Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Руководитель в системе управления




 

Ключевым звеном в сфере управленческой деятельности является руководитель. Руководитель – это лицо, которое управляет производственно- хозяйственной деятельностью организации, направляя ее на достижение наибольшей эффективности получаемых результатов.

К основным задачам руководителей относятся принятие решений и контроль за их реализацией.

Различают три основные группы руководителей: хозяйственные руководители, специалисты и вспомогательные работники (технические исполнители).

Ключевым звеном среди кадров управления производством являются хозяйственные руководители. Они осуществляют руководство коллективом, планируют, организуют и направляют его деятельность на выполнение поставленной цели. Они несут личную ответственность за своевременное принятие и реализацию управленческих решений. В составе хозяйственных руководителей можно выделить два основных типа: линейные и функциональные руководители.

Линейные руководители осуществляют все функции по руководству производством на участке, в управлении, объединении. К ним относятся мастера, производители работ, руководители строительных управлений, трестов и т. д.

Функциональные руководители – начальники отделов, отделений, служб – выполняют одну из функций управления.

Специалисты – оказывают квалифицированную помощь хозяйственным руководителям при анализе и решении сложных вопросов развития производства.

Вспомогательные работники осуществляют техническое и информационное обеспечение аппарата управления.

Сформулировать качества современного руководителя можно исходя из конкретных критериев, определяемых следующими сферами деятельности:

общая организационно-управленческая (управление предприятием);

производственная (управление производственным процессом);

социальная (управление трудовым коллективом);

сфера личности самого руководителя трудового коллектива.

Рассмотрим смысловое значение указанных сфер деятельности и соответствующих им моделей качеств руководителя трудового коллектива. Посколъку все критерии взаимообусловлены, то и качества руководителя могут рассматриваться как различные уровни интегрированной системы.

Итак, критерий первый, обобщенный – руководство всеми сферами жизнедеятельности коллектива, строительного предприятия. Этому критерию соответствуют: профессиональная управленческая компетентность, организационные качества, деловитость, моральные качества, политическая культура, работоспособность.

Критерий второй: руководитель – организатор строительного производства. Он должен уметь управлять производством, организовывать эффективную систему управления предприятием, извлекать прибыль, обеспечивать стабильное экономическое положение коллектива, организовывать труд персонала на рабочих местах и др.

Критерий третий: руководитель – воспитатель и организатор коллектива людей. Здесь важно умение обеспечить для трудового коллектива предприятия необходимые условия труда, жилищно-бытовые условия, хороший морально-психологический климат, трудовую и исполнительную дисциплину и др.

Четвертый критерий – умение руководить самим собой: личная организованность, самодисциплина, знание техники личной работы, эмоционально – волевой потенциал, хорошее состояние здоровья.

Рассмотрим подробнее составляющие первого критерия.

Профессиональная компетентность – это наличие профессиональных знаний и умений в управлении производством и персоналом, знание работы по конкретной управленческой должности.

Блок включает пять групп второго уровня: организационно – управленческую, экономическую и правовую культуру, опыт руководства и опыт работы в условиях частного предпринимательства.

Каждая из этих групп включает вполне конкретные по содержанию первичные качества. Например, организационно – управленческая культура предполагает: умелое управление процессом производства строительной продукции; знание условий, техники, технологии и организации производства; владение техникой личной работы, вычислительной и организационной техникой.

Расширяется значение экономической культуры руководителя, предполагающее знание экономической теории, планирования, статистики, финансирования и кредитования, бухучета, налогообложения, работы с ценными бумагами, экономики труда и других ветвей экономики. Не менее важно и умение применять эти знания на практике.

Необходимый элемент компетентности руководителя – его правовая культура: знание различных видов права, умение и желание их использовать. Важное значение для компетентности имеют также опыт руководства и предпринимательства.

Организаторские способности должны быть у руководителя от рождения – это сфера взаимоотношений с людьми. Организаторские способности включают в себя четыре основные группы качеств: тягу к лидерству, умение контактировать с людьми, организовать совместную трудовую деятельность, при этом руководитель должен уметь находить людей, способных вместо него выполнить определенную работу.

Деловитость – отношение к делу – включает три основные группы качеств: умение стратегически мыслить, предприимчивость (тактика действий) и личную организованность.

Умение мыслить стратегически предполагает: наличие широкого кругозора, способность генерировать идеи, видеть и учитывать перспективу.

Нравственные качества – это прежде всего служебная этика, которая предписывает руководителю быть справедливым в оценке способностей и поведения сотрудников, ровным в обращении, принципиальным, внимательным, тактичным и доброжелательным. Вред взаимоотношениям в коллективе наносят самоуверенность, категоричность, нетерпимость к критике, неуважение к личному достоинству подчиненных, их профессиональному авторитету, грубость.

Политическая культура – это отношение к интересам общества, коллектива и личности работника. Кроме того, она включает такие качества, как знание политической обстановки, умение вести дискуссию, терпимость к различным точкам зрения и др.

Работоспособность руководителя можно рассматривать как способность к продолжительной, напряженной творческой деятельности. Здесь важны физический потенциал (здоровье, возраст, тренированная нервная система, отсутствие вредных привычек) и эмоционально – волевой комплекс качеств (воля, трудолюбие, упорство в работе, удовлетворенность ее результатами, увлеченность трудом, жизнерадостность, оптимизм).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 410; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.