Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Темы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами




Содержание тем дисциплины

Содержание дисциплины

Объем дисциплины и виды учебной работы

Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих общекультурных и профессиональныхкомпетенций(ОК, ПК) (согласно ФГОС ВПО):

Код компетенции Наименование и (или) описание компетенции
ПК- 29 соблюдает правила техники безопасности, производственной санитарии, пожарной безопасности и нормы охраны труда  

В результате изучения дисциплины студент должен:

Компоненты компетенции Содержание компетенции по компонентам Код компетенции
Знать место валеологии в системе современных гуманитарных наук, основные методы и принципы валеологического знания ПК-29
историю валеологической мысли, сущность крупнейших валеологических теорий ПК-29
способы укрепления, сохранения, восстановления здоровья ПК- 29
Уметь анализировать состояние здоровья ПК- 29
выявить факторы здоровья ПК- 29
ориентироваться в сложных проблемах обеспечения здоровья ПК- 29
Владеть навыками анализа состояния здоровья ПК- 29
навыками разработки профилактических программ ПК- 29

 

 

Освоенные студентом компетенции, как результат процесса обучения по дисциплине, могут быть базовыми для таких дисциплин как: Безопасность жизнедеятельности, Конфликтология, Психология и социология чтения.

Вид учебной работы Всего часов / зачетных единиц Семестр,блоки  
2 семестр
   
Аудиторные занятия (всего) 32/1    
В том числе:      
Лекции      
Практические занятия (ПЗ)      
Семинары (С)      
Самостоятельная работа (всего) 76/2    
В том числе: написание эссе, подготовка слайдов, докладов к учебной конференции, вебинару        
Зачет     +  
Общая трудоемкость часы зачетные единицы        
   
