид контроля дает информацию для планирования аналогичных работ в будущем, позволяет оценить полученный результат и вклад каждого подразделения и сотрудника в общее дело для целей мотивации. Он позволяет выявить системные проблемы и осуществить стратегические действия.

К - важный фактор укрепления исполнительской дисциплины в системе государственной службы.

Раннее существовала система глобального контроля, сегодня системы государственного контроля за работой органов управления не существует. Остался лишь финансовый контроль. Для повышения эффективности контроля необходима система внешнего и внутреннего контроля. В гражданском обществе развита система внешнего контроля. внутренний - административный контроль, позволяющий оптимизировать управленческую деятельность. Внешний контроль- отношения между законодательными и исполнительными органами власти + социальный, политический контроль.


В процессе формирования государственной службы и дальнейшего развития ее системы актуализируется вопрос об управлении государственной службой

Управление государственной службой можно рассматривать с двух сторон 1) как организующую деятельность, имеющую определенное административное содержание и особый предмет и осуществляемую в установленных организационно-правовых формах; и

2) как деятельность специально созданных государственных органов

Управление государственной службой осуществляется с целью обеспечения деятельности государственных служащих в государственных органах, проведения единой государственной кадровой политики, создания гарантий функционирования государственных органов в соответствии с публичными интересами на базе установленных Конституцией РФ, федеральными законами, уставами (конституциями) субъектов РФ принципов

Управление государственной службой характеризуется следующими признаками:

1) это практическая деятельность по определению основных направлений развития и реального функционирования всех элементов правового института государственной службы,

2) это функция государственных органов, которая

3) осуществляется в определенных организационно-правовых формах и

4) реализуется специально созданными государственными органами;

5) основной целью управления является удовлетворение интересов государства и публичных интересов в целом;

6) управление основывается на принципах законности, гласности, подчиненности вышестоящим государственным органам и должностным лицам нижестоящих государственных органов и государственных служащих, единства основных требований, предъявляемых к государственной службе, стабильности государственной службы

Система органов управления государственной службой включает Совет по вопросам государственной службы при Президенте РФ в качестве федерального органа, органы по вопросам государственной службы субъектов РФ, кадровую службу государственного органа.


Под юридической ответственностью государственных служащих следует понимать меры принудительного характера, которые предусматриваются законом и другими нормативными правовыми актами в качестве реакции государства на совершение государственным служащим правонарушения. Основанием для применения таких мер является нарушение государственным служащим своих служебных обязанностей.

Юридическая ответственность государственных служащих наступает на общих основаниях ответственности по российскому праву, которые включают равенство всех перед законом, единую процессуальную форму рассмотрения дела о правонарушении, привлечение к одному виду ответственности без освобождения от другого вида ответственности и др.

Вместе с тем, в регламентации ответственности государственных служащих имеются и некоторые особенности: в ряде случаев – повышенная ответственность; специфические санкции, применяемые только в отношении государственных служащих.

В зависимости от вида и серьезности правонарушения, степени вины и обстоятельств, при которых служебные обязанности могут быть нарушены, к государственным служащим могут применяться следующие виды ответственности:

уголовная (уголовная ответственность государственных служащих урегулирована нормами главы 30 УК РФ, которые распространяются на всех без исключения государственных служащих, нормами главы 31 УК РФ, которые предусматривают ответственность субъектов дознания, предварительного следствия, т.е. служащих правоохранительной государственной службы, и нормами главы 33 УК РФ, предусматривающей ответственность военнослужащих),

административная (должностные лица несут административную ответственность в повышенном размере. В Кодексе об административных правонарушениях должностные лица в качестве спецсубъекта выделены более чем в ста статьях),

дисциплинарная (направлена на обеспечение дисциплины в основном "ведомственных" пределах в рамках служебного подчинения. Она заключается в применении администрацией в установленном законодательством порядке мер дисциплинарного взыскания к государственному служащему, совершившему дисциплинарный проступок, Средством привлечения к дисциплинарной ответственности является дисциплинарное взыскание – замечание, выговор, увольнение)

гражданско-правовая,

иные меры воздействия.


4. Государственный служащий: понятие и правовой статус.

Государственным служащим является гражданин Российской Федерации, исполняющий в порядке, установленном федеральным законом, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

Правовой статус (правовое положение) государственных служащих – это содержание (сущность) государственно-служебных правоотношений. Правовой статус служащих раскрывается через установление их прав, обязанностей, ответственности.

Правовой статус государственных служащих представляет собой совокупность прав, свобод, обязанностей, ограничений, запретов, ответственности служащих, установленных законодательством и гарантированных государством.

Права государственного служащего – это возможности и свободы профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. Их можно разделить на три группы:

1. Права, обеспечивающие уяснение служащим своего правового статуса и его правовую защиту:

право на ознакомление с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества работы, условия продвижения по службе, организационно-технические условия, необходимые для исполнения служащим должностных обязанностей (п.1 ч.1 ст.9);

право на ознакомление с материалами своего личного дела, отзывами о своей деятельности и другими документами до внесения их в личное дело, приобщение к личному делу своих объяснений (п.7 ч.1. ст.9);

право на проведение служебного расследования для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство (п.10 ч.1 ст.9);

право на обращение государственного служащего в соответствующие государственные органы или в суд для разрешения споров, связанных с государственной службой, в том числе по вопросам проведения квалификационных экзаменов и аттестации, их результатов, содержания выданных характеристик, приема на государственную службу, ее прохождения и т.п. (ч. 2 ст.9).

2. Права, способствующие непосредственному выполнению служебных обязанностей:

право на получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей (п.2 ч.1 ст.9);

право на посещение в установленном порядке для исполнения должностных обязанностей предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности (п.3 ч.1 ст.9);

право на принятие решений и участие в их подготовке в соответствии с должностными обязанностями (п.4 ч.1 ст.9);

право на переподготовку, переквалификацию и повышение квалификации за счет средств соответствующего бюджета (п.8 ч.1 ст.9);

право на внесение предложений по совершенствованию государственной службы в любые инстанции (п.12 ч.1 ст.9).

3. Права, содействующие усилению должностной активности государственного служащего, реализации принадлежащих ему конституционных прав и свобод, обеспечивающих социальные гарантии служащего:

право на участие по своей инициативе в конкурсе на замещение вакантной должности (п.5 ч.1 ст.9);

право на продвижение по службе, увеличение денежного содержания с учетом результатов и стажа его работы, уровня квалификации (п.6 ч.1 ст.9);

право на пенсионное обеспечение с учетом стажа государственной службы (п.9 ч.1 ст.9);

право на объединение в профессиональные союзы (ассоциации) для защиты своих прав, социально-экономических и профессиональных интересов (п.11 ч.1 ст.9).

Под обязанностями государственного служащего имеются в виду функции (основные действия), составляющие в своей совокупности существо профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий государственных органов.

1) обеспечивать поддержку конституционного строя и соблюдение Конституции Российской Федерации, реализацию Федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, в том числе регулирующих сферу его полномочий;

2) добросовестно исполнять должностные обязанности;

3) обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов граждан;

4) исполнять приказы, распоряжения и указания вышестоящих в порядке подчиненности руководителей, отданные в пределах их должностных полномочий, за исключением незаконных;

5) в пределах своих должностных обязанностей своевременно рассматривать обращения граждан и общественных объединений, а также предприятий, учреждений и организаций, государственных органов и органов местного самоуправления и принимать по ним решения в порядке, установленном федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

6) соблюдать установленные в государственном органе правила внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции, порядок работы со служебной информацией;

7) поддерживать уровень квалификации, достаточный для исполнения своих должностных обязанностей;

8) хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, а также не разглашать ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан.

Ограничения и запреты (правоограничения), связанные с государственной службой, - это правила, запреты, ставящие государственного служащего в определенные юридические рамки, выходить за пределы которых запрещено. 1) заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности;

2) быть депутатом законодательного (представительного) органа Российской Федерации, законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;

3) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;

4) состоять членом органа управления коммерческой организацией, если иное не предусмотрено Федеральным законом или если в порядке, установленном Федеральным законом и законами субъектов Российской Федерации, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией;

5) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он состоит на государственной службе либо который непосредственно подчинен или непосредственно подконтролен ему;

6) использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, другое государственное имущество и служебную информацию;

7) получать гонорары за публикации и выступления в качестве государственного служащего;

8) получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), связанные с исполнением должностных обязанностей, в том числе и после выхода на пенсию;

9) принимать без разрешения Президента Российской Федерации награды, почетные и специальные звания иностранных государств, международных и иностранных организаций;

10) выезжать в служебные командировки за границу за счет физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации или на взаимной основе по договоренности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации с государственными органами иностранных государств, международными и иностранными организациями;

11) принимать участие в забастовках;

12) использовать свое служебное положение в интересах политических партий, общественных, в том числе религиозных, объединений для пропаганды отношения к ним. В государственных органах не могут образовываться структуры политических партий, религиозных, общественных объединений, за исключением профессиональных союзов.

Поощрение государственного служащего – это форма общественного признания заслуг, оказание ему почета, имеющего большое моральное значение и влекущее определенные правовые, в том числе и материальные преимущества.

Основаниями для поощрения государственного служащего являются:

успешное и добросовестное исполнение должностных обязанностей;

продолжительная и одновременно безупречная служба;

выполнение заданий особой важности и сложности.

В соответствии с Положением о федеральной государственной службе к государственному служащему могут быть применены:

единовременное денежное поощрение;

объявление благодарности с денежным поощрением;

награждение ценным подарком;

присвоение почетного звания;

награждение орденами и медалями.

Гарантии.

Государственному служащему гарантируются:

1) условия работы, обеспечивающие исполнение им должностных обязанностей;

2) денежное содержание и иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

3) ежегодный оплачиваемый отпуск;

4) медицинское обслуживание его и членов семьи, в том числе после выхода его на пенсию;

5) переподготовка (переквалификация) и повышение квалификации с сохранением денежного содержания на период обучения;

6) обязательность получения его согласия на перевод на другую государственную должность государственной службы, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом;

7) пенсионное обеспечение за выслугу лет и пенсионное обеспечение членов семьи государственного служащего в случае его смерти, наступившей в связи с исполнением им должностных обязанностей;

8) обязательное государственное страхование на случай причинения вреда здоровью и имуществу в связи с исполнением им должностных обязанностей;

9) обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания или потери трудоспособности в период прохождения им государственной службы;

10) защита его и членов семьи от насилия, угроз, других неправомерных действий в связи с исполнением им должностных обязанностей в порядке, установленном Федеральным законом.


5. Государственные должности: сущность и классификация.

Должность Государственная - должность в государственных учреждениях. Согласно Реестру должностей государственных служащих РФ, Д.г. делятся на три категории: должности категории А, устанавливаемые для непосредственного исполнения полномочий государственных органов (Президент, Председатель Правительства РФ, Председатели палат Федерального Собрания РФ, руководители органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ, депутаты, министры, судьи и другие); должности категории Б, учреждаемые в соответствии с законодательством РФ для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, замещающих должности категории А; должности категории В, учреждаемые для исполнения и обеспечения полномочий государственных органов. В свою очередь, должности категории В делятся на пять групп: высшие государственные должности (5-я группа), главные государственные должности (4-я группа), ведущие государственные должности (3-я группа), старшие государственные должности (2-я группа), младшие государственные должности (1-я группа).

Должности государственной службы подразделяются на:

должности федеральной государственной гражданской службы;

должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации;

воинские должности;

должности правоохранительной службы.

Должности гражданской службы подразделяются на категории и группы.

Категории должностей гражданской службы:

1) руководители;

2) помощники (советники);

3) специалисты

4) обеспечивающие специалисты.

Группы должностей гражданской службы:

1) высшие должности гражданской службы;

2) главные должности гражданской службы;

3) ведущие должности гражданской службы;

4) старшие должности гражданской службы;

5) младшие должности гражданской службы.

При этом

- должности категорий «руководители» и «помощники (советники)» подразделяются на высшую, главную и ведущую группы должностей гражданской службы;

- должности категории «специалисты» подразделяются на высшую, главную, ведущую и старшую группы должностей гражданской службы;

- должности категории «обеспечивающие специалисты» подразделяются на главную, ведущую, старшую и младшую группы должностей гражданской службы.

Гражданским служащим в соответствии с замещаемой должностью в пределах группы должностей присваиваются классные чины. Классные чины присваиваются по результатам квалификационного экзамена.


6. Государственная служба и политика: характер взаимодействия.

Государственная служба - практическое и профессиональное участие граждан в осуществлении целей и функций государства посредством исполнения обязанностей и полномочий по госдолжности, определенной в конкретном госоргане.

Г.с. -специализированная форма деятельности, механизм реализации политической воли господствующего класса. Госслужба возникает в силу необходимости для политической власти иметь свой аппарат управления, способный осуществлять государственные функции. т.е.она развивается вместе с государством.

Дихотомия (двойственность) госслужбы- разграничение между лицами. занимающимися разработкой политики и лицами, реализующими политические решения. Впервые это понятие сформулировал В.Вильсон в 1887 г.

Вильсон считал. что традиционное понимание власти как реализатора политических решений не может быть принято в качестве непререкаемой истины. Он считал. что власть еще инициирует политические решения. Существует разграничение между лицами во власти- занимающиеся разработкой политики и лица, реализующие политические решения, т.е. существует политическая управляющая элита. Все остальные- исполнители. Исходя и его концепции, госслужащие - люди, которые работают в госаппарате и реализуя законы и программы, не столько формируют. сколько проводят в жизнь политический курс.

Другая концепция дихотомии существовала в рамках диалектико-материалистического подхода и социально-классовой структуры общества (Маркс, Энгельс, Ленин). Согласно ей, государство является главным орудием реализации воли господствующего класса, которую он реализует через чиновников. Концепция дихотомии дает четкое обоснование необходимости профессионализма госслужбы. Данная концепция привела к установлению научного принципа организации госслужбы, главный из которых -" все официальные лица. формирующие политический курс, избираются или назначаться на определенный период времени, а чиновники и управленцы отбираются на основе независимой оценки их профессиональных и деловых качеств".


7. Законодательство о государственной службе: современное состояние и перспективы реформирования.

Государство, организуя и формируя свою государственную службу, использует в этих целях прежде всего закон, право. Законодательство о службе - непременное условие и правовая основа всей ее организации и деятельности. Характерным для развития законодательства о службе многих государств является наличие законодательных актов двоякого рода: акты, регулирующие только отношения по службе и всецело отводимые для этой цели. Это, как правило, законы (декреты, указы и др.) о государственной службе; другую группу составляят акты по иным вопросам государственной деятельности, в которых регулирование отношений по службе проводится частично, в связи с основным вопросом, например, положения о министерствах и других органах государства, законы о судебной системе, о прокуратуре и т.д., в которых кадровые вопросы решаются в своей основе, с последующей детализацией в специальных правовых актах.

Профессиональная госслужба впервые законодательно была оформлена в петровской «Табели о рангах» (1722г), которая с некоторыми изменениями прсуществовала до Октябрьской революции. После прихода большевиков к власти начал складываться номенклатурный принцип работы. В полном своем виде оформился к концу 30-х гг. и просуществовал фактически до конца 80-х. Современное законодательство о гс- началось с 1991 года. История г.с насчитывает 4 этапа:

1- 1991 -96 гг.- характеризуется отказом от советской партийно-номенклатурной системы, созданием новых кадровых служб, обеспечивающих подготовку и переподготовку госслужащих. Итог-ФЗ-119 1995 г. "об основах государственной службы РФ".

