КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Логико-интуитивные методы исследования систем управления 191КАРТОЧКА ПРОБЛЕМ Фамилия И.О._Должность_ Содержание проблемы:_ Причины и служба-виновник:_ Последствия проблемы:_ Внимание! Вы должны сформулировать проблему, а не предложения или рекомендации (мероприятия). Оцените проблему по 10-балльной шкале, балл: А — важность проблемы для организации: малая — 0—3, средняя — 4—7, большая — 8—10; Б — реализуемость проблемы силами организации: малая — 0— 3, средняя 4—7, большая — 8—10; В — тенденцию обострения проблемы в будущем: снижается — 0, почти без изменений 1—3, слабо обостряется — 4—6, обостряется — 7—10. А = Б = С = Подпись Дата Рис. 5.8. Вариант вида формы карточки проблем, используемой при исследовании систем управления МЕТОД 6-3-5 Сущность этого метода заключается в систематизации процессов нахождения идей, основанных на тех вариантах, которые представлены каждым из шести участников поисковой группы. Процедура использования этого метода состоит в том, что один из членов группы в течение 5 мин формирует и формулирует на отдельном листе -бумаги три идеи. Лист последовательно передается остальным пятерым участникам поиска идей, которые, в свою очередь, просматривая уже предложенные идеи, также представляют не более чем за 5 мин по три новые. Таким образом, всего на первом листе будет 18 вариантов идей. Далее следующий участник пишет на отдельном листе три новых варианта и передает их остальным участникам и т.д. Главное, что при формулировании идей не должно быть повторов. Итого каждый из шести участников должен составить 18 вариантов, а в сформированном арсенале идей окажется 108 вариантов. Глава МЕТОД КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ Данный метод предполагает активизацию творческой работы по поиску идей решения той или иной задачи с помощью специально подготовленных организаторами вопросов наводящего характера, способствующих появлению у участников рациональных идей. Роль вопросов здесь исключительно велика, так как они выступают своего родаподсказками для решения поставленной перед участниками задачи. Характер вопросов при исследовании какого-либо управленческого подразделения СУ может быть примерно следующим: • какое место занимает подразделение в СУ? • какова цель и задачи подразделения? • какие функции выполняет подразделение для достижения целей и выполнения стоящих перед ним задач? • имеются ли дублирующие и излишние функции, выполняемые подразделением? • какова трудоемкость и стоимость выполнения функций подразделения и можно ли их уменьшить? • можно ли регламентировать и программировать выполнение ряда функций подразделения? • достаточно ли техническое обеспечение подразделения? МЕТОД МОРФОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА Этот метод называют иногда морфологическим «ящиком», и заключается он в декомпозиции сложной проблемы на более простые подпроблемы (но наиболее значимые с точки зрения решения проблемы) и дальнейшей разработке и изучении всех возможных вариантов достижения поставленной цели исследования, вытекающих из специфики строения и форм исследуемого объекта — его морфологии. При этом предлагаются как известные, так и новые, даже во многом нелогичные, варианты разрешения противоречий в каждой подпроблеме. Затем проводится анализ полученных вариантов на основе их сопоставления. Последнее может осуществляться различными методами, в том числе и квалиметрии. Таким образом, решение сложной задачи подменяется совокупностью более простых. Составление банка вариантов может быть осуществлено с помощью морфологической матрицы. При поиске данным методом наиболее предпочтительного способа выполнения той или иной функции в специальной таблице против каждой из них записывают возможные способы (табл. 5.18). и Таблица 5Л8 Вариант формы морфологической таблицы (на примере функций и способов их выполнения)
Несмотря на то что данный метод достаточно прост, он может рассматриваться как один из способов генерации новых вариантов. При его использовании в первую очередь следует правильно определить проблему, провести ее декомпозицию (в ряде случаев осуществляют обратный процесс — композицию), проверить принадлежность подпроблем к определенному иерархическому уровню на основе ключевых вопросов (зачем, как, почему возникла проблема и т.д.). При анализе возможных вариантов разрешения подпроблем для упрощения их можно классифицировать, например, по критерию реализации на несколько групп: 1) возможные для реализации в данных условиях; 2) возможные для реализации, но в других условиях; 3) возможные для реализации только теоретически; 4) невозможные для реализации, т.е. нереальные варианты. Из всех групп целесообразно изъять из рассмотрения последнюю группу вариантов, а все остальные подвергнуть анализу по заранее избранным критериям, например экономическим, организационным, методическим, техническим (табл. 5.19). Таблица 5.19 Оценка вариантов решения проблем
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 500; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |