Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государственный контроль и надзор за соблюдением требований государственных стандартов




Одной из важнейших составных частей любой системы управ­ления является контроль и надзор за соблюдением определенных требований. В системе управления качеством продукции — это го­сударственный надзор и ведомственный контроль за внедрением и соблюдением стандартов, метрологического обеспечения и каче­ства продукции. В общей системе управления качеством продукции в стране особое место занимает надзор и контроль за соблюдением требований всех категорий стандартов (ГОСТ, ОСТ, ТУ, СТО, ИСО).

Надзор за соблюдением требований, указанных в стандартах, производится с помощью государственного надзора. Надзор за внедрением и соблюдением стандартов осуществляет Госстан­дарт России, его территориальные, областные органы, а также городские лаборатории государственного надзора и соответству­ющие научно-исследовательские институты или организации в соответствии с их компетенцией от имени государства во всех отраслях народного хозяйства, на всей территории Российской Федерации. Госстандарт России не ограничен рамками отдель­ных отраслей народного хозяйства, отдельных видов продукции, что позволяет применять наиболее эффективную форму надзо­ра — комплексные межотраслевые проверки, когда наряду с про­веркой по внедрению и соблюдению технических требований стандартов о соответствии готовой продукции проводят такие же работы по сырью, материалам, комплексным изделиям, уз­лам, агрегатам и т.д. на предприятиях—изготовителях продукции. Анализ материалов комплексных проверок, охватывающий ши­рокий круг предприятий-изготовителей, министерств, ведомств с различными формами собственности, позволяет сделать выво­ды о качестве выпускаемой продукции и причинах обнаружен­ных недостатков.

Объектами государственного надзора являются:

• нормативные документы по стандартизации и техническая документация;

• продукция, процессы и услуги;*

• иные объекты в соответствии с действующим законодатель­ством о государственном надзоре.

Основные задачи органов государственного надзора за соблю­дением стандартов предусматривают:

• содействие предупреждению нарушений законов Российской Федерации, содержащих обязательные требования к объектам стан­дартизации и стандартов;

• проверку соблюдения обязательных требований государствен­ных стандартов Российской Федерации при установлении соот­ветствия отраслевых стандартов, технических условий, стандар­тов предприятий, стандартов научно-технических и инженерных обществ, технической документации обязательным требованиям государственных стандартов России;

• контроль за своевременным включением мероприятий по внедрению стандартов в план развития народного хозяйства и в планы предприятий, организаций, а также за выполнением пла­нов государственной и отраслевой стандартизации;

• надзор за внедрением стандартов и соблюдением их на ста­диях проектирования, производства, испытаний, хранения, транс­портирования, применения, реализации и утилизации продук­ции;

• надзор за соответствием показателей качества проектируе­мой и выпускаемой продукции показателям, предусмотренным стандартами;

• проверку своевременного прекращения действия устаревших и разработки новых стандартов и состояния информации о вновь вводимых и отмененных стандартах и о действующих отечествен­ных и зарубежных стандартах;

• испытания продукции, в том числе сертификационные.

Органы государственного надзора Госстандарта России и дру­гие государственные органы управления в соответствии с их ком­петенцией взаимодействуют с органами управления, обществен­ными организациями потребителей, страховыми обществами (ас­социациями), правоохранительными органами, оказывают им содействие в выполнении возложенных на них задач. Взаимодей­ствие осуществляется в целях совершенствования стандартов и технических условий, повышения качества продукции и эффек­тивности производства, обеспечения безопасности жизни и здо­ровья людей и имущества, охраны окружающей среды. Органы государственного надзора Госстандарта России и других государ­ственных органов управления информируют органы управления и общественность о качестве продукции. Задания по проведению государственного надзора за внедрением и соблюдением стандар­тов включаются в годовые планы, утверждаемые Госстандартом России. Планы должны предусматривать комплексную проверку, т.е. проверку как основного предприятия по выпуску данного из­делия, так и предприятий, изготовляющих и поставляющих для данного предприятия сырье, полуфабрикаты и комплектующие изделия, а также проверку проектных, конструкторских и науч- но-исследовательских организаций, разрабатывающих конструк­цию изделия и технологию его изготовления.

Государственный надзор за внедрением и соблюдением стан­дартов проводится поэтапно:

1- й этап — проверка наличия информации об утверждении стандарта, приказов по внедрению стандарта, плана организаци­онно-технических мероприятий по подготовке производства к выпуску продукции в соответствии с требованиями нового стан­дарта;

2- й этап — проверка выполнения плана организационно-тех­нических мероприятий по внедрению стандарта. На этом этапе проверяют обеспеченность предприятия необходимым сырьем, основным и вспомогательным оборудованием, технологической оснасткой, технической документацией для введения стандарта. Если стандарт не внедряется, то следует установить причину, по которой не внедряется стандарт;

3- й этап — проверка обеспечения выпуска продукции по но­вому стандарту. На этом этапе- проводят проверку соответствия стандарта конструкторской и технологической документации для производства продукции, проверку соблюдения предприятием установленных стандартами программ и методик контрольных испытаний продукции, проверку состояния измерительной тех­ники, связанной с производством данной продукции.

О целях и сроках проверки ставят в известность руководство проверяемого предприятия.

По результатам проверки внедрения и соблюдения стандар­тов, состояния измерительной техники и качества выпускаемой продукции проверяющие составляют акт с соответствующими выводами и предложениями. Если выявлены нарушения требова­ний стандартов, то органы государственного надзора дают указа­ния об устранении этих недостатков; запрещают отгрузку потре­бителям продукции, показатели качества которой ниже требова­ний стандартов; изымают из обращения не соответствующие требованиям меры и средства измерения.

За несвоевременное внедрение стандартов руководители пред­приятий и организаций или граждане, которые зарегистрированы как индивидуальные предприниматели, несут дисциплинарную ответственность или облагаются штрафами в соответствии с дей­ствующим законодательством о труде, а за поставку продукции, не соответствующей требованиям стандартов, некомплектной, в ненадлежащей таре и упаковке, с нарушением требований к мар­кировке, с конструктивными недостатками и другими дефекта­ми, изготовитель (поставщик) несет ответственность, предусмот­ренную основами гражданского законодательства России. С 1 ян­варя 1997 г. предусмотрена уголовная ответственность за обман потребителей в отношении качества товара, установленного до­говором (в сферах торговли товарами и предоставления услуг), а также за производство и реализацию товаров и услуг, не отвечаю­щих требованиям безопасности. Уголовная ответственность за на­рушение требований стандартов по продукции производственно­го назначения не предусмотрена, административная ответствен­ность установлена за несоблюдение обязательных требований при ее продаже (поставке), использовании, транспортировке и хране­нии. Таким образом, только обязательное соблюдение стандартов может дать ожидаемый эффект от стандартизации, поэтому стан­дарты имеют силу закона.

Анализ, проведенный Госстандартом, показал, что главными причинами несвоевременного внедрения стандартов, несоблюде­ния их требований в производстве являются:

• отсутствие или задержка составления планов внедрения го­сударственных стандартов, неувязка их с другими разделами пла­на производства;

• отсутствие самостоятельных отделов по стандартизации или недостаточная квалификация персонала;

• несвоевременная разработка и неконкретность организаци­онно-технических мероприятий, направленных на внедрение го­сударственных стандартов, малоэффективный контроль за их реа­лизацией;

• низкий уровень руководства работами по стандартизации на предприятии (объединении);


• некомплектность выпуска и необеспеченность государствен­ными стандартами министерств, ведомств, предприятий, объе­динений;

• низкий технический уровень производства;

• наличие в стандартах примечаний, оговорок, что дает воз­можность изготавливать продукцию с отступлением от основных требований;

• несвоевременное внесение изменений, запаздывание инфор­мации об их подготовке;

• нарушение технологической и производственной дисциплины;

• невысокий уровень конструкторской и технологической до­кументации (не учтены требования государственных и других стан­дартов);

• необеспеченность, несоответствие, неудовлетворительное состояние средств измерения, контрольно-испытательной аппа­ратуры;

• неэффективная система материального поощрения за вне­дрение и соблюдение стандартов.

Организация контроля за соблюдением требований стандар­тов на многих промышленных предприятиях разработаны, офор­млены стандартами предприятий и действуют системы внедрения стандартов в производство и контроля за их соблюдением на всех стадиях (от начала проектирования изделия до выпуска готовой продукции). Это позволяет обеспечить стопроцентное внедрение государственных, отраслевых стандартов и технических условий на изделия, не нарушая их требований.

За внедрение стандартов на предприятии и контроль за со­блюдением его требований несут ответственность:

• при разработке конструкторской документации на товарную продукцию, ее детали, узлы, агрегаты — главные конструкторы изделий;

• при разработке технологической документации — начальни­ки технологических бюро, отделов по проектированию оснастки и оборудования;

• при изготовлении изделий — начальники соответствующих подразделений, главный инженер, главный технолог, главный металлург и другие главные специалисты предприятия.

На стадии разработки организационно-технических меропри­ятий отдел по стандартизации производит предварительный рас­чет экономической эффективности внедрения стандартов и со­гласовывает его со всеми службами, от которых зависит внедре­ние стандарта и контроль за соблюдением его требований.

Службы стандартизации могут требовать от руководства про­веряемого подразделения устранения недостатков, обнаруженных в ходе проверки, представления плана конкретных мероприятий и сроков их выполнения, направлять на рассмотрение руковод­ства предприятия (объединения) материалы проверки и разрабо­танные на их основе планы мероприятий, а также ставить вопрос о наказании виновных.

Работники, осуществляющие проверку, руководствуются дей­ствующим на предприятии (объединении) государственными, отраслевыми стандартами и нормативно-технической документа­цией, утвержденной в установленном порядке.

Хорошая организация внедрения и контроля за соблюдением требований стандартов позволяет предприятиям повышать ресурс, надежность, долговечность изделий, выпускать продукцию высо­кого качества, экономить трудовые, материальные и финансовые ресурсы.

Контрольные вопросы

1. Приведите примеры категорий и видов стандартов и опиши­те условия их применения?

2. Что представляет собой государственный стандарт?

3. Объясните структуру и порядок разработки отраслевого стан­дарта.

4. Опишите назначение, применение и разработку техничес­ких условий.

5. Что такое стандарт предприятия?

6. Что представляет собой стандарт научно-технических и ин­женерных обществ и других общественных организаций?

7. Поясните особенности международных стандартов.

8. Что такое взаимозаменяемость?

9. Какие размеры называют номинальными, действительны­ми, предельными и как их определяют?

10. Охарактеризуйте графический способ изображения полей допусков через предельные размеры и отклонения.

11. Назовите виды и системы посадок.

12. Опишите содержание Единой системы допусков и посадок.

13. Как наносят размеры на чертеж?

14. Какие отклонения и допуски расположения поверхностей деталей устанавливают стандарты?

15. Рассмотрите обозначение на чертежах отклонение формы и расположения поверхностей деталей и их допусков.

16. Что такое волнистость поверхностей и какими параметрами она оценивается?

17. Каким образом наносятся параметры шероховатости на чер­теж?

18. Объясните суть государственного надзора за внедрением и исполнением стандартов.


РАЗДЕЛ III. СЕРТИФИКАЦИЯ

ГЛАВА П. ВВЕДЕНИЕ В СЕРТИФИКАЦИЮ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 2947; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.