Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Перечень вопросов к итоговому междисциплинарному экзамену




Содержание итогового междисциплинарного экзамена

 

Итоговый междисциплинарный экзамен проводится по комплексу дисциплин, перечень которых утверждается приказом ректора Университета по представлению Ученого совета факультета управления. К ним относятся специальные и общепрофессиональные дисциплины: Основы управления персоналом, Организационное поведение, Управление социальным развитием организации, Организация труда персонала и Мотивация трудовой деятельности персонала.

Перечень вопросов к итоговому междисциплинарному экзамену разрабатывается выпускающими кафедрами при участии специальных кафедр Университета и утверждается Ученым советом факультета управления.

 

Дисциплина «Основы управления персоналом» (17 вопросов)

1. Организация как социальная система управления. Специфика персонала как объекта управления

Определение понятия «социальная система управления»; управляющая и управляемые подсистемы. Закономерности функционирования социальных систем управления. Открытые и закрытые системы управления. Персонал как объект управления. Основные и вспомогательные работники. Особенности персонала как объекта управления (целенаправленность функционирования, способность изменять свои параметры под воздействием объекта управления, способность к развитию).

Литература: 4, 5, 8, 14.

2. Принципы управления персоналом

Дать определение понятия «принципы управления персоналом». Раскрыть содержание принципов целенаправленности управления, иерархичности, разделения труда, дисциплины, ответственности, компетентности и стимулирования.

Литература: 5, 6, 7, 8,13.

3. Сущность и содержание кадровой политики организации. Виды кадровой политики и стратегия управления персоналом

Дать определение понятия «кадровая политика. Охарактеризовать пассивную, реактивную и активную кадровую политику. Соотношение стратегии развития организации и стратегии управления персоналом. Привести дефиниции понятий субъект и объект стратегии управления персоналом. Сформулировать принципы стратегии управления персоналом, а также цели и задачи реализации стратегии управления персоналом.

Литература: 5, 12, 10, 11, 14.

4. Сущность, содержание и задачи кадрового планирования

Показать влияние внутрифирменного планирования на формирования целей и задач кадрового планирования. Охарактеризовать систему показателей, используемых в кадровом планировании и выделить основные разделы кадрового плана. Отразить основные этапы кадрового планирования на уровне организации (предприятия).

Литература: 3, 5, 8, 13.

5. Система управления персоналом: ее задачи, функции и организационное построение

Показать необходимость создания единой службы управления персоналом в современной организации. Сформулировать основные задачи и функции службы управления персоналом. Отразить организационное построение службы управления персоналом как части администрации, как штабного подразделения при руководстве фирмы и как автономного подразделения. Выделить основные подразделения службы управления персоналом в крупной корпорации.

Литература: 3, 5, 9, 10, 13, 14, 15.

6. Информационное, техническое, правовое и нормативно-методическое обеспечение системы управления персоналом

Информация как совокупность сведений о внутренней и внешней среде организации. Базовые и переменные данные о персонале. Постоянные и условно-постоянные данные о персонале. Документ как носитель информации. Классификация документов, используемых в кадровом менеджменте. Оргтехника и вычислительная техника, используемая системе управления персоналом. Информационные системы и их классификация. Трудовой кодекс Российской Федерации как основа правового обеспечения системы управления персоналом. Должностные инструкции и др. нормативно-методические материалы, применяемые в управлении персоналом.

Литература: 5, 10, 13.

7. Технологии управления персоналом. Подбор, отбор и наем персонала; аттестация персонала

Содержание понятия «технология управления персоналом». Наиболее распространенные кадровые технологии. Технология подбора, отбора и найма персонала. Диагностика профессиональной пригодности работников. Технология аттестации персонала организации. Основные этапы процесса аттестации. Роль аттестации в оценке и развитии персонала.

Литература: 3, 5, 10, 13.

8. Личность в системе социально-трудовых отношений.

Индивидуально-типологические особенности, био-социальная природа и структура личности. Трудовая деятельность и ее основные характеристики. Влияние темперамента и характера на трудовую деятельность.

Литература: 4, 5, 10.

9. Развитие и обучение персонала.

Необходимость постоянного развития и обучения персонала в условиях постиндустриального общества. Основные направления развития. Процесс профессионального обучения и его основные этапы. Проблемы профессиональной подготовки рабочих и пути их решения. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников. Работа с кадровым резервом.

