Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эффективная переработка ресурсов




Другая, менее очевидная, но оттого не менее важная цель производственного менеджмента — эффективная переработка ресурсов, поступающих «на вход» производственного процесса. Многие организации потерпели на рынке крах, несмотря на наличие вполне удовлетворенных покупателей, только из-за того, что не сумели наладить рациональное использование имеющихся в их распоряжении ресурсов. Существуют разные подходы и методы применительно к оптимизации использования материалов, оборудования и труда на предприятиях, однако во всех случаях добиться сбалансированного и экономного использования ресурсов — это задача производственного менеджмента.

Принципы управления производством:

 

1. Проблема эффективности труда и производства – проблема производственного менеджера, а не рабочего.

2. Производственный менеджер должен учитывать, что рабочие склонны работать ниже своих возможностей.

3. В обязанности производственного менеджера входит подбор персонала.

4. Трудовые результаты работников должны быть увязаны с системой оплаты труда, ускоряющей работу или повышающей качество.

 

 

Производственный менеджер должен знать:

1. Структуру трудового процесса в различных типах производства.
2. Методы изучения затрат рабочего времени и нормирования труда.
3. Порядок разработки и применения нормирования.
4. Методы установления норм времени.
5. Основные направления совершенствования и рационализации рабочих мест.
6. Организация заработной платы на предприятии на уровне участков и цехов.

 

Производственный менеджмент связан, прежде всего, с функциональной стратегией. Функциональная стратегия связана с распределением и использованием ресурсов, необходимых для осуществления производственного процесса. Именно производственные службы могут сыграть решающую роль в реализации контроля затрат путем снижения расхода сырья и материалов, затрат труда, накладных расходов и других затрат, формирующих производственную себестоимость продукции.

           
 
   
 
 
   

 


2.

 

 

Содержание управления производственной деятельностью предприятия включает три блока работ:

 

1. Разработку и реализацию обшей стратегии и направлений производственной деятельности предприятия.

2. Разработку и внедрение производственной системы, вклю­чая проектирование изделий и производственных процессов, под­готовку и принятие решения о производственных мощностях и их размещении (местоположении), проектирование производства (предприятия), организацию работ и нормирование труда.

3. Планирование и контроль функционирования производст­венной системы.

 

 

 

 

Рисунок 2 – Схема управления производством

 

Примеры.

1. Стратегия фирмы IBM в области технологии.

Принятая стратегия вертикальной интеграции по изготовлению в своем производстве всех критически важных технологических компонен­тов (микросхемы, печатные платы) и повышение уровня автоматизации производства с целью повышения производительности труда и качества продукции позволили и позволяют до сих пор обеспечивать конкуренто­способность продукции фирмы за счет высокого качества и более низкой стоимости продукции.

2. Принятие Генри Фордом в начале 1900-х гг. стратегического решения о создании сборочного конвейера со специализированным разделением тру­да для производства стандартизованных автомобилей модели «Т» позво­лило Форду занять ведущее положение в отрасли за счет сокращения из­держек. Тактические решения дали возможность Форду поддерживать стратегическое решение в течение 20 лет.

 

Производственная деятельность организации требует большо­го комплекса обеспечивающих работ, поэтому функции непосред­ственного управления производственной деятельностью, т.е. про­цессом переработки сырья в продукцию и услуги, тесно увязаны с другими видами управленческой работы на предприятии. Между функциональными подразделениями и отделениями промышлен­ного предприятия (корпорации) существуют весьма сложные и взаимоувязанные отношения.

 

Общая стратегия организации направлена на достижение же­лаемого результата (целей) в процессе его производственной дея­тельности. Успех организации зависит от того, насколько эффек­тивно оно удовлетворяет потребности покупателей по номенкла­туре и потребительским характеристикам товаров или услуг и от того, насколько экономически эффективно организация произво­дит эти продукты или услуги с учетом цены, которую платит за них покупатель. Формулирование ожидаемого результата в коли­чественном выражении определяет цели производственно-сбыто­вой деятельности.

