КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Логико-интуитивные методы исследования систем управления 189
Очень важную роль в успехе «мозговой» атаки может играть работа ведущего, от которого во многом зависит создание эффективного механизма творческого использования метода в достижении поставленных целей. Поэтому он должен уметь управлять полем поиска идей и решений, создавать творческую атмосферу, психологическую поддержку активности, акцентировать внимание участников на приоритетных направлениях и ключевых факторах, мотивировать генерацию как можно большего количества предложений, точность аргументации, практическую направленность, предельную конкретность, использование сравнительного анализа. Затем ему следует выявлять и обеспечивать выбор, развитие и реализацию наиболее эффективных идей и предложений. В процессе проведения «мозговой» атаки необходимо руководствоваться определенными принципами: • использование в качестве участников творческой группы обязательно активных, преимущественно коммуникабельных профессионалов с развитым научным воображением и интуицией, позитивным критическим и независимым мышлением, широким научным интересом, кругозором и опытом, логическим и неординарным исследовательским подходом, чувством воображения, фантазии, терпимости к чужим идеям и высокой ответственности, чтобы группа в целом обладала высоким творческим и аналитическим потенциалом; однако в работе группы могут принимать участие специалисты и с более низким уровнем квалификации, знаний и опыта, что будет способствовать выдвижению разнообразных идей и решений; • мотивация выдвижения разнообразных идей и предложений; • запрещение критики и обоснования выдвигаемых идей и предложений (на постановочно-генерационном этапе работы), так как главное на первом этапе — поиск как можно большего количества различных идей, предложений и вариантов решения проблемы, поэтому любая идея, даже наивная или абсурдная, может стать импульсом для рождения других идей и предложений по рациональному решению проблемы;
• сбалансированный позитивизм при проведении анализа идей; • конструктивизм, обеспечивающий ориентацию выработанных идей на решение проблемы на основе реальности, эффективной системной программы действий. • наличие социально-психологической атмосферы творчества (как среди участников, так и при использовании самого метода), открытости и безопасности, непринужденности, взаимотерпимости и научной раскрепощенности; Глава 5 • наличие регламента времени на выдвижение идей, чтобы идеи выдвигались с меньшими временными возможностями на критическое их восприятие и поиск в них противоречий; • полнота анализа, обобщения и четкая критериальность оценки идей; критериальность в оценке идей может проводиться на соответствие цели исследования, рациональности, реальности, обеспеченности ресурсами и т.п. Выполнение указанных принципов будет способствовать более эффективной работе участников при проведении «мозговой» атаки. Длительность процесса «мозговой» атаки не должна превышать 2-3 ч. К наиболее важным негативным факторам, проявляющимся при проведении «мозговой» атаки и снижающим ее эффективность, относятся: критика идей (особенно на первом этапе), так как она уменьшает активность по выдвижению идей; пассивность участников; поиск «правильных решений» на первом этапе; попытка обоснования идей на первом этапе; официальность и формальность проведения процедуры «атаки». МЕТОД «КОЛЛЕКТИВНОГО БЛОКНОТА» Данный метод предполагает создание банка идей членами рабочей группы, состоящей из специалистов по решаемой проблеме. Предварительно руководитель группы уясняет и формулирует задачу использования метода. В соответствии с этим каждый член такой группы выдвигает независимо друг от друга соответствующие идеи и записывает их в блокнот или карточки определенной формы, которые по истечении определенного времени передаются руководителю группы. Для этого отводится конкретный период времени, например месяц, декада или иной срок. Руководитель группы комплектует общий банк идей.
В последующем на одном из творческих совещаний проводится обсуждение идей и вырабатываются рекомендации для принятия решения. На рис. 5.8 приведена одна из возможных форм карточки при использовании метода «коллективного блокнота» для целей определения и формулирования проблем в СУ предприятием одним из членов рабочей группы.
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 268; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |