Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Метрологические службы и организации




6.3.1. Государственный комитет РФ по стандартизации и метрологии

f Государственное управление деятельностью по обеспечению един­ства измерений в РФ осуществляет Комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии (Госстандарт России). Он является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим межотраслевую координацию, а также функциональное регулиро­вание в области стандартизации, метрологии и сертификации (CMC). В своей деятельности он руководствуется Конституцией РФ, феде­ральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, а также Положением о Государственном комитете Российской Федерации по стандартизации и метрологии.

СГосстандарт осуществляет деятельность непосредственно и че­рез находящиёсяХего ведении территориальные центры CMC, а также через государственных инспекторов по надзору за государ­ственными стандартами и обеспечению единства измерений. В ведении Госстандарта России находятся:

/ • Государственная метрологическая служба (ГМС) (см. 6.3.2).

2- • Государственная служба времени ичастртыи определения па- раметров вращения Земли (ГСВЧ) — сеть организаций, несущих ответственность за воспроизведение и хранение единиц времени и частоты и передачу их размеров, а также за обеспечение потребите­лей в народном хозяйстве информацией о точном времени, за вы­полнение измерений времени и частоты в установленных единицах и шкалах.

J • Государственная служба стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов (ГССО) — сеть организаций, несущих ответ­ственность за создание и внедрение стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов с целью обеспечения единства изме­рений.

<6 • Государственная служба стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ й материалов (ГСССД) — сеть организаций, несущих ответственность за получение и инфор­мационное обеспечение заинтересованных лиц данными о физичес­ких константах и свойствах веществ и материалов, основанных на исследованиях и высокочастотных измерениях.

Основные задачи Госстандарта России в области метрологии:

• реализация государственной политики в сфере CMC, уста­новления и использования стандартов,* эталонов и единиц вели­чин и исчисления времени;

• осуществление мер по защите прав потребителей и интересов государства в области контроля за соблюдением требований безо­пасности товаров (работ, услуг); ~~ '

" • обеспечение функционирования и развития систем стандарти­зации, обеспечения единства измерений, сертификации, ак­кредитации и научно-технической информации в этих областях, а также их гармонизация с международными и национальными си­стемами зарубежных стран;

• организация и проведение государственного контроля и над-, зора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации за сертифициро­ванной продукцией, а также государственного метрологического контроля и надзора;

• формирование совместно с федеральными органами испол­нительной власти федеральных информационных ресурсов и ин­фраструктуры CMC, аккредитации, качества и классификации технико-экономической информации.

Для решения этих задач Госстандарт России:

1. Разрабатывает предложения по приоритетным направлениям развития работ по CMC, их научному, правовому, организацион­но-техническому, методическому, финансовому и информацион­ному обеспечению, а также по преодолению "технических барье­ров" во внешней торговле.

2. Принимает участие в разработке прогнозов социально-эко­номического развития Российской Федерации, федеральных це­левых программ по CMC; выступает государственным заказчиком этих программ, участвует в формировании и реализации иных федеральных и межгосударственных целевых программ в части их нормативного обеспечения качества и метрологического обеспе- чения.

3. Рассматривает, оценивает и подготавливает заключения по проектам федеральных целевых программ.

4. Разрабатывает и вносит в установленном порядке в Прави­тельство РФ проекты федеральных законов и иных нормативных правовых актов по вопросам CMC, дает по ним заключения.

5. Организует выполнение научно-исследовательских и опыт­но-конструкторских работ в закрепленных областях деятельности, а также устанавливает правила проведения работ по CMC и аккре­дитации, государственному контролю и надзору в подведомствен­ных областях, осуществляет методическое руководство этими ра­ботами.

6. Организует проведение работ по межведомственной унифика­ции продукции, методов контроля, испытаний и испытательного оборудования.

7. Формирует технические комитеты по стандартизации для разработки стандартов, осуществляет методическое руководство и координацию их деятельности. Принимает и вводит в действие государственные стандарты Российской Федерации и общерос­сийские классификаторы, проводит экспертизу проектов госу­дарственных стандартов и других нормативных документов в об­ласти CMC и аккредитации на соответствие федеральному зако­нодательству.

8. Устанавливает общетехнические нормы и правила, обеспечи­вающие техническую и информационную совместимость при разра­ботке, эксплуатации и использовании продукции, а также совмес­тимость требований на общепромышленную продукцию с нуждами обороны страны.

9. Устанавливает правила применения в Российской Федера­ции международных стандартов, национальных стандартов, пра­вил, норм и рекомендаций по CMC, аккредитации и качеству зарубежных стран. Осуществляет государственную регистрацию нор­мативных документов по CMC и аккредитации.

10. Устанавливает правила создания, утверждения, хранения и применения эталонов единиц физических величин, а также ут­верждает их государственные эталоны и обеспечивает хранение последних. Развивает государственную эталонную базу, вносит в Правительство РФ предложения по утверждению единиц величин, допускаемых к применению в стране.

11. Утверждает перечни групп СИ, подлежащих поверке; прини­мает решение об отнесении технического устройства к СИ; устанав­ливает правила представления СИ на поверку и испытания, а также интервалы между поверками; проводит поверку и испытания, ут­верждает типы СИ; ведет Государственный реестр средств измере­ний, допущенных к применению на территории Российской Феде­рации, осуществляет публикацию официальной информации об ут­верждении типа СИ. Также устанавливает правила выполнения поверочных и калибровочных работ, аккредитации метрологичес­ких служб юридических лиц на право выполнения этих работ и выдачу сертификатов утверждения типа средств измерений, калиб­ровки или нанесения калибровочного знака.

12. Проводит государственную регистрацию систем сертифика­ции и знаков соответствия, действующих в Российской Федера­ции, аккредитованных органов по сертификации, измерительных и испытательных лабораторий (центров); публикует официальную информацию о них и представляет информацию в установленном порядке в международные и региональные организации по серти­фикации; ведет Государственный реестр по сертификации и аккре­дитации и осуществляет архивное хранение материалов по государ­ственной регистрации.

13. Осуществляет работу по подтверждению соответствия (в том числе сертификации); определяет в установленном порядке но­менклатуру продукции и услуг, подлежащих обязательной серти­фикации; создает системы сертификации, определяет формы сер­тификации, аккредитует юридические лица в качестве органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров); устанав­ливает правила признания зарубежных сертификатов, знаков со­ответствия и результатов испытаний; ведет государственный ре­естр участников и объектов сертификации; устанавливает прави­ла проведения инспекционного контроля за соблюдением правил обязательной сертификации и сертифицированной продукцией; рассматривает апелляции по вопросам сертификации.

14. Осуществляет содействие в организации работ по стандар­тизации и сертификации продукции и услуг, по разработке систем качества, а также содействию в проведении работ по обеспечению единства измерений, унификации изделий.

15. Готовит предложения о присоединении к международным системам стандартизации и обеспечения единства измерений, сер­тификации и аккредитации; заключает соглашения с соответству­ющими организациями зарубежных стран о взаимном признании результатов сертификации.

16. Участвует в работе международных организаций, комис­сий, занимающихся вопросами CMC, аккредитации и качества; сотрудничает с зарубежными национальными органами по CMC, аккредитации и качеству; в качестве национального органа Рос­сийской Федерации осуществляет членство в международных орга­низациях и координирует работу федеральных органов исполни­тельной власти по проведению согласованной политики в этих организациях.

17. Устанавливает порядок осуществления государственного над­зора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации, государственного метрологического контроля и надзора, а также организует проведе­ние указанного'контроля и надзора.

18. Создает и ведет федеральный фонд государственных стандар­тов и общероссийских классификаторов, международных стандар­тов и национальных стандартов зарубежных стран, правил, норм и рекомендаций по CMC. Обеспечивает создание, актуализацию и использование баз данных нормативных документов, общероссийс­ких классификаторов, научно-технической терминологии, катало­гизации продукции и информации в области CMC, аккредитации, государственного контроля и надзора.

19. Осуществляет официальное опубликование и распростра­нение государственных стандартов Российской Федерации, стан­дартных справочных данных о составе и свойствах веществ и мате­риалов, нормативных документов по CMC, аккредитации, а так­же указателей стандартов, перечней допущенных к применению средств измерений, стандартов и рекомендаций международных организаций, национальных стандартов зарубежных стран, исполь­зуемых в стране в соответствии с международными договорами.

20. Устанавливает правила аккредитации и выдачи разрешений (лицензий) на проведение определенных видов работ по обяза­тельной сертификации (лицензий на применение знака соответ­ствия); выдает и аннулирует разрешения (лицензии) на проведе­ние определенных видов работ по обязательной сертификации акк­редитованным им органам по сертификации и испытательным лабораториям (центрам); осуществляет полномочия по лицензиро­ванию деятельности центров обязательной сертификации и испыта­тельных лабораторий (центров) в области обязательной сертифика­ции.

21. Определяет порядок лицензирования деятельности юриди­ческих и физических лиц, осуществляющих предпринимательс­кую деятельность по изготовлению, ремонту, продаже и прокату средств измерений.

22. Устанавливает порядок маркирования знаком соответствия государственным стандартам продукции и услуг, а также порядок выдачи лицензий на деятельность по маркированию этим знаком продукции и услуг; ведет Государственный реестр продукции и услуг, маркированных знаком соответствия государственным стан­дартам.

23. Выполняет функции федерального ведомственного органа уп­равления образованием по вопросам CMC и аккредитации; осуществ­ляет методическое руководство обучением в этих областях, определяет требования к уровню квалификации и компетентности персонала. Орга­низует подготовку, переподготовку и повышение квалификации спе­циалистов по вопросам CMC, аккредитации, систем качества, испы­таний, государственного контроля и надзора.

6.3.2. Государственная метрологическая служба

Государственная метрологическая служба (ГМС) несет ответствен­ность за метрологическое обеспечение измерений в стране на ме­жотраслевом уровне и осуществляет государственный метрологичес­кий контроль и надзор. В состав ГМС входят:

• государственные научные метрологические центры (ГНМЦ), метрологические научно-исследовательские институты, несущие в соответствии с законодательством ответственность за создание, хранение и применение государственных эталонов и разработку нормативных документов по обеспечению единства измерений в закрепленном виде измерений;

• органы ГМС на территории республик в составе РФ, автоном­ной области, автономных округов, краев, областей, городов Моск­вы и Санкт-Петербурга. Основная деятельность органов ГМС на­правлена на обеспечение единства измерений в стране. Она вклю­чает создание государственных и вторичных эталонов, разработку систем передачи размеров единиц ФВ рабочим СИ, государствен­ный надзор за производством, состоянием, применением, ремон­том СИ, метрологическую экспертизу документации и важнейших видов продукции, методическое руководство МС юридических лиц. Руководство ГМС осуществляет Госстандарт.

Государственные научные метрологические центры (ГНМЦ) обра­зуются из числа находящихся в ведении Госстандарта предприятий и организаций или их структурных подразделений, выполняющих ра­боты по созданию, совершенствованию, хранению и применению государственных эталонов единиц величин, а также ведущих разра­ботку нормативных документов по обеспечению единства измерений и имеющих высококвалифицированные научные кадры.

Присвоение конкретному предприятию, организации статуса ГНМЦ не изменяет формы собственности и организационно-пра­вовой формы, а означает отнесение их к категории объектов, пред­полагающей особые формы государственной поддержки. Основ­ные функции ГНМЦ:


• создание, совершенствование, хранение и применение госу­дарственных эталонов единиц величин;

• выполнение фундаментальных и прикладных научно-исследо­вательских и опытно-конструкторских работ в области метрологии, в том числе по созданию уникальных опытно-экспериментальных ус­тановок, шкал и исходных мер для обеспечения единства измерений;

• передача размеров единиц величин от государственных этало­нов исходным;

• проведение государственных испытаний средств измерений;

• разработка оборудования, необходимого для оснащения ор­ганов ГМС;

• разработка и совершенствование научных^ нормативных, организационных и экономических основ деятельности по обес­печению единства измерений в соответствии со специализацией;

• взаимодействие с МС федеральных органов исполнительной власти, предприятий и организаций, являющихся юридическими лицами;

• информационное обеспечение предприятий и организаций по вопросам единства измерений;

• проведение работ, связанных с деятельностью ГСВЧ, ГСССД и ГССО;

• проведение экспертизы разделов МО федеральных и иных программ;

• проведение метрологической экспертизы и измерений по поручению органов суда, прокуратуры, арбитражного суда и феде­ральных органов исполнительной власти;

• подготовка и переподготовка высококвалифицированных кадров;

• участие в сличении государственных эталонов с национальны­ми эталонами других стран, разработке международных норм и правил.

Деятельность ГНМЦ регламентируется постановлением Прави­тельства Российской Федерации от 12.02.94 № 100.

6.3.3. Метрологические службы государственных органов управления РФ и юридических лиц

В соответствии с Законом "Об обеспечении единства измере­ний" на предприятии для обеспечения МО может быть создана метрологическая служба во главе с представителем администра­ции, обладающим соответствующими знаниями и полномочиями.

При выполнении работ в сферах, предусмотренных ст. 13 ука­занного Закона, создание МС является обязательным. К таким сфе­рам деятельности относятся:

• здравоохранение, ветеринария, охрана окружающей среды, обеспечение безопасности труда; %

• торговые операции и взаимные расчеты между покупателем и продавцом, в том числе операции с применением игровых автома­тов и устройств;

• государственные учетные операции;

• оборона государства;

• геодезические и гидрометеорологические работы;

• банковские, налоговые, таможенные и почтовые операции;

• производство продукции, поставляемой по контрактам для го­сударственных нужд в соответствии с законодательством РФ;

• испытания и контроль качества продукции в целях определе­ния соответствия обязательным требованиям государственных стан­дартов РФ;

• обязательная сертификация продукции и услуг;

• измерения, проводимые по поручению органов суда, прокура­туры, арбитражного суда, государственных органов управления РФ;

• регистрация национальных и международных спортивных ре­кордов.

Метрологическая служба создается для научно-технического и организационно-методического руководства работами по МО в со­ответствии с Положением о МС, которое разрабатывается по пра­вилам, изложенным в ПР 50—732—93. Этот документ определяет структуру МС и ее звеньев, их задачи, обязанности и права.

Метрологическая служба государственного органа управления может включать:

• структурные подразделения главного метролога в централь­ном аппарате государственного органа;:

• головные и базовые организации МС в отраслях и подотрас­лях, назначаемые органом управления;

• МС предприятий, объединений, организаций и учреждений.

Метрологическая служба юридических лиц — самостоятельные


структурные подразделения, в состав которых могут входить калиб­ровочные и поверочные лаборатории, а также подразделения по ремонту СИ. МС должны быть аккредитованы органами Госстан­дарта в соответствии с ПР 50.2.013—97, где регламентирован поря­док аккредитации метрологических служб юридических лиц на пра­во аттестации методик выполнения измерений и проведения метро­логической экспертизы документов.

При аккредитации проверке подлежит наличие условий, обес­печивающих техническую компетентность МС в реализации возло­женных на нее функций в области обеспечения единства измерений. Условия аккредитации предполагают наличие:

• оборудования, необходимого для проведения работы в области аккредитации;

• нормативных документов ГСИ и других нормативных доку­ментов в области аккредитации;

• достаточного по количеству и квалификации (в области акк­редитации) персонала;

• помещений для проведения метрологических работ.

Аккредитация проводится на срок, не превышающий пяти лет.

Регистрацию аккредитованных МС юридических лиц осуществляет ВНИИМС.

6.3.4. Международные метрологические организации

В 1875 г. семнадцать государств, в том числе и Россия, подписа­ли Метрическую конвенцию, к которой в настоящее время присое­динились 48 стран. Конвенция устанавливает международное сотруд­ничество стран, ее подписавших. Для этого было создано Междуна­родное бюро мер и весов (МБМВ) (Bureau International des Poids et Mesures), находящееся в г. Севре близ Парижа. Задача МБМВ состоит в том, чтобы гарантировать международную однородность измере­ний и их соответствие Международной системе единиц СИ. С этой целью создана единая для всех государств система передачи разме­ров единиц ФВ системы СИ. Эта задача многогранна и решается путем либо прямого распространения эталонов (как в случае мас­сы), либо координацией через международные сравнения нацио­нальных эталонов (как в длине, электричестве, радиометрии). Бюро выполняет исследования, связанные с измерениями, организует международные сравнения национальных эталонов и выполняет ка­либровки для государств-членов. В МБМВ хранятся международные прототипы ряда мер и эталоны единиц некоторых физических ве­личин.

Деятельность МБМВ финансируется совместно государствами- членами Метрической конвенции.

В соответствии с конвенцией для осуществления руководства Деятельностью МБМВ был учрежден Международный комитет мер и весов (МКМВ) (Comitee International des Poids et Mesures), кото­рый подотчетен Генеральной конференции мер и весов (ГКМВ) (Conference Generate des Poids et Mesures). Последняя выбирает чле­нов МКМВ на периодических (раз в 4 года) собраниях представите­лей правительств государств-членов. Сейчас при МКМВ действуют семь консультативных комитетов: по определению единиц длины, массы, времени, электрических величин, единиц фотометрии и ра­диометрии, по единицам ионизирующих излучений и единицам для измерения химических величин.

Отметим, что МБМВ и МКМВ работают в тесном сотрудниче­стве с международными метрологическими организациями. Особен­но близкие связи установлены с Международной организацией за­конодательной метрологии (МОЗМ) и Международной организа­цией по стандартизации (ИСО) в лице ее технического комитета 1SO/TC 12 "Величины, единицы, обозначения и переводные мно­жители". Осуществляется также взаимодействие с Международной электротехнической комиссией (МЭК) и рядом других междуна­родных организаций. Члены МБМВ участвуют в работе международ­ных организаций через членство различных комитетов этих органи­заций. Участвуя в многочисленных международных встречах и кон­ференциях, члены МБМВ играют важную роль в координации международных измерений.

МБМВ совместно с международными организациями разработа­ла и опубликовала "Руководство для выражения неопределенности измерений" [27] и "Международный словарь основных и общих метрологических терминов" (VIM).

В МБМВ Россия представлена ГП ВНИИМ им. Д.И. Менделеева и ГП ВНИФТРИ.

Международная организация законодательной метрологии (МОЗМ) (International Organization of Legal Metrology) была созда­на в 1955 г. для обеспечения всеобщей гармонизации законодатель­ных процедур метрологии и установления взаимного доверия к ре­зультатам измерений, проводимых в странах—членах Метрической конвенции. Это межправительственная организация, в которую входят действительные члены — страны, активно участвующие в ее рабо­те, и члены-корреспонденты — страны, являющиеся наблюдателя­ми. В настоящее время МОЗМ объединяет более 80 государств.

Высшим органом МОЗМ является Международная конферен­ция законодательной метрологии, которая собирается раз в 4 года. Решения МОЗМ носят рекомендательный характер, и их испол­нение зависит от воли конкретного государства. Она издает меж­дународные документы (МД), предназначенные для его рабочих органов, и рекомендации (MP), которые адресованы странам- членам. В Российской Федерации указанные документы хранятся в ВНИИМС.

Отметим, что МОЗМ активно участвует в работе таких органи­заций, как ИСО, МБМВ, и других. Россию в МОЗМ представляет Госстандарт.

Международная организация по стандартизации (ИСО) (Interna­tional Organization for Standardization) была создана в 1946 г. двад­цатью пятью национальными организациями по стандартизации, в том числе и СССР. Россия стала членом ИСО как правопреемник последнего. Членами ИСО являются национальные организации по стандартизации стран мира. В начале 2000 г. членами ИСО были 135 стран.

Сфера деятельности ИСО распространяется на все области, кроме электротехники и электроники, стандартизацией которых занимается МЭК. В некоторых областях эти две организации дей­ствуют совместно. Главной задачей ИСО является содействие раз­витию:

• стандартизации, метрологии и сертификации с целью обес­печения международного обмена товарами и услугами;

• сотрудничества в интеллектуальной, научно-технической и экономической областях.

Стандарты ИСО широко используются в мире, их число в насто­ящее время превышает 12 тыс., причем ежегодно принимаются или пересматриваются около тысячи стандартов. Они не являются обяза­тельными для применения странами—членами ИСО. Решение об их применении связано со степенью участия конкретной страны в меж­дународном разделении труда и состоянием ее внешней торговли. В России в настоящее время идет активный процесс внедрения стан­дартов ИСО в национальную систему стандартизации.

Международная электротехническая комиссия (МЭК) (Interna­tional Electrotechnical Commission) создана в 1906 г. После Второй мировой войны МЭК стала автономной организацией в составе ИСО. Основная цель создания МЭК аналогична цели ИСО — содействие международному сотрудничеству по стандартизации, метрологии и сертификации в области электротехники и радиотехники путем раз­работки международных стандартов.


Большинство стран — членов МЭК представлены своими наци­ональными органами по стандартизации (Россию представляет Гос­стандарт). Активное сотрудничество МЭК с ИСО выражается в пуб­ликации руководств и директив ИСО/МЭК по актуальным вопро­сам стандартизации, сертификации и аккредитации испытательных лабораторий. Непосредственно МЭК принято более 2 тыс. междуна­родных стандартов, которые отличаются от стандартов ИСО боль­шей конкретизацией требований к объектам.

Отдельными вопросами метрологии занимаются такие между­народные организации, как Международная конференция по изме­рительной технике и приборостроению (ИМЕКО), Международ­ный консультативный комитет по радиосвязи (МККР), Междуна­родный консультативный комитет по телефонии и телеграфии (МККТТ), Международная организация гражданской авиации, Меж­дународный телекоммуникационный союз (ITU), Междуна­родный астрономический союз (IAU), Международный союз гео­дезии и географии и др.

В рамках СНГ вопросы стандартизации, сертификации и мет­рологии решаются в соответствии с межправительственным до­кументом Соглашение о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации (1992). На его основе создан Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации СНГ, где представлены все нацио­нальные организации по стандартизации, метрологии и сертифи­кации этих стран. Он признан ИСО региональной организацией по стандартизации стран СНГ.

Совет ведет большую работу по стандартизации и сертификации различных продукции и услуг. Стандарты и иная нормативная доку­ментация, разработанная им, распространяется в странах СНГ. Этот процесс проводится в соответствии с правилами ПМГ 04—94 и ПМГ 05-94.

6.4. Государственный ;




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 2422; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.058 сек.