Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 2. Анализ ассортимента товаров




Вопросы для самоподготовки

1. Что такое классификация?

2. Как классифицируются методы товароведения?

3. Что такое объект классификации, признак классификации, система

классификации?

4. Какие достоинства и недостатки иерархического и фасетного методов классификации?

5. Что такое кодирование объектов?

6. Что такое код, структура кода, алфавит кода?

7. Какие бывают разновидности метода кодирования?

8. Какой принцип классификации и построения кодов в ОКП?

9. Для кого предназначена информация, заложенная в штриховом коде?

10. Какая организация в России занимается кодированием отечественной

продукции?

 

 

Важнейшей характеристикой товара является ассортиментная, она определяет принципиальные различия между разными видами и наименованиями товаров.

Ассортимент – набор товаров, формируемый по определённым признакам и удовлетворяющий разнообразные аналогичные и индивидуальные потребности. Термин произошёл от французского слова «assortiment», т.е. подбор различных видов и сортов товаров.

Ассортимент потребительских товаров классифицируется на группы по местонахождению – промышленный и торговый; на подгруппы по широте охвата товаров – простой, сложный, групповой, развёрнутый, сопутствующий, смешанный, видовой, марочный; на виды по степени удовлетворения потребителей – рациональный, оптимальный; по характеру на разновидности потребностей – реальный, прогнозируемый, учебный.

Промышленный (производственный) ассортимент – набор товаров, выпускаемых изготовителем исходя из его производственных возможностей (например, ассортимент кондитерской фабрики – около 100 наименований изделий).

Торговый ассортимент – набор товаров, формируемый с учётом специализации, потребительского спроса и материально-технической базы торговой организации. В отличие от промышленного, торговый ассортимент, как правило, включает товары разных изготовителей (исключение – фирменные магазины организаций-изготовителей).

Простой ассортимент – набор товаров, представленный небольшим количеством групп, видов и наименований, которые удовлетворяют ограниченное число потребностей. Характерен для магазинов, реализующих товары повседневного спроса в районах проживания покупателей с небольшими материальными возможностями (пример, хлебобулочные и молочные магазины шаговой

доступности).

Сложный ассортимент – набор товаров, представленный значительным количеством групп, видов, разновидностей и наименований товаров, которые призваны удовлетворить разнообразные потребности в них. Это ассортимент оптовых баз, универсамов, супермаркетов.

Групповой ассортимент – набор однородных товаров, объединённых общностью признаков и удовлетворяющих аналогичные потребности. В качестве общего признака чаще выступает функциональное (хлебобулочные, молочные, обувные и другие группы товаров) или социальное (товары для детей, отдыха, молодёжи) назначение.

Видовой ассортимент – набор товаров различных видов и наименований, удовлетворяющих аналогичные потребности, является частью группового ассортимента (например, ассортимент молока – часть ассортимента молочных

товаров).

Марочный ассортимент – набор товаров одного вида, марочных наименований или относящихся к группе марочных (престижные марки автомобилей, одежды и т.д.).

Развёрнутый ассортимент – набор товаров, который включает значительное количество подгрупп, видов, разновидностей, наименований, относящихся к группе однородных, но с индивидуальными признаками (в специализированных магазинах, например, по продаже аудио-видеотехники).

Сопутствующий ассортимент – набор товаров, которые выполняют вспомогательные функции и не относятся к основным для данной организации.

Рациональный ассортимент – набор товаров, наиболее полно удовлетворяющий реально обоснованные потребности, которые обеспечивают максимальное качество жизни при определённом уровне развития науки, техники и

технологии.

Оптимальный ассортимент – набор товаров, удовлетворяющих реальные потребности с максимально полезным эффектом для потребителя при минимальных затратах на их проектирование, разработку производства и доведения до потребителей, т.е. это товары с повышенной конкурентоспособностью.

Реальный ассортимент – действительный набор товаров, который должен будет удовлетворять предполагаемые потребности.

Прогнозируемый ассортимент – набор товаров, который должен будет удовлетворять предполагаемые потребности.

Учебный ассортимент – перечень товаров, систематизированный по определенным научно обоснованным признакам для достижения обучающих целей.

Широта ассортимента – количество видов, разновидностей и наименований однородных групп; является косвенным показателем насыщенности рынка товарами.

Полнота ассортимент – способность набора товаров однородной группы удовлетворять одинаковые потребности; характеризуется количеством видов, разновидностей и наименований товаров однородной группы.

Устойчивость ассортимента – способность набора товаров удовлетворять спрос на одни и те же товары, чьей особенностью является наличие устойчивости спроса на них, которую связываются также со сроком реализации товаров.

Новизна (обновление) ассортимента – способность набора товаров удовлетворить изменившиеся потребности за счёт новых товаров. Обновление – одно из важнейших направлений ассортиментной политики предприятия. Причины – замена морально устаревших товаров, разработка новых товаров улучшенного качества с целью стимулирования спроса; разработка товаров, не имеющих аналогов.

Структура ассортимента характеризуется удельной долей каждого вида или наименования товара в общем наборе, носит относительный характер, т.е. представляет отношение количества отдельных товаров к суммарному количеству товаров, входящих в ассортимент.

Ассортиментный минимум (перечень) – минимально допустимое количество видов товаров повседневного спроса, определяющих профиль торговой организации; утверждается органами местного самоуправления, включает два-три вида товаров повседневного спроса из каждой группы.

Рациональность ассортимента – способность набора товаров наиболее полно удовлетворять реально обоснованные потребности разных потребителей.

Гармоничность ассортимента – свойство набора товаров разных групп, характеризующие степень их близости по обеспечению рационального товародвижения, реализации или использования. Наибольшей гармоничностью отличается групповой ассортимент, наименьшей – смешанный.

Деятельность, направленная на достижение требований рациональности ассортимента носит название «управление ассортиментом». Его основополагающими элементами являются формирование ассортимента и установление уровня требований по показателям, определяющим рациональность ассортимента. Таким образом, формирование ассортимента – деятельность по составлению набора товаров, позволяющего удовлетворять реальные или прогнозируемые потребности. Направление развития ассортимента определяет ассортиментную политику организации, то есть цели, задачи и основные направления формирования ассортимента, определённые руководством организации. Основные направления в области формирования ассортимента взаимосвязаны и дополняют друг друга: сокращение, расширение, стабилизация, обновление, совершенствование и гармонизация.

Сокращение ассортимента – количественные и качественные изменения состояния набора товаров за счёт уменьшения его широты и полноты (причины – падение спроса, недостаточность предложения, убыточность или низкая прибыльность при производстве или реализации товаров).

Расширение ассортимента – количественные и качественные изменения набора товаров за счёт повышения показателей широты, полноты и новизны.

Стабилизация ассортимента – состояние набора товаров, характеризующееся высокой устойчивостью и низкой степенью обновления, присуща ассортименту пищевых продуктов повседневного спроса.

Обновление ассортимента – количественные и качественные изменения состояния набора товаров, характеризующиеся повышением показателя новизны. Критериями выбора этого направления являются удовлетворение новых потребностей, повышение конкурентоспособности, стимулирование спроса, изменение моды, достижения научно-технического прогресса.

Совершенствование ассортимента – количественные и качественные изменения состояния набора товаров для повышения его рациональности. Возможные пути – сокращение, расширение, обновление ассортимента товаров для формирования рационального ассортимента. При этом должны учитываться научно обоснованные потребности для потребителей и окружающей среды, использование научно-технических достижений для максимального повышения качества жизни.

Гармонизация ассортимента – количественные и качественные изменения состояния набора товаров, отражающие степень близости реального ассортимента к оптимальному или лучшим зарубежным и отечественным аналогами, наиболее полно соответствующие целям организации. Выбор направления ассортиментной политики зависит от факторов, влияющих на формирование ассортимента. Принято различать общие и специфичные факторы.

Общие факторы влияют на формирование промышленного и торгового ассортимента – спрос и рентабельность. Специфичными факторами являются сырьевая и материально-техническая база производства, научно-технические достижения, производственные возможности изготовителей, специализация торговой организации, каналы распределения, методы стимулирования сбыта и формирования спроса.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 1125; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.