Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Решение СДЗ




Решение СДЗ можно условно и упрощенно представить как проходящее в 4 этапа, что показано блок-схемой (рис. 9.6). Поясним.

 

Формирование актуальной установки и вариантов плана решения СДЗ, принятие 2 командных решений 1 4 Отставленные анализ и оце­нивание СДД, хода решения и результатов СДЗ; акцепция (принятие) ее решения
  Решение СДЗ  
         
Формирование АДП и ДМП     Выполнение АДП и опе­ративной части ДМП
2 3

Рис. 9.6. Этапы решения СДЗ. 2 командных решения: содержатель­ное – акцепция плана решения СДЗ, таймерное — о моменте начала СДД. АДП – актуализационная двигательная программа. ДМП – дви­гательная метапрограмма. СДЗ — спортивная двигательная задача.

Блок 1 (1-й этап — планирование решения): а) актуальная установка — психологическая установка на двигательную активность в соответствии с принятым планом решения СДЗ; установка настраиваем восприятия субъекта, определяет позицию, с которой он строит свою активность, по мнению Д.Н. Узнадзе, обеспечивает предрешение задачи, то есть настраивает на определенный тип решения (поэтому, например, некоторые установки предопределяют определенные иллюзии); б) всегда формируются несколько вариантов плана, в) один из них акцептируется (принимается) в качестве основного (содержательное командное решение), г) принимается стартовое (таймерное) командное решение, то есть решение о моменте начала двигательной реализации основного варианта плана, то есть начала двигательной части решения СДЗ. Говоря о принятии решений, приходится добавлять прилагательное «командных», так как принятие решений часто путают с решениями СДЗ.

Планирование решения СДЗ состоит в формировании нескольких планов реализации цели, выборе к исполнению одного из них в качестве основного, предназначенного к реализации, и одного или нескольких планов в качестве «запасных». Следует заметить, что мы далеко не всегда осознаем, что формируем не один, а несколько разных планов и что намечаем «запасные» планы. Эти процессы в сознании «свернуты», осознаются они лишь в случае большой значимости решаемых задач.

Блок 2 (2-й этап — программирования решения). Программа — детализированный и алгоритмизированный план. Без него нельзя действовать. Актуализационная двигательная программа, программа выполнения такой системы движений, выполнение которой без отклонений должно привести к желаемому результату, интегрирует, системно объединяет в себе смысловую схему и программы кинематическую и динамическую. В смысловой схеме осмыслены функциональные и причинно-следственный связи поз, телодвижений, движений. По кинематической программе выстраиваются кинематические характеристики системы телодвижений и движений, по динамической программе — силовые характеристики.

Конечно, актуализационная программа не может быть верна в деталях, она должна обеспечить «скелет» нужной системы движений, который как мягкими тканями по ходу движений обрастает деталями. Ошибки программы и в ее реализации требуют двигательных коррекций, призванных ввести систему движений в нужное русло.

«Над» базовой двигательной программой стоит двигательная метапрограмма, содержащая оперативную и отставленную части.

Оперативная часть обеспечивает двигательные коррекции по ходу осуществления двигательных действий. Чтобы осуществлять адекватные и эффективные коррекции, спортсмен должен заметить, понять и оценить отклонение от желаемого хода решения СДЗ, а также соразмерить «поправку» с оценкой отклонения. В такой программе регуляций должны быть: 1) программа должных восприятий и образов («афферентная программа»), 2) критерии сравнения реально восприятий и образов, возникающих по ходу двигательных действий, с синхронно «считываемой» афферентной программой, 3) критерии оценивания несовпадений («рассогласований») реальных восприятий и образов с должными, 4) критерии реагирования на эти несовпадения (формирования команд на коррекции), 5) критерии синхроспективного (одновременного с действием) оценивания осуществления двигательных действий, 6) критерии принятия решения о существенном или даже принципиальном изменении программы решения СДЗ, если нельзя возвратить систему движений в задуманное русло, 6) планы «запасных» действий и даже наметки запасных» СДЗ или «самоспасательных» задач в случае опасности (своего рода «заготовки на случай»). В ней обобщен такого рода двигательный опыт спортсмена.

Отставленная часть двигательной метапрограммы должна обеспечить: 1) по завершении решения СДЗ оценивание хода и результатов решения СДЗ, а также отдельных СДД и их соединеницй, и на этой основе 2) акцепцию решения СДЗ или его неприятие. Первое обогащает и уточняет двигательный опыт, второе необходимо для обоснованного продолжения деятельности.

Блок (3-й этап — актуализации актуализационной программы и оперативной части метапрограммы). То, что называют внешним действием, осуществляется СДД в соответствии с актуализационной программой и оперативной частью метапрограммы.

Блок 4 (4-й этап — актуализации отставленной части метапрограммы):анализ и оценивание хода и результатов решения СДЗ, а также отдельных СДД, и на этой основеакцептируется решения СДЗ или устанавливается, что СДЗ не решена. Пока это не сделано, мыслительная часть решения СДЗ (как включенные в это решение внутренние действия) продолжается, хотя внешнее действие закончено. Недооценивать значение этого этапа решения СДЗ не следует.

Решение сложной СДЗ — системное слитное и двигательно связное решение простых СДЗ, объединенное направленностью на реализацию цели всего этого комплекса простых СДЗ. Например: теннисист перемещается, чтобы можно было достать мяч (решает простую СДЗ), осуществляет подготовку к удару (решает вторую простую СДЗ), наносит прицельный удар — решает третью простую СДЗ. В системной совокупности эти решения простых СДЗ составляют решение сложной СДЗ. То же можно сказать об акробатическом соединении «рондат – фляк – сальто назад», или о комбинированном ходе лыжника, включающем в себя серию просты ходов.

Решение блока СДЗ — например, розыгрыш мяча (в теннисе, в волейболе): осуществляется связная (но без исполнительской слитности) совокупность решений отдельных сложных СДЗ (приемов-ударов). Еще пример: всё упражнение на гимнастическом снаряде.

Осуществление целостных деятельностно значимых тактических и стратегических фрагментов спортивной двигательной активности (СДА) — объединение СДЗ и (или) блоков СДЗ, связанных не непосредственно двигательно, а тактически или, соответственно, стратегической направленностью на реализацию деятельностно значимой цели. На примере тенниса — розыгрыш гейма, сета, встречи, проведение игроком турнира. На примере гимнастики или десятиборья в легкой атлетике — выполнение программы многоборья. Целостный — поскольку предназначен для того, чтобы полностью реализовать некоторую цель. Деятельностно значимый — поскольку цель имеет конкретное деятельностное значение.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 621; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.