Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные понятия и структура семиотики




Об истории семиотики и ключевых терминах

СЕМИОТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ И МОДЕЛИ КОММУНИКАЦИИ

 

 

Семиотика - это наука о знаках; точнее – это наука, исследующая свойства знаков и знаковых систем. Семиотика появилась в начале 20 в. и с самого начала представляла собой метанауку, т.е. особого рода надстройку над целым рядом наук, оперирующих понятием знака.

Основателем семиотики считается американский философ, физик и математик Чарльз Сандерс Пирс (1839–1914), который и предложил ее название. Еще в 1860-е годы Пирс сформулировал основные принципы семиотики; дал определение знака, первоначальную классификацию знаков (индексы, иконы, символы); установил задачи и рамки новой науки.Однако идеи Ч. Пирса получили известность лишь в конце 1930-х годов, благодаря работам американского философа Ч. Морриса (1901 – 1979).

Благодаря своейкниги «Основы теории знаков» (1938 г.) Чарльз Уильям Моррис считается одним из основателей семиотики. В ней он не только развил идеи Ч. Пирса, но и определил структуру самой семиотики, разделив эту науку на три раздела:

1) синтактику, изучающую отношения знаков друг к другу;

2) семантику, изучающую отношение знаков к объектам;

3) прагматику, исследующую отношение знаков и тех, кто ими пользуется.

Эта классификация получила широкую известность и легла в основу дальнейшего развития семиотики, а во многом и лингвистики. Кроме того, Моррису принадлежит трехсторонняя концепция знака. Он же предложил классификацию знаков, разделив их на характеризующие, оценочные, предписывающие, идентифицирующие и знаки-форматоры.

Огромный вклад в науку о знаках внес швейцарский лингвист Фердинанд де Соссюр (1857–1913), назвав ее семиологией. Заметим, что этот термин нередко используется как синоним семиотики. Мы тоже будем использовать эти термины как синонимы.

Ф. Соссюр известен, прежде всего, как один из основоположников современной лингвистической науки, а также структурализма как научной идеологии и методологии. Однако благодаря своему знаменитому «Курсу общей лингвистики», который был издан его учениками уже после смерти ученого в 1916 году, Ф. Соссюр считаетсяоснователем семиологии.

 

Основополагающими понятиями семиотики (семиологии), семиологического анализа являются понятия «знак» и «знаковая система». Семиотика определяет понятие знака, устанавливает виды знаков, описывает типичные знаковые ситуации, наиболее общие способы использования знаков. Знаковая система, как совокупность знаков, устроенных определенным образом, является объектом изучения семиотики. Самым очевидным примером естественной знаковой системы является наша речь.

Знаковая система есть материальный посредником между пользователем и внешним миром. Это можно представить в виде следующей схемы: ПОЛЬЗОВАТЕЛЬ – ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА – ОБЪЕКТ. Знак же является минимальной единицей знаковой системы, он тоже выполняет функцию посредника и служит для обмена информации между ее отправителем и получателем.

В семиотике под знаком понимается материальный, чувственно воспринимаемый объект, который выступает в качестве указания на другой объект. Знак обозначает и представляет некий объект материального мира. Вслед за Соссюром знак называют «означающим», а объект – «означаемым». Синонимом «означающего» является термин «форма» или «план выражения», а в качестве синонимов «означаемого» используются также термины «план содержания» («содержание»), «значение» и иногда «смысл».

К знакам относятся слова, сигналы, жесты, звуки, дорожные знаки, деньги, награды, фотографии и многое другое. Знак необходим для приобретения, хранения, преобразования и передачи сообщений (информации, знаний), или же элементов сообщений различного рода. Знак – это наименьший элемент коммуникации внутри языковой системы, но без него не может быть коммуникации, потому что именно он несет в себе информацию, мысль или чувство. Знак играет ключевую роль в семиозисе (знаковом процессе), который, по сути, представляет собой процесс коммуникации.

Существует значительное число классификаций знаков, основанных на различиях формы, содержания, связи формы с содержанием и других параметров. До настоящего времени сохраняет свое значение введенное Ч. Пирсом разбиение знаков на три группы: иконы, индексы и символы. Эта классификация основана на типологии соотношения формы и содержания. Так, иконами (или иконическими знаками) называются знаки, чьи форма и содержание сходны качественно или структурно. Например, батальное полотно или план сражения являются знаками-иконами, если считать их содержанием само сражение. Индексами (или индексальными знаками) называются знаки, между формой и содержанием которых имеются определенные причинно-следственные связи. Так, следы на песке, позволяют предположить о том, что ранее в этом месте кто-то прошел; дым предполагает наличие огня; симптомы болезни, предполагающие саму болезнь, – все это индексальные знаки. Наконец, символами (или символическими знаками) называются знаки, для которых связь между формой и содержанием устанавливается произвольно, по соглашению, касающемуся именно данного знака. У символических знаков отсутствует естественная связь между означаемым и означающим. Например, знак сложения «+» никак не связан с самой этой арифметической операцией: ни сходством, ни причинно-следственными связями.

Семиотика (семиология) выделяет три основных аспекта изучения знака и знаковой системы:

1. синтаксис (синтактика) изучает внутренние свойства систем знаков безотносительно к интерпретации;

2. семантика рассматривает отношение знаков к обозначаемому;

3. прагматика исследует связь знаков с «адресатом», то есть проблемы интерпретации знаков теми, кто их использует, их полезности и ценности для интерпретатора.

 

Семиология охватывает несколько предметных областей:

· знаки, как носители значений;

· коды, или системы в которые знаки организованы;

· культура, в рамках которой знаками и кодами оперируют.

 

Изначально семиология была ориентирована на изучение языка. Затем семиотическую методологию стали применять для анализа знаковых систем в целом. В течение последних

десятилетий семиотические подходы стали активно применяться в связи с изучением материалов массовой коммуникации.

 

Знак (слово)

 

 


Значение

 

Понятие
Детонат (предмет)

 

 


Знаки, как носитель значений. Означаемое и означающее [3]

По Соссюру, знак является физическим объектом с определенным значением и имеет две компоненты или характеристики[4]. Первая компонента определяется как означаемое, вторая -- как означающее. В качестве поясняющего примера Соссюр обращается к сравнению языка с листом бумаги. Мысль составляет одну сторону листа, а образ (форма) -- вторую. При этом также, как нельзя взять ножницы и разрезать одну сторону, не повредив вторую, в языке невозможно изолировать образную сторону от содержательной, мысль отделить от звучания. Таким образом, означаемое относится к некоторой ментальной концепции, с помощью которой этот знак что-либо обозначает и, соответственно, понимается представителями той или иной культуры. Означающее представляет собой некоторый материальный носитель, например, акустический или видеообраз.

Для пояснения этой идеи, обратимся к примеру светофора. Пример помогает понять, что элементы языка можно расположить, условно говоря, на двух уровнях. Нижним уровнем является означающее -- это цвет светофора -- красный, желтый, зеленый. Верхним уровнем является означаемое. Означаемое представляет собой тот смысл, который светофор "вкладывает" в этот цвет -- красный сигнал разрешает движение; желтый сигнал запрещает движение и предупреждает о предстоящей смене сигналов; зеленый сигнал разрешает движение.

"Знак", по Соссюру, представляет не самого себя, а нечто "иное" -- связь между двумя вещами. Т.е. значение конкретного знака не дано в нем самом. Значение не детерминируется "содержанием" как таковым, а отношениями в системе. Важно, что определение осуществляется посредством "негативного" соотнесения с другими элементами знаковой системы. Так, "богатый" будет иметь свое значение только при наличии "бедного". "Радостный" -- через оппозицию "печальный". Т.е. наиболее точными характеристикой означаемого является то, чем оно не является. "Мужчина", это не "корабль", не "дерево", не "автомобиль". Наличие оппозиций, определяющих значение, предполагает некоторый общий предмет, к которому они относятся. Например, "благосостояние" для оппозиции "богатый" -- "бедный" и т.п.

С помощью знаков создаются тексты. "Текст" (под которым мы будем понимать как собственно печатный материал, так и аудио и/или визуальные материалы) может рассматриваться как совокупность знаков. Соответственно, значение текста образуют знаки и система связывающих их отношений. Обычно эта система не является очевидной и может быть лишь "выведена или извлечена" непосредственно из анализа текста.

В процессе семиотического анализа основное внимание сосредотачивается на системе знаков, составляющих текст. При этом происходит условное отделение формы от содержания.

Каждый жест (как высказывание) является чем-то индивидуальным, единственным и неповторимым и в этом весь смысл его (его замысел, ради чего он создан). Это то в нем, что имеет отношение к истине, правде, добру, красоте, истории. По отношению к этому моменту все повторимое и воспроизводимое оказывается материалом и средством...

 

Семиотики разделяют денотацию и коннотацию, термины, описывающие отношения между знаком и его референтом.

Денотация используется как определенное или "буквальное" значение знака, коннотация указывает на его социо-культурные и персональные ассоциации (идеологические, эмоциональные и т.д.).

Р.Барт полагал, что имеются различные порядки сигнификации (уровни значения). Первым является уровень денотации: на этом уровне имеется знак, состоящий из означающего и означаемого. Коннотация является вторым уровнем, который использует первый знак как свое означающее и приписывает ему свое означаемое.

Очень тесно с коннотацией соприкасается то, что Р.Барт назвал мифом. Барт аргументировал в пользу того, что денотация и коннотация комбинируются и производят идеологию, которую Д.Хартли описал как третий порядок сигнификации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 13605; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.