Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Товароведение и экспертиза товаров. 1. Классификация товаров: общие принципы и правила




1. Классификация товаров: общие принципы и правила. Классификаторы: виды, значимость, использование в коммерческой деятельности.

Классификация — разделение множества объектов на подмножества по сходству или различию в соответствии с принятыми методами. Объект класс-ции — элемент классифицируемого множества. В ТД таким элементом выступает товар. Из множества всех товаров по признаку назначения для инд-х потр-лей выделяются потребительские товары, а для производителей продукции и/или исполнителей услуг — товары пром.назначения и товары для управленческой деятельности (оргтехника). Признак класс-ции — свойство или хар-ка объекта, по к-му производится класс-ция: технолог., сырьевой, конструкторский, рецептурный, компонентный, структурный.

Иерархический метод — послед-е разделение множества объектов на подчиненные классификац-е группировки. Особенность - тесная связь между отд-ми классиф-ми группировками, выявляемая ч/з общность и различия основопол-х признаков. Основой деления множества на подмножества по основопол-му для данного этапа признаку является ступень кл-ции - в рез-те этапа получается сов-сть классифик-х группировок. Кол-во признаков и ступеней опр-т глубину кл-ции. «+» - возм.выделения общности и сходства признаков объекта на одной/разных ступенях; «-» - при больш.глубине чрезмерная громоздкость и трудность в применении, при небольш.глубине – информац.недостаточность, неполн.охват объектов и признаков.

Фасетный метод - параллельное разделение множества объектов на независимые классификационные группировки. Особенность - разные признаки не связаны м/у собой. «+» - гибкость системы, удобство польз-ния, возм-сть ограничения кол-ва признаков без утраты достаточного охвата объекта. «-» - невозм.выделения общности и различий м/у объектами в разных классиф-х группировках.

Целью классификации является систематизация, а также идентификация и прогнозирование свойств товаров.

Правила классификации предназначены для выбора разновидностей метода и признаков, по которым осуществляется деление множества на подмножества. Общим правилом для иерархического и фасетного методов является выбор разновидности метода классификации в зависимости от ее целевого назначения.

К специфичным правилам классификации объектов при иерархическом методе относятся:

  • Первоочередность наиболее общих признаков при делении множества на подмножества.
  • Использование на каждой ступени только одного признака, имеющего принципиальное значение для этого этапа.
  • Разделение объектов последовательно — от большего к меньшему, от общего к частному.
  • Выбор из множества признаков одинаковой степени общности наиболее существенного.
  • Необходимость установления оптимального числа признаков и ступеней, а также глубины.

Специфичными правилами фасетного метода являются:

  • Примерно одинаковая значимость и независимость используемых классификационных признаков.
  • Отсутствие общности классификационных признаков.
  • Возможность дополнения количества признаков. Рассмотренные методы классификации широко используются в товароведении при делении множества товаров на системные категории: роды, классы, группы и т. п. Эти методы могут применяться как независимо друг от друга, так и совместно.

Классификатор — нормативный документ, представляющий собой систематизированный свод наименований и кодов классификационных группировок и/или объектов классификации. Структуру классификатора составляют его позиции и емкость.

Позиция классификатора — наименование и код классификационной группировки или объекта классификации. Емкость классификатора — наибольшее число позиций, которое может содержать классификатор.

Наиболее часто в товарной деятельности используется ТН ВЭД и ОКП, в которых регламентируются классификационные группировки, объекты и их коды.

Необходимость введения ОКП обусловлена огромным количеством выпускаемых отечественной промышленностью видов и наименований продукции (несколько десятков миллионов) и соответственно невозможностью ее учета без применения ЭВМ.

ОбщероссийскийКлассификаторПредприятий служит основой информационного обеспечения учета промышленной и сельскохозяйственной продукции. В нем товарная продукция систематизирована в виде классификационных группировок и конкретных наименований продукции, а также свода кодов.

ТН ВЭД (международный классификатор экспортно-импортных товаров) предназначена для установления таможенных тарифов указанных товаров при пересечении таможенной границы Российской Федерации.

2. Ассортимент товаров: определение, понятие, виды; показатели ассортимента

Ассортимент товаров — набор товаров, объединенных по какому-либо или совокупности признаков. Ассортимент потребительских товаров подразделяется на группы — по местонахождению, на подгруппы — по широте и глубине охвата товаров, на виды — по степени удовлетворения потребностей, на разновидности — по характеру потребностей.

По местонахождению - промышленный и торговый. Промышленный ассортимент — ассортимент товаров, вырабатываемый отдельной отраслью промышленности или отдельным промышленным предприятием. Торговый ассортимент — ассортимент товаров, представленный в торговой сети.

От широтыохвата: простой — ассортимент товаров, представленный такими видами, которые классифицируются не более чем по трем признакам (тов.лавки, хлебобулочные); сложный ассортимент товаров — ассортимент товаров, представленный такими видами, которые классифицируются более чем по трем признакам (опт.базы, супермаркеты); групповой – однородные товары, объединенные общими признаками и удовлетворяющие аналогичные потребности(торг.центр); развернутый — ассортимент товаров, представленный их разновидностями (кондитерские, алкогольные, аудио); сопутствующий – набор товаров, к-е выполняют вспомогат-е ф-ции; смешанный – товары разных групп, отличающиеся большим разнообразием наименований товаров, в т.ч. марочных (молы).

По степени удовлетворения потребностей: рацион. – набор тов-в, к-й обеспечивает достаточную степень удовлетворенности потребителей и достижение целей организации. Формирование рационального ассортимента требует учета большого количества факторов и показателей, таких как уровень жизни населения, достижения научно-технического прогресса и другие особенности внешней среды. Оптимальный - набор товаров, удовлетворяющий реальные потребности с максимально полезным эффектом для потребителя или организации при рациональных затратах на их приобретение и потребление (реализацию), отличаются повышенной конкурентоспособностью. Критерием для отнесения товаров к оптимальному ассортименту может служить коэффициент оптимальности (Коп), который рассчитывается для конкретного товара по формуле: Коп= Эп/З, где Эп — полезный эффект от приобретения и потребления товара при использовании его потребителем по назначению, руб.; 3 — затраты на проектирование, разработку, производство, доведение до потребителя, руб. Полезный эффект (Эп) представляет собой выгоду, которую может получить потребитель при правильном использовании товара. Учитывает в основном функциональное назначение товаров и экономический эффект от потребления, но при этом не принимается во внимание социальный эффект.

В зависимости от характера потребностей: реальный - действительный набор товаров, имеющийся в конкретной организации изготовителя или продавца, прогнозируемый - набор товаров, который должен будет удовлетворять предполагаемые потребности; учебный – товары, систематизированные по научно обоснованным признакам для достижения обучающих целей.

Широта ассортимента — количество групп, видов, разновидностей и наименований товаров однородных и разнородных групп.

Действительная широта (Шд) — фактическое количество групп, видов, разновидностей и наименований товаров, имеющихся в наличии (д).

Базовая широта (Шб) — широта, принятая за основу для сравнения.

Коэффициент широты (Кш) выражается как отношение действительного количества видов, разновидностей и наименований товаров однородных и разнородных групп к базовому.

Общая широта — совокупность всех ассортиментных единиц, видов и разновидностей товаров однородных и разнородных групп.

Групповая широта — количество однородных групп товаров, выпускаемых и реализуемых организацией.

Глубина — количество торговых марок товаров одного вида, и/или их модификаций и/или товарных артикулов. Единицей измерения этого показателя служит товарная марка, а при наличии модификаций — одна из них.

Действительная глубина (Глд) — количество торговых марок и/нли модификаций, или товарных артикулов, имеющихся в наличии.

Базовая глубина (Гл6) — количество торговых марок и/или модификаций, или товарных артикулов, предлагаемых на рынке либо потенциально возможных для выпуска и принятых за основу для сравнения.

Коэффициент глубины (К,.л) — отношение действительной глубины к базовой. Чем больше этот показатель, тем более полно представлен видовой ассортимент конкретного товара.

Полнота ассортимента — способность набора товаров однородной группы удовлетворять одинаковые потребности.

Показатель действительной полноты характеризуется фактическим количеством видов, разновидностей и наименований товаров однородной группы, а базовый — регламентируемым или планируемым количеством товаров

Коэффициент полноты (Кп) — отношение действительного показателя полноты к базовому.

Устойчивость ассортимента — способность набора товаров удовлетворять спрос на одни и те же товары. Особенностью таких товаров является наличие устойчивого спроса на них.

Коэффициент устойчивости (Ку) — отношение количества видов, разновидностей и наименований товаров, пользующихся устойчивым спросом у потребителей (У), к общему количеству видов, разновидностей и наименований товаров тех же однородных групп (Шд).

Новизна (обновление) ассортимента способность набора товаров удовлетворять изменившиеся потребности за счет новых товаров.

Рациональность ассортимента — способность набора товаров наиболее полно удовлетворять реально обоснованные потребности разных сегментов потребителей.

Коэффициент рациональности (Кр) — средневзвешенное значение показателя рациональности с учетом реальных значений показателей глубины, устойчивости и новизны товаров разных групп, помноженное на соответствующие коэффициенты весомости.

Гармоничность ассортимента — свойство набора товаров разных групп, характеризующее степень их близости по обеспечению рационального товародвижения, реализации и/или использования.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 694; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.