Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 6. Эвристические методы исследования систем управления




 

В литературе под эвристическими методами понимаются различные процедуры, направленные на сокращение перебора вариантов.
Эвристические методы увеличивают вероятность получения работоспособного - но не всегда оптимального - решения творческой задачи, возникшей, например, из-за неразработанности конкретной теории, неполноты или недостоверности исходных данных. Эвристические методы способны находить решения даже в очень сложных, непредвиденных ситуациях.

 

Метод активизации технологии творчества.

Метод активизации технологии творчества позволяет решить проблему (поставленную ситуацию) поэтапно и может быть представлен в следующем виде [5]:

1. Формулировка задачи в системных категориях в виде потребительского противоречия. Важной особенностью данного этапа является необходимость принятия решения о стратегии дальнейшей поисковой деятельности.

2. Задача решается на базе условий первого этапа, т.е. отталкиваясь только от системной формулировки задачи. Решение производится за счет личных креативных (творческих) возможностей и информированности разработчика (исследователя, руководителя и т.д.)

3. Если проблемная ситуация не решается на втором этапе простой генерацией идеи, значит пришло время применения методических средств – специальных приемов и логических операторов.

4. Если задача не решается на третьем этапе, следует продолжить решение, используя операторы предварительного «дробления» задачи (оператор выявления противоречия, оператор применения приемов и таблиц разрешения противоречий; оператор применения законов интеграции и дифференциации).

5. Если процедуры четвертого этапа не привели к разрешению проблемной ситуации, следует продолжить решение задачи, используя операторы полного «ослабления» задачи (оператор определения физического противоречия, оператор применения приемов разрешения физических противоречий).

 

Ассоциативные методы.

 

Эти методы основываются на применение в творческом процессе семантических свойств понятий путем использования аналогии их вторичных смысловых оттенков, основными источниками для генерирования новых идей служат ассоциации, метафоры и случайно выбранные понятия[8].

Семантика (франц. sémantique от греч.σημαντικός — обозначающий), также семасиология - наука о понимании определённых знаков, последовательностей символов и других условных обозначений.

К ассоциативным методам относятся:

· Метод каталога

· Метод фокальных объектов

· Метод гирлянд случайностей и ассоциаций

Для большего количества идей решения проблемы прибегают к метафорам. Метафоры служат подсказкой для генерации идеи. Для расширения идей и повышения их оригинальности прибегают к гирляндам ассоциаций.

Если на объект исследования перенести, перенести свойства(критерии) других объектов, резко возрастает число неожиданных альтернатив решений. Эта идея стала основой метода каталога, и усовершенствованного метода фокальных объектов. Дальнейшим развитием метода фокальных объектов стал метод гирлянд ассоциаций. Он помогает найти больше количество подсказок для новых идей путем образования ассоциаций.

 

Метод мозгового штурма (атаки).

Мозговой штурм (англ. brainstorming) - это одномоментный обмен мнениями группы людей, находящихся в одной комнате. Этот прием работает на той основе, что идеи всех присутствующих одинаково хороши, и ничья идея не может быть лучше других.

Здесь необходимо также придерживаться одного правила: никто не имеет права критиковать чужие идеи. Доброжелательность позволяет участникам беседы чувствовать себя более раскованно, они более откровенны и охотнее делятся своими идеями.

Автор метода мозгового штурма - Алекс Осборн[2].

Подготовка мозгового штурма:

1. Сформировать группу генераторов идей (как правило, 5-10 человек). Это должны быть творческие люди, обладающие «подвижным», активным умом.

2. Сформировать экспертную группу, которой предстоит подвергнуть анализу все выдвинутые идеи и отобрать лучшие. На практике нередко сами генераторы, завершив выдвижение идей, выступают как эксперты. В рекламных агентствах в роли эксперта выступает креативный директор.

3. За день-два до штурма разослать участникам оповещение о штурме с кратким описанием темы и задачи (брифинг). Возможно, кто-то придёт с готовыми идеями.

4. Подготовить всё необходимое для записи идей и демонстрации списка:

· Доска и мел;

· Листы бумаги на планшетах и фломастеры;

· Разноцветные стикеры;

· Ноутбук в связке с проектором и т.п.

5. Назначить ведущего мозгового штурма. В большинстве случаев ведущий известен изначально, он и организует брейнсторминг. Выбрать одного или двух секретерей, которые будут фиксировать все идеи.

6. Назначить продолжительность первого этапа, обычно около часа. Участники должно быть известно, что время ограничено, и им необходимо выдать как можно больше идей в отведенный промежуток времени.

7. Поставить задачу - что конкретно нужно получить в результате мозговой атаки. Записать задачу так, чтобы она всё время была на виду. Формулировка задачи и полезная информация содержатся также в брифинге, который роздан в печатном виде.

Участники должны чётко представлять, зачем они собрались и какую проблему собираются решить. В мозговой атаке приветствуется сумятица идей, но не сумятица задач.

Советы специалистов Института организационного консультирования.

1. Проводить мозговую атаку лучше в отдельном помещении. Чтобы все участники чувствовали себя равноправными, их нужно рассадить за «круглым столом».

2. Чтобы достичь максимального погружения в процесс генерации идей, во время мозгового штурма стоит отключить мобильные телефоны, запретить, кому бы то ни было беспокоить участников.

3. Каждый из участников должен высказаться. Если идеи у него иссякли или он не готов их озвучить, он передает слово по кругу.

4. Мозговой штурм - это работа в режиме нон-стоп. Паузы между высказываниями не должны быть дольше 30 сек.

5. Идеи надо высказывать в сжатом виде, даже если в ход идут метафоры и ассоциации.

6. Можно предложить участникам высказать свои соображения о полюсах и минусах конкретной идеи. Эти мысли нужно фиксировать на доске или листах бумаги.

7. Комментарии ведущего («это свежая идея», «очень интересное предложение») стимулируют рождение новых идей у следующих участников.

8. В конце этапа генерации идей надо объявить, что мозговой штурм закончен, или объявить перерыв перед аналитическим этапом работы.

9. Все без исключения идеи надо тут же записывать. Если откладывать это, можно потерять до 40-50% информации.

10. Одобренные коллективным разумом идеи надо оформить в виде конкретных предложений и распространить по подразделениям.

Разновидности мозгового штурма:

1) Индивидуальный мозговой штурм

Все роли - генератора, секретаря, ведущего, оценщика идей - берёт на себя один человек. Фиксация на бумаге, компьютере, диктофоне. Оценка идей отложена.

2) Обратный мозговой штурм

Цель - максимально выявить недостатки рассматриваемого объекта. Генераторы в режиме мозгового штурма составляют список имеющихся или потенциальных дефектов, ограничений, противоречий объекта или идеи. Негативные стороны объекта или идеи усугубляются до крайности. После такого жесткого тестирования идет поиск путей по устранению недостатков.

3) Мозговой штурм с оценкой идей

Введение критики идей. Высокие требования к участникам: квалификация, собранность, умение пользоваться методикой мозгового штурма.

Этапы:

· Генерация идей (может происходить индивидуально и заранее);

· Ознакомление группы с идеями, комментарии авторов;

· Выбор нескольких (3-5) лучших вариантов, фиксация их достоинств и недостатков;

· Обсуждение каждой идеи с мини-штурмами;

· Сужение списка лучших вариантов, ранжирование идей.

4) Мозговая осада

Доказано, что и без явной критики при подаче идей действует механизм «скрытой критики», а именно: нередко новое предложение (которое потом может быть признано неудачным) «задвигает на второй план» высказанную ранее хорошую идею. Для устранения этого недостатка была предложена «мозговая осада», в которой каждую выдвинутую идею надо развивать до предела. Мозговая осада увеличивает затраты времени на поиск идей, хотя обещает более зрелые результаты.

5)Метод «635»

Шесть человек выдвигают по три идеи за пять минут. Затем листки с их мнениями передвигаются, например, по часовой стрелке. За следующие пять минут каждый участник должен ознакомиться со всеми предложениями своего соседа и детализировать их. Так поступают до тех пор, пока каждый не поработал над всеми идеями группы. Через полчаса готовы 18 проработанных предложений. Следуют обсуждение, усовершенствование и выбор наилучших вариантов.

6)Метод корабельного совета

Высказывания идут в соответствии с иерархией. Первым свою идею вносит «юнга», последним — «капитан». Недостаток: после своей очереди новую идею высказать нельзя.

7)Мозговой штурм онлайн

Online brainstorming базируется на многопользовательских интернет - сервисах: форуме, чате, блоге, ICQ, Skype. Устраняется «боязнь оценки», т. к. генераторы идей могут быть анонимными.

Несовершенство метода мозговой атаки заключается в том, что поиск идей идёт случайным образом. Вы никогда не останетесь совсем без идей. Но нет гарантии, что среди ваших решений окажется действительно верное.

 

Пример метода «мозговая атака». Транспортировка железорудного концентрата[10].

Железорудный концентрат, перевозимый на судах с несекционированными трюмами, даже при незначительной качке ведет себя как жидкость. Такая масса причиняет много хлопот: при кренах перетекает от одного борта к другому, создавая угрозу переворачивания. Предложите варианты устранения этого недостатка.

Ведущий. Еще раз напоминаю о полном запрете критики на этапе генерации, даже взглядом, пожатием плеч, скептическим выражением лица и т.п.

(1)* Генератор А. Предлагаю насыпать до самого верха, до полного заполнения трюма. Тогда не будет места для перетекания.

* В скобках номер идеи, а буквы обозначают генераторов, подающих идею.

(2) Б: Можно ограничить свободу, прижимая щитами сверху.

(3) В: Можно сделать так, чтобы при шторме выдвигались боковые «крылья». Тогда качка не страшна.

(4) Г: А можно сделать, чтобы трюм был разделен перегородкой пополам.

(5) А: Лучше опускать их несколько, чтобы были отсеки.

(6) Д: Надо, чтобы были устройства, как на гироскопе, которые компенсируют крены корабля.

(7) В: Когда человек наклоняется, он выбрасывает с противоположной стороны руку. Пусть и корабль так.

(8) Е: А если покрыть какой-нибудь покрышкой?

(9) В: Побрызгать пенополиуретановой жидкостью. Я видел, как герметизируют кузова автомобилей при перевозке зерна.

(10) Г: Сделать вместо окатышей крупные куски. Они сцепляются и не будут кататься.

(11) Б: Заморозить груз. Сначала смочить, а затем заморозить.

Ведущий: Давайте вспомним, что мы перевозим.

(12) А: Ой, можно намагнитить.

(13) Д: Расположить под грузом специальную подушку и накачать. Груз подожмется к потолку трюма.

(14) В: Тогда лучше поджимать сверху.

(15) Е: Обжечь часть груза сверху, чтобы она спеклась в виде корки.

Ведущий. По правилам, генерацию идей не останавливают. У нас другая ситуация. Давайте подведем черту, чтобы оценить идеи. На этом этапе можно слушать доводы сторон и разбивать их «вдребезги». Кто подавал первую идею?

А: Я. Но я подумал, что без специальных вибраторов это не получится. Мама засыпает в банку муку, а я ее потрясу и есть еще много места. Снимаю свое предложение.

Аналитик Н: И вторая идея плохая. Каких же размеров должны быть щиты. Чем их прижимать?

Автор Б: Домкратом.

Н: Сколько же их надо на весь корабль?

Аналитик М.: И перегородки не лучший вариант. А вот поджим воздухом сверху, как подушкой, это хорошо. Так в автомобилях сохраняют жизнь водителю. Только пусть автор покажет решение.

Автор В: Большие емкости из прорезиненной ткани. В свернутом виде - как большая труба. А накачивается бортовым компрессором.

Ведущий А: А как с идей поджима снизу?

Несколько голосов: Это же большая тяжесть. Корабли ведь огромные.

Аналитик З: А вот магнитная идея очень хорошая. И дешевле и компактнее. Электромагниты в виде гирлянды по периметру. А не нужно – выключим.

В примере, приведенном выше, было выдвинуто большое количество идей. В мире запатентованы идеи фиксации с помощью магнитного поля, надувных элементов, изменения консистенции груза и т.п. Практическая применяемость метода «мозговая атака» уникальна, она подходит абсолютно под все, о чем может идти речь. Например, Англия активно использует метод для увеличения научно-экономического потенциала. Конкретнее с помощью метода определяется область научных разработок.

 

Метод синектики.

 

Автором метода синектики является Дж. Гордон, который получил подготовку обучаясь в Калифорнийском, Пенсильванском, Гарвардском, Калифорнийском, Пенсильванском и Бостонском университетах.

Термин «синектика» - означает соединение воедино различных элементов. Первая группа синектиков была сформирована в 1952г., в нее входили люди различных специальностей: архитектор, инженер биолог и дизайнер. На удивление всем эта группа сделала множество изобретений.

При применении метода синектики необходимо объединять людей различных специальностей, обладающих большим «запасом» опыта. В дальнейшем этих людей обучают творческим приемам.

Структура современного метода синектики включает в себя ряд этапов:

1. Формулировка проблемы в общем виде.

На заседание приглашаются специалисты в области проблемы, которые поясняют проблемную ситуацию.

Главная задача специалистов, объективная оценка высказываемых идей и последующая корректировка, если процесс генерации идет производит решения в другой области. А конкретно, быстро сообщить о слабых сторонах решения проблемы.

2. Анализ проблемы.

На этом этапе синекторы начинают выдвижение идей, как они понимают проблему. А точнее нечто непривычно для них, они формулируют в привычное. По существу здесь происходит декомпозиция проблемы на простые составляющие части. Наиболее удачную формулировку(идею) выбирают эксперт или руководитель.

3. Генерирование идей решения проблемы.

Ищется новая точка зрения на рассматриваемую проблему. На этом этапе синекторы стараются превратить из незнакомого в знакомое, и из знакомого в незнакомое.

Для этого синекторы применяют 4 вида аналогии:

· Личную

· Прямую

· Символическую

· Фантастическую

Аналогия (др. греческий ἀναλογἰα - соответствие, сходство) - подобие, равенство отношений; сходство предметов (явлений процессов) в каких-либо свойствах, а также познание путем сравнения.

Личная аналогия - отождествление себя с исследуемым объектом. Решая задачу они как бы становятся исследуемым объектом. Для понятного описания чувств с отождествляемым объектом необходимо использовать приемы:

· Описание факторов отождествляемого воображаемого объекта от первого лица.

· Описание эмоций и чувств от первого лица.

· Описание трудности, цели, функции с отождествляемым объектом от первого лица.

Прямая аналогия - это ассоциативное отождествления себя с воображаемым объектом, основанный на родстве выполняемых жизненных функций человека.

Символическая аналогия - абстрактная аналогия. Требуется в любой форме высказать фразу, отражающую суть проблемы.

Фантастическая аналогия – вводятся фантастические фигуры (герои), средства, выполняющие то что требуется по условиям задачи.

Фантастическая аналогия способствует взрыву выдаваемых идей, свежих, нерациональных, активизируя тем самым творческое мышление, но сформулировать их достаточно проблематично (не имеют определений).

4. Перенос идей возникших в 3 этапе, во второй этап или первый этап.

Важное значение имеет критическая оценка экспертов, которые разъясняли суть проблемы.

5. Развитие и конкретизация. (Решение)

В этом этапе выбирается та идея, которая наиболее соответствует поставленной цели.

 

Тесты для самопроверки:

 

1) Какие методы исследования систем управления относятся к эвристическим?

а) метод активизации технологии творчества;

б) ассоциативные методы;

в) метод мозгового штурма;

г) метод синектики;

д) всё вышеперечисленное.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 1685; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.052 сек.