КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Состояние и перспективы развития сертификации и других форм под тверждения соответствия
Аккредитация органов сертификации и испытательных лабораторий (центров). Для получения аккредитациииспытательная лаборатория должна соответствовать следующим требованиям: – юридический статус испытательной лаборатории должен соответствовать действующему законодательству; – персонал испытательной лаборатории не должен подвергаться коммерческому, финансовому, административному или другому давлению, способному оказывать влияние на выводы или оценки; – лаборатория должна быть всесторонне компетентной для проведения соответствующих испытаний; – лаборатория должна иметь внутреннюю систему обеспечения качества, соответствующую области ее аккредитации; – лаборатория должна применять методы и процедуры, установленные соответствующими стандартами и техническими условиями; – испытательное оборудование, средства и методики измерений должны соответствовать требованиям стандартов Государственной системы обеспечения единства измерений и нормативных документов на методы испытаний; – помещения лабораторий должны быть защищены от воздействия таких факторов, как повышенная температура, пыль, влажность, пар, шум, вибрация, электромагнитные возмущения, и отвечать требованиям методик испытаний, санитарных правил и норм, требованиям безопасности труда и охраны окружающей среды; – лаборатория должна быть обеспечена оборудованием и расходными материалами (химическими реактивами) для достоверного проведения испытаний и измерений; – испытательная лаборатория должна соблюдать договоры и обеспечивать условия, гарантирующие конфиденциальность в соответствии с требованиями заказчиков и безопасные условия труда для своих сотрудников.
Весь процесс аккредитации проходит в четыре этапа. Этап подачи заявкивключает следующие процессы: – запрос испытательной лаборатории или органа по сертификации о возможности аккредитации в данном органе, о требованиях и правилах ее проведения; – предварительное обсуждение вопросов аккредитации между органом и заявителем после ознакомления с информационными материалами; – заявку на аккредитацию по специальной форме; – регистрацию заявки в органе по аккредитации; – анализ полноты данных заявки и приложений к ней; – заключение договора между органом по аккредитации и заявителем, в котором оговариваются права и обязанности обеих сторон. Этап проведения экспертизысостоит из следующих процессов: – назначения экспертов для аккредитации по согласованию с заявителем; – распределения обязанностей при аккредитации между членами экспертной комиссии; – анализа органа по аккредитации; – проведения экспертизы непосредственно в испытательной лаборатории или органе по сертификации по общим и специальным критериям; – составления отчета по экспертизе членами экспертной комиссии. Этап решения по аккредитациивключает следующие операции: – проверку результатов экспертизы по отчету экспертной комиссии; – оформление аттестата аккредитации при положительном решении; – занесение в реестр аккредитованных органов по сертификации или испытательных лабораторий. Этап инспекционного контролязаключается в том, что орган по аккредитации следит за выполнением требований аккредитации в течение срока действия аттестата. Он проводится ежегодно и оплачивается заявителем на основании договора.
55.Государственный контроль и надзор за соблюдением национальных стандартов, правил обязательной сертификации и за сертифицированной продукцией. Инспекционный контроль за сертифицированной продукцией проводится в течение всего срока действия сертификата и лицензии на применение знака соответствия – не реже одного раз в год в форме периодических и внеплановых проверок, включающих испытания образцов продукции и другие проверки, необходимые для подтверждения, что реализуемая продукция продолжает соответствовать установленным требованиям, подтвержденным при сертификации.
Внеплановые проверки могут проводиться в случаях поступления информации о претензиях к качеству продукции от потребителей, торговых организаций, а также органов, осуществляющих общественный или государственный контроль за продукцией, на которую выдан сертификат. Инспекционный контроль, как правило, содержит следующие виды работ: – анализ поступающей информации о сертифицированной продукции; – создание комиссии для проведения контроля; – проведение испытаний и анализ их результатов; – оформление результатов контроля и принятие решений. Результаты инспекционного контроля оформляют актом, в котором дается оценка результатов испытаний образцов и других проверок, делается заключение о состоянии производства сертифицированной продукции и возможности сохранения действия выданного сертификата. По результатам инспекционного контроля орган по сертификации может приостановить или отменить действие сертификата (при этом он приостанавливает действие или аннулирует лицензию на применение знака соответствия) в случае несоответствия продукции требованиям нормативных документов, контролируемых при сертификации, а также в следующих случаях: – изменения нормативного документа на продукцию или метода испытаний; – изменения конструкции(состава), комплектности продукции; – изменения (невыполнения) требований технологии, методов контроля и испытаний, системы обеспечения качества, если перечисленные изменения могут вызвать несоответствие продукции требованиям, контролируемым при сертификации. При проведении корректирующих мероприятий орган по сертификации: – приостанавливает действие сертификата и действие лицензии на применение знака соответствия; – информирует заинтересованных участников сертификации;
– устанавливает срок выполнения корректирующих мероприятий. Изготовитель (продавец): – определяет масштаб выявленных нарушений: количество произведенной с нарушением продукции, модель, номер и размер партии; – уведомляет потребителей, общественность, заинтересованные организации об опасности применения (эксплуатации) продукции. После того как корректирующие мероприятия выполнены, а их результаты удовлетворительны, орган по сертификации: – указывает изготовителю (продавцу) на необходимость новой маркировки для отличия изделия до и после корректирующих мероприятий, при этом в каждом конкретном случае определяет характер и вид маркировки; – информирует заинтересованных участников сертификации. При невыполнении изготовителем (продавцом) корректирующих мероприятий и их неэффективности орган по сертификации отменяет действие сертификата и аннулирует лицензию на применение знака соответствия.
Тенденции и основные направления развития стандартизации определяются четырьмя обстоятельствами: необходимостью использования опыта реформирования в Европейском сообществе, в частности принци- пов «нового подхода», который реализован в 23 европейских директивах(см. подразд. 5.3 гл. 2); планом основных мероприятий Госстандарта России* по реализации положений ФЗ о техническом регулировании; необходимостью актуализации действующего фонда национальных стандартов; необходимостью финансирования работ по государственной стандартизации не только за счет государственного бюджета, но и за счет внебюджетных источников (средств хозяйствующих субъектов и пр.). 1. Основные принципы нового подхода [1, 32] следующие: — в директивах на продукцию задаются обязательные для выполнения существенные требования безопасности; — задача установления конкретных характеристик возлагается на европейские стандарты (в России — на национальные стандарты); — стандарты сохраняют свой добровольный статус, — продукция, выпущенная в соответствии со стандартами, гармонизированными с директивой, рассматривается как соответствующая ее существенным требованиям;
— факт соответствия гармонизированным стандартам, подтвержденный определенным способом (процедурой), является реализацией принципа презумпции соответствия; — если изготовитель продукции не желает воспользоваться гармонизированным стандартом (или такого нет), то он должен доказать соответствие продукции существенным требованиям директивы, как правило, с помощью третьей стороны. 2. План по реализации положений ФЗ о техническом регулировании,подготовленный согласно поручению Правительства РФ, базируется на трех принципах: во-первых, исходит из того, что Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии определено национальным органом по стандартизации; во-вторых, построен по статьям принятого Закона; в-третьих, направлен на разработку указанных в Законе документов. 3. Стандарты — неотъемлемая часть доказательной базы выполнения ТР. Поэтому важной задачей является актуализация действующего фонда. Для этого следует число национальных стандартов пополнять не менее чем на 10% в год от существующего фонда, т.е. порядка 60 тыс.стандартов (в России за последние годы эта цифра составляет 1—2%). 4. В странах ЕС в техническое регулирование, прежде всего в стандартизацию, вкладываются огромные средства. Так, в странах — членах ЕС ежегодно разрабатывается более 1000 стандартов, на что уходит 7 млрдевро. При этом существенная часть стандартов разрабатывается производителями. К сожалению, отечественная промышленность, в частности предпринимательские структуры, не торопятся вкладывать средства в создание стандартов, хотя во всем мире за их разработку платит тот, кто в них заинтересован. Тем не менее в России имеется положительный опыт участия в стандартизации бизнесменов, отраслевых союзов и ассоциаций.Сознавая особую социальную значимость обеспечения населения безопасными и высококачественными продуктами питания, разработку стандартов на продовольственные товары спонсируют, например, такие организации, как Калининградский ЦСМ, Ростест-Москва, журнал «Стандарты и качество», Национальный фонд защиты потребителей. Так, например, последний организовал и профинансировал разработку первого отечественного стандарта на йогурт. Союз мороженщиков России совместно с ОАО «Росмясомолторг» принял участие (в содержательном и финансовом плане) в разработке ГОСТ «Мороженое молочное, сливочное, пломбир. Общие технические условия».Производители парфюмерно-косметической продукции России в 2002 г., создав Экспертный совет из представителей 16 компаний-производителей, в инициативном порядке разработали проект ТР по парфюмерно-косметической продукции.Из более 200 ТР, намеченных к разработке в 2004—2005 гг., 31 TP подготовлен за счет собственных средств разработчика.
Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 936; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |