КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция № 5
ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ РАБОТЫ МАШИННО-ТРАКТОРНОГО ПАРКА ОПЕРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ РАБОТОЙ МТП.
ОПЕРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ РАБОТОЙ МТП
Под оперативным управлением работой МТП подразумевают такой процесс управления, при котором своевременно и быстро принимают и доводят до исполнителей решения по всем вопросам эффективного использования и обслуживания сельскохозяйственной техники в течение всего года. Выполнение полевых механизированных и других работ в жесткие установленные сроки, определяемые агротехническими требованиями, требует оперативного управления работой МТП. Оперативное управление работой МТП является системным структурным элементом общей системы управления производством всего сельскохозяйственного предприятия. Оперативное управление включает четкое и своевременное выполнение следующих необходимых организационных мероприятий: сбор, обработка и изучение производственной информации; объективная оценка складывающейся на данный момент производственной ситуации; принятие эффективных решений и оперативное доведение их до исполнителей; организация своевременного выполнения принятых решений. Диспетчерская служба. Материально-технической базой оперативного управления как всем хозяйством, так и непосредственно работой МТП служит диспетчерская служба. Под диспетчерской службой при этом подразумевают комплекс организационно-технических мероприятий и средств, обеспечивающих централизованное оперативное управление сельскохозяйственным производством в масштабе всего хозяйства. Диспетчерское управление инженерной службой и непосредственно работой МТП является составным структурным элементом диспетчерской службы всего хозяйства, которая, в свою очередь, входит в состав районной и областной диспетчерской служб.
Примерная структурная схема оперативного управления инженерной службой крупного хозяйства (колхоза совхоза, АО, АОО и т. д.) с использованием диспетчерской связи показана на рисунке 3 (Лекция № 4). В соответствии со схемой главный инженер-механик в общем случае может управлять инженерными службами и их руководителями как через диспетчерскую службу, так и непосредственно. Предусмотрена также связь с руководителями производственных подразделений, включая бригады, отделения, участки и т. д. На базе представленной общей схемы оперативного управления инженерными службами и работой МТП могут быть получены схемы управления для более мелких хозяйств, включая фермерские. В качестве технических средств оперативного управления работой МТП в зависимости от размеров хозяйства могут быть использованы соответствующие виды современной связи. Возможна также установка средств оперативной связи на отдельных агрегатах и транспортных средствах, включая средства для слежения за местонахождением каждого агрегата. Диспетчерская служба на базе указанных технических средств выполняет следующие основные задачи: обеспечивает своевременную разработку и корректировку оперативных планов и доведение их до исполнителей; принимает, обрабатывает и систематизирует оперативные данные о ходе выполнения работ и информирует о них главного инженера и других ответственных руководителей; контролирует своевременное выполнение планов проведения технических обслуживаний и ремонтов тракторов, сельскохозяйственных машин и оборудования; обеспечивает оперативное устранение причин, нарушающих плановый ритм выполнения технологических процессов; обеспечивает непрерывную связь между руководителями хозяйств, отдельными службами и исполнителями; принимает заявки от подразделений и участков на материально-техническое обеспечение; контролирует выполнение этих заявок; ведет установленную для диспетчерской связи документацию и т. д.
Научные методы оперативного управления работой МТП. На работу МТП в зависимости от природно-производственных условий влияет множество факторов, включая климат, почвенные особенности, размеры и удаленность полей, наличие соответствующих марок тракторов и сельскохозяйственных машин, обеспеченность ремонтной базой, механизаторскими кадрами и т. д. Оперативное принятие правильных решений по эффективному использованию МТП в этих условиях невозможно без широкого применения современных научных методов управления и принятия оптимальных (наилучших) решений на базе компьютерной техники. Общей научной основой оптимального решения любых производственных и технических задач, включая задачи эффективного использования МТП, служит математическое моделирование производственных процессов. В упрощенном виде оно предусматривает представление этого процесса в формализованной форме — в виде формул или функций, достаточно полно отражающих наиболее важные принципиальные особенности этого процесса с учетом влияния основных факторов. Для оперативного оптимального решения соответствующих производственных задач по математической модели на компьютере разрабатывается соответствующая программа, учитывающая влияние всех основных факторов в заданных конкретных условиях ипользования МТП. При наличии этой программы от специалиста инженерной службы требуется только введение соответствующих исходных данных, характеризующих условия выполнения производственного процесса с учетом поставленной цели решения задачи — получение наибольшей прибыли, максимальной производительности при наименьших затратах и т. д. В математических моделях могут быть отражены также изменчивость погодных и почвенных условий, урожайность сельскохозяйственных культур и т. д. Математические модели, связанные с решением технико-экономических задач, называют также экономико-математическими моделями.
Типичный пример такой модели — экономико-математическая модель обоснования оптимального состава МТП хозяйства. В качестве критерия (показателя) оптимальности или целевой функции в таких моделях наиболее часто используют суммы приведенных затрат на выполнение всех работ в хозяйстве за год с учетом ограничений на объемы работы, сроки их выполнения и т. д. На основе такой математической модели определяют: оптимальные марки и число тракторов и сельскохозяйственных машин; соответствующие сроки выполнения работ; потребность в механизаторах и т. д. Такая математическая модель позволяет решать и oneративные задачи управления работой МТП с учетом складывающейся производственной ситуации на данный момент. Уровень теоретической подготовки современных инженерно-технических работников должен позволять им успешно pешать задачи оперативного управления работой МТП.
ОРГАНИЗАЦИЯ МАТЕРИ АЛ ЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАБОТЫ МТП Под материально-техническим обеспечением в общем случае подразумевают надежное современное снабжение хозяйства необходимыми машинами, оборудованием и запасными частями к ним, а также материалами как для работы этих машин и оборудования, так и всех отраслей хозяйства. Решением задач материально-технического обеспечения хозяйства в целом и непосредственно работы МТП в соответствии со структурной схемой занимаются службы материально-технического снабжения и обеспечения нефтепродуктами. Задачи этих служб — своевременное составление заявок, приобретение и доставка в хозяйство необходимых машин и оборудования, запасных частей к ним и других необходимых материалов. Методы определения необходимого числа машин по видам изложены в лекциях №1, №2, №3. Требуемое число сборочных единиц обменного фонда для всего хозяйства вычисляют по упрощенной формуле 1. (1) т- число машин, а которых устанавливают данные сборочные единицы; р — число сборочных единиц на одну машину; Тв — время полного восстановления сборочной единицы, включая время транспортировки;
Кн — коэффициент, учитывающий отклонения от установленных сроков восстановления и других нормативов (Кн = 1,2…1,8); Т ср – средний срок работы сборочной единицы до замены.
Меньшие значения Кн принимают для крупных хозяйств и наоборот. Число сменных рабочих органов машин и восстанавливаемых запасных частей также рассчитывают по упрощенной формуле 2. (2) пз.ч. число восстанавливаемых запасных частей; тм —число однотипных машин; рм — число деталей или рабочих органов на одну машину; с, Тр — соответственно сезонная нагрузка на одну машину и средняя периодичность замены детали, га, ч; п рем — число ремонтов детали за срок ее службы; Астр — число комплектов страхового фонда на одну машину.
При наличии обоснованных норм расхода запасных частей требуемое число их определяют по формуле 3. (3) Мн - норма расхода данной детали на 100 машин в год.
Требуемое количество материалов на ремонт, техническое обслуживание и хранение машин рассчитывают в соответствии с имеющимися нормативами по формуле 4. (4) Qm – требуемое количество материалов, кг, шт. и т.д.; Пр – годовая программа работ данного вида; Мн.м – норма расхода материала данного вида на одну машину.
Годовую потребность хозяйства в топливе каждого вида определяют по статическим данным прошлых лет или упрощенным расчетом по формуле (5). (5) Qт.г– годовой расход топлива, т; εт.д – поправочный коэффициент, учитывающий дополнительный расход топлива, связанный с переездами, подготовкой полей и т.д.; Fί – объем ί –й работы, га, т и т.д.; Qт.ί - расход топлива за единицу выполненной работы, кг/га, кг/т и т.д.
При отсутствии более достоверных данных приближенно можно принять εт.д = 1,05…1,08. Значения Fί и Qт.ί берут по технологическим картам и по нормам выработки и расхода топлива на механизированные работы. По Qт.г определяют требуемую вместимость резервуаров для хранения топлива, м3, формула 6. (6) ε - коэффициент, учитывающий необходимый производственный запас нефтепродуктов; ρ – плотность топлива.
Для дизельного топлива и бензина соответственно можно принятьусредненные значения р = 825 кг/м3 и р = 700 кг/м3. Численное значение ε зависит от условий доставки нефтепродуктов в хозяйство и может изменяться от 0,1 до 0,5. Усреднено для обычных хозяйств можно принять ε = 0,15...0,20. Потребность в топливе за месяц, сезон и т. д. можно рассчитать по формуле (5). Описанные общие принципы организации инженерно-технической службы справедливы и для вновь создаваемых машинно-технологических станций (МТС), число которых по всей Российской Федерации непрерывно растет. Основные задачи МТС в соответствии с имеющимися рекомендациями: оказание услуг в производстве механизированных работ; переработка сельскохозяйственной продукции; предоставление техники в аренду и прокат; оказание услуг в области технического сервиса, включая техническое обслуживание и ремон техники; производство запасных частей; материально-техническое снабжение сельскохозяйственных предприятий в зоне обслуживания; производство строительных работ и др. С учетом указанных направлений деятельности формируют и структуру инженерно-технической службы современных МТС на основе общих принципов специализации и разделения труда. В сферу деятельности инженерно-технических служб крупных хозяйств и МТС могут быть включены и фермерские хозяйства, исключительно по желанию самих фермеров. По заявкам фермеров им могут оказывать следующие виды услуг как на постоянной, так и на временной или разовой основе: выполнение механизированных работ по производству и реализации сельскохозяйственных продуктов; прокат техники; по эффективному использованию и обслуживанию техники; продажа и предпродажный сервис техники и др. Все указанные услуги возможны лишь на добровольной взаимовыгодной основе, что является основополагающим принципом рыночной экономики.
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 2633; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |