Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ода и сатира




I. Cловари

Тема 34. Канонические и неканонические структуры в лирике. Ода, сатира, элегия, послание, идиллия, баллада

ВОПРОСЫ

1. Сравните различные определения жанра комедии в справочной литературе. В каких случаях они строятся преимущественно на характеристиках: а) основной эстетической тональности (оценки героев автором и читателем); б) типа героев; в) структуры сюжета (типа конфликта, характера развязки и т. п.)? Специфичен ли каждый из указанных признаков для комедии? Какие из определений стремятся охарактеризовать именно систему признаков жанра? Какие категории или структурные особенности при этом играют роль цементирующего начала (или доминанты)?

2. Ответьте на те же вопросы относительно определений трагедии в справочной литературе.

3. Вы безусловно заметили, что характеристики двух жанров классической драмы часто даются с учетом их очевидной взаимной противоположности; но при этом ни одно из приведенных определений не ставит себе задачу констатировать и истолковать их своеобразную эстетическую взаимодополнительность, хотя тот факт, что в древности оба жанра сочетались в одном представлении, широко известен. Как Вы думаете, чем это можно объяснить?

4. В поисках обоснованного ответа на последний вопрос обратитесь к фрагментам из работы О.М. Фрейденберг “Образ и понятие”. Особое внимание обратите именно на признаки органического родства древней трагедии и комедии, в частности — на размышления исследователя о катарсисе.

5. В какой степени рассматривается та же проблема (эстетической взаимодополнительности двух жанров) у Аристотеля и Гегеля и как она решается? Как Вы полагаете, почему Шиллер, уделивший главное внимание проблеме трагического катарсиса, совершенно не касается вопроса о комедии? Почему аналогичным образом поступают Ницше и Вяч.Иванов?

6. Сравните определения жанра драмы (драмы “в узком смысле”) в справочной литературе и в работе М.С. Кургинян. Вы увидите весьма радикальное и впечатляющее различие. Попытайтесь его сформулировать и объяснить.

1) Sierotwiński S. Słownik terminów literackich.

Ода. Лирическое произведение, разновидность, восходящая к греческой и римской поэзии (Пиндар, Гораций), похвальная песнь в честь выдающегося человека, славящая события, достижения человеческого разума (напр., изобретение), абстрактные понятия, моральную правду и т. п. Характеризуется обычно приподнятым тоном, гиперболическим стилем, изобилующим сравнениями и метафорами” (S. 172).

2) Wilpert G. von. Sachwörterbuch der Literatur.

Ода (греч. — песнь) <...> 2. лирич. форма торжественного, празднично-приподнятого и воодушевленно-идейного; в античности также песенна, однако в противоположность единству переживания и переживающего в сегодняшней песне характеризуется «направленностью визави» (часто в форме обращения на «ты»), сдержанной дистанцией и все же глубокой захваченностью переживанием, которая обуздывает себя в строгой, устойчивой формовке, большей частью безрифменной и строфической в стиле сдержанного пафоса, чем она отличается от свободно текущих гимна и дифирамба. В качестве материала, который вместе с возбуждаемыми им чувствами, отчасти внезапными ассоциативными переходами, однако всегда ясно соотносимыми и прочно очерченными, изображается в абстрактной ясности, соразмерным возвышенному предмету приподнятым языком, здесь появляются особ.: Бог, религия, государство, отечество, природа, искусство, истина, дружба, общение, любовь, наслаждение жизнью, спокойствие, посмертная слава и др., также соответствующие поводы стихотворений на случай” (S. 533).

3) Barnet S., Berman M., Burto W. Dictionary of Literary, Dramatic and Cinematic Terms.

Сатира. Литературное произведение, высмеивающее легко распознаваемые предметы реальной жизни, с целью таким образом вызвать у читателя презрение к ним” (p. 96).

4) Словарь литературных терминов: B 2 т. Т. 2.

а) Бродский Н.Л. Ода. Стлб. 525-527.

О. <..>. лирическое произведение, посвященное изображению крупных исторических событий или лиц, говорящее о значительных темах религиозно-философского содержания, насыщенное торжественным тоном, патетическим воодушевлением автора, сознающего себя во власти высших сил, органом или божественной воли или всенародного разума”.

б) Чешихин-Ветринский В. Сатира. Стлб. 754-757.

С. <...> Как особая поэтическая форма сатира явилась в гражданской культуре древнего Рима. <...> C ХVIII в. сатира развивается в русский век классицизма как особая лирическая классическая форма...“

5) Квятковский А. Поэтический словарь.

Ода <...> В дальнейшем О. называлось торжественное лирическое стихотворение, написанное в приподнятом тоне. <...> В России одическая поэзия как лирико-ораторский жанр появилась в ХVIII в., в эпоху классицизма. <...> Для русской классической О. характерна особая строфическая форма — десятистрочие с подразделением на три части: в первой — четыре строки, во второй и третьей — по три строки, система рифмовки — abab ccd eed” (с. 178-179).

6) Морозов Ал. Ода // Клэ. Т. 5. Стлб. 389-390.

О. <...> поэтич. жанр. сложившийся в эпоху классицизма. <...> В европ. лит-ре О. появилась в качестве поэзии высокого стиля, связанной с утверждением нац. абсолютистского гос-ва”.

7) Гаспаров М.Л. Ода // Лэс. С. 258.

О. <...> жанр лирич. поэзии. <...> В поэзии классицизма (17-18 вв.) О. — ведущий жанр высокого стиля с каноническими темами (прославление Бога, отечества, жизненной мудрости и пр.), приемами («тихий» или «стремительный» приступ, наличие отступлений, дозволенный «лирический беспорядок») и «видами» (О. духовные, торжественные — «пиндарические», нравоучительные — «горацианские», любовные — «анакреонтические»); <...> В эпоху предромантизма (кон. 18 в.) жанровые признаки О. расшатываются (Г.Р. Державин и др.). В 19-20 вв. жанровая система в лирике размывается...”




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 1373; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.