Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Критериальные требования к тестам




Так как результаты тестирования разных людей, как и одного и того же человека в разное время, необходимо сравнивать между собой и с установленными унифицированными нормативными значениями (или принятыми за некоторую веху, например — с так называемыми модельными характеристиками), тесты должны удовлетворят определенным критериям, отвечать ряду требований. Основные из них обязательны, то есть они критерии того, можно ли данную схему пробы, испытания или измерения считать тестом, отображены блок-схемой на рис.11.1. Схема процедуры тестирования обязательно должна отвечать критериальным требованиям. Если они не выполнены, нельзя полноценно использовать результаты.

Блоками первого «ветвления» перечислены критерии (а значит требования) к тестам, они перечислены (слева направо) по их значимости, но все они обязательны. Второе «ветвлении» в общих чертах раскрывает состав (содержание) этих критериев.

Тестирование направлено на выявление уровней (лучше выраженных количественными значениями, но часто достаточно и качественных определений) факторов, так или иначе определяющих двигательные возможности человека. Содержание тестов должно быть строго подчинено задаче получения нужной нам достоверной информации конкретного характера.

Первая ветвьинформативность, именно в ней смысл тестирования: если тест неинформативен, вообще нет смысла его применять. Ведь тестирование проводится для того, чтобы получить объективную и достаточно точную нужную (об определенном свойстве объекта) информацию об объекте тестирования. Если же полученная информация, пусть даже в чем-то полезная, но не для того, что нас интересует, она нам в данный момент не нужна, не для нее тестируем. Однако следует иметь в виду, что определить степень информативности бывает непросто. Обычно стараются не придумывать новые тесты, а пользовать теми, которые авторитетными источниками рекомендуются в качестве информативных для определения интересующих нас свойств тестируемого объекта.

Информативность теста мера того, насколько точно использование этого теста позволяет определить именно интересующее нас свойство, изучаемый признак, функцию объекта.


К р и т е р и а л ь н ы е х а р а к т е р и с т и к и т е с т о в  
 
Информативность   Стандартность   Эффективность системы оценивания результатов   Надежность   Пригодность  
 
Соответствие   Регламентация   Единицы   Содержательная   Соответствие  
результатов   содержания   измерения   стабильность   контингенту  
интересующим   Регламентация   Обеспечение   Индикативная   Координационная  
свойствам   условий   точности   стабильность   несложность  
Различительная   Регламентация   измерений   Стабильность   и легкость  
способность   оперативных   Шкалы и критерии   работы   функциональных  
    процедур   интерпретации   аппаратуры   тестов  
        результатов   Согласуемость   Современность
                                               

Рис.11.1. Характеристики тестов, являющиеся критериальными требованиями к ним.


Меру информативности теста можно весьма приблизительно определить, опираясь на теоретические соображения, логические умозаключения, правдоподобные интуитивные представления, аналогии (получим оценку, называемую логической информативностью). Но можно прямо или косвенно определить корреляцию результатов применения этого теста с данными об интересующем нас факторе, полученными эмпирическим (опыт­ным) путем (так получим эмпирическую информативность).

Таким образом, термином «информативность» принято обозначать как бы целевую (ориентированную на конкретную цель) информативность: тест считается неинформативным, если его применение не позволяет с достаточной степенью объективности определить именно то свойство, которое нас интересует (пусть даже хорошо позволяет определять какие-то другие, не анализируемые нами в данном случае свойства). Рассматривая информативность теста, нужно иметь в виду: 1) что именно можно определить тестированием по этому тесту? 2) меру точности этого определения.

Следует различать диагностическую и прогностическую информативность теста, а следовательно и самого теста. Диагностическая информативность теста позволяет в результате тестирования достаточно убедительно (соответственно мере информативности) определить интересующие нас свойства, особенности, признаки, функциональные возможности объекта на данный момент и в данных условиях. А прогностическая информативность — получить прогноз относительно возможности и степени легкости достижения нужного развития интересующих нас свойств, особенностей, признаков, функциональных возможностей.

Нельзя упускать из виду: информативность теста различна не только в отношении к определению различных свойств, признаков, возможностей объекта, но и относительно различных контингентов, в том числе различающихся по своему спортивному уровню. Часто для спортсменов высокого уровня информативность много меньше.

Если логическая информативность (то есть определение предположительной информативности путем логических умозаключений) определяется без всяких расчетов, чаще всего правдоподобными рассуждениями, то эмпирическую информативность определяют вычислением коэффициента корреляции в случае, если для этого существует один критерий (например — спортивный результат) и с использованием факторного анализа либо вычислением множественного коэффициента корреляции, если критериев 2 или больше.

Вторая ветвь схемы — стандартность теста. Это характеристика (мера) его регламентированности — того, насколько подробно и однозначно в нем описаны детали тестирования и порядок их следования, что позволяет делать его процедуру однообразной, одинаковой для всех, повторяющейся, а потому результаты воспроизводимыми и сопоставляемыми. Например: сгибание и выпрямление рук в упоре лежа опорой ими (примерно на ширине плеч) о скамью высотой 20 см. Тело выпрямлено, его сгибание или прогибание запрещены. Ноги выпрямлены, сгибать их нельзя. Руки сгибать до касания скамьи областью верней части либо середины грудной кости (грудины), затем выпрямлять полностью. Руки сгибать и разгибать с приблизительно одинаковой скоростью, равномерно, без заметных ускорений. Фиксируется «количество раз», т.е. количество полных циклов (сгибание и разгибание рук). Другой пример: измерение силы сгибателей предплечья осуществлять по такой схеме. Человек садится за стол установки таким образом, чтобы туловище было расположено вертикально, край стола упирался в грудь, плечо (по всей его длине) лежало на столе, рука согнута в локтевом суставе под углом 90о (предплечье расположено вертикально). Тыльные стороны кисти и предплечья расположены в одной плоскости («на одной прямой»), кисть не сгибать и не разгибать. Ручку динамометра, не сгибая кисть, захватить как можно глубже. «Ход» динамометра должен быть минимальным, чтобы измерение происходило при практически изометрическом режиме напряжения мышц. Напрягать их не рывком, а плавно, спокойно. Достигнув (по ощущению) максимального напряжения мышц, продолжать стараться напрячь их еще сильнее в течение 1 с.

Столь подробные описания в обоих приведенных примерах позволяют относительно однообразно (какие-то второстепенные факторы всегда остаются неучтенными) осуществлять измерения и потому осуществлять обоснованное сравнение их результатов между собой или с некоторыми принятыми критериальными нормами.

Если речь идет не об измерении, а о качественной оценке — например, при оценке технического мастерства, — то способ и условие выполнения задания должны быть тщательно и подробно описаны, чтобы можно было «справедливо» сравнивать результаты. Конечно, в таких случаях не избежать субъективности при оценивании.

Третья ветвьсистема определения и оценивания первичных результатов измерения или экспертизы. Должны быть четкие правила и критерии оценивания результатов тестирования, выбраны адекватные (правильно соответствующие) шкалы и единицы измерения и оценивания, должна быть возможность по шкале измерительного прибора с нужной точностью определить значение измеренной величины. Система должна включать единицу измерения, шкалу измерений нужного типа, систему граничных (критических, нормативных) точек, желательно и шкалу оценивания (см. гл. 9). В случае отсутствия четкой системы определения результата тестирования нельзя оценить его результаты, делать какие-либо выводы.

Четвертая ветвь — надежность теста: характеристика вероятности того, что зафиксированный результат ретеста (повторного тестирования; более корректным представляется термин «ретестирование») будет близок к результату предшествующего тестирования, если в обоих случаях тестируется один и тот же объект, и его состояние практически одинаково — как и условия тестирования, а это обычно достижимо в тех случаях, когда тестирование и ретестирование разделены небольшим временным интервалом.

Надежность теста определяется двумя составляющими: стабильностью и согласованностью. Согласованность теста (нужно отличать ее от согласованности тестирования) — это характеристика степени его независимости от целевых (связанных с проведением тестирования именно по данному тесту) особенностей оператора. Так, оговорив в тесте применение электронных старта и финиша, мы избавляемся при испытании спринтерским бегом от ошибок секундометристов, т.е. делаем тест более согласованным. Заменив стрелочный индикатор записью данных прямого измерения на пленке, мы повышаем согласованность теста. Стабильность теста — это характеристика повторяемости результатов тестирования («ретестирования») при неизменных внешних условиях, состоянии объекта и операторе. В практике повторное тестирование называют ретестом (лучше называть «ретестированием»). Так, хорошо регламентированное подтягивание или прыжок в длину с места (при условии наличия нескольких попыток) — довольно стабильные тесты, а броски в кольцо (10 попыток) с расстояния 6–8 м (тем более с большего расстояния) —тест малостабильный даже для «снайперов». Дело в свойствах самого выбранного задания, искусство тестируемого при определении стабильности теста не учитывается. Если тест предусматривает повторение тестового действия несколько раз, надежность этого теста можно повысить увеличением числа повторений при сохранении внешних условий и состояния тестируемого.

Пятая ветвь — пригодность теста. В этой характеристике 3 составляющих. 1) Соответствие контингенту тестируемых: тестовое задание должно быть для этого контингента выполнимым, а если оно требует спортивно-технических умений, то по своему характеру должно соответствовать привычной двигательной активности тестируемых. 2) Техническая простота функциональных тестов: если речь о тестировании функциональных возможностей человека, задание должно быть технически и координационно предельно простым, чтобы тестируемые могли сосредоточиться на достижении предельного результата, не отвлекаясь на преодоление координационных трудностей. 3) Современность: тестовые задания должны быть «созвучны» современному состоянию спорта, не должны базироваться на устаревших упражнениях и устаревшем типе инвентаря, поскольку в этом случае они будут неверно характеризовать тестируемого.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 620; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.