Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Восемь стадий человеческого развития по Эриксону




1. Доверие— недоверие (грудной возраст).Когда младенца кормят грудью, ласкают, баюкают, когда меняют ему пеленки, он узнает, в какой мере будут удовлетворены его основные потребности. Если дети чувствуют себя в достаточной безопасности и больше не плачут, когда уходят те, кто о них заботится, можно считать, что они преодолели первый кризис в своей жизни. Однако в некоторой степени недоверие к окружающим может сохраняться, ведь часто кризис разрешается не полностью.

2. Автономия — стыд и сомнение (1—2 года). Ребенок учится говорить и бегать, не падая. Расширяются его знания об окружающем мире. Именно в этот период особенно ярко проявляются стремление детей к самостоятельности и неповиновение авторитету. Однако именно на данном этапе родители обычно стараются приучить их садиться на горшок. Когда ребенку предъявляют слишком много требований в такой интимной сфере, он испытывает глубокое чувство стыда и собственной неполноценности; тем самым подрывается его стремление к самостоятельности и умение ориентироваться в окружающем мире.

3. Инициатива — чувство вины (3—5 лет). В этот период у детей наблюдаются подвижность, любознательность, работа фантазии. Ярко проявляются дух соперничества и осознание различий между мальчиками и девочками. В результате ребенок конфликтует с окружающими по поводу того, как далеко может заходить его инициатива в демонстрации своих новых способностей.

4. Трудолюбие— неполноценность (младший школьный возраст). Дети учатся выполнять индивидуальные задания, например читать, и работать сообща, в группе — участие в действиях, выполняемых всем классом. Они устанавливают отношения с учителями и другими взрослыми людьми. Дети начинают проявлять интерес к реальным жизненным ролям: пожарного, летчика, медицинской сестры. Однако на данном этапе главное значение имеет развитие их уверенности в себе и компетентности, ведь именно в этот период дети начинают усваивать (и воспроизводить в своем воображении) подлинные роли взрослых. Если ребенку не удается преодолеть этот кризис, он чувствует себя неполноценным.

5. Становление индивидуальности (идентификация)—ролевая диффузия (юность). В этот период происходят два основных события. По своему физическому развитию молодые люди становятся взрослыми и испытывают активное сексуальное влечение; и в это же время им приходится также выбирать свое место в жизни. Юноша или девушка должны решить вопрос об учебе в колледже, найти подходящую работу, выбрать спутника жизни. Неудачи в этих делах могут отрицательно повлиять в дальнейшем на выбор подходящей работы, партнеров, друзей.

6. Интимность— одиночество (начало взрослого периода). На этой стадии основное значение приобретают ухаживание, брак и другие виды интимных отношений. Человек стремится к искренним, доверительным отношениям с постоянным партнером, однако это не всегда удается, и люди расстаются или разводятся. Если конфликт между интимностью и одиночеством не находит разрешения, может случиться, что в дальнейшем человек будет вступать во временные связи, всегда кончающиеся разрывом.

7. Творческая активность— застой (средний возраст).На данном этапе люди главным образом осваивают определенную деятельность и родительские функции. Он дает ответы на следующие вопросы: насколько честолюбив тот или иной человек? Выкладывается ли он на работе и с какого момента он проявляет особый интерес к своей карьере? Может ли он дать обществу новых членов, родив и воспитав детей? Каким образом он преодолевает неудачи, возникающие на работе, и в связи с воспитанием детей?

8. Умиротворение— отчаяние (старость).На этой стадии люди подводят итоги своей жизни; некоторые из них спокойно встречают старость, другие испытывают чувство горечи; наверное, в этот период человек по-новому осмысливает свою жизнь. Если люди довольны ею, то создается чувство, что все этапы жизни представляют собой некое целостное единство. Если нет, наступает отчаяние.

 

Реальным подходом к рассмотрению стадий социализации является компромиссный, который учитывает как социологичес­кие, так и психоаналитические взгляды. Вследствие этого можно выдел шь первичную, маргинальную, устойчивую социализацию, а также социализацию, связанную с утратой статуса (совпада­ет с выходом человека на пенсию).

Первичная стадия социализации — социализация ребенка. Согласно утверждениям 3. Фрейда, эта стадия социализации рас­падается на:

1) оральную (от рождения до 2 лет), когда мир ребенка сосре­доточен вокруг рта;

2) анальную (от 2 до 3 лет), в течение которой ребенку приви­вают навыки гигиены. По мнению Фрейда, данная стадия во многом определяет более позднее развитие человека;

3) фаллическую (от 4 до 5 лет). На этой стадии у детей впер­вые появляется симпатия к родителям противоположного пола. Связанные с этими чувствами конфликты Фрейд на­звал эдиповым комплексом (у мальчиков) и комплексом Электры (у девочек). Дети, успешно преодолевшие данную стадию, начинают идентифицировать себя с родителями. 3. Фрейд утверждал, что основные личностные характеристики формируются на этих стадиях, но в то же время нельзя абсо­лютизировать роль бессознательного в процессе социализа­ции личности. Необходимо отметить, что решающее значе­ние на стадии первичной социализации имеют процессы по­знания и овладевания ребенком социальными ролями в игро­вой деятельности, его упражнения в самоидентификации, воз­никающая и закрепляющаяся у него система ожиданий и ха­рактер их удовлетворения, требования к нему со стороны ро­дителей, характер их обращения с ним.

Маргинальная (промежуточная, или псевдоустойчивая) соци­ализация — социализация подростка. Известно, что подростко­вый возраст является ступенью полового созревания, продолжаю­щегося до момента становления человека взрослым. Это переход­ный возраст от детства к юношеству, связанный главным образом с самоутверждением личности, групповой идентичностью.

Устойчивая социализация совпадает с достижением определенного статуса и выполнением широкого спектра соци­альных и межличностных ролей. Эта стадия связана со стабиль­ным положением человека в обществе или какой-либо общности. Она свидетельствует о социально-психологической адаптирован-ности личности, ее социальной идентичности.

Социализация, связанная с утратой статуса, совпадает с выходом человека на пенсию. В это время он дезадаптируется и, как правило, болезненно реагирует на то положение, в котором оказался. Нередко тяжелые переживания вызываются утратой близких и смысла своего существования, необратимыми процес­сами старения организма, чувством одиночества и ненужности. Но такое душевное состояние во многом может компенсироваться любовью к внукам, которая придает человеку жизненные силы, создает ощущение полезности и повторения жизни.

Социализацию можно рассматривать как типичный и единич­ный процессы. Типичность определяется социальными условия­ми и зависит от классовых, расовых, этнических и культурных различий.

Социализация как типичный процесс означает похожесть ее протекания для представителей типичных социальных или возрастных групп, имеющих одинаковые религию, культуру, социальное положение. Социализация, например, безработных типична для них и отличается от социализации преуспевающих бизнесменов. То же самое можно сказать о бродягах, хроничес­ки больных, инвалидах. Совершенно по-особому, но все равно типично проходит социализация эмигрантов. Она связана с вы­нужденной необходимостью адаптироваться к чужой языковой среде, культуре. Своеобразна социализация национальных мень­шинств.

Социализация как единичный процесс возникает благодаря особенностям, свойственным данной личности (способностям, внешним данным, степени конформности, коммуникабельности, индивидуальному уровню идентичности), т. е. стремлению к раз­витию своих способностей, осознанию своего жизненного пути как уникального и т. д. Человек может внешне демонстрировать свою соцнализиро-ванность, в связи с чем встает вопрос о внешних и внутренних критериях этого процесса.

Критериями социализированиости личности являются: со­держание сформированных установок, стереотипов, ценностей, картин мира; адаптированностъ личности, ее нормо-типическое поведение, образ жизни; социальная идентичность (групповая и общечеловеческая).

Главным критерием социализированности личности выступает степень ее независимости, уверенности, самостоятельности, рас­крепощенности, инициативности, незакомплексованности.

 

Основ­ная цель социализации личности в удовлетворении ее «потребно­сти в самореализации» (А. Маслоу) и в развитии способности для успешного осуществления этой цели. В противном случае про­цесс социализации лишается гуманистического смысла и стано­вится инструментом психологического насилия, направленного не на личностный рост и не на достижение единственной в своем роде индивидуальности, а на унификацию, стратификацию, ниве­лировку «Я».

В отечественной психологии прослеживается стремление мно­гих авторов при анализе процесса социализации учитывать не толь­ко объективные показатели (изменение социального статуса ин­дивида, освоение им новых социальных ролей), но и субъективные, в том числе идентичность.

Идентичност ьэто ощущение существования уникальной индивидуальности, отделенной, отличной от других индивидов, или ощущение себя как части уникальной группы, отличной от других групп в использовании групповых ценностей.

Жизненные циклы — это важнейшие вехи в биографии чело­века, которые могут рассматриваться качественными этапами становления социального «Я» — дошкольный период, обучение в школе, студенческая жизнь, женитьба (семейная жизнь), служба в армии, выбор профессии и трудоустройство (трудовой цикл), выход на пенсию (пенсионный цикл,).

Каждый этап жизненного цикла сопровождается двумя взаи­модополняющими друг друга процессами: десоциализацией и ресоциализацией.

Десоциализацияэто процесс отучения от старых ценно­стей, норм, ролей и правил поведения.

Ресоциализация — процесс обучения новым ценностям, нор­мам, ролям и правилам поведения взамен старых.

Асоциализация означает процесс усвоения личностью анти­общественных, антисоциальных норм, ценностей, негативных ролей, установок, стереотипов поведения, которые объективно приводят к деформации общественных связей, к дестабилизации общества.

Отставание в социализации означает несвоевременное, с опо­зданием усвоение личностью тех позитивных норм, образцов по­ведения, которые предписываются обществом для каждого эта­па социализации.

Итак, социализация — это процесс (а также и результат) присвоения (интернализации) индивидом системы социальных цен­ностей и социально адаптированных способов поведения, осуще­ствляемый как в условиях целенаправленного воздействия соци­альных институтов, так и в условиях стихийного воздействия на личность различных жизненных обстоятельств.

Качество и характер социализации в значительной мере опре­деляются социальным устройством данного общества.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 724; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.