Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социально-психологические аспекты социализации




В отечественной социальной психологии существуют узкое и широкое толкования социализации. Такой подход к ее понима­нию предложен Б. Д. Парыгиным.

Социализация в узком смыс­ле — это процесс вхождения в социальную среду, приспособления к ней, в широком — исторический процесс, филогенез.

Наряду с понятием «социализация» есть и другие, довольно близкие с ним по значению, например «воспитание» и «адапта­ция». Социализация в любом случае шире воспитания. Это во многом стихийный процесс, и не всегда осознаваемый. Адаптация (приспособление) может рассматриваться как составная часть со­циализации и как ее механизм. Различают два вида адаптации: психофизиологическую и социально-психологическую, находящи­еся во взаимосвязи.

Социально-психологическая адаптация представляет собой овладение личностью роли при вхождении в новую социальную си­туацию. По своим результатам социально-психологическая адап­тация бывает позитивной и негативной, а по механизму осуще­ствления — добровольной и принудительной. Процесс социально-психологической адаптации распадается на несколько стадий: а) ознакомление; б) ролевая ориентация; в) самоутверждение. Та­ким образом, социально-психологическая адаптация — это конк­ретный процесс социализации.

В процессе социализации человек усваивает социальные нор­мы, овладевает способами использования социальных ролей, на­выками общественного поведения. Социализация личности осно­вана на познании личностью социальной действительности.

Источниками социализации личности являются:

1) опыт раннего детства — формирование психических фун­кций и элементарных форм поведения;

2) социальные институты — системы воспитания, обучения и образования;

3) взаимное влияние людей в процессе общения и деятельности.

Каждая социальная роль включает множество культурных норм, правил и стереотипов поведения. На протяжении жизни нам приходится осваивать не одну, а целое множество социальных ро­лей, продвигаясь по возрастной и служебной лесенке.

По своему содержанию социализация — это двухсторонний процесс. С одной стороны, он состоит в передаче обществом социального исторического опыта, символов, ценностей и норм, а с другой — их усвоение индивидом, интериоризацию.

Под интериоризацией понимается переход внешних по своей форме процессов общественной жизни во внутренние процессы сознания, при которых они претерпевают соответствующую трансформацию: обобщаются, вербализуются, становятся спо­собными к дальнейшему развитию.

 

Главный смысл процесса социализации для личности на ее ранних стадиях — поиск своего социального места. Основными опорными точками в этом процессе являются: 1) осознание своего «Я»; 2) осмысление своего «Я». Осознание и осмысление своего «Я» — это два разных момента в процессе обретения самостоя­тельности личности, формирования «Я»-образа.

Осознание своего «Я» происходит в раннем детстве. Овладе­ние прямохождением и речью, развитие мышления и сознания в раннем детстве (от 2 до 5 лет), приобретение навыков сложной деятельности (рисование, познание, труд), наконец, обучение в школе в среднем и позднем детстве —таковы основные стадии в осознании своего «Я»,

Осмысление своего «Я» — это процесс становления ценност­ного ядра личности. Этот процесс начинается в среднем дет­стве и происходит на основе постоянной оценки себя в сравне­нии с «другими людьми», такими же, как «Я». В ходе этого процесса формируются представления о добре и зле, цели и смысле жизни и другие духовно-нравственные и мировоззрен­ческие установки.

В процессе социализации выделяют содержание, широту (чис­ло сфер, к которым смогла приспособиться личность), механизм социализации, социальные институты, факторы и стадии.

При рассмотрении содержания социализации важное значе­ние имеет определение того, что предлагается личности в каче­стве социального и культурного «меню», какие картины мира, уста­новки, стереотипы, ценности формируются у индивида в процес­се социализации.

Содержание социализации определяется, с одной стороны, всей совокупностью социальных влияний (политических программ и доктрин, средств массовой информации, культуры), с другой — отношением индивида ко всему этому. Причем это отношение зависит не только от особенностей самой личности, но и от соци­альной ситуации, в которой она оказывается.

Содержание социализации личности проявляется, по мнению Т. Шибутани, в шаблонах поведения, привычках, формировании общи) значений, т. е. взглядов.

В демократическом государстве смысл социализации заклю­чается в актуализации «Я», раскрытии потенциалов личности, ее возможностей. В тоталитарном государстве все обстоит совершенно иначе. В этих условиях, по мнению Э.Фромма, возможны и такие способы социализации, как мазохизм, садизм, деструкция, кон­формизм.

Мазохизм стремление к подчинению, моральное унижение.

Социализация в виде садизма осуществляется путем поста­новки других людей в зависимое от себя положение и приобрете­ния над ними неограниченной власти, эксплуатации, запугивания

других.

Деструкци я — один из способов социализации, заключающий­ся в избавлении человека от чувства собственного бессилия посред­ством разрушения окружающего мира. Как считал Э.Фромм, раз­рушение мира для человека — последняя, отчаянная попытка в их

противоборстве.

Конформизм (от лат. сошЪпшз — подобный) в его крайнем выражении означает отказ от собственного «Я», превращение чело­века в робота, подмену подлинной личности псевдоличностью.

В результате жесткой социализации в условиях тоталитарно­го общества формируется «одномерный» («массовый») человек («человек организации»), «извне ориентированная личность» («ав­томатически ориентированная личность», «автоматически конформная личность»). Автором данной концепции является Г. Маркузе. Одномерному человеку свойственны: некритическое отношение к действительности, к поведенческим и пропагандист­ским стереотипам, отсутствие индивидуальности, подверженность манипуляциям, консерватизм, искаженное видение мира (сугубо потребительская ориентация, унификация «Я»).

