Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социально-психологические методы. Экономические методы управления - это совокупность способов создания экономических условий, побуждающих работников и трудовые коллективы действовать в нужном




Экономические методы управления - это совокупность способов создания экономических условий, побуждающих работников и трудовые коллективы действовать в нужном направлении и добиваться решения поставленных перед ними задач.

Экономические методы

Экономические методы предполагают косвенное воздействие на объект управления. Исполнителю устанавливаются цели и общая линия поведения, в рамках которых он самостоятельно ищет наиболее предпочтительные для него пути достижения целей. Своевременное и качественное выполнение заданий вознаграждается, прежде всего денежными выплатами. Таким образом, в основе экономических методов лежит материальная заинтересованность в результатах своего труда.

Система средств экономического воздействия включает:

1. Планирование;

2. Экономический анализ,

3. Материальное стимулирование;

4. Хозяйственный расчет;

5. Кредиты;

6. Финансирование;

7. Цены и другие рычаги механизма хозяйствования.

Воздействие каждого из них на управляемый объект в зависимости от уровня управления будет разным.

В управлении производством очень важную роль играет внутрихозяйственное планирование. Своевременная разработка реальных плановых заданий каждому производственному подразделению позволяет руководителям и всем членам коллектива не только понимать цели и задачи своего труда, но и во-многом самим определять пути их решения.

Экономический анализ позволяет выявлять причины не выполнения планов, а также пути и резервы совершенствования производства, а значит улучшения экономический показателей.

Материальное стимулирование является одним из важнейших средств экономического воздействия. Ведущее место в нем занимает основная оплата труда, а также система премирования. Кроме того, сюда относятся: оплата туристических путевок, путевок в дома отдыха и т.д.

Внутрихозяйственный расчет обеспечивает связь заработка работников с результатами труда, его количеством, качеством, а также экономным расходованием ресурсов.

Такие средства экономического воздействия как кредит, финансирование, цена имеют большее влияние на деятельность всего предприятия, чем на отдельных работников.

Установлено, что результаты труда во многом зависят от целого ряда психологических факторов. Умение учитывать эти факторы и с их помощью целенаправленно воздействовать на отдельных работников поможет руководителю сформировать коллектив с едиными целями.

Социологические исследования свидетельствуют, что если успех деятельности хозяйственного руководители на 15% зависит от его профессиональных знаний, то на 85% - от умения работать с людьми. Японские социологи утверждают, что от настроения, желания человека работать и от того, какая морально-психологическая обстановка в коллективе производительность труда примерно в 1,5 раза может увеличиться или в несколько раз уменьшиться.

Социально-психологические методы – это совокупность специфических способов воздействия на личностные отношения и связи, возникающие в трудовых коллективах, а также на социальные процессы, протекающие в них.

Социально-психологические методы сводятся к двум основным направлениям:

1. Формирование благоприятного морально-психологического климата в коллективе, способствующего большей отдаче при выполнении работы за счет повышения настроения людей;

2. Выявление и развитие индивидуальных способностей каждого, позволяющее обеспечить максимальную самореализацию личности в производственном процессе.

Именно поэтому для менеджеров необходимы знания в области социальной психологии, социологии, педагогики и т.д.

К основным формам воздействия в рамках социально-психологических методов управления относятся:

1. Планирование социального развития коллектива;

2. Убеждение как метод воспитания и формирования личности;

3. Моральное стимулирование как коллективное, так и личное.

4. Личный пример и авторитет руководителя;

5. Средства социальной преемственности: традиции коллектива, обряды, знаки памятных событий, фотоальбомы и стенды, конкурсы, торжественные собрания, смотры художественной самодеятельности и т.д.

6. Средства социальной профилактики: различные формы предупреждений, поручительства, более тщательный контроль за нарушителями трудовой дисциплины.

При применении тех или иных методов социально-психологического воздействия необходимо, прежде всего, учитывать мотивы поведения работников, их личностные качества, а также психологический климат коллектива.

Успех деятельности руководителя в этом направлении зависит от того, насколько правильно он применяет различные формы социально-психологического воздействия, которые, в конечном счете, формируют здоровые межличностные отношения. Большое социально-психологическое воздействие на работников оказывают личностная характеристика самого руководителя и применяемый им стиль управления.