 

В обеспечение этих целей должны формулироваться стратеги­ческие решения по организации производственной деятельности:

- определение конкретных потребностей (спроса), обеспече­ние которых может быть взято в качестве цели (целей) деятельно­сти организации;

- формирование и оптимизация программы производства на длительный и среднесрочный период (сколько, когда, где и как производить конкретных товаров или предоставлять услуги) и др.

Определение стратегической направленности производствен­ной деятельности организации, которая может обеспечить ей успех в длительном периоде, проводится в процессе разработки стратегии ее развития на базе маркетинговых программ по про­дуктам и по производству. Разработка таких программ осущест­вляется в рамках маркетинговой деятельности с учетом общей стратегии развития производства и организации в целом.

Выбор стратегических направлений включает разработку ос­новных направлений развития производства (конкретного биз­неса промышленного предприятия), формулирование целей про­изводства (желаемых результатов развития) и разработку произ­водственной программы на среднесрочный и долгосрочный пе­риод, определяющей конкретные пути их достижения.

 

Методы производства продукции или предоставления услуг должны быть сопоставимыми с удовлетворяемыми покупательскими потреб­ностями с учетом платежеспособного спроса на них. При этом производственный процесс следует проектировать (выбирать) только после всестороннего анализа и определения потребности (спроса) и самого продукта или услуги, обеспечивающих их удов­летворение. Для достижения успеха на рынке производственная система должна обеспечить производство выбранного продукта или услуги лучше своих конкурентов, что позволит предприятию привлекать и сохранять потребителей (покупателей).

Формирование и оптимизация производственной программы включает определение видов и объемов продукции, планируемой к выпуску, расчеты объема производства продукции (работ, услуг) и обоснование ее реализации платежеспособным спросом по го­дам производства, а также производственными мощностями, ма­териальными и трудовыми ресурсами.

 

Содержание производст­венной программы зависит от различных факторов. В зависимо­сти от сферы производства различают продукцию материального производства (промышленная, сельскохозяйственная, строитель­ная и др.) и услуги нематериального производства (транспорти­ровка, торговля, обучение и т.д.). В каждой отрасли производства выделяют группы и подгруппы выпускаемой продукции и оказы­ваемых услуг

 

Формирование производственной программы на долгосроч­ный и среднесрочный период предусматривает определение видов конкретной продукции, ее количество (по годам производства) и целевой рынок.

 

В условиях международного рынка стратегические решения в сфере производства имеют особенности. В последние годы в ходе обострения конкуренции наметились три важных принципа, определяющих стратегии конкурентоспособного производства:

- производство по принципу «точно во время» (получение ма­териалов и компонентов точно в то время, когда они нужны про­изводству). Этот принцип постепенно вытесняет традиционные методы управления производством (подготовка материалов и ком­плектующих изделий крупными партиями);

- комплексный контроль качества по принципу «делать пра­вильно с первого раза», что потребовало увеличения его роли на каждом рабочем месте и интеграции системы управления качест­вом с управлением предприятия в целом;

- комплексное профилактическое обслуживание производст­венного оборудования рабочими, чтобы исключить его поломки и простои в процессе выполнения заказов. Это потребовало гибко­сти в квалификационных характеристиках персонала, связанных с необходимостью одинаково эффективно изготавливать продук­цию и налаживать оборудование.

 

Производственная система включает собственно систему производства (систему преобразования ресурсов в конечную продукцию) и систему запасов необходимых ресурсов, изделия незавершенного производства и готовую продукцию, обеспечи­вающих непрерывное функционирование производства при дис­кретном поступлении ресурсов и отгрузке продукции по графику покупателей.

 

Создание производственной системы предусматривает проек­тирование изделий и процессов их производства, проектирование предприятия и производства в целом (определение производ­ственных мощностей, их месторасположения и проектных реше­ний), а также организацию работ и нормирование труда.

Проектирование изделий и производственных процессов. Разра­ботка производственной системы обеспечивается поэтапно в определенной последовательности.

На первом этапе определяются критерии проектирования про­дукции (изделий) и производственных процессов. Для продукции такими критериями могут быть: стоимость, экономичность экс­плуатации, качество, элементы роскоши, размеры, мощность или прочность, срок службы, надежность в эксплуатации, безопас­ность использования и другие показатели. Для производственных процессов главными критериями, определяющими проектные ре­шения, обычно являются производственная мощность и экономи­ческая эффективность производства, стандартизация и повторяе­мость (постоянство) результатов, производительность и безопас­ность. В качестве критериев также используются гибкость, надеж­ность, ремонтопригодность и другие критерии организации про­изводственного процесса.

На втором этапе осуществляется выбор по продукции и по производственным процессам. Для продукции определяются ее размеры и формы, материалы, соотношение стандартизированных и специальных элементов, модульные компоненты, избыточные компоненты для повышения надежности, элементы безопасности и т.п. Для производственных процессов выбор производится отно­сительно типа перерабатывающей системы (проектная, мелкосе­рийная, серийная и т.д.), вертикальной интеграции производства (собственное производство или приобретение комплектующих из­делий, выполнение определенных производственных функций своими силами или передача их субподрядчику), степени автома­тизации и механизации, степени специализации труда рабочих.

На последующих этапах согласуются жизненный цикл выпус­каемой продукции и жизненный цикл процесса производства в части их взаимосвязанного развития для обеспечения конкурен­тоспособности (цикл изделия - процесс производства). Началь­ный этап жизненного цикла изделия характеризуется, как прави­ло, низкими объемами продаж; конкурентоспособность в этот пе­риод основывается на отличительных признаках (особенностях), а не на цене продукции. На этой стадии процесс производства дол­жен быть гибким в отношении конструктивных изменений про­дукции и технологии ее изготовления.

 

В производственной системе должен быть реализован совре­менный уровень всех обеспечивающих систем, в том числе долж­ны быть предусмотрены система автоматизированного проектиро­вания (САПР), автоматизированная система управления произ­водством (АСУП), система автоматизированного складирования и выдачи товаров (САС) или автоматизированные склады. Произ­водственные системы, обеспечивающие все эти технологии (тех­нологические возможности), называют гибкими производствен­ными системами (ГПС). Главное их достоинство — высокая сте­пень автоматизации без потери гибкости.

 

Интегрированная автоматизированная система управления производством (ИАСУП) обеспечивает сочетание приведенных выше технологий в производственной системе, работающей под управлением интегрированной информационной управляющей системы.

При проектировании продуктов и процессов в сфере услуг учиты­ваются:

- характеристики сферы услуг, в том числе обеспечение взаи­модействия с потребителем, более высокая степень индивидуали­зации продукта в соответствии с требованиями потребителей, большая трудоемкость работ в сфере услуг. Эти характеристики отличают сферу услуг от промышленного производства;

- особенности проектирования услуг, в том числе ряд важных проектных факторов (местоположение предприятия, зависимость календарного планирования работ от потребителя, затруднитель­ность определения и измерения качества, необходимость владе­ния хорошими навыками с потребителями, цикличность спроса и другие факторы);

- необходимость совершенствования производственных про­цессов в сфере услуг, в том числе методы повышения производи­тельности, влияющие на рост эффективности, производительно­сти и другие характеристики производства.

Проектирование предприятия и производства. Принятие реше­ния по размеру производственных мощностей, их размещению и проектным решениям по конкретным объектам и предприятиям во многом определяют размер необходимых инвестиций. Необхо­димо принять следующие основные стратегические решения:

 

1. Определить количество производственных объектов и мощ­ность производства. Принятие этого решения осуществляется по результатам оценки факторов эффективности будущего производ­ства и результатов маркетинга. В зависимости от ситуации оправ­данными могут быть различные решения, в том числе создание крупных централизованных предприятий, создание большого ко­личества малых предприятий или комбинированный подход, при котором используются под одной «крышей» и крупные, и малые предприятия.

 

2. Определить месторасположение предприятия (объектов пред­приятия). При принятии решений о местоположении обычно идут от общего к частному. Принимается решение о регионе, стране, провинции или городе, где может быть размещено производство. Затем производится выбор конкретной площадки или зданий для предприятия (выбор на микроуровне). Для многих видов предприя­тий при решении вопросов о месте расположения доминирующим оказывается один из рассматриваемых факторов.

3. Проектирование самого предприятия производится после определения производственной мощности и места расположения предприятия. Задача проектирования предприятия сводится к определению размера и формы строения и расположения произ­водственных ресурсов внутри него.

Основные типы технологических проектов организации произ­водства:

- пооперационная функциональная схема (планировка), при ко­торой производственные ресурсы группируют по признаку выпол­няемой работы (процесса). Самая трудная задача этого этапа — минимизация транспортных операций или передвижений клиен­та, требующихся для обработки партии изделий или предоставле­ния услуг;

- линейная (поточная) планировка применяется в массовом производстве или в системах с непрерывными процессами, когда каждое изделие проходит одни и те же операции обработки. Про­изводственные ресурсы располагают в виде последовательности рабочих мест (РМ) в соответствии с операциями, которые требу­ются для выпуска готового продукта. Основная проблема заклю­чается в правильном распределении нагрузки на РМ во избежание образования «узких мест»;

- фиксированная позиционная планировка реализуется при вы­полнении проектов (например, строительных). При этом изделие или потребитель недвижимы. Ресурсы подаются к месту работы. Такие планировки носят временный характер, и их сохраняют лишь до конца работы над проектом. Проблема — расположить производственные ресурсы таким образом, чтобы они не мешали друг другу.

 

Иногда применяют все три схемы одновременно на одном предприятии.

Процесс проектирования предприятия состоит из ряда связан­ных между собой этапов. Проектирование начинается со сбора ис­ходных данных. Они должны включать:

- данные по схеме планировки производственного процесса заданных производительности и ассортименту выпускаемой про­дукции;

- строительные нормы и другие нормативные акты, относя­щиеся к технике безопасности, охране и защите окружающей сре­ды, и т.д.

 

В процессе проектирования определяются типы и количество производственных ресурсов, необходимых для обеспечения задан­ных объемов производства, рассчитываются площади пола для каждого производственного участка и производится анализ связей между различными участками для определения их взаимного рас­положения (например, необходимость сближения отдельных участков). После определения всех производственных участков (включая расчет необходимой площади для их размещения) и ана­лиза связи между ними разрабатывается генеральная компоновка производства. Генеральная планировка разрабатывается с учетом конкретной организации технологических процессов производ­ства, выбора соответствующего оборудования с указанием разме­щения каждого производственного и вспомогательного участка и необходимых материальных потоков между ними. В последнее время эту работу выполняют с помощью ЭВМ.

Организация работ и нормирование труда. Организация работ связана с проектированием работ в рамках реализации конкретно­го бизнеса. Проектирование включает точное определение содер­жания каждого вида работы на предприятии и проектирование ра­боты по каждому виду деятельности (на каждом рабочем месте).

При проектировании работ необходимо учитывать принципы экономической эффективности и поведенческие факторы персо­нала. При этом вопросы экономической эффективности не долж­ны противоречить поведенческим факторам.

 

Ключевым моментом организации высокопроизводительного труда (работ) являются разделение труда и его специализация, которая имеет как положительные, так и отрицательные послед­ствия.

 

Положительные последствия специализации при выполнении работ включают сокращение объема подготовки работников; по­вышение уровня профессионального умения на каждом рабочем месте; отделение от производственных заданий, требующих спе­циальной подготовки исполнителей, работ, которые могут быть выполнены неквалифицированными работниками.

 

Недостатками специализации являются уменьшение гибкости при изменении производственных заданий; снижение чувства удовлетворенности рабочих; нарастание утомляемости от монотонности выполняе­мой работы и рост прогулов.