Личность усваивает социальный опыт посредством определен­ных механизмов. Механизм социализации через групповой опыт в рамках ролевой концепции личности раскрывает теория «зеркаль­ного «Я». Основоположник этой теории американский социальный психолог Ч.Кули поставил перед собой задачу исследования про­цесса постепенного понимания личностью отличия своего «Я» от других личностей.

В теории Ч. Кули решающая роль в социализации индивида отводится так называемым первичным группам (семье, детским коллективам, соседской общине и др.), которые характеризуются неформальными, интимными и доверительными межличностны­ми отношениями.

Непосредственные и тесные контакты ребенка с членами та­ких коллективов вызывают своеобразные психические реакции в его сознании. Особое значение Ч. Кули в формировании сознания и самосознания ребенка придавал мнениям и представлениям ок­ружающих его лиц в первичных коллективахродителей, дру­зей, соседей.

Мнения окружающих становятся настолько важными и суще­ственными для индивида, что под их влиянием у индивида разви­вается чувство «Я», которое американский социолог называет «зеркальным «Я», подчеркивая специфику его образования.

Другие люди — это зеркала, в которые смотрится индивид, в постоянном общении с другими людьми формируется его собствен­ное «Я», как некая сумма зеркальных «Я», т.е. человеческое «Я» оказывается результатом взаимодействия индивида с окружаю­щими его людьми.

Фактически, «зеркальное «Я» становится важнейшим элемен­том самосознания ребенка. Благодаря этому у него формируются самооценка, умение смотреть на себя глазами окружающих людей. Он приучается осознанно выделять себя из окружающих его людей, вырабатывая вместе с этим чувство гордости, уважения или унижения за собственное «Я».

С течением времени вместе с расширением социального взаи­модействия в первичных группах субъективное «Я» становится все более устойчивым и фиксированным: под влиянием требований окружающих у индивида вырабатывается чувство самоконтроля, он во все большей степени усваивает нормы и ценности социаль­ной группы.

Положительной стороной выдвинутой Ч. Кули концепции со­циализации явилось то, что он рассматривал процесс формирова­ния человеческого «Я» как результат социального взаимодействия, отводя социальной группе решающую роль в социализации инди­вида. Однако он явно абсолютизировал значение первичных групп в ущерб вторичным, т.е. социальным институтам, которые так­же играют значительную роль в социализации индивида.

Дж. Мид (1863—1931), подобно своему предшественнику Ч. Кули, придавал решающее значение в процессе социализации индивида социальному взаимодействию, однако в отличие от него Мид пытался более глубоко раскрыть роль символов и жестов в процессе взаимодействия.

Мид видел главную особенность человеческого сознания в способности использовать символы и адекватно их интерпретиро­вать, американский ученый полагал, что необходимой стороной взаимопонимания и согласованного социального взаимодействия является способность человека, формирующаяся еще в детском возрасте, принимать на себя роли других людей.

Главное место в формировании этой способности, по его мне­нию, принадлежит детским играм. Уже само вступление в кол­лективную игру побуждает ребенка принимать на себя определен^-ную роль, затем по мере накопления опыта и взросления он изу­чается в процессе игры принимать на себя роли нескольких лиц, участвующих в игре.

Вместе с этим развиваются его разум и самосознание, ребе­нок во все большей мере усваивает нормы и ценности социальной группы, ее требования и установки по отношению к нему.

Критерием формирования зрелого «Я» служит способность индивида принимать на себя роль «обобщенного другого», под ко­торым Мид понимал некий обобщенный образ коллективных тре­бований и установок по отношению к данному индивиду.

Как только индивид научается принимать установки и ценно­сти социальной группы, в которую включается как активный уча­стник, он начинает формироваться как личность, обладающая сво­им зрелым субъективным Я. С этого момента он участвует нарав­не с другими членами группы в решении общих проблем, цели­ком разделяя общие заботы и интересы группы.

По мнению французского ученого Г. Тарда, механизм социа­лизации включает в себя:

1) имитацию, подражание; 2) иденти­фикацию; 3) руководство. Однако этот механизм гораздо богаче и разнообразнее.

Социализация личности осуществляется в процес­се различных видов общения (массового, группового, межлично­стного, делового, неформального), под влиянием средств массо­вой информации, культуры.

Содержание социализации зависит и от такого важного пара­метра, как социальные институты, экономические, общественные, в том числе семья, детские дошкольные учреждения, школы, не­формальные группы, официальные организации и др. Эффектив­ность социализации обусловливается их нравственным, культур­ным и экономическим состоянием. Сила влияния социальных институтов на личность зависит от их авторитетности — референтности, предпочтение обычно отдается семье. Действительно, она занимает особое место в социализации личности, ее нельзя ничем заменить. Как правило, дети, воспитывающиеся вне семьи, стра­дают из-за неадаптированности, нарушенных эмоциональных кон­тактов, групповой идентичности.

Процесс социализации связан с определенными циклами в области физического, анатомо-физиологического, сенсорного, эмоционального, познавательного и социального развития лич­ности. Стадиальность социализации объясняется соотношением развития человека и спецификой социальной ситуации, в которой он оказывается в разные периоды жизни.

 

Существуют различные подходы к выделению стадий социализации.

Социологический акцентирует внимание на про­цессах усвоения человеком репертуаров социальных ролей, цен­ностей и норм, культуры, завоевания положения в той или иной общности. Примером социологического подхода является деле­ние социализации на три стадии: дотрудовую, трудовую и послетрудовую.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 2423; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.