Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система сертификации 2 страница




Центральный орган по сертификации осуществляет свою дея­тельность в соответствии с функциями, установленными Зако­ном "О сертификации продукции и услуг" и Правилами Госстан­дарта России, на основе Правил организует разработку систем (правил, порядков) сертификации однородной продукции и в соответствии с этим выполняет следующие основные функции в пределах своей компетенции:

• устанавливает процедуры сертификации в соответствии с действующим законодательством, требованиями системы серти­фикации ГОСТ Р, правилами Госстандарта России;

• организует разработку и подготовку к утверждению систем (пра­вил, порядков) сертификации однородной продукции, осуществ­ляет руководство и координацию работ данного направления;

• участвует в работах по актуализации и совершенствованию фонда нормативных документов, на соответствие которым проводится сер­тификация в системах (правилах, порядках). В качестве федерального органа исполнительной власти проводит работы по нормативному обеспечению работ по сертификации, в том числе: организует раз­работку и утверждает федеральные требования (правила, нормы) по безопасному ведению работ, устройству, изготовлению и эксплуа­тации оборудования, устанавливает в необходимых случаях един­ство требований, предусматриваемых в указанных правилах и нор­мах, с учетом пригодности их для целей сертификации;

• рассматривает и согласовывает проекты стандартов, другие нормативные документы федеральных органов исполнительной власти, содержащие требования по безопасному ведению работ, устройству, изготовлению и эксплуатации подконтрольного обо­рудования;

• участвует в разработке и согласовании международных пра­вил, норм и стандартов, устанавливающих требования по безо­пасности, определяет порядок введения их в действие, устанав­ливает при необходимости дополнительные требования;

• представляет на государственную регистрацию в Госстандарт России системы (правила, порядки) сертификации однородной продукции;

• разрабатывает перспективные направления работ по серти^ фикации, осуществляемых в соответствии с общими правилами и системами (правилами, порядками) сертификации конкретных объектов;

• подготавливает предложения по номенклатуре продукции и услуг, подлежащих обязательной, сертификации в Российской Федерации, утверждаемой Госстандартом России (в том числе по фонду соответствующих нормативных документов, требованиям которых она должна соответствовать);

• участвует в аккредитации органов по сертификации и испы­тательных лабораторий (центров), в проведении инспекционного контроля за их деятельностью и правильностью проведения сер­тификации;

• координирует деятельность органов по сертификации и ис­пытательных лабораторий (центров), в том числе входящих в си­стемы (правила, порядки), а при отсутствии органа по сертифи­кации выполняет его функции;

• ведет учет органов по сертификации и испытательных лабо­раторий (центров), в том числе входящих в системы (правила, порядки), выданных (аннулированных) сертификатов и лицен­зий на использование знака соответствия, обеспечивает инфор­мацией о них, а также о процедурах сертификации систем (пра­вил, порядков);

• готовит предложения по признанию зарубежных сертифика­тов, знаков соответствия и результатов испытаний;

• организует и координирует работы по формированию раци­онального состава систем (правил, порядков) сертификации од­нородных групп продукции, сетей органов по сертификации, ис­пытательных лабораторий (центров) и др.;

• в соответствии с установленными Госстандартом России пра­вилами ведения государственной регистрации при проведении работ по сертификации и аккредитации ведет Реестр участников и объектов сертификации и представляет в Госстандарт России информацию в установленном порядке;

• рассматривает апелляции, касающиеся действий органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), участву­ющих в системах (правилах, порядках);

• формирует Совет по сертификации в области потенциально опасных промышленных производств, объектов и работ (далее — Совет по сертификации), действующий при центральном органе по сертификации, утверждает его состав и организует его работу;

• взаимодействует с заинтересованными органами надзора и контроля по вопросам разработки систем (правил, порядков) сер­тификации и аккредитации.

Орган по сертификации — орган, проводящий сертификацию соответствия. Он создается на базе организаций, имеющих статус юридического лица и являющихся третьей стороной, т. е. незави­симых от производителя и потребителя. К основным функциям органа по сертификации относятся:

• формирование (комплектация) и актуализация фонда нор­мативных документов, используемых при сертификации однород­ной продукции;

• разработка и ведение организационно-методических докумен­тов данной системы сертификации;

• прием и рассмотрение заявок на сертификацию, а также апел­ляций, подготовка решений по ним и взаимодействие с заявите­лями при проведении сертификации;

• определение по каждой конкретной заявке испытательной лаборатории и органа по проверке производств, если она предус­мотрена схемой сертификации, организация на основе взаимо­действия с ними испытаний и проверки производства;

• оформление и выдача сертификата соответствия, его регист­рация в Государственном реестре системы;

• признание зарубежных сертификатов и иных свидетельств соответствия и доведение принятых решений до сведения заяви­телей;

• организация с привлечением территориальных органов Гос­стандарта России инспекционного контроля продукции;

• отмена или приостановление действия выданных сертифи­катов и знаков соответствия;

• участие в разработке корректирующих мероприятий для про­дукции. Принятие оперативных мер по информации о нарушении требований по сертификации;

• ведение реестра сертифицированной продукции и подготов­ка для публикации информации о результатах сертификации;

• ведение текущей финансовой деятельности и делопроизвод­ства;

• организация повышения квалификации и аттестации персо­нала;

• взаимодействие с изготовителем по своевременной сертифи­кации продукции при изменении требований стандартов.


Организация, претендующая на право работать в качестве органа по сертификации, должна пройти процедуру аккредита­ции. Порядок и требования аккредитации устанавливаются в нор­мативных документах Госстандарта и документах системы серти­фикации.

Все заявители должны иметь беспрепятственный доступ к ин­формации об услугах органа по сертификации. Процедуры, с по­мощью которых указанный орган осуществляет свою деятельность, не должны иметь дискриминационного характера. Орган по сер­тификации должен обеспечивать конфиденциальность информа­ции, составляющей коммерческую тайну.

Испытательная лаборатория осуществляет испытания конкрет­ной продукции или конкретные виды испытаний и выдает прото­колы испытаний для целей сертификации. Следует отметить, что системы сертификации услуг и систем качества не предполагают участия испытательных лабораторий в процессе сертификации. Всю практическую деятельность по оценке соответствия в них осуще­ствляет орган по сертификации.

Основные требования, предъявляемые к испытательным ла­бораториям: независимость, беспристрастность, неприкосновен­ность и техническая компетентность. Независимость определяется статусом третьего лица. Беспристрастность выражается в деятель­ности при проведении испытаний, принятии решений по их ре­зультатам и оформлении протоколов испытаний. Неприкосновен­ность заключается в том, что испытательные лаборатории и их персонал не должны подвергаться коммерческому, финансово­му, административному или другому давлению, способному ока­зывать влияние на выводы или оценки. Техническая компетент­ность подтверждается соответствующей структурой организации, процедурами управления, наличием квалифицированного персо­нала, помещений и оборудования для испытаний, нормативных документов на методы испытаний и процедуры, включая доку­менты системы обеспечения качества.

Соответствие требованиям проверяется при аккредитации ис­пытательных лабораторий. Система сертификации предусматривает допуск к испытаниям продукции только аккредитованных лабо­раторий.

Совет по сертификации формируется центральным органом по сертификации по каждому направлению техники на основе доб­ровольного участия из представителей непосредственно централь­ного органа по сертификации, Госстандарта России, министерств и ведомств, органов по сертификации, испытательных лаборато­рий (центров), изготовителей сертифицируемой продукции и дру­гих заинтересованных надзорных организаций, а также предста­вителей общественных организаций.

\ Совет по сертификации выполняет следующие основные фун­кции:

• разрабатывает предложения по формированию единой по­литики сертификации продукции для потенциально опасных про­мышленных производств, объектов и работ;

• подготавливает рекомендации по структуре и составу орга­низуемых сетей участников сертификации, оптимизации органи­зационно-методического и нормативно-технического обеспечения работ;

• анализирует функционирование систем (правил, порядков), подготавливает рекомендации по их совершенствованию и содей­ствует их реализации;

• рассматривает проекты стандартов и другие нормативные документы, проекты программ работ по сертификации и аккре­дитации;

• разрабатывает предложения по повышению эффективности работ в области сертификации курируемой продукции;

• содействует распространению информации об общих направ­лениях деятельности участников систем (правил, порядков), их состоянии и развитии.

Совет по сертификации не может вмешиваться в деятельность других участников, осуществляющих свою деятельность в соответ­ствии с утвержденными и введенными в действие в установленном порядке системами (правилами, порядками) сертификации. Функ­ции Совета по сертификации устанавливаются соответствующим По­ложением и утверждаются Центральным органом по сертификации.

Научно-методический центр создается при Центральном орга­не, как правило, на базе одного из органов по сертификации и осуществляет следующие основные функции:

• проводит системные исследования и разрабатывает научно обоснованные предложения по составу и структуре объектов сер­тификации;

• ведет и актуализирует фонд нормативно-технического обес­печения работ по сертификации поднадзорной продукции;

• участвует в работе комиссий по аккредитации органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров), аттеста­ции экспертов;

• проводит научные исследования и разрабатывает предложе­ния по совершенствованию методики и практики работ по серти­фикации продукции, в том числе по совершенствованию Правил и разработке на их основе, при необходимости, комплекса руко­водящих документов;

• обобщает информацию участников работ и ведет реестр сер­тифицированных объектов, подготавливает на ее основе необходи­мые данные для Государственного реестра Госстандарта России;

• принимает участие в разработке программ обучения, подго­товке и аттестации экспертов;

• анализирует и обобщает информацию по объектам сертифи­кации и аккредитации и ведет автоматизированный банк данных, ориентированный на обеспечение регулирующих и управляющих функций;

• разрабатывает методические рекомендации технико-эконо­мического анализа и оценки эффективности проводимых работ по сертификации с учетом международного опыта;

• подготавливает практические рекомендации для центрального органа по указанным выше направлениям.

Функции научно-методического центра устанавливаются со­ответствующим Положением и утверждаются центральным орга­ном по сертификации.

Комиссия по апелляциям формируется центральным органом по сертификации для рассмотрения жалоб и решения спорных воп­росов, возникших при проведении сертификации, из представи­телей непосредственно центрального органа по сертификации, Госстандарта России, соответствующих министерств и ведомств, органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров), изготовителей сертифицируемой продукции и заинтересованных надзорных органов, а также представителей общественных орга­низаций. Комиссия в установленный конкретными системами (пра­вилами, порядками) срок рассматривает апелляцию и извещает подателя апелляции о принятом решении.

Заявители сертификации (изготовители, исполнители, продавцы):

• направляют заявку на проведение сертификации, в соответ­ствии с правилами системы представляют продукцию, норматив­ную, техническую и другую документацию, необходимую для проведения сертификации;

• обеспечивают соответствие реализуемой продукции требова­ниям нормативных документов;

• маркируют сертифицированную продукцию знаком соответствия в порядке, установленном правилами системы сертификации;

• указывают в сопроводительной технической документации сведения о сертификации и нормативных документах, которым она должна соответствовать, обеспечивают доведение этой ин­формации до потребителя;


\

• применяют сертификат и знак соответствия, руководствуясь законодательными актами Российской Федерации и правилами системы;

• обеспечивают беспрепятственное выполнение своих полномо­чий должностными лицами органа по сертификации продукции, осуществляющими контроль за сертифицированной продукцией;

• приостанавливают или прекращают реализацию продукции (подлежащей обязательной сертификации), если она не отвечает требованиям нормативных документов, на соответствие которым она сертифицирована, по истечении срока действия сертифика­та, в случае приостановки его действия или отмены решением органа по сертификации;

• извещают орган по сертификации об изменениях, внесен­ных в техническую документацию и в технологический процесс производства сертифицированной продукции, если эти измене­ния влияют на характеристики, проверяемые при сертифика­ции.

Система сертификации должна предусматривать свободный до­ступ изготовителям, потребителям, общественным организаци­ям, органам по сертификации, испытательным лабораториям, а также всем другим заинтересованным предприятиям, организа­циям и отдельным лицам к информации о ее деятельности, в том числе о правилах, участниках, результатах аккредитации и серти­фикации. Должна также обеспечиваться конфиденциальность ин­формации, составляющей коммерческую тайну.

Пример 11.2. Рассмотрим построение системы сертификации услуг по техническому обслуживанию и ремонту автомототранс- портных средств, введенной в феврале 1993 г. постановлением № 18 Госстандарта России от 18 ноября 1992 г. Данная система базиру­ется на системе сертификации ГОСТ Р, следовательно, построена по схеме, представленной на рис. 11.12. Ее участники:

• национальный орган по сертификации — Госстандарт России;

• центральный орган по сертификации — Департамент автомо­бильного транспорта Минтранса России;

• научно-методический центр — Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта (НИИАТ);

• органы по сертификации и испытательные лаборатории, которые аккредитованы, как правило, в территориальных цен­трах метрологии, стандартизации и сертификации или при ре­гиональных структурах управления автомобильным транспор­том;

' • исполнители услуг (заявители) — станции технического об­

служивания автомобилей, шиномонтажные мастерские, автоспец- центры, автотранспортные предприятия, индивидуальные пред­приниматели.

Сертификация проводится по установленным в системе серти­фикации схемам. Схема сертификации — это состав и последова­тельность действий третьей стороны при оценке соответствия про­дукции, услуг, систем качества и персонала. Как правило, система сертификации предусматривает несколько схем. При выборе схемы должны учитываться особенности производства, испытаний, постав­ки и использования конкретной продукции, требуемый уровень до­казательности, возможные затраты заявителя. Схема сертификации должна обеспечивать необходимую доказательность сертификации. Для этого рекомендуется использовать общепризнанные схемы, в том числе и в международной практике. Схемы сертификации, при­меняемые в Российской Федерации при сертификации продукции, приведены в табл. 11.2. Большинство из них признаны за рубежом и являются общепринятыми. Схемы 1а, 2а, За и 4а дополнительные. Они модифицируют соответственно схемы 1, 2, 3 и 4. Назначение указанных схем следующее.

Таблица 11.2

Схемы сертификации продукции
Но­мер схемы Испытания Проверка произ­водства (системы качества) Инспекционный контроль сертифици­рованной продукции
       
  Испытания типа продукции[4] —..
То же Анализ состояния производства —-
. 2 «» — ■ Испытания образцов, взятых у продавца
«» Анализ состояния производства То же
  «»   Испытания образцов, взятых у изготовите­ля
За «» Анализ состояния производства То же
  «» Испытания образцов, взятых у продавца
«» Анализ состояния производства Испытания образцов, взятых у изготовите­ля
5 ■ «» Сертификация про­изводства или сис­темы качества Контроль стабильно­сти условий произ­водства или функ­ционирования систе­мы качества

 

Окончание табл. 11.2
       
  Рассмотрение декларации о со­ответствии с при­лагаемыми доку­ментами Сертификация сис­темы качества Контроль за ста­бильностью функ­ционирования систе­мы качества
  Испытания пар­тии
■ 8 Испытание каж­дого образца
  Рассмотрение декларации о со­ответствии с при­лагаемыми доку­ментами    
То же Анализ состояния производства
  «» _ > Испытания образцов, взятых у изготовите­ля или продавца
10а «» Анализ состояния производства Тоже

* Испытания выпускаемой продукции на основе оценивания одного или нескольких образцов, являющихся ее "типовыми представителями".

 

отправкой его потребителю, проводимых, как правило, в аккре­дитованной испытательной лаборатории.

• Схема За предусматривает дополнение к схеме 3 (до выдачи сер­тификата на продукцию) — анализ состояния производства сертифи­цируемой продукции. При этом, если это предусмотрено правилами сертификации однородной продукций, в процессе проведения инс­пекционного контроля сертифицированной продукции у изготовите­ля может быть проведен контроль состояния производства.

• Схема 4 основывается на проведении испытаний образца про­дукции (как в схемах 1—3) с последующим инспекционным конт­ролем за сертифицированной продукцией путем проведения испы­таний образцов, взятых как у продавца, так и у изготовителя.

• Схема 4а предусматривает дополнение к схеме 4 (до выдачи сертификата на продукцию) — анализ состояния производства сертифицируемой продукции. При этом, если это предусмотрено правилами сертификации однородной продукции, в процессе проведения инспекционного контроля сертифицированной про­дукции у изготовителя может быть проведен контроль состояния производства.

• Схема 5 основывается на проведении испытаний продукции и сертификации производства или сертификации системы каче­ства изготовителя с последующим инспекционным контролем за сертифицированной продукцией путем проведения испытаний образцов, взятых у продавца и изготовителя, а также контроля стабильности условий производства и функционирования систе­мы качества.

• Схема 6 предусматривает проведение сертификации системы качества у изготовителя, которую выполняет аккредитованный орган. Для продукции, произведенной изготовителем, получив­шим сертификат на систему качества применительно к производ­ству данной продукции, основанием для выдачи сертификата может служить заявление-декларация изготовителя о соответствии продукции установленным требованиям (если это определено пра­вилами сертификации однородной продукции).

• Схема /предусматривает испытания выборки образцов, ото­бранных из партии изготовленной продукции, в аккредитован­ной испытательной лаборатории.

• Схема 8 предусматривает испытания каждого изготовленно­го образца в аккредитованной испытательной лаборатории.

• Схемы сертификации 9, 9а, 10 и 10а основаны на рассмотре­нии декларации о соответствии с прилагаемыми документами со стороны производителя.

Пример 11.3. При сертификации различных видов продукции могут применяться не все схемы. Так, оценка соответствия нефте­продуктов по правилам проведения их сертификации от 8 октября 1998 г. предусматривает использование схем 1, 2, 2а, 3, За, 4, 4а, 5, 6, 7.

Применение декларации о соответствии в экономической прак­тике России предусмотрено постановлением Правительства РФ от 07.07.99 № 766. В нем утверждены порядок принятия деклара­ции о соответствии, ее регистрации в уполномоченных органах, а также перечень продукции, соответствие которой может быть под­тверждено таким образом.

Декларация о соответствии — документ, в котором изготови­тель, продавец или исполнитель удостоверяет, что поставляемая, продаваемая им продукция или оказываемая услуга (далее имену­ются — продукция) соответствует требованиям, предусмотрен­ным для обязательной сертификации данной продукции или ус­луги.

Декларацию о соответствии вправе принимать российские из­готовители (продавцы, исполнители) или зарегистрированные в качестве юридических лиц в Российской Федерации организа­ции, представляющие интересы соответствующих иностранных изготовителей (продавцов, исполнителей). В качестве докумен­тов, являющихся основанием для ее принятия, могут использо­ваться:

• протоколы приемочных, приемосдаточных и других конт­рольных испытаний продукции, проведенных изготовителем (про­давцом, исполнителем) и/или сторонними компетентными ис­пытательными лабораториями;

• сертификаты соответствия или протоколы испытаний на сырье, материалы, комплектующие изделия;

• документы, предусмотренные для данной продукции соот­ветствующими федеральными законами и выданные уполномо­ченными на то органами и организациями (гигиенические заклю­чения, ветеринарные свидетельства, сертификаты пожарной бе­зопасности и др.);

• сертификаты на систему качества или производства;

• другие документы, прямо или косвенно подтверждающие соответствие продукции установленным требованиям.

Декларация о соответствии заполняется по установленной фор­ме и подписывается руководителем организации-изготовителя (продавца, исполнителя) или индивидуальным предпринимате­лем. Принятая декларация о соответствии подлежит регистрации в органе по сертификации, аккредитованном в установленном по­рядке и имеющем лицензию на проведение работ по сертифика­ции данного вида продукции.

Регистрация осуществляется путем присвоения декларации о соответствии регистрационного номера, содержащего идентифи­кационное обозначение (код) органа по сертификации и порядко­вый номер декларации о соответствии по реестру, который ведет орган по сертификации. В реестр заносятся наименование органи­зации или фамилия, инициалы индивидуального предпринимате­ля, принявших декларацию о соответствии, их адрес, регистраци­онный номер декларации о соответствии и вид продукции, соот­ветствие которой подтверждено, срок действия декларации о соответствии.

Декларация о соответствии, принятая в установленном порядке и зарегистрированная органом по сертификации, имеет юриди­ческую силу наравне с сертификатом соответствия. Зарегистриро­ванная декларация о соответствии является основанием для мар­кирования изготовителем (продавцом, исполнителем) продукции знаком соответствия.

В качестве видов продукции, на которые распространяется воз­можность принятия декларации о соответствии, можно отметить:

• продукция резинотехническая;.

• инструмент слесарно-монтажный;

• цепи приводные;

• приборы и аппараты оптические;

• подшипники;

• садово-огородный инвентарь (инструмент);

• арматура пожарная;.,

• неэлектрофицированные приборы для механизации кухон­ных работ;

• продукция деревообработки;

• продукция текстильной и легкой промышленности;

• продукция пищевой промышленности, животноводства, ра­стениеводства;

• медицинские изделия;

• корма растительного происхождения.

При проведении сертификации услуг, в силу их специфики, применяются схемы, указанные в табл. 11.3.

Таблица 11.3
Но­мер схемы Оценка мастер­ства ис­полни­теля Оценка процесса оказания услуги Аттеста­ция предпри­ятия Серти­фикация системы качества Выбо­рочная проверка резуль­тата ус­луги Инспекцион­ный контроль
  +       + Проверка ре­зультата услу­ги[5]
    +     + Контроль стабильности процесса ока­зания услуги
          + Выборочная проверка ре­зультата услуги
      +   + То же*
        +   Контроль стабильности функциони­рования сис­темы

* Для нематериальных услуг методом социологической оценки.

Схемы сертификации услуг

 

кации исполнителей требованиям выполняемого технологического процесса; соблюдение технологической дисциплины; соответствие оснастки, контрольно-измерительных приборов и инструментов требованиям технологического процесса.

При оценке системы качества проверяется: политика в облас­ти качества; руководство по качеству; соответствие элементов си­стемы качества установленным требованиям; эффективность сис­темы качества с точки зрения достижения целей, установленных в областях качества.

При наличии у заявителя сертификата на систему качества оценка системы качества не проводится. Инспекционный конт­роль осуществляется путем контроля стабильности процесса ока­зания услуги.

• Схема 3 предусматривает сплошную проверку результата ус­луги и может применяться для сертификации материальных услуг (ремонта и изготовления изделий по индивидуальным заказам). Инспекционный контроль осуществляется путем выборочной про­верки результата услуги.

• Схема 4 предусматривает аттестацию предприятия, что вклю­чает проверку: состояния его материально-технической базы; са­нитарно-гигиенических условий обслуживания потребителей; ас­сортимента и качества услуг, включая наряду с целевыми и до­полнительные услуги; четкости и своевременности обслуживания; качества обслуживания (этика общения, комфортность, эстетич­ность, учет запросов потребителя и т.д.); профессионального ма­стерства обслуживающего персонала.

Эту схему рекомендуется применять при сертификации гости­ниц, ресторанов, парикмахерских, кинотеатров и др. Результатом оценки предприятия в целом может быть присвоение разряда (ка­тегории, класса, звезды).

Инспекционный контроль может осуществляться с использо­ванием социологических методов.

• Схема 5 предусматривает сертификацию системы качества и последующий инспекционный контроль за стабильностью ее фун­кционирования. Сертификация системы качества осуществляется органом по сертификации услуг с привлечением экспертов по системам качества в соответствии с документами Системы серти­фикации ГОСТ Р. Может применяться при сертификации всех видов услуг.

Помимо указанных схем сертификации может применяться схе­ма, основанная на заявлении-декларации исполнителя и после­дующем инспекционном контроле за сертифицированной услу­
гой, если возможность применения такой схемы установлена в системе сертификации однородных услуг. Заявление-декларация, подписанное руководителем предприятия, совместно с протоко­лом испытаний (проверок), направляется с сопроводительным письмом в орган по сертификации. Эта схема может применяться для. малых предприятий, граждан-предпринимателей и на срок до одного года для организаций, начинающих свою деятельность.

Модуль В




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 500; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.088 сек.