Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История развития систем управления качеством 5 страница




− управление устройствами и мониторинга.

4. Измерение, анализ и улучшение:

− мониторинг и измерение;

− управление несоответствующей продукцией;

− анализ данных;

− улучшение.

 

 

13. Разработка и внедрение систем менеджмента качества

 

Система качества будет успешно функционировать, только если она будет создана внутри предприятия с участием самих сотрудников. Практика позволяет выделить следующие основные факторы успеха внедрения СМК.

1. Проведение предварительного обследования и последующего моделирования необходимых бизнес-процессов. Любой бизнес состоит из взаимоувязанных действий. Реализация этих процессов должна быть обеспечена ресурсами (денежными, трудовыми, материальными, информационными и др.). Каждый процесс имеет свою себестоимость. Совокупность процессов компании дает возможность посчитать реальную актуальную себестоимость бизнеса. А далее можно грамотно решать задачи финансового планирования, анализа, формирования цен, качества выпускаемой продукции и др. Достижение прозрачности бизнеса путем определения бизнеспроцессов компании в соответствии с поставленными целями – актуальная задача большинства организаций, особенно тех, которые активно развиваются. Бизнес-модель компании является не только основой ее управления. Высокая прозрачность бизнеса, простота и доступность системного описания упрощают разработку технического задания на настройку системы управления ресурсами и способствуют разработке новых требований по ее совершенствованию. Это позволяет обеспечить необходимые ресурсы в необходимом количестве в нужном месте, в заданное время, за приемлемую цену и снизить производственные издержки, обеспечив, таким образом, повышение конкурентоспособности компании.

Менеджеры получают на основе бизнес-модели необходимые распорядительные документы (должностные инструкции, положения, другие управленческие регламенты, оперативные и стратегические отчеты о наличии и движении ресурсов в компании и т. д.). Эта работа по моделированию ложится и в основу внедрения процессного управления.

2. Формирование личной заинтересованности первых лиц компании в результатах внедрения СМК, что является ключевым условием успеха. Персонал испытывает определенный стресс при внедрении СМК, поэтому без воли и власти руководителей внедрение не может быть успешным.

3. Определение и согласование с первыми лицами миссии компании, а также видения, стратегии и политики предприятия в области качества.

4. Формирование группы внедрения СМК и ее обучение. Кроме того, проведение подготовки персонала к внешнему аудиту как способ дополнительного его обучения.

5. Введение в штатное расписание должности директора по качеству.

6. Осуществление мотивации персонала. Мотивация должна быть направлена не только на выполнение текущей работы, но и на ее организацию и оптимизацию, т. е. на совершенствование управления. Всегда очень важно объяснить персоналу, что внедрение системы принесет пользу всей компании.

7. Реализация внедрения в форме проекта. Разработка и согласование максимально подробного план-графика проекта внедрения СМК с определением ответственности за задержку или срыв его выполнения.

В табл. 4 представлены этапы и содержание работ по разработке и внедрению систем качества.

Таблица 4

Типовые этапы и содержание работ по разработке и внедрению

систем качества

 