               
№ п/п Наименование тем Содержание тем
1. Тема 1. Предмет, задачи и основные этапы развития валеологии   Валеология как наука о здоровье. Становление валеологии и ее современное состояние. Место валеологии в системе наук о здоровье человека. Связь и взаимодействие с другими науками о человеке. Предмет и объект исследования в валеологии. Задачи валеологии на современном этапе ее развития. Разработка технологий формирования здоровья и расширения резервных возможностей организма как основная цель валеологии
2. Тема 2. Факторы обеспечения здоровья современного человека   Развитие понятия “здоровье” в валеологии. Патогенез и валеогенез. Основные факторы, влияющие на здоровье современного человека. Генетический фактор здоровья. Окружающая среда и здоровье. Образ жизни. Характеристика факторов, укрепляющих здоровье человека: здоровая наследственность; экологически благоприятная среда обитания; своевременная и полноценная медицинская помощь; рациональная организация жизнедеятельности. Индивидуальное и общественное здоровье. Показатели индивидуального и общественного здоровья. Состояние здоровья
3. Тема 3. Барьерные системы организма. Общая характеристика барьеров   Пассивные и активные барьерные системы организма и их роль в сохранении гомеостаза. Динамические барьеры, и характеристика их защитных функций. Иммунная система как основная барьерная система организма. Барьеры центральной нервной системы и высшей нервной деятельности. Биологические мембраны как первичная барьерная структура и их важнейшие функции.Кожный барьер. Функции кожи. Барьеры верхних дыхательных путей. Легочные барьеры.Барьеры желудочно-кишечного тракта. Гисто-гематические барьеры. Плацентарный барьер  
4. Тема 4. Физические воздействия на организм человека и способы защиты от них   Ионизирующее излучение: корпускулярное и электромагнитное, их биологический эффект. Механизмы повреждения при воздействии ионизирующего излучения и защитно-приспособительные механизмы к нему. Неионизирующие электромагнитные излучения, характеристика их воздействия на организм человека. Ультрафиолетовое излучение различных диапазонов, его биологический эффект. Электромагнитные поля низкочастотных, высокочастотных и сверхвысокочастотных диапазонов, их воздействие на человека. Применение УВЧ И СВЧ в терапии Электрический ток и его воздействие на организм человека. Применение электрического тока в терапевтических целях. Барометрическое давление, роль его понижения и повышения в жизни современного человека. Звуковые колебания. Ультразвук и инфразвук, их физиологический эффект. Повышенная температура и адаптация к ней. Действие холода на организм человека.
5. Тема 5. Экология и здоровье человека   Экологические факторы безопасности жизнедеятельности человека. Глобальные проблемы экологической безопасности: сокращение антропогенного загрязнения в сроки, обеспечивающие экологическую устойчивость биосферы; защита и сохранение биологического разнообразия жизни, в том числе экосистем; увеличение производства экологически чистых продуктов питания; всеобщее запрещение производства и использования ядерного и других видов вооружений массового поражения. Экологические аспекты радиационной безопасности. Техногенные изменения радиационного фона. Современные принципы и нормы радиационной безопасности. Техногенно-обусловленные экосистемы и их влияние на здоровье человека.  
6. Тема 6. Образ жизни как основной фактор, влияющий на здоровье человека   Образ жизни как биосоциальная категория. Основные показатели образа жизни – уровень жизни, качество, стиль и уклад жизни. Здоровый образ жизни и его структура: оптимальный двигательный режим; рациональное питание; рациональный режим жизни; психофизиологическая регуляция; психосексуальная и половая культура; тренировка иммунитета и закаливание; отсутствие вредных привычек и валеологическое образование. Формирование здорового образа жизни.  
7. Тема 7. Основные принципы современного питания Основные проблемы валеологии питания. Нормы потребления нутриентов. Принципы определения калорийности пищи. Способы определения идеальной массы тела. Основные постулаты теории сбалансированного питания и их анализ. Вегетарианство и его виды. Валеологические аспекты вегетарианства. Сыроедение. Витамины и характеристика их основных групп. Влияние витаминов на здоровье человека. Пищевые добавки. Фитонциды и антиканцерогенные вещества, содержащиеся в пище человека. Диетическое питание. Принципы составления диет. Питание в системах оздоровления: Г.Шелдона, П.Брегга, К.Ниши и др.
8. Тема 8. Физическая активность Физический труд как потребность человека. Гиподинамия как хронический дефицит двигательной активности. Гипокинезия и ее проявления. Физиологические резервы организма. Адекватная физическая нагрузка и её влияние на физическое, психическое и сексуальное здоровье. Аэробная физическая тренировка (К. Купер). Характеристика аэробных упражнений. Тренировочный эффект  
9. Тема 9. Болезни цивилизации и их профилактика. Сердечно-сосудистая система и её функции. Основные сердечные заболевания и их характерные симптомы. Факторы риска развития инфаркта миокарда, гипертонической болезни и инсульта: уровень холестерина и глюкозы в крови, артериальное давление, масса тела, физическая активность, курение и наследственные факторы. Профилактика. Основные онкологические болезни. Структура заболеваемости онкологическими болезнями. Факторы риска развития онкологических заболеваний. Профилактика.
10. Тема 10. Валеологические аспекты потребления психоактивных веществ Социальные и биологические причины табакокурения, алкоголизма, наркомании. Курение. Развитие патологических процессов в организме человека при курении. Особенности табачной интоксикации у детей. Профилактика и лечение табачной зависимости. Алкоголизм. Формирование алкогольной зависимости. Наследственная предрасположенность к алкоголизму. Пьянство и алкоголизм. Профилактика и лечение алкоголизма. Наркомания. Специфические аспекты наркомании как явления: социальный, экономический, демографический, моральный, политический, международный, медицинский, психологический. Связь наркомании с другими социальными явлениями. Профилактика и лечение наркомании  
11. Тема 11. Валеологические аспекты репродуктивного здоровья человека Общее и продуктивное здоровье человека. Репродуктивный потенциал человека и уровень репродуктивного здоровья. Сексуальное здоровье. Валеологические аспекты беременности и родов. Вред аборта. Планирование семьи. Венерические заболевания и их профилактика. Венерические болезни как болезни поведения. История возникновения, возбудители, основные симптомы, методы лечения и средства профилактики сифилиса, гонореи, трихомониаза, хламидиоза, микоплазмоза, генитального герпеса, вирусного гепетита В и др. заболеваний. ВИЧ- инфекция/ СПИД  
12. Тема 12. Формирование индивидуального здоровья человека Основные принципы формирования здоровья. Роль наследственных факторов в выборе жизненной стратегии. Формирование и развитие физического здоровья. Основные принципы формирования психического здоровья.Факторы риска в зависимости от возраста человека. Факторы долголетия. Диагностика уровня индивидуального здоровья с учетом психосоматических, конституциональных, и социально-духовных особенностей личности. Методы самодиагностики, самооценки, самоконтроля и самокоррекции психосоматического статуса организма на разных этапах жизни.  
№ п/п Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин №№ тем данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин
                    +    
1.                          
1. Конфликтология   +       + + + + + + +
2. Связи с общественностью + +       + + +       +
3. Технологии издательского процесса   +     +   + + + + + +
4. Безопасность жизнедеятельности + + + + + + + + + + + +
5. Психология и социология чтения +         +         +  



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 241; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.