 

Тема 10. Коммуникации в процессе управления

Вопросы: 1. Информационное обеспечение управления

2. Понятие коммуникаций.

3. Виды коммуникаций.

4. Барьеры в коммуникационном процессе.

5. Совершенствование коммуникаций.

1. Информационное обеспечение управления

С позиций технологии управление представляет собой процесс получения, переработки и передачи разнообразной информации.

Слово «информация» латинского происхождения и означает: осведомление, разъяснение, изложение. Под информацией понимают упорядоченные сведения о процессах и явлениях, совокупность каких-либо данных, которые: а) принимаются; б) понимаются; в) оцениваются конечным потребителем.

Управленческая информация – это основа любого управленческого действия, принятия любого управленческого решения. Под управленческой информацией понимают сведения, являющиеся объектом хранения, передачи, преобразования. Она устраняет неопределенность, позволяет изучить состояние объекта управления, формы и методы деятельности.

В процессе управления информация необходима для:

1. Координации деятельности работников.

2. Выработки согласованных действий.

3. Контроля за ходом хозяйственных процессов.

4. Принятия управленческих решений.

5. Реализации управленческих решений.

Информация является товаром, который имеет свою цену. Она может составлять коммерческую тайну и является одним из видов интеллектуальной собственности, вносимой в качестве вклада в уставный капитал предприятия при его создании (ноу-хау)

В процессе управления происходит постоянный обмен информацией, в основном производственной и экономической.

Управленческая информация – это совокупность сведений о положении и процессах, протекающих внутри предприятия и его окружении, являющаяся объектом хранения, передачи, преобразования. Она устраняет неопределенность, позволяет изучить состояние объекта управления и является основой любого управленческого действия, принятия любого управленческого решения.

В процессе производства в управляемой подсистеме происходит постоянное накопление сведений о наличии ресурсов, об объемах производства, о полученных результатах, т.е. зарождается производственная информация. Она накапливается, собирается и через экономическую информацию передается в управляющую подсистему. Такой вид информации относится к внутренней.

К внешней информации относят решения вышестоящих органов управления, нормативные, правовые и другие документы, данные маркетинговых исследований рынка и т.д.

Правильное информационное обеспечение является важнейшим условием обоснованности решений, принимаемых работниками аппарата управления. Поэтому, информация должна быть:

1. Своевременной. Опоздание с ее представлением делает информацию практически бесполезной, ненужной. Она очень быстро стареет, поэтому ее надо использовать оперативно.

2. Достаточно полной.

3. Достоверной. Должен быть проведен ее качественный анализ и профессиональная оценка данных. Надежная информация позволяет принимать безрисковые решения или решения с минимальным риском финансовых потерь.

4. Сопоставимой и однородной.

а)Приведение сравниваемых показателей к одному количественному базису (на 1 руб. ОФ, на 1 кв. м. и т.д.);

б)Нейтрализация влияния ценового фактора (в сопоставимых ценах);

в)Сопоставление данных только за одинаковый календарный период.

 

Информацию классифицируют по различным признакам:

1. По целевому назначению:

- плановая;

- отчетная;

- учетная;

- статистическая;

- производственно-оперативная.

2. По стадиям формирования:

- первичная (содержит много лишнего, ненужного);

- промежуточная (обработанная);

- сводная (конечная) – для принятия решений.

3. По степени надежности:

- достоверная,

- вероятностная (м/б искаженной).

4. По способу изображения:

- текстовая,

- табличная (цифровая),

- графическая.

5. По направлению движения:

- исходящая,

-входящая.

6. По насыщенности:

- достаточная,

- недостаточная,

- избыточная.

И др.

Управляющая подсистема на основе полученной внутренней и внешней информации принимает управленческие решения и передает команды, приказы управляемой подсистеме, поэтому к информации, составу ее показателей, их достоверности, срочности, детальности предъявляются в наше время высокие требования. Информация должна соответствовать задачам, которые стоят перед каждым звеном управления.

Выделяют недокументипрованную и документированную информацию. К недокументированной относятся устные сообщения, передаваемые непосредственно или средствами связи, а также нефиксируемые визуальные наблюдения. Однако информация чаще принимает фиксированный, документальный характер.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 620; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.