Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Практическое занятие №4. Методы исключения грубых погрешностей измерений




Методы исключения грубых погрешностей измерений

Практическое занятие №3

Задача №1

 

Было произведено 5 замеров одного и того же параметра при одних и тех же условиях. Получены результаты:

500, 502, 504, 506, 520. Последний результат вызывает сомнение. Проверить по критерию Романовского не является ли он промахом. Заданный уровень значимости 0, 01.

 

Решение

1. Находим среднее арифметическое значение без последнего результата:

Xср = (500+502+504+506)/4 = 503

2. Находим среднее квадратическое отклонение:

σ = √([(500-503)2+(502-503)2+(504-503)2+(506-503)2]/3)= 2,6

3. Находим табличное значение β при n = 20 и уровне значимости 0,01

β = 1,73

4. Вычисляем β для последнего измерения:

β = ⃒(503-520) ⃒/2,6 = 6,53

5. Вычисленный результат больше табличного, что говорит о необходимости отбрасывания последнего значения. Это промах.

Задача №2

 

По условиям первой задачи проверить наличие грубых погрешностей, используя критерий 3σ.

 

Решение

 

1. Находим среднее арифметическое значение без последнего результата:

Xср = (500+502+504+506)/4 = 503

2. Находим среднее квадратическое отклонение:

σ = √([(500-503)2+(502-503)2+(504-503)2+(506-503)2]/3)= 2,6

3. ⃒(503-520) ⃒ = 17

4. 3σ = 2,6*3 = 7,8

5. 17>7,8 т.е. Последнее значение является промахом.

 

Дополнительно: по условию задачи, определить пограничное значение параметра.

 

Задача №3

Произведено 10 измерений. Данные: 120, 115,123, 117,118,118,118,118,118, 119. Проверить не является ли промахом результат 3-го замера, используя вариационный критерий Диксона.

 

Решение

1. Составим вариационный ряд:

115, 117, 118,118,118,118,118,119, 120,123

2. Вычисляем критерий Диксона для крайнего члена ряда:

Кд = (123 — 120)/(123-115) = 0,375

3. Согласно таблицы значений критерия Диксона, проверяемый результат, является промахом при уровне значимости 0,1.

 

 

Классы точности измерительного прибора

Класс точности — обобщённая характеристика средств измерений, определяемая пределами допускаемой погрешности.

 

Класс точности назначается после испытаний прибора, в виде нормирования абсолютной, приведенной или относительной погрешности

Приведенной называется относительная погрешность в процентах от некоторого нормирующего значения.

 

Абсолютная погрешность устанавливается по формуле:

Δ = ± a

если погрешность не зависит от измеряемой величины и по формуле:

Δ = ± (a+bx) где а, b — постоянные числа,

если зависит.

 

Приведенная погрешность устанавливается по формуле:

 

γ = (Δ*100)/xнорм= ±p%

 

Относительная погрешность устанавливается по формуле:

 

δ = (Δ*100)/x = ±q%

или

 

δ = ± [c+d((xk/x) -1)]% (*)

 

если погрешность зависит от измеряемой величины c,d — положительные числа. Выбираемые из стандартного ряда, x — показания прибора.

 

Значения допускаемых приведенных и относительных погрешностей выбираются из ряда чисел, применяемых для обозначения класса точности:

 

1; 1,5; 2; 2,5; 3; 4; 5 и 6*10n где n = 1; 0; -1; -2 и т. д.

 

Класс точности прибора наносится на шкалу прибора и(или) указывается в документации

в виде числа. Число обозначения класса точности в виде относительной погрешности обводят кружком. Если погрешность нормирована в процентах от длины шкалы, под числом ставят обозначение ⋁. При нормировании погрешности по формуле (*) с/d (например 0,02/0,01).

 

Задача №1

На шкале прибора с пределами измерений 0...100 нанесено обозначение класса точности 1,5. Определить нормированное значение и приведенную погрешность.

 

Решение

1. Нормированное значение равно размаху шкалы прибора т.е. Хн = 100

2. Приведенная погрешность Δ = (Хн/100)*1,5 = 1,5

 

Задача №2

На шкале прибора с пределами измерений 0...10 нанесено обозначение класса точности 1,5 в кружке. Прибор показывал 5. Определить погрешность замера.

 

Решение

 

Δ = (5*1,5)/100 = 0,075

 

Задача №3

На шкале прибора с пределами измерений 0...100 нанесено обозначение класса точности 0,02/0,01. Прибор показывает 60. Определить относительную погрешность замера.

 

Решение

 

δ = ± [0,02+0,01(100/60 — 1)]% = ± [0,0002+0,0001(100/60 — 1)] = ± 2,66*10-4

 

 

Задача №4

Определить класс точности прибора имеющего диапазон измерений 200, а Δ = ± 1.

 

Решение

 

γ = 1/200 = ±5*10-3 = 0,5%

показатель точности выбирается из ряда:

p = ± (1*10n; 1,5* 10n ; 2* 10n; 2,5* 10n; 4* 10n; 5* 10n; 6* 10n...)

 

p = 0,5

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 873; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.