Литература: 2, 3, 5, 13, 14.

10. Деловая карьера и профессиональное продвижение. Планирование деловой карьеры

Сущность и виды деловой карьеры. Профессиональная карьера и ее основные этапы. Внутриорганизационная карьера. Профессиональное продвижение и деловая карьера: основные различия. Планирование деловой карьеры в современной организации.

Литература: 1, 2, 3, 6, 8, 12.

11. Власть и влияние. Баланс и формы власти.

Определение понятий «власть» и «влияние». Различия между этими понятиями. Убеждение и участие как формы осуществления влияния. Формальная и реальная власть. Баланс власти. Содержание и оценка следующих форм власти: власти основанной на принуждении; власти основанной на вознаграждении; экспертной власти; эталонной власти; законной (традиционной) власти.

Литература: 4, 5, 6, 8.

12. Лидерство, модели лидеров, эволюция концепций лидерства

Содержание понятия «Лидерство». Различия понятий «лидер» и «руководитель». Модели лидеров. Основы власти лидера. Теории личностных качеств. Поведенческие концепции лидерства. Ситуационные теории лидерства.

Литература: 4, 5, 7, 8,13, 14.

13. Проблемы улучшения использования кадрового потенциала организации (предприятия) и пути их решения.

Содержание понятия «кадровый потенциал организации». Методы анализа кадрового потенциала. Трудовой коллектив; его признаки и функции. Групповая динамика и ее влияние на функционирование организации. Психологический климат как фактор успешной работы организации (предприятия).

Литература: 2, 5, 6, 9, 13.

14. Оценка экономической и социальной эффективности проектов совершенствования системы управления персоналом.

Содержание понятия «экономическая эффективность управления» и факторы, влияющие на эффективность работы организации. Производительность труда и затраты на персонал. Критерии и показатели экономической эффективности управления. Определение экономической эффективности проектов совершенствования системы управления персоналом. Социальная эффективность проектов совершенствования управления персоналом.

Социальная ответственность бизнеса и управления. Этика делового общения.

Литература: 1, 2, 5, 13, 14.

15. Социальная ответственность бизнеса и управления.

Юридическая и социальная ответственность организации. Морально-этическая зрелость руководителя. Проблемы повышения социальной ответственности бизнеса и пути их решения.

Литература: 5, 7,8.

16. Инновации и персонал.

Необходимость и основные направления модернизации российской экономики. Сущность и виды инноваций. Управление инновациями. Отношение персонала к нововведениям. Создание атмосферы новаторства в коллективе.

Литература: 4, 5, 10.

17. Эволюция концептуальных подходов к управлению персоналом. Теория человеческого капитала

Концепции управления персоналом школы научного управления и административной школы. Теория человеческих отношений в управлении и трансформация подходов к человеческим ресурсам организации. Поведенческая школа о возрастании роли человеческого фактора в управлении организацией. Концепция человеческого капитала Т. Шульца и Г. Беккера.

Литература: 3, 5, 7, 8, 10.

Рекомендуемая литература

1. Владимирова Л.П. Экономика труда: учебное пособие - М.:

Издательский дом «Дашков и К» 2006.

2. Карташова Л.В. Управление человеческими ресурсами: учебное пособие – М.: ИНФРА-И, 2010.

3. Кибанов А.Я. Основы управления персоналом: учебник – М.: ИНФРА-М, 2007.

4. Литвинюк А.А. Организационное поведение: учебник – М.: «Юрайт», 2012.

5. Лукашевич В.В. Основы управления персоналом: учебное пособие / Третье издание перераб и доп. – М.: Кнорус, 2012.

6. Маслова В.М. Управление персоналом предприятия: учебное пособие – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

7. Менеджмент: учебное пособие / Под ред. Лукашевича В.В., Астаховой Н.И. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

8. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента //Пер. с англ. – М.: «Дело ЛТД», 2004.

9. Одегов Ю.Г., Журавлев П.В. Управление персоналом – М.: Финстатинформ, 2007.

10. Управление персоналом организации /Под ред. Кибанова А.Я. – М.: ИНФРА-М, 2009.

11. Сербинский Б.Ю. Управление персоналом: учебник – М.: «Дашков и К», 2008

12. Травин В.В., Дятлов В.А. Менеджмент персонала предприятия. - М.: Дело, 2007.

13. Управление персоналом: учебник /Под ред. Литвинюка А.А. – М.: «Юрайт», 2012.

14. Управление персоналом: учебное пособие /Под ред. проф. О.И. Марченко – М.:»Ось – 89», 2004.

15. Управление трудовыми ресурсами /Под ред. А.Я. Кибанова – М.: ИНФРА-М, 2009.

Дисциплина «Организационное поведение» (12 вопросов)

1. Личность как объект управления организационным поведением

Определение личности. Модель черт «Большая пятерка». Типы акцентуации характера. Темперамент. Параметрическое описание личности (типологии К.Г. Юнга, Хейманса - Ле Сена, У. Шелдона и Э. Кречмера). Влияние демографических и индивидуальных характеристик личности на эффективность профессиональной деятельности.

Литература: 1, 2, 4, 6, 7, 8

2. Установки личности и организационное поведение

Определение установок (аттитюдов) личности. Основные компоненты, функции и методы изменения установок личности. Характеристика основных установок личности (удовлетворенность трудом, вовлечение в процесс труда, преданность организации). Влияние установок на трудовые показатели.

Литература: 1, 4

3. Характеристика основных подходов к трудовой мотивации

Сущность мотивации труда. Понятийный аппарат теории мотивации. Классификация мотивов трудовой деятельности. Типы мотивации работников. Общая характеристика материального стимулирования. Психологические аспекты материального вознаграждения. Моральное стимулирование.

Литература: 1, 2, 4, 5, 6, 7, 8

4. Групповое поведение в организации

Определение понятия группа. Эффект ингибиции и группового давления. Классификация групп. Характеристика формальных групп. Причины образования неформальных групп и их общая характеристика. Влияние неформальных групп на поведение персонала. Сплоченность группы. Методы повышения уровня сплоченности.

Литература: 1, 2, 4, 5, 6, 7

5. Стиль лидерства и его влияние на успех работы организации

Определение понятий лидерство и руководство. Основные стили лидерства, их преимущества и недостатки. Сравнительная характеристика эффективности применения стилей лидерства.

Литература: 1, 2, 3, 4, 5, 7, 8

6. Коммуникативное поведение в организации

Понятие коммуникации. Значение коммуникационного процесса для эффективности управления организационным поведением. Характеристика этапов коммуникационного процесса. Коммуникативные барьеры. Виды коммуникаций. Характеристика коммуникационных сетей.

Литература: 1, 2, 4, 5, 7

7. Управление конфликтами в организации

Определение понятия конфликт. Объективные, организационно-управленческие и социально-психологические причины конфликтов. Классификация конфликтов. Деструктивные и конструктивные конфликты. Внутриличностные, межличностные и структурные методы управления конфликтом.

Литература: 1, 2, 4, 5, 7, 8

8. Контроль трудового поведения персонала организации

Понятие о контроле трудового поведения персонала. Виды и формы контроля. Норма контроля. Принципы организации контроля. Положительные и отрицательные стороны акцентированного внимания руководителя к контролю трудового поведения персонала.

Литература: 1, 2, 4, 5

9. Управление стрессом в организации

Стресс и дистресс. Индивидуальная стрессоустойчивость человека. Причины и проявления стресса в организационном поведении персонала. Уровни управления стрессом. Характеристика основных методов борьбы со стрессом.

Литература: 2, 4, 5, 7

10. Управление организационными изменениями

Определение организационных изменений и нововведений. Причины организационных изменений, их положительные и отрицательные стороны. Стратегии изменений. Модели управления организационными изменениями Л. Гейнера и К. Левина. Сопротивление изменениям и методы его преодоления.

Литература: 1, 2, 5

11. Организационная культура как фактор эффективности управления организацией

Понятие организационной культуры. Элементы, функции, свойства и уровни организационной культуры. Основные этапы управления организационной культурой (формирование, поддержание, изменение). Значение организационной культуры для управления поведением организации. Модели влияния организационной культуры на эффективность организации: модель Питерса-Уотермана, модель Т. Парсонса, модель Д. Денисона.

Литература: 1, 2, 4, 7, 9

12. Организационное поведение в системе международного бизнеса

Глобализация мировой экономики и ее влияние на организационное поведение персонала. Модель национальной культуры Хофстеде. Особенности российского организационного поведения.

Литература: 1, 2, 4

Рекомендуемая литература

1. Джордж Дж.М., Джоунс Г.Р. Организационное поведение. Основы управления: Учеб. пособие для вузов / Пер. с англ. под ред. проф. Е.А. Климова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

2. Литвинюк А.А. Организационное поведение: Учебное пособие. - М.: Изд-во МГУК, 1998.

3. Льюис Дж. Управление командой: как заставить других делать то, что вам нужно. – СПб.: Питер, 2004.

4. Лютенс Ф. Организационное поведение. Учебник /Пер. с англ. - М.: ИНФРА–М, 1999.

5. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / Пер. с англ. – М.: Дело, 2002.

6. Попов С.Г. Организационное поведение: Учеб. пособие. – М.: Ось-89, 2007

7. Сергеев А.М. Организационное поведение. Тем, кто избрал профессию менеджера. 2-е издание. М.: Академия, 2006.

8. Спивак В.А. Организационное поведение и управление персоналом. – СПб: Питер, 2000.

9. Шейн Э.Х. Организационная культура и лидерство / Пер. с англ. под ред. В.А. Спивака. – СПб.: Питер, 2002. - (Серия «Теория и практика менеджмента»).

 

 

Дисциплина «Организация труда персонала» (11 вопросов)

1. Понятие о трудовом процессе и основы его организации

Определение категории «труд». Понятие и модель трудового процесса. Виды трудовых процессов. Классификация трудовых процессов.

Литература: 3,4.

2. Разделение труда в организации

Определение категории «разделение труда». Понятие «трудовой деятельности» и «трудовой активности. Профессиональное разделение труда. Технологическое разделение труда. Классификационное разделение труда.

Литература: 1, 3, 4, 5, 7, 10, 11.

3. Кооперация труда в организации

Понятие «кооперация труда». Совмещение профессий. Примеры кооперации труда в организации (на Ваш выбор).

Литература: 2, 4, 7, 11.

4. Классификация и планировка рабочих мест

Определения понятий «рабочее место», «рабочая зона», «организация рабочего места». Классификация рабочих мест. Рабочее место - основной элемент системы управления персоналом. Рациональные условия труда.

Литература: 2, 3, 4, 5, 11.

5. Условия и охрана труда

Определение понятия «Условия труда». Понятие «охрана труда» (выдержки из ТК РФ). Санитарно-гигиенические условия труда. Метеорологические условия производственной среды. Психофизиологические условия труда. Эстетические условия труда.

Литература: 3, 4, 10.

6. Режимы труда и отдыха

Определение понятия «режима труда и отдыха». Рациональный режим труда и отдыха. Нормы продолжительности рабочего времени.

Литература: 2, 3, 4, 11.

7. Дисциплина труда и ее совершенствование

Трудовая дисциплина. Технологическая дисциплина. Производственная дисциплина. Экономическая и социальная эффективность труда.

Литература: 10, 11.

8. Методы управления трудовыми ресурсами

Определение понятия «трудовые ресурсы». Экстенсивный и интенсивный методы использования трудовых ресурсов. Задачи управления трудовыми ресурсами. Подготовка и повышение квалификации рабочих кадров на производстве. Трудовой потенциал человека.

Литература: 6, 11.

9. Научная организация труда (НОТ) и ее основные принципы.

История развития НОТ: зарубежный и отечественный опыт. Основные положения НОТ: Ф.Тейлор, Ф.Гилберт, Г.Форд, А.Файоль, Г.Эмерсон. Основные направления НОТ.

Литература: 2, 3, 4, 5, 11.

10. Рынок трудовых ресурсов

Категории «рынка труда» и «рынка трудовых ресурсов». Трудовые ресурсы и экономически активное население. Элементы рынка трудовых ресурсов. рынок трудовых ресурсов в переходной экономике.

Литература: 2, 3, 4, 6.

11. Техника личной работы

Инструменты личной работы. Компьютерные системы организации труда (достоинства и недостатки). Концепция тайм-менеджера. Ключевые области (функции) управления.

Литература: 1, 3,4.

Рекомендуемая литература

1. Бычин В.Б., Малинин С.В., Шубенкова Е.В. «Организация и нормирование труда». Учебник для экономических вузов. – М.: Изд-во «Экзамен», 2005 г.

2. Гаврилова А.П. «Основы управления персоналом»: Уч. пособие М: МЭСИ, 2004г.

3. Егоршин А.П. Зайцев А.К. «Организация труда персонала» Учебник - М., Инфра-М, 2008г.

4. Егоршин А.П. «Основы управления персоналом»: Уч.пособие для вузов: Москва: Инфра-М, 2008г.

5. Лукашевич В.В. «Управление персоналом»: Учебное пособие для средних профессиональных учебных заведений. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

6. Мильнер Б.З. «Теория организации»: учебник. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Инфра-М, 2005.

7. Одегов Ю.Г. «Организация и нормирование труда». Учебник для вузов /– М.: Издательство «Экзамен», 2003.

8. «Организация и нормирование труда на предприятии». Второе издание. – Изд-во «Новое знание», 2001 г.

9. Теплякова Т.Ю. «Организация труда персонала» - Ульяновск: Венец, 2004 г.

10. Шаталов Н.И., Бурносов Н.М. «Управление персоналом на производстве»: Учебное пособие для ВУЗов – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 381 с.

11. Экономика и социология труда. / Под ред. Б.Ю. Сербиновского, В.А. Чуланова. - Ростов-на-Дону, «Феникс», 1999. - 512с.

Дисциплина «Мотивация трудовой деятельности персонала» (10 вопросов)

1. Соотношение содержательных теорий мотивации

Кратко охарактеризовать основопологающие содержательные теории мотивации: теорию иерархий потребности А. Маслоу, теории потребностей К. Альдерфера, теорию мотивационных потребностей Д. МакКленанда, двухфактну теории Ф. Герцберга. Указать основные потребности определенные в теориях и их влияние на мотивационный процесс.

Сопоставить первичные и вторичные потребности, удовлетворяемые работниками в процессе трудовой деятельности выявленные в каждой теории. Определить взаимосвязь между потребностями всех теорий, взяв за эталон для сравнения теорию А. Маслоу. Сделать выводы.

 

Литература: 2,3,9,10,15.

2. Основные процессуальные теории трудовой мотивации

Теория ожиданий В.Врума. Зависимость уровня трудовой мотивации от трех ожиданий работников. Мотивация как функция ожидания: затраты ↔ результаты; результаты ↔ вознаграждения; валентность вознаграждения. Формула, по которой может быть рассчитана степень мотивации труда персонала, оиентированная на его высшую эффективность. Важность зависимости мотивации от реализации трех ожиданий. Теория справедливости. Соотношение вознаграждения, получаемого работником, с затратами его труда и вознаграждением других работников, выполняющих аналогичную работу. Относительный характер ценности вознаграждения, ориентирующийся также на цены на профессиональном рынке труда. Модель Дж. Стейси Адамса и ее следствия. Модель Л. Портера – Э. Лоулера. Пять переменных, фигурирущих в модели: затраченные усилия восприятие, полученные результаты, вознаграждение, степень удовлетворения, важность их объединения в рамках единой и взаимосвязанной системы. Практическое знаечние модели для менеджеров по управлению персоналом: создание условий для постоянной удовлетворенности трудом персонала, которая, в свою очередь, оказывает обратное воздействие на определение ценности нового вознаграждения.

 

Литература: 2,3,9,10,15.

3. Понятие организационной мотивации и ее система

Мотивация как процесс сложного взаимодействия человека, его психики и среды, внутренних составляющих человеческой активности. Мотивация как стержень всего социального управления. Раскрыть понятие мотивации, в том числе два ее аспекта: объективный и субъективный. Понятия: мотивирования, мотивированность, мотив. Классификация мотивации. Характеристика параметров и видов мотивации (направленность, сила и др.). Краткая характеристика двух подходов к структурированию системы мотивации: личностный (психологический) подход и организационно-управленческий подход. Характеристика основных компонентов управления мотивации (субъект, объект, ресурсы мотивации, механизм мотивации, мотивационная ситуация). Указать параметры ситуации, имеющие важные значения для мотивации персонала.

 

Литература: 2,7,9,11,13,16.

4. Основные понятия и определения мотивации и стимулирования трудовой деятельности

Основные термины и сущность мотивации трудовой деятельности. Понятие мотивации трудовой деятельности, мотива труда. Этапы формирования мотива труда. Характеристика основных элементов структуры формирования мотива труда: потребность, благо, трудовая деятельность, цена трудовой деятельности.

Основные термины и сущность стимулирования трудовой деятельности. Понятия: стимул труда, стимулирование трудовой деятельности. Механизм управления поведением персонала через стимулировнаие и факторы, влиящие на функционирование этого механизма. Взаимосвязь и взаимодействие понятий «стимул», «стимулирование», «мотив», «мотивация» в процессе трудовой деятельности. Мотивация с точки зрения процесса «встречи» адекватных и достижимых для персонала стимулов с теми актуальными мотивами, которые были приведены в движение этими стимулами. Пороговые значения стимула и мотива. Объективные условия для процесса создания мотивационного ядра персонала организации.

Продемонстрировать при помощи схемы изменение состава стимулов и мотивов, входящих в состав мотивационного ядра, в зависимости от развития, изменения целей и задач организации и ее внешней среды.

 

Литература: 2,7,9,11,13,16.

5. Диагностика системы мотивации

Цель диагностики системы мотивации персонала (информация о недостатках системы, возможности исправления или формирования новой системы мотивации). Этапы диагностики системы мотивации и их характеристика.

Диагностика состояния рынка труда. Проведение службой управления персоналом и руководством компании внешних исследований рынка труда. Источники для анализа рынка труда. Выбор компаний (референтной группы), с которой планируется сравнение организации по системе мотивации и оплаты труда. Выбор позиции компании на рынке труда.

Диагностика методов, форм и элементов мотивации и оплаты труда. Взаимосвязь системы мотивации и оплаты труда со стратегией компании. Основные направления анализа: системы мотивации и оплаты труда; системы базовых окладов; надбавок к базовым окладам; системы премирования; дополнительных льгот; нематериальной мотивации.

Изучение структуры мотивации и удовлетворенности сотрудников. Построение мотивационного профиля сотрудника (структуры трудовой мотивации работников, их потребностей и ценностных ориентаций), как средство, помогающее службе управления персоналом выполнять функции управления персоналом по ряду направлений.

Исследования удволетворенности сотрудников существующей системы мотивации и оплаты труда при помощи специальных опросников.

Принятие управленческих решений по разработке или корректировке системы мотивации и оплаты труда. Формы оплаты труда. Дать краткую характеристику сдельной и повременной формам оплаты труда и их системам, а так же тарифной и бестарифной системам. Дополнительные льготы. Цели дополнительных льгот с точки зрения мотивации.

Литература: 2,7,9.

6. Основные компоненты системы мотивации оплаты труда, используемые при разработке и внедрении системы мотивации и оплаты труда

Дифференциация персонала. Выделение категорий персонала с различным позиционированием внутри компании и на рынке труда. Классификация персонала, как правило, применяемая для формирования системы оплаты труда. Управленческий персонал: высший менеджмент, средний менеджмент, младший менеджмент. Сотрудники: основной персонал, административный персонал, вспомогательный персонал.

Методы оценки должностей. Дать краткую характеристику методам: простого ранжирования, парного сравнения, классификации, бального-факторного, интегрального. Факторы, влияющие на выбор оценки должностей.

Элементы и формы системы оплаты труда. Перечислить основные элементы, формирующие общую структуру заработной платы.

Формы оплаты труда. Дать краткую характеристику сдельной и повременной формам оплаты труда и их системам, а также тарифной и бестарифной системам.

Дополнительные льготы. Цели системы дополнительных льгот с точки зрения мотивации.

Системы дополнительных льгот. Характеристика фиксированной системы и гибкой системы. Их преимущества и недостатки.

Нематериальная мотивация. Различие целей дополнительных льгот и нематериальной мотивации. Перечислить основные формы нематериальной мотивации.

Формирование компенсационного пакета. Разработка различных компенсационных пакетов для всех выделенных в компании категорией работников как важнейшая стратегическая задача управления человеческими ресурсами. Состав компенсационного пакета.

 

Литература: 1,2,8,9,14,16,17,18,19.

7. Нематериальное стимулирование трудовой деятельности

Основные направления нематериального стимулирования персонала: моральное, организационное, свободным временем. Цель управленческой деятельности в области нематериального стимулирования.

Моральное стимулирование. Понятие. Характеристика методов морального стимулировнаия. Информирование. Основные задачи информирования персонала. Методы информирования, в том числе внутренний пиар.

Организация корпоративных мероприятий. Функции корпоративных праздников и их классификация. Командообразование и основные цели командообразующих программ (примеры).

Награждение. Цель награждения. Основные элементы систем награждения, функции награждения.

Регулирование взаимоотношений. Межличностные и межгрупповые отношения. Важнейшие признаки благоприятного социально-психологического климата. Факторы, от которых зависит социально-психологический климат.