Типовые этапы разработки и внедрения системы качества на основе ИСО серии 9000   Содержание работ
І. Формирование руководящих и рабочих органов по внедрению стандартов ИСО
Проведение информационного совещания Проведение совещания предназначено для того, чтобы сообщить руководству предприятия и управленческому персоналу информацию о роли и значении системы качества в обеспечении успешной деятельности предприятия, а также необходимые первичные мероприятия для ее создания и сертификации. Информировать могут специалисты предприятия или приглашенные со стороны консультанты
Принятие высшим руководством решения о создании системы качества Руководитель предприятия осуществляет работу по внедрению стандартов и лично несет ответственность за ее результаты
Издание приказа Решение оформляется в виде приказа о создании руководящего органа, его полномочиях и обязанностях
Расчет затрат на разработку, внедрение и сертификацию системы качества Создание системы качества и ее последующая сертификация – это дорогостоящие работы. Расчет затрат рекомендуется проводить на основе классификации по видам деятельности
Разработка программы работ Руководитель должен утвердить календарный план внедрения системы качества с определением этапов работ
Назначение представителя высшего руководства руководителем по качеству Успех системы качества во многом зависит от поддержки со стороны высшего руководства
Создание рабочего органа по разработке и внедрению системы качества Это может быть группа по внедрению системы качества, сформированная в составе службы качества
Издание приказа  
Обучение персонала сформированного органа Организация изучения стандартов ИСО
Определение политики предприятия в области качества Политика предприятия в области качества: направления деятельности предприятия в области качества; цели и задачи предприятия в области качества; девиз предприятия в области качества; документальное оформление политики в области качества
Общее собрание персонала предприятия Доведение политики в области качества до подразделений и каждого работающего, деятельность которых непосредственно влияет на качество. Разъяснение необходимости внедрения стандартов
Выбор модели системы качества по ИСО серии 9000 Зависит от конкретной деятельности предприятия (организации), вида выпускаемой продукции (оказываемых услуг)
Определение состава функций и задач системы качества по положениям ИСО Процесс создания продукции представляется в виде подробного перечня этапов работ. Его основу должны составлять стадии жизненного цикла продукции. Функции определяют содержание деятельности в системе и служат помощью при ее создании
Определение состава структурных подразделений системы качества Установление обязанностей, полномочий и ответственности по функциям системы качества между подразделениями и должностными лицами предприятия. Разработка должностных инструкций и положения о подразделениях
Анализ системы качества по ИСО 9000 и выявление проблем Поэлементный анализ действующей системы качества по сравнению с выбранной моделью ИСО
Разработка и реализация мер по приведению системы качества в соответствие с ИСО серии 9000 Если это требуется на основе проведенного анализа
Структурная схема системы качества Состав и взаимосвязь всех структурных подразделений в системе качества и ее управляющего ядра – службы качества, с указанием основных функций подразделений
Разработка функциональной схемы управления качеством Позволяет представить наглядно процесс управления качеством. При этом для каждой функции на схеме целесообразно указать структурные подразделения, которые будут их выполнять на всех этапах производства
ІІ. Создание и введение в действие документации системы качества
Определение структуры и состава документации системы качества Необходимо рассмотреть состав всей имеющейся на предприятии нормативной документации и определить те документы, которые служат для выполнения элементов системы качества. Для выполнения большинства функций потребуется несколько документов. Среди этих документов будут и действующие, и те, которые нужно будет разработать дополнительно. Возможны доработка, объединение или отмена некоторых действующих документов
Разработка и корректировка конкретных нормативных документов В документах излагаются методы выполнения функций и задач в системе качества (этап наполнения системы качества внутренним содержанием). Необходимо составить и утвердить у руководства план-график разработки конкретных документов с указанием исполнителей и сроков работ
Разработка основного документа СМК – Руководства по качеству Руководство по качеству – обобщающий документ, в котором дается общее описание системы и излагается политика в области качества. Руководство по качеству служит для внутреннего использования, для представления заказчикам при заключении контрактов, а также независимым экспертам при проверках системы качества с целью ее сертификации
ІІІ. Подготовка системы качества к сертификации
Проведение самооценки СМК (после завершения работ по ее внедрению) Может проводиться внутренний аудит системы качества. Отчет и заключение о степени соответствия системы требованиям выбранной модели, ее способности обеспечить достижение целей, сформулированных в политике предприятия в области качества. Проводится оценка руководством предприятия эффективности СМК по результатам проверки. При необходимости составляются корректировочные планы мероприятий по приведению СМК в соответствие с требованиями ИСО 9000
Выбор организации по сертификации и подача заявки Выбирается организация, имеющая лицензию на выдачу сертификата по стандарту ИСО 9001, и подается заявка на получение сертификата

 

Создание, внедрение и сертификация системы качества в соответствии со стандартом ИСО 9001 – это один из основных этапов работ в области обеспечения качества.

 

14. Определение и роль сертификации

В условиях насыщенного товарами рынка потребителю недостаточно заявлений изготовителей и продавцов о соответствии качества товаров требованиям стандартов. Потребителю необходимо гарантированное независимой стороной подтверждение соответствия товара определенному уровню качества. Такое подтверждение может быть дано путем осуществления специальной процедуры – подтверждения соответствия, одной из форм которого является сертификация.

Особое значение сертификация приобретает в коммерческой деятельности, осуществляемой в условиях жесткой конкуренции, при которой успешная деятельность фирмы зависит от конкурентоспособности товаров. Сертификация продукции может рассматриваться как один из факторов повышения ее конкурентоспособности. Недаром многие зарубежные фирмы идут на дополнительные расходы по проведению добровольной сертификации. Это позволяет им отстоять свой сегмент рынка, устоять в конкурентной борьбе. Более того, сертифицированные товары, несмотря на более высокие цены (примерно на 10-30%), пользуются большим спросом, чем товары без сертификатов.

Потребитель сертифицированной продукции получает большие гарантии в стабильности характеристик качества продукции, для сертифицированной продукции производственного назначения - возможность отказаться от ее сплошного входного контроля и испытаний.

Особое значение приобретает сертификация в международной торговле, так как при наличии сертификатов, особенно международных, иностранный заказчик получает гарантию определенного качества товаров, соответствующего мировому уровню.

Таким образом, сертификация – важнейший механизм управления качеством продукции.

Сертификация является формой подтверждения соответствия.

" Подтверждение соответствия – документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов…, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров" (Закон о техническом регулировании).

Подтверждение соответствия может носить добровольный или обязательный характер. Добровольное подтверждение соответствия осуществляется по инициативе заявителя в форме добровольной сертификации для установления соответствия заявленных объектов национальным стандартам, стандартам организаций, условиям договоров. Целью добровольной сертификации является обеспечение конкурентоспособности продукции, конкурентного преимуществана рынке. Объекты, сертифицированные в системе добровольной сертификации, могут маркироваться знаком соответствия системы добровольной сертификации (или знаком соответствия национальному стандарту).

Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в форме принятия декларации о соответствии (декларирование соответствия) или в форме обязательной сертификации. Оно проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом, на соответствие требованиям технического регламента. Целью обязательного подтверждения соответствия является создание уверенности в том, что заявленная продукция безопасна для потребления. Таким образом, оно является средством государственного контроля за безопасностью продукции и процессов. Перечень товаров, подлежащих обязательному подтверждению соответствия, устанавливается законодательно.

Обязательная сертификация осуществляется органом по сертификации с использованием схем сертификации, устанавливаемых соответствующим техническим регламентом.

Декларирование соответствия может осуществляться либо на основании собственных доказательств, либо на основании собственных доказательств и доказательств, полученных с участием органа по сертификации и (или) аккре-дитованной испытательной лаборатории (центра).

Соответствие продукции (и других объектов) установленным требованиям подтверждается выдачей документа - сертификата соответствия. Совокупность правил, процедур и участников сертификации образует систему сертификации.

С середины 60-х годов ХХ века на базе национальных систем сертификации разных стран создаются региональные международные системы сертификации закрытого типа (например, в рамках ЕЭС и Европейской зоны свободной торговли). В конце 60-х годов в рамках ИСО, Европейской экономической комиссии ООН (ЕЭК ООН), Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) развертывается работа по международной сертификации. Комитет ИСО по сертификации (ИСО/СЕРТИКО, который затем стал называться Комитетом по оценке соответствия - ИСО/КАСКО) разработал рекомендации по организационным принципам сертификации продукции, на основе которых должны действовать национальные системы сертификации. Если национальные системы сертификации соответствуют требованиям ИСО, то выданные ими сертификаты признаются другими странами - членами ИСО. В противном случае продукция подвергается дополнительным сертификационным испытаниям за счет поставщика. Кроме того, западные фирмы предпочитают иметь дело с партнерами, которые сертифицируют не только отдельные партии товаров, а и систему качества предприятия.

В ряде стран без сертификата доступ товаров на внутренний рынок запрещен в законодательном порядке.

В соответствии с правилами ИСО для проведения сертификации в стране с тем, чтобы ее результаты были приняты другими странами, необходимы слеующие условия:

- наличие НТД (стандартов) на продукцию, устанавливающих величины характеристик, подлежащих сертификации, методы и порядок проведения испытаний и обработки их результатов;

- наличие сети независимых как от изготовителей, так и от потребителей испытательных центров, располагающих необходимым испытательным оборудованием, измерительными приборами и условиями для проведения сертификационных испытаний и периодической аттестации;

- наличие надзора за деятельностью испытательных центров и предприятий-изготовителей;

- высокий уровень организации технологических процессов производства с оснащением необходимыми средствами измерений и обеспечением контроля на важнейших стадиях изготовления продукции;

- наличие мер юридической ответственности за неправомерное использование знака соответствия стандарту.

Работы по созданию системы сертификации в СССР начались в середине 80-х годов. До этого действовала система аттестации продукции по категориям качества (высшая, первая и вторая категории; продукция высшей категории качества обозначалась Знаком качества). Принципиальным недостатком этой системы был отрыв оценок от мнения потребителя и от конкурентоспособности продукции на внешнем рынке. Сейчас в России действует национальная система сертификации, построенная в соответствии с международными нормами и правилами ИСО и МЭК.

 

15. Российская система сертификации (РОСС)

Деятельность по сертификации в Российской Федерации основана на законах РФ "О защите прав потребителей", "О техническом регулировании" и других нормативных актах.

Главная цель национальной системы сертификации РОСС - содействовать отечественным предприятиям в сохранении устойчивых позиций на внутреннем рынке и повышении конкурентоспособности на внешнем.

РОСС состоит из:

• систем обязательной сертификации, установленных законами Российской Федерации («О пожарной безопасности», «Об оружии», «О космической деятельности» и т.п.):

- система сертификации ГОСТ Р,

- система сертификации авиационной техники и объектов гражданской авиации,

- система сертификации взрывоопасных производств,

- система сертификации электросвязи,

- система сертификации средств защиты информации и др.;

• систем обязательной сертификации групп однородной продукции:

- пищевых продуктов и продовольственного сырья,

- ручного огнестрельного оружия и патронов,

- электрооборудования (на соответствие стандартам МЭК) и др.;

• систем добровольной сертификации.

 

Каждая из этих систем имеет свои нормативно-методические документы, отражающие особенности сертификации определенного вида продукции.

В организационную структуру РОСС входят:

- национальный орган по сертификации – Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Госстандарт России). Он возглавляет национальную систему сертификации;

- центральные органы систем сертификации;

- региональные органы по сертификации (в Москве - РОСТЕСТ, в Петербурге - Центр испытаний и сертификации "Тест-С.Петербург");

- органы по сертификации конкретной продукции или услуг;

- испытательные лаборатории (центры), которые могут быть в структуре органов сертификации или могут получить аккредитацию и работать самостоятельно;

России и местной исполнительной власти (например, Центр контроля качества при администрации СПб).

Научно-методическим центром национальной системы сертификации является Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации (ВНИ-ИС).

Основной принцип, заложенный в систему сертификации - сертификация независимой третьей стороной, которой и являются органы по сертификации.

В РОСС осуществляются следующие функции:

- сертификация продукции и услуг;

- аттестация производств;

- сертификация систем качества;

- инспекционный контроль за сертифицированной продукцией, услугами и аттестованными производствами, а также аккредитованными органами и лабораториями;

-аккредитация органов по сертификации продукции и услуг, по сертификации систем качества и аттестации производств, испытательных лабораторий (центров);

-подготовка и аттестация экспертов-аудиторов по сертификации и испытателей;

-ведение Государственного Реестра Системы по сертификации, аккредитации и испытаниям;

-информационное обеспечение;

-взаимодействие с международными организациями по сертификации.

По результатам проведения сертификации может быть выдан один из видов сертификата:

- сертификат на образец;

- сертификат на продукцию;

- сертификат на товарную партию;

- сертификат на производство;

- сертификат на систему качества.

Для продуктов питания, продовольственного сырья, косметических товаров и другой продукции, потенциально опасной для здоровья человека, сертификат соответствия выдается на основании санитарно-эпидемиологического заключения, выдаваемого органами Госсанэпиднадзора по результатам проверки продукции на соответствие санитарно-эпидемиологическим требованиям, которые одновременно являются и показателями безопасности.

Для некоторых ввозимых в страну товаров, животных после соответствующей проверки оформляются карантинный и ветеринарный сертификаты.

Продукция, на которую выдан сертификат соответствия, маркируется Знаком соответствия определенной системы сертификации. Предприятие-изготовитель получает лицензию на применение Знака соответствия. При обязательной сертификации маркирование продукции Знаком соответствия является обязательным.

Продукция, для которой подтверждено соответствие требованиям технических регламентов, маркируется Знаком обращения на рынке.

Изготовители продукции, подлежащей обязательной сертификации и реализуемой на территории России, обязаны:

1) реализовывать эту продукцию только при наличии сертификата, выданного или признанного уполномоченным на то органом;

2) обеспечивать соответствие реализуемой продукции требованиям нормативных документов, на соответствие которым она была сертифицирована, и маркировать ее Знаком соответствия;

3) указывать в сопроводительной технической документации сведения о сертификации и нормативных документах, которым должна соответствовать продукция, для доведения этой информации до потребителя;

4) приостанавливать или прекращать реализацию сертифицированной продукции, если она не отвечает требованиям НД, на соответствие которым сертифицирована, по истечении срока действия сертификата или в случае, если действие сертификата приостановлено либо отменено решением органа по сертификации;

5) извещать орган по сертификации об изменениях, внесенных в техническую документацию или в технологический процесс производства сертифицированной продукции.

Сертификаты и аттестаты аккредитации в системах обязательной сертификации регистрируются в Государственном Реестре Систем Сертификации.

Государственный Реестр содержит сведения о центральных органах систем сертификации, об аккредитованных органах по сертификации и испытательных лабораториях, утвержденных системах сертификации однородной продукции и знаках соответствия, о сертифицированной продукции, аттестованных экспертах, документах, содержащих правила и рекомендации по сертификации.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 296; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.075 сек.