Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Менеджер – профессиональный управляющий, специально обученный и натренированный




Личностно-деловые качества менеджера в значительной мере предопределяют его опыт и способности. Опыт руководителя формируется в результате его обучения, приобретения практических навыков, умения и привычек.

Опыт, прежде всего, определяет профессиональную компетентность менеджера, т.е. знание дела: теоретические познания в области управления экономики, права, в аналитических способностях и в способности предвидения перспектив развития руководимого предприятия, педагогические навыки, умение объективно оценивать способности подчиненных, наличие трудовых навыков. Также опыт предполагает морально-этическую зрелость руководителя: честность, порядочность, соблюдение принципов морали и этики, верность данному слову, чувство ответственности и самокритичность.

Но не каждый работник, даже имея опыт и морально-этическую зрелость, может стать менеджером. Для этого необходимы определенные личные качества и управленческие способности.

Управленческие способности– качества личности, данные от природы. Управленческие способности предполагают наличие врожденных способностей быть лидером, обладать умением влиять на поведение других людей. Управленческие способности предполагают наличие у менеджера организаторских способностей и определенных личных качеств.

К организаторским способностям можно отнести четкое определение цели деятельности объекта управления, способность координировать деятельность подразделений, умение планировать свою работу и работу подчиненных, энергичность, предприимчивость, умение делегировать полномочия, способность разъяснять задание подчиненным и проконтролировать его.

К личным качествам менеджера следует отнести коммуникабельность, доброжелательность, обаяние, уравновешенность, настойчивость и целеустремленность.

Умение налаживать контакты с другими людьми, т.е. коммуникабельность – одно из основных требований, предъявляемых к руководителю.

Коммуникабельность позволяет реализовать на практике основные функции общения: обмен информацией, передачу эмоционального отношения и обеспечение изменения поведения в результате общения. Коммуникабельность зависит не только от врожденных качеств человека, но и от адаптивных: умение реагировать на изменения ситуации, от поведения в экстремальных ситуациях, от стремления помочь людям.

Перечисленные требования к менеджеру создают социально-психологическую модель идеального руководителя. Руководитель должен стремиться привести предприятие к успеху и осознать, что это он может сделать только совместно с коллективом. Поэтому ему необходимо добиваться доверия своих подчиненных, совершенствовать технологию управления, выявлять возникающие проблемы и решать их.

Менеджеры, работающие в одиночку, не могут быть эффективными. Менеджер не может руководить людьми, если он не может добиваться практических результатов от подчиненной ему группы. Групповая работа требует умения влиять на людей.

Исходя из вышесказанного, факторами успешной деятельности руководителя будут являться:

- умение создавать результаты и желание работать для их достижения;

- желание и способность нести ответственность за порученное задание и принимать рискованные решения;

- готовность начинать процессы изменений, управлять ими и использовать в интересах организации;

- готовность использовать открытый способ управления, приветствующий сотрудничество;

- искусство принимать быстрые решения;

- способность сосредотачиваться на настоящем и будущем;

- способность видеть изменения, происходящие как внутри организации, так и вне ее, и использовать их;

- творческий подходи к работе;

- постоянное совершенствование, хорошая общая и физическая форма;

- умение правильно использовать свое время;

- готовность к мотивированию себя и персонала.

 

Специфика труда менеджера

В деятельности руководителя принять выделять две составляющие: умение возглавить коллектив и умение организовать личную работу.

Умение возглавить коллектив заключается в способности направлять усилия коллектива на решение задач, стоящих перед данной организацией. Поэтому в содержание труда руководителя входит умение планировать, организовать, направлять, контролировать, работать с кадрами.

I. Планировать – это значить устанавливать порядок действий на предприятии. От правильного распределения времени на решение текущих и перспективных задач зависят эффективность его труда и степень реального воздействия руководителя на процессы организации. Планирование в организации может быть текущим и стратегическим.

На торговых предприятиях к текущему планированию относится: организация завоза и реализации товаров, повседневный контроль, оперативное устранение причин, мешающих нормальному ходу торгово-технологического процесса.

Перспективное или стратегическое планирование позволяет обеспечить устойчивую работу торгового предприятия на более длительный период. Руководитель должен своевременно ставить стратегические задачи перед коллективом и заблаговременно создавать условия для их выполнения.

При стратегическом планировании перед руководителем стоят следующие задачи:

- установить, куда ведет выбранный курс (спрогнозировать);

- определить, когда и как достичь цели (развить стратегии);

- установить приоритеты, последовательность и временные интервалы шагов (составить программу);

- выделить ресурсы (бюджетировать);

- стандартизировать методы (устанавливать процедуры);

- принять постоянно действующие решения по важным, часто встречающимся вопросам (сформировать линию поведения).

II. Организовать – построить работу для эффективного выполнения цели. Это значит:

- установить организационную структуру;

- определить линии связи для облегчения координации (описать взаимоотношения);

- определить взаимоотношения, ответственность и полномочия (создать описание должностей);

- определить квалификации специалистов на каждую должность.

III. Направлять – выполнять действия, направленного на достижение желаемого результата. Для этого необходимо:

- устанавливать ответственность и точную отчетность по результатам (делегировать);

- убеждать и вдохновлять людей на выполнение желаемых действий (мотивировать);

- прилагать усилия в наиболее эффективных комбинациях (координировать);

- стимулировать творчество и инновации для достижения целей (управлять изменениями).

IV. Работать с кадрами – подобрать компетентных людей на должности в организации. Эта работа включает в себя:

- подбор, оценка и выбор кандидатов на должности;

- знакомство новых людей с ситуацией;

- отработка навыков (обучение);

- повышение квалификации.

V. Контролировать – обеспечить продвижение к целям согласно плану. Для этого необходимо:

- определить, какие данные абсолютно необходимы, когда и как (установить систему сообщений);

- установить, какие условия должны будут иметь место для надлежащего исполнения ключевых обязанностей (установить стандарты исполнения);

- определить степень отключения от целей и стандартов (измерить результаты);

- откорректировать планы, дать консультации по соблюдению стандартов, запланировать заново и повторить цикл (корректировка);

- вознаградить или наказать (оценить).

Руководитель – это не только глава организации (или подразделения), но и человек, ответственный за судьбу подчиненных. Забота о каждом работнике и о коллективе в целом – неотъемлемая черта хорошего руководителя. На этом основана «Теория человеческих отношений» Э.Мэйо, это доказывает практика японского менеджмента. В ответ на заботу руководителя работник будет старательнее и быстрее выполнять порученное дело, что в конечном итоге повысит эффективность работы организации. А она, в свою очередь, в значительной мере зависит от организации труда руководителя. Для повышения эффективности работы организации руководитель должен научиться планировать свое рабочее время.

Японские менеджеры считают, что один час, потраченный на планирование, экономит три-четыре часа при выполнении работы. Руководителю необходимо составлять недельный и дневной планы работы. При составлении недельного плана нужно придерживаться следующих правил:

× загружать свой рабочий день не более, чем на 60 % (могут возникнуть незапланированные дела);

× вносить в план предполагаемые совещания;

× отмечать время, требуемое для выполнения задания;

× выделять и группировать мелкие работы.

На основе недельных планов составляются ежедневные. При их выполнении тоже нужно придерживаться определенных правил:

× выполнять намеченные на день задачи до конца;

× рабочий день начинать с 10-15 минутного обдумывания предстоящей на день работы;

× определять последовательность выполнения работ: начинать лучше с самого трудного задания;

× заканчивать работу, оставшуюся незаконченной накануне;

× не начинать рабочий день с разбора почты, т.к. она редко содержит что-то срочное;

× вычеркивать из плана работы на день каждое выполненное задание.

Правильная организации личной работы руководителя предполагает овладение такими основными видами труда руководителя, как проведение деловых бесед, собраний, совещаний, работы с документами, разговор по телефону.

 

Проведение собраний и совещаний

В настоящее время довольно широко распространена практика коллективного обсуждения многих вопросов. Еще на стадии планирования работы руководитель намечает, когда и какие совещания и собрания будут проведены, определяет тематику и состав участников, место проведения.

К плановым совещаниям и собраниям с большим количеством участников подготовка начинается за полторы-две недели до их проведения. Уточняется дата, место и время проведения мероприятия, его повестка, состав участников, докладчиков, а также выясняется необходимость привлечения к подготовке мероприятия различных служб учреждения. Затем оповещаются участники совещания с помощью телефонограмм, приглашений.

Типовой текст приглашения включает: название учреждения, характер совещания, час, дату и место его проведения, рассматриваемые вопросы, инициалы и фамилию приглашаемого. Подписывает приглашение руководитель. В тексте приглашения следует указать продолжительность совещания. Если участник совещания является докладчиком, то это необходимо указать в тексте приглашения.

Накануне совещания секретарь напоминает докладчикам о времени начала совещания, порядковом номере выступления и его продолжительности.

За час-полтора до начала совещания секретарь готовит для членов президиума папку с материалами совещания, чистую бумагу, карандаши, скрепки, графин с чистой водой и стакан или минеральную воду и т.п.

Если на совещании присутствуют гости, их следует проводить в зал и усадить в первых рядах. Остальные участники совещания размещаются произвольно.

По окончании совещания секретарь должен провести корректировку текста с руководителем и выступавшими, собрать тексты докладов и выступлений, на основании которых оформляется протокол.

Во время проведения совещания основной задачей руководителя (председательствующего) – создать условия для эффективного обмена мнениями участников совещания и выработке коллективного решения.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 746; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.