Суть локального нормативного акта – Положение о моральном стимулировании персонала.

Организационное стимулирование. Понятие. Цель организационного стимулирования. Методы организационного стимулирования.

Повышение качества трудовой жизни и его основные направления. Характеристика методов реорганизации труда.

Управление деловой карьерой. Понятие. Цель. Задача управления деловой карьерой.

Вовлечение персонала в процесс управления организацией. Понятие. Средства вовлечения. Практическая реализация идей вовлечения персонала в управление.

Организация соревнования. Понятие. Цель соревнования. Принципы организации соревнования.

Стимулирование свободным временем. Суть и цель стимулирования свободным временем. Предоставление дополнительных дней отдыха (отгул, дополнительный отпуск).

Гибкий режим рабочего времени. Суть, основные принципы. Виды гибких режимов. Гибкие формы занятости.

 

Литература: 2,3,4,5,7,8,9,10,14,15,16.

8. Тарифная система, ее структура и функции. Надтарифные условия оплаты труда

Указать факторы, благодаря которым тарифная система является инструментом дифференциации заработной платы. Способ установления тарифной системы в рыночной экономике.

Характеристика основных элементов тарифной системы. Тарифная сетка. Тарифные разряды. Тарифные коэффициенты. Охарактеризовать варианты абсолютного и относительного нарастания тарифных коэффициентов от разряда к разряду. Тарифные сетки. Четыре основных вида тарифных сеток в зависимости от методических подходов к нарастании тарифных коэффициентов. Тарифные ставки. Особенности определения тарифной ставки 1-го разряда. Понятие «тарифная вертикаль» тарифных ставок 1-го разряда и причины их диффиренциации. Должностной оклад. Схема должностных окладов. Вилка должностного оклада. Квалификационные категории должности. Тарификация работ и работников. На основе тарифно-квалификационных справочников (ТКС) и отдельных тарифно-квалификационных характеристик. Характеристика Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС) как рекомендуемый инструмент тарификации рабочих в РФ. Характеристика разделов тарифно-квалификационных характеристик рабочих.

Характеристика Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих (ЕКС), а так же разделов квалификационной характеристики каждой должности. Способы тарификации рабочих, руководителей, специалистов и служащих.

Надтарифные условия оплаты труда. Доплаты и надбавки устанавливающиеся к тарифной части заработной платы и являющиеся составной частью разработки тарифных условий оплаты труда.

Классификация доплат и надбавок. Доплаты и надбавки, гарантированные трудовым законодательством и факультативные, определяемые локальными нормативными актами.

Характеристика доплат и надбавок, применяемых в определенных сферах приложения труда, являющиеся обязательными, размер которых устанавливается в коллективном договоре или индивидуальном трудовом контракте (доплаты за интенсивность труда и др., надбавки за высокое профессиональное мастерство и др.).

Характеристика доплат и надбавок, носящих стимулирующий характер.

Характеристика доплат и надбавок, носящих компенсационный характер.

 

Литература: 1,2,8,14,17,22.

9. Разработка фиксированной части оплаты труда (система базовых окладов) с использованием системы грейдинга

Стратегия компании и ее роль в определении политики компании в отношении структуры оплаты труда. Соотношение частей оплаты труда для разных категорий сотрудников.

Понятие – грейдинг. Основная идея системы грейдинга – введение фиксированного оклада работника. Причины появления грейдинга. Цель создания системы грейдинга. Подходы к построению системы грейдинга.

Алгоритм построения базовых окладов на основе системы грейдинга. Характеристика элементов построения базовых окладов. Оценка должностей. Выбор методов оценки должностей и краткая характеристика методов. Взвешивание факторов по их важности. Организация службой управления персоналом, проведения оценки. Очередность оценки должностей.

Построение внутрифирменной шкалы уровня должностей с одинаковым грейдом, т.е. распределение должностей по грейдам.

Определение среднего уровня заработной платы (контрольное значение) для каждого уровня. Характеристика источников получения информации.

Определение диапазона (вилки оклада) для каждого грейда. Контрольное, минимальное и максимальное значение базового оклада. Понятие тарифные разряды в грейде и их мотивирующее значение.

Принцип наложения уровней зарплаты, т.е. определение разницы между средними значениями вышестоящих и нижестоящих вилок грейдов.

Оценка персонала и установление зависимости уровня зарплаты от оценки. Способы оценки.

Факторы, влияющие на политику пересмотра зарплат.

Критерий роста зарплат внутри грейда (по горизонтали).

Способ осуществления контроля за фиксированной частью зарплаты.

Мотивирующее значение построения базового оклада по системе грейдинга.

 

Литература: 2,6,8,21.

10. Разработка переменной части системы оплаты труда в системе управления по целям с использованием KPI.

Основное мотивирующее значение переменной части системы оплаты труда. Определение размера премиального фонда и базы для начисления. Утверждение структуры переменных выплат для различных категорий сотрудников. Формирование списка по видам выплат и их периодичности для каждой категории сотрудников. Формирование переменной части в зависимости от достижения целей, поставленных перед каждым сотрудником. Основные правила постановки бизнес целей.

Определение основных показателей эффективности (KPI). Понятие KPI. Объяснить, почему необходимо взвешивание разных целей, то есть определение их веса. Организация связи системы мотивации и оплаты труда с оценкой персонала. Указать и охарактеризовать процесс управления результатами. Объяснить формулу, по которой рассчитывается переменная часть заработной платы на основе использования коэффициентов эффективности. Указать, почему система формирования переменной части зарплаты на базе KPI стимулирует работника к высоким индивидуальным, коллективным результатам и выполнению стратегических целей компании. Экономический эффект от применения KPI в компаниях Росии и странах СНГ.

 

Литература: 2,6,8.

Рекомендуемая литература

а) Документы

Трудовой кодекс Российское Федерации – М: издательство «Омега – Л», 2010. –(кодексы Российской Федерации)

б) Основная литература

2. Кибанов А. Я., Баткаева И. А., Митрофанова Е. А., Ловчева М. В.

Мотивация и стимулирование трудовой деятельности: Учебник (под ред. А. Я. Кибанова. – М.: ИНФРА – М, 2009 (Высшее образование))

3. Литвинюк А. А., Организационное поведение: Учебник. – М.: Юрайт, 2011.

в) Дополнительная литература

4. Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами. – М, 2004.

5. Адаир Д. Эффективная мотивация. – М.: Эксмо, 2005

6. Ветлужских Е. Мотивация и оплата труда: Инструменты, Методики. Практика. – 3-е изд. – М.: Альпина. Бизнес Букс, 2008.

7. Глаз В. М., Глаз Ю. А. Мотивация трудовой деятельности: теория и практика управления. – М. 2009.

8. Герчиков В.И. Управление персоналом: работник – самый эффективный ресурс компании. «Учеб. Пособие. – М.: Инфра-М – 2008. – (Высшее образование)».

9. Дэкерс Л. Мотивация: теория и практика: расшир. Курс /Ламберт Дэкерс; пер. с англ. – М.: Гросс Медиа, 2007.

10. Егоршин А. П. Мотивация трудовой деятельности. – М. Новгород: НИМБ, 2008

11. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2000.

12. Кошелев А. Н. Эффективная мотивация торгового персонала /А. Н. Кошелев. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2009.

13. Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы, эмоции. – М., 1991.

14. Мишурова И. В. Управление мотивацией персонала: учебно-практическое пособие /И. В. Мишурова. – Изд. 3-е, испр. и доп. – Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ»; Феникс, 2010 (Высшее образование)

15. Магура М., Курбатова М. Секреты мотивации или мотивация без секретов. – М.: ООО «Журнал «Управление персоналом»», 2007.

16. Ричи Ш., Мартин П. Управление мотивацией: Учеб. пособие для вузов: Пер. с англ. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2004.

17. Организация и регулирование оплаты труда: Учеб. пособие, - 2-е издание перераб. и доп. Под ред. М. С. Сорокиной. – М.: Вузовский учебник, 2009.

18. Самоукина Н. В. Эффективная мотивация персонала при минимальных финансовых затратах /Н. В. Самоукина. – Вершина, 2006.

19. Соломандина Т. О., Соломандин В. Г. Мотивация трудовой деятельности персонала. – М.: ООО «Журнал «Управление персоналом»», 2005.

20. Управление человеческими ресурсами /под ред. М. Пула, М. Уорнера. СПб.: Питер, 2002.

21. Чемеков В.П. Грейдинг: технология построения системы управления персоналом /Чемеков В. П. – Москва: Вершина, 2007.

22. Яковлева Т. Г. Мотивация персонала. Построение эффективной системы оплаты труда. – СПб.: Питер, 2009.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 454; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.233 сек.