2-1997-осень 1999гг. Активизация усилий по административной реформе, предпринятой в рамках администрации Президента РФ и завершившейся подготовкой Концепции административной реформы, где впервые были проанализированы негативные моменты госслужбы.

3-зима1999- весна 2000 гг. разработка концепции реформы госуправления РФ, осуществленной в рамках Центра стратегических разработок Г. Грефа. Эта концепция являлась частью предвыборной программы В. Путина.

4- ноябрь 2000 г.- по наст. вр. Характеризуется активной подготовкой реформы. Указ Президента РФ о подготовке к маю 2000 г. "Концепции реформирования госслужбы РФ". Создаются рабочие группы по подготовке реформы.

Основные нормативно-правовые акты 4 этапа:

1.Концепция реформирования системы госслужбы РФ".

2.Указ Президента РФ № 885 от 12 августа 2002 г. "Об утверждении общих принципов поведения госслужащих".

3. "Федеральная программа "Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы)"

4. ФЗ № 58 от 27.05.2003г. "О системе госслужбы РФ"

5.ФЗ "О государственной гражданской службе РФ" от 27. 07. 2004 г. N 79

Законодательство о г.с. двухуровневое:

1 уровень- федеральное -Конституция РФ. В ней трижды упоминается о г.с.:

ст. 32 п. 4. -говорится о равном доступе к гс.

-ст. 71 п. "т" - в ведении РФ находится федеральная гс.

-ст. 97п.3- депутаты ГД не могут находиться на госслужбе.

А также федеральные законы:

ФЗ "О системе государственной службы в РФ" № 58 от 27.05. 2003 г

ФЗ "О государственной гражданской службе РФ" от 27. 07. 2004 г. N 79

Указы президента, Постановления Правительства - регулирующие отдельные вопросы. Следующий уровень- региональный: региональные Конституции или Уставы, законы субъектов, постановления региональных органов законодательной и исполнительной власти.

март 2004 г. постановление губернатора Белгородской области о "Программе реформирования госслужбы Белгородской области в 2004-2005 гг" № 74.

Также постановления о проведении единой кадровой политики в области.

24.02. 2005 г. Белгородской областной Думой принят в первом чтении закон Белгородской области "О государственной гражданской службе Белгородской области".

"Федеральная программа "Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы)". Задачи: обеспечение взаимосвязи видов государственной службы, а также государственной и муниципальной службы; внедрение эффективных технологий и современных методов кадровой работы, направленных на повышение профессиональной компетентности, мотивации государственных служащих и обеспечение условий для увеличения результативности их профессиональной служебной деятельности; развитие системы дополнительного профессионального образования государственных служащих; совершенствование системы государственных гарантий на государственной службе; внедрение современных механизмов стимулирования государственных служащих.


Ст. 2 ФЗ "О системе государственной службы в РФ" № 58 от 27.05. 2003 г дает следующее определение системы госслужбы:

Система государственной службы включает в себя сл. виды государственной службы:

1.государсвтенная гражданская служба;

2.военная служба;

3.правоохранительная служба.

Государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта РФ.

Военная служба и правоохранительная служба являются видами федеральной государственной службы.

Правовое регулирование и организация федеральной государственной гражданской службы находятся в ведении РФ. Правовое регулирование государственной гражданской службы субъекта РФ находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ, а ее организация - в ведении субъекта РФ.

Федеральная государственная служба - профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий РФ, а также полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности РФ.

Государственная гражданская служба - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.

Военная служба - вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства. Таким гражданам присваиваются воинские звания.

Правоохранительная служба - вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Таким гражданам присваиваются специальные звания и классные чины.


Государственная служба -специализированная форма деятельности, механизм реализации политической воли господствующего класса.

Г.с. как социально-правовому институту присущи след. особенности:

1.Г.с.- исторически сложившаяся форма организации совместной деятельности людей. находящихся на службе у государства. Она строится на правовой основе и действует в соответствии с правовыми нормами и принципами. Она взаимодействует с экономическими институтами (регулирование экономических отношений), с социальными (общественные организации), с социально-культурными и др. институтами.

2.именно г.с. свойственна особая форма профессиональной деятельности(обеспечение полномочий государства).

3.Г.с. выступает связующим звеном между государством и гражданином.

4.Г.с. - своеобразная форма отражения общественных связей и отношений. сложившихся в обществе.

Как социальному институту, г.с. присущи след. функции:

-социальной организации (образец. пример для др. институтов гос-ва, эта функция рассматривается через понятия профессионализма. компетенции, согласованности всех действий всех служб. использование управленческих технологий).

-социальной коммуникации- налаживание взаимодействий с обществом через каналы коммуникаций (СМИ, интернет-опросы, встречи).

-социальной информации - весь объем информации органы госвласти обязаны предоставлять обществу.

-контроль (внутренний и внешний)- внутренний - административный контроль, позволяющий оптимизировать управленческую деятельность. Внешний контроль- отношения между законодательными и исполнительными органами власти + социальный, политический контроль.

-функция регулирования -г.с. выступает как связующее звено между государством и обществом.

-воспитательная функция- всей своей деятельностью г.с и чиновники должны утверждать в сознании граждан принципы добра, справедливости. уважения к ценностям российской государственности.

Цели г.с.:

-социальные -обусловлены социальным характером государства и предназначением г.с. как социального института.

-экономические цели г.с. связаны с повышением эффективности госрегулирования экономики, управления госсобственностью, поддержкой предпринимательства.

-политические цели г. с направлены на укрепление правового социального государства, организационно-технического оснащения органов госвласти. создание условий для связи государственного аппарата с населением.

-организационные цели- характеризуют ожидаемые результаты исполнения полномочий соответствующих госорганов. профессионализацию госаппарата ит. д.

-правовые цели г.с.- отражают намечаемые результаты по реализации госслужащими законодательства страны, а также разработку законодательств а о г.с.


10. Принципы государственной кадровой политики и механизмы реализации.

Кадровая политика -стратегическая задача, которую ставят перед собой промышленно развитые страны, является создание условий, являющихся привлекательными для людей ду­мающих, талантливых, профессионально подготовленных. Именно они в настоящее время определяют, и будут определять решение ключевых проблем в высокотехнологичной экономике, науке, социаль­ной сфере, национальной безопасности.

Государственная кадровая политика (ГКП) заключается в определении стратегии работы с кадрами на общегосударственном уровне, целью которой является формирование, развитие и рациональное использование трудовых ресурсов страны.

В государственной кадровой политике Российской Федерации выражается позиция и роль государства по отношению к важнейшему национальному состоянию - профессиональному потенциалу челове­ка, стратегия профессионального развития граждан, формирование эффективных правовых, экономических, организационных механиз­мов востребованности человеческих ресурсов, как на федеральном, так и на региональном уровне.

Государственная кадровая политика Российской Федерации призвана определить стратегию развития кадрового потенциала об­щества и заложить правовые основы реализации конституционных гарантий граждан по свободному распоряжению и использованию сво­их способностей на всей территории страна.

Региональная кадровая политика призвана обеспечить еди­ные условия воспроизводства и востребованность кадрового потен­циала с учетом положений общенациональной кадровой стратегии и потребностей собственного кадрового обеспечения социально- экономического развития. Такая стратегия и составляет содержание государственной кадровой политики Российской Федерации. Осново­полагающие положения этой политики выражаются в концепции госу­дарственной кадровой политики.

Стратегической целью ГКП является создание кадрового потенциала России как важнейшего интеллектуального и профессионального ресурса общества, беспечивающего сохранение его целостности и высоких темпов социально- экономического развития, конкурентоспособности в международном разделении труда.

Стратегическим направлением государственной кадровой по­литики Российской Федерации является усиление роли государства в реализации конституционных гарантий по свободному развитию и использованию гражданами своих профессиональных способностей, в создании оптимальных условий для наиболее полного раскрытия возможностей человека.

Принципы ГКП на государственной службе представляют собой исходные положения, основополагающие идеи, объективные тенденции развития кадровой политики, направления реализации ее целей и функций. Значимость принципов – этих основных положений и правил - состоит в том, что в них выражается основное содержание, характерные свойства государственной службы, ее место и роль в системе государственной власти и в жизни общества. В освещении принципов государственной кадровой политики в научной литературе пока нет единообразия, что характеризует неразработанность проблематики, ее сложность и противоречивость.

Вместе с тем накопленный опыт изучения принципиальных основ кадровой политики позволяет вычленить:

- общие принципы, регулирующие кадровые процессы в целом;

- специфические принципы, относящиеся к отдельным сферам и отраслям профессиональной деятельности;

- частные принципы, регулирующие функционирование отдельных элементов кадрового процесса, которые применяются в теории и практике управления персоналом.

К общим принципам ГКП относятся: научность, конкретно-исторический подход к изучению кадровых процессов и принятию кадровых решений, законность, демократизм, нравственность, преемственность и сменяемость кадров

Принципы ГКП в сфере государственной службы РФ:

принцип подбора кадров по профессиональным, деловым и моральным качествам. Он предполагает оценку и учет уровня общеобразовательной подготовки, специальных знаний и практических навыков в избранной сфере деятельности, а также умение ставить конкретные цели, находить оптимальные средства их достижения. Не меньшую значимость имеют способности организовать и участвовать в совместной деятельности, вносить свой вклад в создание благоприятного морально-психологического климата в коллективе, в формирование организационной культуры, соответствующей целям государственной службы.

Принцип гласности придает кадровой работе открытость, прозрачность, а принимаемым решениям - обоснованность и ясность. Полнее всего он реализуется в процедурах выборности, конкурсного отбора, аттестации персонала и других коллегиальных решениях. К сожалению, действие данного принципа в настоящее время ограничивается отстранением советов трудовых коллективов, профсоюзных и других общественных организаций от кадровой работы в государственных, муниципальных и частных фирмах.

Принцип законности в кадровой работе предусматривает строгое соблюдение Конституции РФ, четкое исполнение законов и других правовых актов. Он также предполагает добротную правовую подготовку государственных служащих и управленческих кадров в отраслях государственного, административного, гражданского, трудового, хозяйственного, уголовного права.

К принципам ГКП относится также равный доступ граждан к государственной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой. Он означает недопустимость дискриминации кандидатов на должности государственной службы по полу, социальному положению, вероисповеданию, а также по партийной принадлежности.

Механизм реализации ГКП - это система кадровой деятельности, опирающаяся на концепцию ГКП, которая включает законодательные нормы, методические средства, организационные и информационные ресурсы, необходимые для осуществления кадровой политики.

В данном механизме целесообразно выделить и рассмотреть несколько блоков обеспечения кадровой работы:

- нормативно-правовой (Указами Президента РФ утверждено Положение о федеральной государственной службе, созданы Совет по кадровой политике при Президенте РФ, Совет по вопросам государственной службы при Президенте РФ.);

- организационный (Организационное обеспечение реализации ГКП включает также использование современных отечественных и зарубежных технологий работы с персоналом, усиление контроля за деятельностью чиновников со стороны конституционных органов власти всех уровней и органов прямого народовластия.);

- научно-информационный (Разработка научной основы и категориального аппарата ГКП должна опираться на систему индикаторов (показателей) кадрового потенциала страны, регионов, федеральных и региональных структур, технологий прогнозирования кадровых изменений.);

- учебно-методический (Он должен включать все звенья подготовки и переподготовки кадров, повышения их квалификации.).


Кадровый менеджмент - это менеджмент, направленный на развитие и эффективное использование кадрового потенциала

В кадровом менеджменте выделяют:

оперативный уровень, на котором доминирует непосредственно кадровая работа;

тактический уровень, на котором доминирует управление персоналом;

стратегический уровень, на котором доминирует управление человеческими ресурсами;

политический уровень - разработка и контроль над реализацией кадровой политики.

Система органов государственной власти должна быть обеспечена финансовыми, организационными, материальными и многими другими ресурсами, из которых нас здесь будет интересовать кадровое обеспечение и организация работы с персоналом в системе государственной службы.

Для реализации задач государственной службы и организации ее деятельности, система органов государственной власти обеспечивается персоналом, принимаемым для исполнения государственной должности. Государственные должности разделяются на 3 типа:

1. Должности, для непосредственного исполнения полномочий государственных органов - государственные должности категории “А”;

2. Должности, учреждаемые для обеспечения исполнения полномочий лиц, занимающих должности категории “А” - должности категории “Б”;

3. Должности, учреждаемые государственными органами для исполнения их полномочий - государственные должности категории “В”.

В реестре государственных должностей все должности подразделяются на следующие группы:

высшие (5-я группа)

главные (4-я группа)

ведущие (3-я группа)

старшие (2-я группа)

младшие (1-я группа).

По результатам государственного экзамена или после прохождения аттестации государственным служащим присваиваются следующие разряды:

действительный государственный советник Российской Федерации 1, 2 и 3 класса - для лиц, занимающих высшие государственные должности;

государственный советник Российской Федерации 1, 2 и 3 класса, для лиц, занимающих главные государственные должности;

советник Российской Федерации 1,2 и 3 класса - для лиц, занимающих ведущие государственные должности;

советник государственной службы 1,2 и 3 класса - для лиц, занимающих старшие государственные должности;

референт государственной службы 1,2 и 3 класса - для лиц, занимающих младшие государственные должности.

В настоящее время нормативно - в рамках Федерального закона о госслужбе - фиксируются следующие основные положения о деятельности кадровой службы государственного органа:

1. Обеспечение проведения конкурсов на замещение вакантных должностей, аттестации, прохождения испытаний.

2. Оформление кадровых решений и ведение кадровой документации.

3. Консультирование госслужащих по правовым вопросам и ограничениям, связанным с прохождением госслужбы.

4. Анализ уровня профессиональной подготовки и организация переподготовки и повышения квалификации.


Системы государственной службы, существующие в мире, можно разделить на два типа - кадровую и контрактную.

Кадровая госслужба предусматривает длительное (вплоть до пожизненного) нахождение на ней, правовой статус госслужащих значительно отличается от статуса прочих наемных работников.

Такие системы имеются в Германии, Франции. Статус чиновника приносит как преимущества, так и недостатки. Например, в Германии чиновники не имеют права на забастовку, зато они не могут быть уволены. Государство может только переводить их с одного места работы на другое.

Контрактная система, в наиболее развитом виде существующая в США. Государственные служащие являются, по сути, менеджерами, чьим «боссом» является государство. Правовое положение госслужащих по многим параметрам не отличается от работников частных компаний.

Государственная служба в странах с унитарным типом административно-государственного управления (Франция, Великобритания). Из всех европейских стран именно во Франции наиболее отработана система правовых актов, определяющих статус государственных служащих.

Особенность госслужбы – не все, кто служит в госучреждениях являются госслужащими.

Все государственные должности распределены по четырем категориям А, В, С и Д (в зависимости от уровня найма и объема выполняемых функций).

Категория А объединяет штаты чиновников, имеющих высшее образование и исполняющих функции по разработке концепций и руководству (атташе, гражданские администраторы, преподаватели высших учебных заведений и т.д.).

Чиновники категории В занимаются выполнением исполнительских функций и набираются из числа лиц, имеющих диплом бакалавров (административные секретари, контролеры, учителя и т.д.).

Категории С и Д соответствуют практической работе, на которую принимаются лица со свидетельствами обучения первого цикла и сертификатом о начальном образовании.

Для того чтобы стать государственным служащим, необходимо выдержать так называемый "внешний конкурс". Открытые конкурсы проходят на национальном уровне. Экзамен делится на письменный и устный. Претендент, сдавший письменный экзамен, допускается к устному.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 2562; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.