Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Соотношение содержательных теорий мотивации




Мотивация трудовой деятельности

Практикующее упражнение.

Задание 1. Содержательные теории мотивации имеют общую идею, рассматривая содержание человеческих потребностей как основной мотивационный механизм. Исходя из этого, заполните таблицу 13.

Таблица 13

 

Теория Маслоу Теория Герцберга Теория Мак-Клелланда Теория Альдерфера
потребность сСамовыражениея        
потребность уУваженияе        
потребность пПричастностиь        
потребность бБезопасностиь      
фФизиологические потребности        

 

Практикующее упражнение.

Задание 2. Ситуация для анализа «Бригада». Прочтите конкретную ситуацию, ответьте на вопросы.

 

По итогам работы за год предприятие выделило для материального стимулирования бригады наладчиков 10 тыс. руб. В бригаде 5 человек, бригадир распределил средства поровну (по 2000 руб. на каждого), чем вызвал большое недовольство работников и конфликтную ситуацию в бригаде. Далее представлена характеристика членов бригады:

· Алексей, самый молодой работник, 20 лет. Не женат, увлекается спортом, музыкой, в отношении карьеры не определился, профессию выбрал случайно. Полученную работу старается выполнить хорошо, но безынициативен, оценка работы средняя.

· Борис, молодой рабочий, 25 лет. Из рабочей династии, работает по призванию. Семья, маленький ребенок. Очень сильны мотивы удачной карьеры, достижения цели. Инициативен, полностью отдает себя работе, оценка работы высокая. Имеет большое желание учиться, повышать квалификацию. Его цель в ближайшей перспективе – стать бригадиром, в дальнейшей – стать вице-президентом, управляющим корпорацией.

· Валерий, рабочий, 40 лет. Семья, двое детей–студентов. Работает стабильно хорошо, оценка работы высокая. К моральным стимулам равнодушен, так же как и к карьере. Преимущество отдает материальным стимулам, так как оплачивает учебу детей и частное лечение жены, страдающей хроническим заболеванием. Свободное время проводит на даче, увлекаетсясадоводством.

· Григорий, бригадир, 43 года. Тщеславен, своей карьерой недоволен, должность бригадира считает не соответствующей своим способностям. Активно участвует в общественной жизни предприятия, работе клубов, движений, комитетов. Активно самоутверждается, это отнимает много времени, поэтому результаты работы средние. Разведен, не испытывает особых материальных затруднений. Регулярно и с большим желанием повышает квалификацию на курсах, увлекается туризмом.

· Дмитрий, пожилой работник, 3 года до пенсии. Большой профессиональный опыт, знания, навыки, не снижающаяся физическая активность. Незаменим при консультировании в сложных ситуациях, но сам физически не может справиться с их решением. Дети, внуки, жена на пенсии. Главная задача работника – спокойно доработать до пенсии. Показатели работы средние, является наставником самого молодого работника, увлекается историей, мемуарами.

Вопросы:

1. Какие мотивационные механизмы нарушены?

2. Какие идеи теории мотивации можно применить в данных ситуациях?

3. Что следует предпринять, чтобы разрешить создавшиеся конфликты?

4. Как можно предупредить появление подобных ситуаций на предприятии?

4.

Практикующее упражнение.

Задание 3. Блиц-ситуации для анализа. Прочтите ситуации, ответьте на вопросы.

1. В одной небольшой компании регулярно выбирают работника месяца. Ему предоставляется право парковать свою машину рядом с машиной президента компании перед самым выходом. Как теория объясняет возникновение позитивной мотивации в данном случае?

2. Для того чтобы добиться сокращения числа несчастных случаев на производстве, в компании используется лотерея. Право на участие в розыгрыше призов получает каждый проработавший без происшествий 30 и более дней сотрудников. В чем причина успеха программы?

3. В небольшой компании в разных отделениях в качестве эксперимента были внедрены две разные программы повышения мотивации персонала. Одна программа была направлена на повышение оплаты труда всем категориям работников, так как на основе опроса было выявлено, что уровень оплаты труда не мотивирует к высокой производительности. После месяца работы наблюдалось незначительное повышение трудовых результатов. Другая программа учитывала ежемесячные индивидуальные результаты работы сотрудников, в результате чего часть нерадивых работников вынуждена была уволиться из-за низкой оплаты труда, а оставшийся продуктивный коллектив получил значительную прибавку к зарплате. Сделайте прогноз управленческой ситуации в долгосрочной перспективе. По вашему мнению, какая из программ более эффективна?

4. Если опытная секретарша обнаружит, что она получает меньше, чем только что нанятая уборщица, какой будет ее реакция? Какие «доходы» и «расходы» она будет сравнивать в процессе оценки?

5. На какого начальника вы предпочли бы работать: на человека с большой потребностью в достижениях, в теплых отношениях или во власти? Почему? В чем преимущества и недостатки каждого типа руководства?

6. Исследование, проведенное среди учителей, показало, что двумя самыми важными выгодами они считают чувство, что они выполняют важную работу, и чувство достижения. В то же время они оценивают свою зарплату и дополнительные льготы как весьма низкие. При всем этом они продолжают работать. Объясните их поведение с точки зрения двухфакторной теории Герцберга.

 

Контрольные вопросы:

1. Какое значение имеет мотивация в управлении персоналом предприятия?

2. Объясните сущность упрощенной модели мотивации поведения человека.

3. Какую роль в мотивации играет вознаграждение?

4. В чем разница между содержательными и процессуальными теориями мотивации?

5. Раскройте основные идеи теории Маслоу, возможность ее практического применения.

6. В чем заключаются недостатки теории Маслоу?

7. В чем суть двухфакторной теории Герцберга? Применима ли эта теория в российских условиях?

8. На основе примера из вашей практической деятельности объясните процесс мотивации по теории ожидания.

9. Какие выводы можно сделать из теории справедливости для использования ее в практике управления?

10. Покажите на основе конкретной ситуации из вашей профессиональной деятельности, как работает модель Портера - Лоулера на практике.

11.В чем заключается сущность концепции партисипативного управления?

12.Оцените, насколько практически применима теория подкрепления в управлении?

13.1. Как работает модель Портера - Лоулера в практике профессиональной деятельности?

14.13.Что относится к внешнему и внутреннему вознаграждению согласно модели Портера - Лоулера?

15.14.Назовите методы материального стимулирования труда.

16.15.Назовите методы морального стимулирования.

 

Литература:

1. Большаков А.С., Михайлов В.И., Современный менеджмент, теория и практика – СПб.: Питер, 2000.

2. Веснин В.Р. Основы менеджмента: Курс лекций для студентов вузов. - М.: Знание, 2006.

3. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. – М.: Гардарика, 2007.

4. Дафт Р. Менеджмент. 6-е изд./Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2008.

5. Казанцев А.К., Малюк В.И., Серова Л.С. Основы менеджмента. Практикум: уУчеб.ное пособие. – 22-е изд.- М.: ИНФРА-М, 2002.

6. Карташова Л.В., Никонова Т.В., Соломанидина Т.О. Поведение в организации: учебник. – М.: ТНФРА-М, 2002.

7. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Дело, 2003.

8. Общий менеджмент:. у Учеб.ное пособие. / Под ред. А.К. Казанцева. – М: ИНФРА-М, 2007.

9. Основы управления персоналом. / Под ред. Б.М. Генкина. - М.: Высш. школа, 2001.

10. Практикум по теории управления: учебное пособие/под ред. Ю.В. Васильева, В.Н. Парахиной, Л.И. Ушвицкого – М.: Финансы и статистика, 2005.

11. Пугачев В.П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом: учебник. – М.: Аспект Пресс, 2001.

12. Пустынникова Е.В. Основы менеджмента: учеб. пособие. - М.: КНОРУС, 2008.

13. Спивак В.А. Организационное поведение и управление персоналом:: учеб. пособие. – СПб.: Питер, 2000.

14. Управление персоналом организации: учебник../ Под ред. А.Я. Кибанова. - М.: Инфра-М, 1997.

15. Филонович С.Р. Модуль 9 «Лидерство и практические навыки менеджера» - 17-модульная программа для менеджеров, М.: 1999.

16. Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации. Учеб.-метод. пособие. Изд. 3.-е – М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1998.

Раздел 10. Практикум к теме:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 2440; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.