 

Поиск оптимальной степени специализации труда связан с комплексным рассмотрением возможностей повышения эффек­тивности работ, поведенческих факторов персонала и возможных недостатков специализации.

 

Нормирование труда предусматривает разработку норм времени, требующегося для выполнения конкретной операции или произ­водственного задания.

 

Процесс совершенствования организации труда должен быть непрерывным. При этом используются как развитие специализа­ции, так и метод обогащения работ или развития содержательно­сти труда на конкретном рабочем месте с учетом их комплексного изучения.

 

Система оперативного управления состоит из следующих эле­ментов:

Планирование производства (выпуска) продукции включает про­цедуры подготовки и принятия решения о том, как должна экс­плуатироваться производственная система, с учетом изменений совокупного спроса.

 

Под совокупным спросом понимается суммарный объем спроса на все товары и услуги, производимые про­изводственной системой. Совокупный спрос за конкретный пери­од (месяц, квартал, год) измеряется в трудозатратах и человеко-ча­сах или часах работы оборудования (станко-часах). План выпуска продукции разрабатывается на конкретный период (декаду, ме­сяц, квартал) в течение всего горизонта оперативного планирова­ния продолжительностью не менее года. Для каждого планируе­мого периода определяются объем производства и количество за­действованных (необходимых) рабочих для обеспечения заплани­рованного объема производства.

 

План выпуска продукции непосредственно влияет на произ­водственные издержки, в том числе:

- издержки хранения производственной продукции;

- издержки ведения портфеля отложенных запасов; издержки, связанные с внеурочной (дополнительно оплачиваемой) работой или простоем рабочих;

- издержки, связанные с передачей части работ подрядчикам; издержки, связанные с наймом и увольнением рабочих.

Цель планирования выпуска продукции заключается в обеспече­нии производства в объеме совокупного спроса с минимизацией упомянутых выше издержек.

Базовые стратегии, используемые при планировании выпуска продукции:

 

- постоянный объем производства при постоянной численности рабочей силы. Объем производства не зависит при планировании от колебаний спроса в течение всего планируемого периода. Раз­ница между выпускаемой продукцией и спросом компенсируется объемом складирования готовой продукции. Используется в капи­талоемких производствах с относительно низкими затратами на хранение и на работу по созданию портфеля отложенных запасов;

 

- переменный объем выпуска при постоянной численности рабо­чей силы. Объем выпуска изменяется в зависимости от спроса. Из­менение необходимой (задействованной в производстве) рабочей силы компенсируется за счет организации сверхурочной работы (при повышении потребности), с предоставлением отгулов и/или передачей части объема работ субподрядчикам. Используется в производствах, где требуется высокая квалификация рабочих и создание запасов готовой продукции или портфеля отложенных запасов не представляется возможным или обходится весьма до­рого;

 

- переменный объем выпуска при переменной численности рабо­чей силы. Предусматривается прием и увольнение рабочих в зависимости от колебаний спроса. Применяется в трудоемких про­изводствах, не требующих высокой квалификации рабочих, а так­же в сезонных работах.

 

Приведенные стратегии планирования производства называют «чистыми». На практике эти стратегии используются в определен­ной комбинации.

Планирование и управление запасами. Материальные запасы создаются для образования определенного буфера с целью обеспе­чения производственного процесса расходуемыми материалами и комплектующими изделиями между их последовательными по­ставками, а так же созданием запасов готовой продукции для ее своевременной поставки потребителям.

Виды запасов, создаваемых в рамках производственной системы:

- запасы закупаемых исходных материалов и комплектующих изделий для обеспечения непрерывности процесса производства при циклическом режиме закупок;

- запасы незавершенного производства (переработанные - в различной стадии исходные материалы и комплектующие изделия по технологическому циклу производства) для создания буфера между последовательными производственными операциями изго­товления продукции;

- запасы готовой продукции для обеспечения отгрузки по гра­фику покупателя независимо от ежесуточного выпуска.

 

Управление запасами предусматривает планирование и регу­лирование поступлений материалов, комплектующих изделий и полуфабрикатов, а так же готовой продукции в запасы.

 

Решения по управлению запасами непосредственно влияют на производственные издержки. Такое влияние определяется стои­мостью закупок, издержками хранения материально-технических запасов, издержками, вызванными простоями производства из-за отсутствия материалов и комплектующих изделий.

 

 

Управление запасами тесно связано с маркетингом, управлени­ем финансовой деятельностью и производством. Организация системы управления запасами зависит от вида спроса на конкрет­ную статью запасов, который может быть зависимым или незави­симым.

 

Зависимый спрос на предметы снабжения (конкретные материалы, комплектующие изделия или продукцию) связан с планами производства другой продукции. Так как планы произ­водства разрабатываются заблаговременно, то зависимый спрос можно прогнозировать достаточно точно. Если спрос на предметы снабжения не обусловливается планами производства других из­делий, то такие предметы пользуются независимым спросом. Про­гнозировать спрос таких предметов значительно сложнее.

Системы управления запасами с зависимым спросом применяют­ся для обеспечения производства. В основе такой системы лежат планы производства. Запасы создаются только на предметы и в количествах, необходимых для обеспечения этих планов. Исход­ной информацией для планирования служат план производства продукции и услуг, спецификация материалов для произ­водства, данные по состоянию запасов, заказов и времени реали­зации заказов.

 

В основе планирования материального обеспечения производ­ства лежит анализ потребности и возможности ее эффективного обеспечения, осуществляемые поэтапно. На первом этапе опреде­ляется суммарная потребность на основе анализа плана производ­ства и спецификации конкретной продукции и услуг. На втором определяется чистая потребность на основе общей потребности, наличия запасов и заказов на поставки с учетом сроков реализа­ции, обеспечивающих производственный процесс. На третьем этапе осуществляется планирование времени размещения кон­кретных заказов на поставку и пополнение запасов.

 

Примерами оптимальной системы управления материально-техническими запасами по критерию минимизации издержек и инвестиций в организацию запасов являются системы «Канбан» и «Точно во время» (разработаны и наиболее широко применяются в Японии).

Системы управления запасами с независимым спросом включают две базовых разновидности систем:

 

1) системы фиксированного количества. В такой системе кон­тролируется количество запаса и организуется его пополнение при уменьшении установленного минимального уровня. Заказывает­ся, как правило, одно и то же количество. При этом фиксируются уровень запаса, при котором осуществляется заказ на поставку, и заказываемое количество. Система применяется для запасов со следующими характеристиками: высокая удельная стоимость предметов снабжения; высокие издержки хранения запасов; высо­кий уровень издержек при отсутствии запасов; скидка с цены в за­висимости от заказываемого количества; относительная непред­сказуемость или случайный характер спроса;

 

2) система с фиксированным временем. В этой системе заказы на пополнение запасов размещаются с фиксированной (заданной) периодичностью. Заказываемое количество определяется факти­ческим остатком на момент заказа. Применяется для запасов с ха­рактеристиками: малоценные предметы; низкие затраты на хране­ние; незначительные издержки при отсутствии запасов; один из многих предметов, закупаемых у поставщика (или у многих по­ставщиков); скидки с цены зависят от стоимости запасов сразу нескольких предметов; относительно постоянный уровень спроса; расходуемые материалы или предметы.

Оперативное управление производством. Реализует функции ка­лендарного планирования и диспетчеризации производства, а так­же разнарядки работ и контроля сроков их выполнения. Опера­тивное управление предусматривает:

- определение объема партии одновременно изготавливаемых изделий (продукции);

- выдачу нарядов на выполнение работ;

- размещение заказов на материалы;

- контроль сроков выполнения и завершения работ.

 

В основе оперативного управления производством лежит гра­фик запуска-выпуска изделий, включающий весь комплекс работ, связанных с изготовлением изделий в основном производстве по технологическому циклу и обеспечением основного производства всеми видами услуг.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 921; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.083 сек.