Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Логико-интуитивные методы исследования систем управления 189




Очень важную роль в успехе «мозговой» атаки может играть ра­бота ведущего, от которого во многом зависит создание эффектив­ного механизма творческого использования метода в достижении поставленных целей. Поэтому он должен уметь управлять полем поиска идей и решений, создавать творческую атмосферу, психоло­гическую поддержку активности, акцентировать внимание участни­ков на приоритетных направлениях и ключевых факторах, мотиви­ровать генерацию как можно большего количества предложений, точность аргументации, практическую направленность, предельную конкретность, использование сравнительного анализа. Затем ему следует выявлять и обеспечивать выбор, развитие и реализацию наиболее эффективных идей и предложений.

В процессе проведения «мозговой» атаки необходимо руково­дствоваться определенными принципами:

• использование в качестве участников творческой группы обя­зательно активных, преимущественно коммуникабельных профес­сионалов с развитым научным воображением и интуицией, пози­тивным критическим и независимым мышлением, широким науч­ным интересом, кругозором и опытом, логическим и неординар­ным исследовательским подходом, чувством воображения, фанта­зии, терпимости к чужим идеям и высокой ответственности, чтобы группа в целом обладала высоким творческим и аналитическим по­тенциалом; однако в работе группы могут принимать участие спе­циалисты и с более низким уровнем квалификации, знаний и опы­та, что будет способствовать выдвижению разнообразных идей и решений;

• мотивация выдвижения разнообразных идей и предложений;

• запрещение критики и обоснования выдвигаемых идей и предложений (на постановочно-генерационном этапе работы), так как главное на первом этапе — поиск как можно большего количе­ства различных идей, предложений и вариантов решения проблемы, поэтому любая идея, даже наивная или абсурдная, может стать им­пульсом для рождения других идей и предложений по рациональ­ному решению проблемы;

• сбалансированный позитивизм при проведении анализа идей;

• конструктивизм, обеспечивающий ориентацию выработанных идей на решение проблемы на основе реальности, эффективной системной программы действий.

• наличие социально-психологической атмосферы творчества (как среди участников, так и при использовании самого метода), открытости и безопасности, непринужденности, взаимотерпимости и научной раскрепощенности;

Глава 5

• наличие регламента времени на выдвижение идей, чтобы идеи выдвигались с меньшими временными возможностями на критическое их восприятие и поиск в них противоречий;

• полнота анализа, обобщения и четкая критериальность оцен­ки идей; критериальность в оценке идей может проводиться на со­ответствие цели исследования, рациональности, реальности, обес­печенности ресурсами и т.п.

Выполнение указанных принципов будет способствовать более эффективной работе участников при проведении «мозговой» атаки.

Длительность процесса «мозговой» атаки не должна превышать 2-3 ч.

К наиболее важным негативным факторам, проявляющимся при проведении «мозговой» атаки и снижающим ее эффективность, относятся: критика идей (особенно на первом этапе), так как она уменьшает активность по выдвижению идей; пассивность участни­ков; поиск «правильных решений» на первом этапе; попытка обос­нования идей на первом этапе; официальность и формальность проведения процедуры «атаки».

МЕТОД «КОЛЛЕКТИВНОГО БЛОКНОТА»

Данный метод предполагает создание банка идей членами рабо­чей группы, состоящей из специалистов по решаемой проблеме. Предварительно руководитель группы уясняет и формулирует зада­чу использования метода. В соответствии с этим каждый член такой группы выдвигает независимо друг от друга соответствующие идеи и записывает их в блокнот или карточки определенной формы, кото­рые по истечении определенного времени передаются руководите­лю группы. Для этого отводится конкретный период времени, на­пример месяц, декада или иной срок. Руководитель группы ком­плектует общий банк идей.

В последующем на одном из творческих совещаний проводится обсуждение идей и вырабатываются рекомендации для принятия решения.

На рис. 5.8 приведена одна из возможных форм карточки при использовании метода «коллективного блокнота» для целей опреде­ления и формулирования проблем в СУ предприятием одним из членов рабочей группы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 268; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.