Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Перечень основных видов таможенных экспертиз




Для разрешения возникших вопросов могут назначаться дополнительные, повторные, комиссионные, комплексные экспертизы.

Согласно ст. 380 ТК РФ могут назначаться дополнительные и повторные экспертизы.

Дополнительная экспертиза назначается при неполноте или неясности выводов основной экспертизы (ст. 21 Федерального закона «О судебно-экспертной деятельности…). Неполной считается экспертиза в том случае, если эксперт исследовал не все объекты, предоставленные в его распоряжение, или решил только некоторые из поставленных перед ним вопросов.

Основанием назначения дополнительной экспертизы также может служить возникновение новых вопросов, например, в связи с имеющими значение для дела обстоятельствами, которые были установлены экспертом во время проведения первичной экспертизы. В постановлении о назначении дополнительной экспертизы указываются подлежащие разрешению экспертом новые вопросы либо уточняются ранее поставленные.

Так как дополнительная экспертиза назначается для уточнения, конкретизации основной экспертизы, то в большинстве случаев она поручается тому же эксперту, уже знакомому с обстоятельствами вопросов. Однако может быть назначен и другой эксперт.

В случае возникновения новых вопросов в отношении ранее исследованных обстоятельств уголовного дела может быть назначена дополнительная судебная экспертиза, которая поручается тому же или другому эксперту (ст.207 УПК РФ, п.1 ст.380 ТК РФ).

Повторной экспертиза проводится по тем же объектам и решает те же вопросы, что и первичная, заключение которой признано необоснованным или вызывающим сомнение (например, противоречило установленным фактам), а также, если при назначении экспертизы или в процессе ее производства были допущены нарушения процессуальных норм (ст. 21 Федерального закона «О судебно-экспертной деятельности…).

Под необоснованностью в данном случае понимается несоответствие между проведенными экспертом исследованиями и сделанными им выводами. Например, экспертом был проведен явно недостаточный объем исследований, не были использованы необходимые методики, проведено недостаточное количество экспериментов, что в результате привело к возникновению сомнений в обоснованности выводов, сделанных экспертом в заключении.

Повторная экспертиза поручается другому эксперту (ст. 207 УПК РФ, п.2 ст. 380 ТК РФ) или другой комиссии экспертов. Такому эксперту (комиссии экспертов) помимо материалов, которые исследовались в ходе первичной экспертизы, предоставляется и предыдущее заключение.

В случае назначения повторной экспертизы на разрешение эксперта ставятся вопросы, которые были предметом первичной экспертизы, и ответы на которые вызвали сомнения. Могут быть также поставлены и дополнительные вопросы, возникшие к моменту назначения такой экспертизы в отношении тех же объектов исследования. На разрешение повторной экспертизы могут быть вынесены и не все, а лишь некоторые из ранее поставленных вопросов, если сомнения в обоснованности и правильности выводов возникли лишь по этим, а не по всем вопросам.

Таким образом, между этими экспертизами имеются существенные различия, что видно из данных табл. 10.1.

Следует отметить, что экспертиза новых объектов, которые не были предметом исследования предыдущей экспертизы, назначается по общим правилам и не является ни дополнительной, ни повторной.

При назначении дополнительной или повторной экспертизы решается вопрос о возможности повторного исследования одних и тех же объектов. Выясняется, не были ли они утрачены и не претерпели ли существенных изменений.

Таблица 10.1

Основные отличия дополнительной и повторной таможенных экспертиз

Дополнительная экспертиза Повторная экспертиза
1. Назначается в случае недостаточной ясности или неполноты заключения эксперта 1. Назначается в случае необоснованности заключения эксперта
2.Поручается тому же или иному эксперту. Может быть поручена экспертной организации. 2. Всегда поручается другому эксперту
3. Таможенный орган согласен с первоначальным заключением эксперта, но ему нужны дополнительные разъяснения некоторых его выводов 3. Таможенный орган не согласен с выводами эксперта, считает их ошибочными и не соответствующими представленным материалам. Поэтому назначается повторная экспертиза.
4. Таможенный орган хотя и согласен с заключением эксперта, но считает, что оно неполно и требуется его дополнить 4. Полнота или неполнота заключения эксперта – не влияет на назначение экспертизы.

Комиссионная экспертиза назначается при необходимости привлечения к проведению экспертизы нескольких экспертов, обладающих специальными знаниями (познаниями) в одной области (ст. 21 Федерального закона «О судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации).

Комиссионный характер экспертизы определяется следователем или руководителем экспертного учреждения, которому поручено проведение судебной экспертизы (ст. 200 УПК РФ).

Комплексной экспертизой является судебная экспертиза, в производстве которой участвуют эксперты разных специальностей (ст. 201 УПК РФ).

 

70. ЭКСПЕРТНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ЛИЦА, ПОЛНОМОЧНЫЕ ПРОИЗВОДИТЬ ЭКСПЕРТИЗЫ В ТАМОЖЕННЫХ ЦЕЛЯХ

Таможенную экспертизу в РФ могут производить по решениям таможенных органов:

  • экспертные учреждения (государственные и негосударственные);
  • специалисты вне экспертных учреждений.

Должностное лицо таможенного органа, назначившее экспертизу иным соответствующим организациям или экспертам, должно вручить эксперту постановление (определение), необходимые материалы и разъяснить ему права, обязанности и ответственность, предусмотренные ст. 378, 381 ТК РФ, ст. 307, 310 УК РФ, ст. 57 УПК РФ, ст. 17.9, ст. 19.26, ст. 25.9 КоАП РФ, ст. 16, ст. 17 Федерального закона от 31.05.2001 № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации».

Задачи и функции экспертных учреждений при проведении таможенной экспертизы

До недавнего времени Федеральная таможенная служба не имела своих экспертных учреждений и пользовалась услугами государственных экспертных учреждений других министерств и ведомств: судебно-экспертных учреждений Минюста России, экспертно-криминалистических подразделений МВД и судебно-экспертных учреждений Минздравсоцразвития России, а также научно-исследовательских институтов других министерств, федеральных служб и агентств.

В настоящее время ФТС имеет самостоятельную сеть экспертно-криминалистических подразделений - экспертно-криминалистических служб (далее - ЭКС). Их деятельность возглавляет и координирует Центральное экспертно-криминалистическое таможенное управлениеЦЭКТУ (г. Москва). ЦЭКТУ входит в единую систему таможенных органов РФ.

Основные задачи ЦЭКТУ:

  • обеспечение потребностей таможенных органов в проведении экспертиз товаров и других объектов (товаросопроводительной документации, печатей, штампов и их оттисков, бланков, пломб, образцов подписей и др.) в таможенных целях и при осуществлении правоохранительной деятельности;
  • координация и контроль деятельности ЭКС;
  • методическое, информационное и аналитическое обеспечение деятельности ЭКС и таможенных органов по вопросам экспертизы и исследований;
  • организация и проведение разработок и испытаний технических средств, применяемых в таможенных целях и др.

Основные функции ЦЭКТУ:

  • проводит по постановлениям и определениям таможенных органов экспертизы и исследования товаров и других объектов (товаросопроводительной документации, печатей, штампов и их оттисков, бланков, пломб, образцов подписей и др.);
  • осуществляет методическое руководство по взятию и отбору проб и образцов товаров таможенными органами, по организации проведения экспертиз и исследований товаров, по использованию экспресс-методов анализа;
  • участвует в разработке мероприятий по совершенствованию таможенного контроля, по выявлению и пресечению ввоза фальсифицированных и некачественных товаров на территорию Российской Федерации;
  • формирует единый банк данных по экспертной деятельности, коллекции эталонных образцов товаров, а также организовывает их ведение и использование;
  • проводит обобщение и анализ результатов деятельности ЭКС и др.

Выполнение этих функций позволяет оперативно и квалифицировано осуществлять экспертно-исследовательскую деятельность в таможенном деле.

Таможенные органы поручают проведение экспертизы, как правило, ЦЭКТУ или ЭКС. Если они не могут провести экспертизу, то ее проведение может быть поручено государственным судебно-экспертным учреждениям посредством организации и производства судебной экспертизы, а также иным соответствующим организациям или другим экспертам, т.е. лицам, обладающим специальными знаниями (познаниями).

Российское законодательство не запрещает производство экспертиз в негосударственных экспертных организациях, где работают квалифицированные эксперты по самым разным и специфическим направлениям, которых может не быть в государственных экспертных учреждениях

При назначении экспертизы должностное лицо таможенного органа должно убедиться в том, что организация, которой поручается проведение экспертизы, правомочна осуществлять такую деятельность (выяснить наличие лицензии на данный вид деятельности, аттестата аккредитации и др.), а также в том, что в ней есть сотрудники соответствующего профиля, которые имеют требуемые документы (сертификат, удостоверение, свидетельство и т.п.). Кроме того, важно выяснить, располагает ли организация научно-техническими возможностями для проведения необходимых исследований.

Экспертную деятельность осуществляют различные организации: Торгово-промышленная палата, Российское общество оценщиков, Фонд интеллектуальной собственности, Федеральное агентства по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирования). Экспертной и инспекционной деятельностью занимаются также государственные органы исполнительной власти и другие предприятия различных форм собственности.

Постановление (определение) о назначении экспертизы направляется с сопроводительным письмом начальнику ЦЭКТУ или ЭКС либо судебно-экспертного учреждения, в котором будет производиться экспертиза.

Задачи и функции специалистов (вне экспертных учреждений) при проведении таможенной экспертизы

Вне экспертных учреждений экспертизу могут осуществлять:

  • лица, обладающие специальными познаниями в науке, технике, искусстве;
  • специалисты любых государственных и негосударственных предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, ведомственной принадлежности и подчиненности;
  • штатные сотрудники таможенных органов РФ.

Эти специалисты могут привлекаться для:

  • оказания содействия в проведении таможенного контроля или таможенного оформления;
  • участия в отборе проб и образцов товаров;
  • участия в проведении экспресс-анализа веществ на содержание в них наркотических средств;
  • участия в личном досмотре физических лиц (при их обследовании медицинским работником) и других случаях, но в целях таможенного контроля или таможенного оформления;
  • при производстве по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела (о нарушении таможенных правил).

При поручении проведения экспертизы лицу, не являющемуся сотрудником организации, должностное лицо таможенного органа должно убедиться в том, что это лицо может решать поставленные перед ним вопросы: имеет необходимое образование, опыт работы, специальную профессиональную подготовку и др., что должно подтверждаться соответствующими документами.

 

71. ПОРЯДОК НАЗНАЧЕНИЯ И СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ЭКСПЕРТИЗ

Экспертиза может быть назначена по инициативе как таможенного органа, так и декларанта или иного заинтересованного лица.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 860; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.