Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Роль контроллера в компании




Цель и задачи контроллинга

Целью контроллинга является реализация глобальных и локальных целей (стратегий) предприятия. При этом высшей целью является сохранение стабильности и успешное развитие предприятия. Из вышесказанного можно сделать вывод, что цель контроллинга - производная от целей самого предприятия.

Основные задачи контроллинга можно сгруппировать следующим образом:

• информационное обеспечение процессов учета, планирования и прогнозирования;

• регулирование и контроль за производственными и финансовыми аспектами деятельности предприятия;

• выполнение функции интеграции, системной организации и координации;

• планирование (оперативное, стратегическое, инвестиционное);

• контроль (сравнение заданных и фактических показателей, анализ отношений, анализ преимуществ и недостатков);

• управление (проведение мероприятий по подготовке, корректировке стратегий и задач).

Концепция контроллинга ориентирована на “узкие места”.

Узкое место - наиболее слабое звено предприятия. “ Узким местом ” может быть рынок сбыта, производство, ликвидность и др. “ Узкие места» на практике являются сдерживающими факторами поступательного развития предприятия. Задача службы контроллинга заключается в поиске и ликвидации экономическими мерами “узких мест”.

Базу контроллинга составляют показатели производственного и финансового учета, которые целесообразно сформировать в единый интегрированный банк технико-экономических данных.

Среди специалистов по контроллингу нет единства во мнениях по вопросам целей и ориентации на результат.

Х.-Ю. Кюппер считает целью контроллинга координацию системы управления предприятия. Контроллинг в соответствии с позицией автора ориентирован на систему целей.

Д. Шнайдер выступает за ограничение функций контроллинга (разработка и координация отдельных планов; внутрипроизводственный учет и контроль).

Т. Райхман поддерживает позицию экономистов по ориентации контроллинга на результат. В соответствии с этой концепцией выделяет в качестве главной задачи сбор, обработку информации, координацию и контроль за выполнением планов.

Й. Вербер, поддерживая концепции П. Хорвата и Х.-Ю. Кюппера, считает, что контроллинг должен выполнять функции поддержки руководства.

Й. Вербер и Х.-Ю. Кюппер считают, что контроллинг не должен быть связан с процессом постановки цели, потому что является лишь инструментом реализации целей.

По мнению Д. Хана (Германия), современная цель контроллинга может находиться в плоскости оптимизации результата с учетом гарантии ликвидности. В этой же концепции в качестве главной выделяется задача реализации функций информационного обеспечения, ориентированных на результат планирования, регулирования и мониторинга событий на предприятии во взаимосвязи с функциями интегрирования, организации и координирования на базе системы показателей производственного и финансового учета.

Д. Хан выделяет также и специальные задачи контроллинга:

1. Пользовательские задачи:

• планирование и контроль на предприятии (планово-контрольные расчеты)

• планирование и контроль целей;

• стратегические планирование и контроль;

• оперативные планирование и контроль;

• координация всех частных планов;

• учет и отчетность;

• информация:

• формирование внутренней отчетности для различных групп заинтере-сованных пользователей;

2. Организационные задачи:

• принятие решений;

• участие в принятии решений.

В соответствии с вышеперечисленным Д. Хан предлагает следующую систему разграничения задач контроллинга:

Рис.4. Разграничение задач контроллинга (по Д.Хану)

Приведенная на рис. 4 система разграничения задач контроллинга может быть адаптирована и к американской концепции, и к российской. Различия могут быть только в содержании или раскрытии приведенных задач. С учетом последних достижений в науке для России можно рекомендовать следующую классификацию задач контроллинга:

Классификация задач контроллинга

1. Генеральное целевое планирование:

• анализ и контроль внутренней и внешней среды;

• выработка альтернативных локальных целей и стратегий;

• многовариантное планирование;

• система показателей системы планирования и контроллинга.

2. Оперативное планирование:

• планирование и контроль программы;

• имитационное моделирование;

• реинжиниринг бизнеса.

3. Стратегическое планирование:

• портфельные матрицы;

• инвестиционные планы и проекты;

• инновационные планы;

• расчеты ФСА (функционально-стоимостного анализа);

• анализ и контроль внешней и внутренней среды;

• разработка и корректировка локальных и в некоторых случаях глобальных стратегий;

4. Финансовый и управленческий учет:

• анализ эффективности производства;

• анализ платежеспособности;

• анализ рентабельности;

• анализ ROI;

• анализ производственного результата.

5. Сбыт. Производство. Снабжение:

• реинжиниринг;

• функционально-стоимостный анализ;

• покрытие издержек;

• управление ассортиментной политикой;

• анализ безубыточности.

6. Ревизия и другие штабные функции:

• планирование и контроль по местам возникновения затрат;

• внутренний аудит.

Для решения поставленных задач в экономической литературе выделяют оперативный и стратегический контроллинг.

Таким образом, можно привести следующую градацию планирования и контроллинга:

• генеральное целевое;

• стратегическое;

• оперативное.

В соответствии с этим можно выделить следующую группировку задач и инструментов контроллинга (за основу взяты разработки Д. Хана):

Таблица 1

Задачи и инструменты контроллинга

Задачи Инструменты
1. 1 Анализ и прогнозирование · бенчмаркинг (анализ и сравнение с конкурентами); • контроллинг внешней и внутренней среды; • контроллинг жизненного цикла продукции; • система раннего предупреждения; • разработка сценариев.
2. Планирование затрат и простоев • техника сетевого планирования; • функционально-стоимостный анализ; • анализ затрат и результатов; • калькуляция проектов и продукции; • определение целевых и предельных издержек; • анализ эффективности; • учет затрат по местам их возникновения; • break-even-analis; • одноступенчатый и многоступенчатый анализ покрытия издержек.
3. 3 Планирование функциональных областей деятельности • анализ накладных расходов; • бюджетирование; • анализ затрат и результатов; • анализ эффективности; • калькулирование; • учет затрат по местам их возникновения.
4. Планирование производственной программы · портфельный анализ; • анализ безубыточности; • анализ эффективности; • ступенчатый расчет суммы покрытия; • имитационное моделирование; • линейное программирование.

 

 

Контроллер – это экономический лоцман "на борту" предприятия

Контроллер является экономической совестью предприятия. Он должен прежде всего заботиться о том, чтобы:

• осуществлялось внутреннее, инвестиционное и стратегическое планирования;

• планирование подразделений на всем предприятии происходило по единым руководящим линиям;

• был возможен сбор, расчет и анализ показателей системы планирования;

− анализировалось отклонение фактических показателей от плановых и нормативных;

− было возможно разрабатывать альтернативные стратегии (глобальные и локальные);

− анализировать влияние ассортиментных сдвигов на безубыточность функционирования фирмы, управлять на этой основе ассортиментной политикой.

В России сегодня, как, впрочем, и в 50-60-х годах в Европе, утверждение идеи необходимости становления системы контроллинга - это вопрос авторитета, опыта, интересов и личного склада ума тех, кто занимается внедрением контроллинга. Контроллинг в России успешно внедряется в промышленности и кредитной сфере фирмами SAP, РОЭЛ-аудит.

В Европе сформатированы требования, которые необходимо предъявлять к личности контроллера.

Требования, предъявляемые к контроллеру:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 1457; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.