Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Международное трезвенническое движение и системы запрета 4 страница




- все молодые люди имеют право думать свободно и выражать свое мнение;

- все молодые люди имеют право получить надлежащее образование;

- все молодые люди имеют право выбрать их собственный путь образования;

- все молодые люди имеют право иметь свободное время и имеют право использовать его по своему усмотрению;

 

Среди прав защиты можно назвать:

- все молодые люди имеют право быть защищенным против любых форм физического и умственного насилия, нанесения ранений и любого принуждения, пренебрежения или небрежной обработки, плохого обращения или эксплуатации, включая сексуальное насилие;

- все молодые люди имеют право расти в окружающей среде, свободной от алкоголя и других наркотиков, а также в среде свободной от рекламы табака, алкоголя и других наркотиков;

- все молодые люди имеют право не участвовать в войне;

- все молодые люди, ищущие статус беженца, должны в состоянии жить жизнью согласно возрасту их современников. Например, им нужно предложить образование, медицинское обслуживание, специальную поддержку и т.д.;

- все молодые люди имеют право на уважительное к ним отношение;

- все молодые люди имеют право на их собственную частную жизнь и честь;

- все молодые люди имеют право на проживание в своих семьях;

- все молодые люди имеют право на регулярное воспитание и социальный рост со стороны обоих своих родителей;

Среди прав участия можно выделить:

- все молодые люди имеют право создавать молодежные ассоциации и проводить мирные собрания;

- все молодые люди имеют право демонстрировать и выражать свое мнение мирно и другими способами;

- все молодые люди имеют право быть услышанным на любом судебном или административном заседании, затрагивающих их непосредственно;

- все молодые люди имеют право получить информацию и идеи всех видов, независимо от границ, в любых СМИ, по выбору самих молодых людей;

- все молодые люди имеют право узнать, как использовать СМИ и участвовать в работе СМИ;

- все молодые люди имеют право принять участие в решениях, затрагивающих их жизнь и окружение.

Федерация проводит целую серию обучающих, лингвистических, трезвеннических, развлекательных семинаров и молодежных лагерей, фестивалей в разных странах мира. Первыми лагерями Молодежной федерации добрых храмовников Европы (EGTYF) были встречи молодых трезвенников в:

1990 год - Копенгагене (Дания)

1992 год - Турку/Або (Финляндия)

1994 год - Берлине (Германия)

1996 год - Торшавне (Фарерские острова)

С 1997 года все активнее семинары, слеты и лагеря трезвая молодежь Европы проводит в Центральных и Восточных странах. Такие международные встречи имели место в:

1997 год - Латвие/Литве

1998 год - Эстерзунде (Швеция)

1999 год – Татранске Ломнице (Словакия)

2000 год – Фише (Швейцария)

2001 год - Ахъярви (Эстония)

2002 год - Ботнхамне (Норвегия)

2002 год - Истборне (Великобритания)

2003 год - Каунасе (Литва)

2004 год - Бустре (Словакия)

2005 год - Альтхаймене (Германия)

2006 год - Базеле (Швейцария)

В 2006 году EGTYF изменила свое название на ACTIVE – Федерацию молодых трезвенников Европы. Последний Лагерь EGTYF - стал первым лагерем ACTIVE. Такие лагеря моложе были проведены в:

2007 году - Семково (Болгария)

2008 году - Рансберге (Швеция)

2009 году - Илорё (Албания)

2010 году - Фредрикстаде (Норвегия)

Кроме того, Федерация молодых трезвенников Европы проводит множество мероприятий регионального, национального и местного масштабов. Здесь и слеты, и фестивали, и конференции, и конгрессы, и обучающие семинары трезвой молодежи.

К примеру, такие мероприятия в течение последних лет были проведены:

- семинар «Место встречи: стратегия действий», 9-13 января 1991 года в Брюсселе, Бельгия;

- семинар "Внешние сношения в отрезвлении молодежи", 8-15 сентября 1991 года, в Страсбурге, Франция;

- семинар «EC и политика алкоголя», 16-20 октября 1991 года, в Лондоне, Великобритания;

- семинар "Младший лидер", 12-16 февраля 1992 года, в Гамбурге, Германия;

- семинар «Межкультурное понимание и отношения к алкоголю», 14-18 апреля 1993 года в Равашлето, Италия

- семинар "Равенство и лидерство", август 1993 года, в Страсбурге, Франция;

- семинар "Антинаркотическая политика в Европе", 22-29 ноября 1993 в Сальджошиканье, Швеция;

- семинар "ICL, работа организации и идеология", 29 ноября 5 декабря 1993 года в Вильнюсе, Литва;

- семинар "Демократия и развитие", 23-27 февраля 1994 года в Мариастайне, Швейцария;

- семинар "Методы представления на молодежном семинаре", 29 января 5 февраля 1995 года в Страсбурге, Франция;

- конференция "ЕС – стратегии, которые влияют на политику", 21-24 апреля 1995 года в Брюсселе, Бельгия;

- семинар "Молодежь и здоровье", 10-14 мая 1995 года в Мальборгхетто, Италия;

- семинар "Лидерство и идеология", 11-14 октября 1995 года в Юрмале, Латвия;

- семинар "Молодежь как ресурс в школьной информации", 4-11 февраля 1996 года в Страсбурге, Франция;

- семинар "Выработка тактики в области преодоления проблем по алкоголю и другим наркотикам", 9-14 апреля 1996 года в Брюсселе, Бельгия;

- семинар "Расизм и солидарность", 22-27 июня 1996 года в Польше;

- семинар "Расизм и солидарность", 6-10 июля 1996 года в Гамбурге, Германия;

- семинар "Организация и лидерство", 26 января 2 февраля 1997 года в Будапеште, Венгрия;

- конференция "Место встречи", 9-15 марта 1997 года в Рейкьявике, Исландия;

- семинар "Младший лидер", 22-27 апреля 1997 года в Визене, Швейцария;

- семинар "Мир и развитие", 29 сентября - 5 октября 1997 года в Гамбурге, Германия;

- семинар "Место встречи: сотрудничество со СМИ", 25 января - 1 февраля 1998 года в Страсбурге, Франция;

- "Политический семинар", 30 марта - 5 апреля 1998 года в Антверпене, Бельгия;

- семинар "Спортивные состязания и алкоголь", 31 января - 5 февраля 1999 года во Франкфурте, Германия;

- семинар "Театр и музыка", 18-25 апреля 1999 года в Страсбурге, Франция;

- семинар "Европа – цивилизация, относящаяся к разным культурам", 28 сентября - 3 октября 1999 года в Сахенборде, Швеция

- семинар "Молодежь и наркотики", 30 января - 6 февраля 2000 года в Страсбурге, Франция;

- семинар "Юниор в EGTYF", 2-7 мая 2000 года в Загребе, Хорватия;

- семинар "Лидерство и демократия", 4-11 марта 2001 года в Страсбурге, Франция;

- семинар "Алкоголь и молодые люди", 15-20 мая 2001 года в Сахенборде, Швеция;

- семинар "Алкоголь и молодые люди", 19-26 января 2002 года в Праге, Чехия.

- семинар "Проектное, планирование и сотрудничество в области работы с молодежью", 16-20 мая 2002 года в Вильнюсе, Литва;

- семинар "Полномочия молодежи европейских стран для принятия решения на мировом уровне", 28 октября - 3 ноября 2002 в Истборне, Великобритании;

- семинар "Лоббирование в политике", 2-9 февраля 2003 года в Брюсселе, Бельгия.

- семинар "Демократия и молодежь", 22-27 марта 2003 года в Сараево, Босния и Герцеговина;

- семинар "Мир и межкультурная терпимость", 5-12 октября 2003 года в Страсбурге, Франция;

- семинар "Алкоголь и другие наркотики как препятствие", 8-15 февраля 2004 года в Страсбурге, Франция;

- семинар "Принимая на работу молодых людей", 22-27 марта 2004 года в Пярну, Эстония;

- семинар "Работа с младшими школьниками и лидерство", 12-15 мая 2005 года в Сараево, Босния и Герцеговина

- семинар "Мир и развитие", 23-30 октября 2005 года в Риге, Латвия;

- семинар "Предубеждение и терпимость", 23-30 апреля 2006 года в Киеве, Украина;

- семинар "Демократия - делает интервалы для обязательств", октябрь 2006 года в Страсбурге, Франция;

- семинар "Проектировщики общества - проектировщики будущего", ноябрь 2006 года в Барселоне, Испания;

- семинар "Тайна продвижения", май 2007 года в Задаре, Хорватия;

- семинар "Лидеры завтра", 2008 год в Реймсе, Франция;

- семинар "Вне терпимости – Межкультурная солидарность – Яркие права человека“, апрель 2008 года в Будапеште, Венгрия;

- семинар "Устойчивость - гармония различий", 26 октября - 1 ноября 2008 года в Брно, Чешская Республика;

- семинар "Вы можете сделать больше, чем Вы думаете, что Вы можете сделать", 2-8 марта 2009 года в Сараево, Босния и Герцеговина;

- семинар "Будьте лучше и мир будет лучше", 23-29 октября 2009 года в Скопье, Македония;

- семинар "Вы в нас", 2 - 8 июля 2010 года в Братиславе, Словакия.

Внимательный читатель, конечно же, заметит, что не было ни одного мероприятия Федерации молодых трезвенников Европы на территории России, Белоруссии или Казахстана. Почему? Есть над чем поразмышлять. Может быть российские, белорусские и казахстанские молодежные трезвеннические организации слабо проявляют себя, может быть нет упорства в продвижении своих инициатив и предложений. Но нам кажется, что здесь сказывается общая политическая тенденция: держать российские, белорусские и казахстанские организации на расстоянии от Западной и Центральной Европы. Сохраняется, к сожалению, еще тот политический шлейф, который имел место во времена Варшавского договора и холодной войны.

Справедливости ради нужно сказать, что на 2011 -2014 годы Международная Академия трезвости совместно с Молодежной Антинаркотической федерацией России заключила в 2010 году соглашение с IOGT, а вместе с этим и с Федерацией молодых трезвенников Европы, о совместных действиях. В частности предусмотрены совместные семинары «Восток-Запад» в Московской, Ивановской, Ленинградской областях и Казани. Намечены совместные обучающие семинары в Костромской области, Саха (Якутии), Башкортостане и Казахстане. В 2014 году в Ханты-Мансийске планируется совместно провести Глобальный конгресс по проблемам алкоголя. Задача этих и других мероприятий сегодня – возродить Всемирное молодежное трезвенническое движение на Земле. Такое возрождение возможно с соответствующими структурами крупнейших международных организаций ЮНЕСКО, ООН, ВОЗ, Интерпола, Совета Европы, АСЕАН и другими. В этом деле нельзя обойти стороной правительства стран мира, а в Азии и Австралии и следующие неправительственные организации: Национальное антинаркотическое агентство Малайзии (NADA), Общество помощи восстановления наркоманов Гонконга, Национальную ассоциацию по предотвращению наркотизма в Малайзии (PEMADAM), Филиппинскую антинаркотическую организацию (PHILCADSA), Сингапурскую ассоциацию по борьбе с наркотиками (SANA), Национальный совет социального обеспечения Таиланда (NCSW), Австралийский национальный совет по наркотикам (ANCD), Бангладешскую федерацию антинаркотических организаций (BAF), организацию «Граждане Барбадоса против наркотиков» (C.A.N.), Национальную ассоциацию Брунея, направленную против потребления наркотиков (BASMIDA), Форум Камбоджи против наркотиков (DAF), Китайскую ассоциацию по предотвращению потребления наркотиков и реабилитации (CADAPT), Совет Фиджи по социальному обеспечению (FCOSS), Центр терапии зависимых людей Греции (KETHEA), Гонконгский совет социального обеспечения (H.K.C.S.S.), Сообщество Ирана по контролю за наркотиками (DCC), Японский центр предотвращения потребления наркотиков (D.A.P.C.), Корейскую ассоциацию против употребления наркотиков (K.A.A.D.A.), Китайскую ассоциацию по восстановлению наркоманов (ARTM), Ассоциацию Мальдив по развитию, Национальное агентство Маврикия по избавлению и восстановлению зависимых (NATReSA), Антинаркотическую ассоциацию Мьянмы (MANA), Ассоциацию Непала по предотвращению потребления наркотиков (DAPAN), Новозеландский фонд по контролю за наркотиками (NZDF), Национальный совет ЮАР по зависимостям, алкоголизму и наркомании (SANCA), Федеральное правительства Шри-Ланки против употребления наркотиков (FONGOADA), Исламское вспомогательное агентство Судана (ISRA), Национальное бюро по наркотикам Тайваня, Семейный фонда развития Абу-Даби (Объединенные Арабские Эмираты), Организацию развития образования Вьетнама (H.E.D.O.), Арабскую федерацию неправительственных организаций по предотвращению употребления наркотиков (AFNDA), Мировую исламскую ассоциацию психического здоровья (WIAMH), Международную ассоциацию против наркотиков – РАДУГА, Международную ассоциацию служб безопасности (IBSSA), Международную организацию семей Азии (OFAP), Мировое сообщество мусульманской молодежи (WAMY), Секретариат плана Коломбо, Южно-Азиатскую федерацию неправительственных организаций по предотвращению наркотиков и токсикомании (SAFNGO), Азиатскую федерацию терапевтических сообществ (AFTC), Азиатско-Тихоокеанскую неправительственную организации по предотвращению наркомании и токсикомании (ASPAC), Бангладешскую ассоциацию социального продвижения (BASA), Информационный центра Индии по алкоголю и другим наркотикам (ADIC), Всеиндийскую женскую конференцию (AIWC), Индийское общество мозга, Форум Западной Бенгалии против употребления алкоголя и других наркотиков (FADAA), Индийский совет образования (I.C.E.), Непальскую ассоциацию по предотвращению употребления наркотиков (NEADAP), Всепакистанскую молодежную федерацию (APYF), Движение Пакистана против употребления наркотиков (MADA), Шри-Ланкийскую ассоциацию против наркотиков (SLANA), Всемирную федерацию против наркотиков и других организаций.

В западном мире имеет широкое хождение Теория эскалации, которая, на взгляд сторонников этой теории, является аргументом, оправдывающим запрещение так называемых «легких» наркотиков. Она основывается на гипотезе о том, что употребление марихуаны и гашиша непременно подталкивает, заставляет человека переходить на так называемые «крепкие» наркотики - кокаин, опиаты и пр. Эта гипотеза была выдвинута рядом американских ученых в конце 30-х годов (19) и была взята на вооружение сторонниками запретительных систем с 60 гг. (20). Такая эскалация постепенно «засасывает» наркомана, заставляя переходить от марихуаны к кокаину, затем к ЛСД и амфетаминам, и, наконец, к опиатам - морфию, героину. Короче говоря, любой курильщик марихуаны является потенциальным героиноманом (21, 22).

Активные поборники принципа ограничения использования наркотиков медицинскими и научными целями и запрещения их употребления в иных целях, сумели убедить международное сообщество в необходимости криминализации употребления и торговли наркотиками и в обязательности борьбы с ними. Очень много сил и средств Америка уделила укреплению международного сотрудничества в этой борьбе, и этот вопрос был и является ныне неотъемлемой частью внешней политики США. К месту здесь будет упомянуть американские дипломатические демарши, направленные против стран-производителей наркотических веществ с целью заставить их ограничить, а то и вовсе прекратить выращивание наркотико-содержащие растения. Зачастую давление США на эти страны принимали форму системного воздействия, как например, угрозы американского Конгресса остановить экономическую и военную помощь некоторым странам-производителям опия (Турция, Таиланд). (23) Дело доходило до прямых военных вмешательств. «Война против наркотиков» (War on Drugs), провозглашенная президентом Никсоном и подхваченная его преемниками на посту главы государства, велась не только на американской территории, но и в Мексике, Колумбии, Боливии (24). Вторжение войск США в Панаму также проходило под знаменем борьбы с наркобизнесом. Одним словом, Америка возглавляет мировой крестовый поход против наркотиков для обеспечения существования запретительного режима контроля за ними на собственной территории.

Запретительная модель контроля за наркотическими веществами в Соединенных Штатах зиждется на принципе уничтожения предложения наркотических средств для употребления в немедицинских целях путем борьбы («войны») с поставленными вне рамок закона производством, продажей и употреблением наркотиков. Углубляясь в историю, можно без труда обнаружить, что именно в США в конце ХIХ - начале ХХ веков раньше всего созрели социальные условия, потребовавшие претворения в жизнь запретительной политики по отношению к наркотикам.

Активная реклама и продажа фармакологическими фирмами наркотикосодержащих «чудо-лекарств» (25) привела к расширению бесконтрольного распространения наркотических средств. В штате Айова, к примеру, в середине 1880-х гг. героин находился в свободной продаже в 3000 торговых точках, при тогдашнем населении этого штата в 2 млн. человек это составляло 1 пункт распространения на 650 человек (26). Импорт наркотиков в США также достиг немалой величины, скажем, одного только морфина из лабораторий Англии и Германии ежегодно ввозилось 500 кг. (27) Однако стремление руководящих классов Америки к установлению запретительного режима контроля над наркотиками нельзя объяснить лишь одним желанием снизить их продажу и употребление или ограничить их ввоз. В первую очередь, запретительные законы принимались под влиянием широкомасштабной пропаганды Лиг трезвости и протестантских движений за запрещение алкоголя и наркотиков (28, 29, 30,31).

Вскоре их усилия увенчались успехом: в 1914 г. был принят первый федеральный закон, ограничивавший производство и продажу опия и опиатов - Harrison Narcotic Act, который устанавливал федеральный налог (таксу) на изготовление и реализацию опийных препаратов и медикаментов и вводил наказание для врачей, отпускавших опиум для использования в немедицинских целях(32). Система регламентации производства и продажи опия была укреплена и распространена на коку и кокаин законом 1922 г. - Narcotic Drug Import and Export Act, который ограничивал импорт опия-сырца и листьев кока медицинскими и научными потребностями.

Запретительная система довольно быстро распространялась и укреплялась, перекидываясь на многие отравляющие и наркотические вещества, вызывавшие опасения. Не устояли перед ней табак и алкоголь (запрет на последний был введен 18-ой поправкой к Конституции США в 1919 г.). Антинаркотическая кампания набирала обороты и вскоре избрала новую мишень – марихуану (33, 34, 35,36, 37, 38, 39, 40).

Однако, несмотря на лоббирование наркобизнеса, запретительная политика по отношению к наркотикам в США продолжалась. Принимались все новые законы, ограничивавшие производство наркотических средств и усиливавшие наказания за нарушение ограничений. Так, Opium Poppy Control Act(1942) запрещал выращивание опийного мака без разрешения федеральных властей, Boggs Act(1951) устанавливал наказание за хранение и продажу наркотиков, Narcotics Control Act(1956) увеличивал эти наказания. Вскоре возникла необходимость объединить все принятые разрозненные законы в единый правовой документ, на основе которого можно было бы проводить общую политическую стратегию по отношению к наркотикам. Такой документ был принят в 1970 году под названием Controlled Substances Act- Акт о веществах, подлежащих контролю. Сегодня он является основным текстом в американском праве о наркотиках.

Закон 1970 г., как видно из его названия, относится не только к собственно наркотическим средствам (narcotic drugs)(41), но и к психотропным веществам (psychotropic substances) и к прочим опасным субстанциям, за исключением, однако, табака и алкоголя. Текст его состоит из трех частей: организация избавления и исследования наркомании, контроль и борьба с незаконным оборотом наркотиков, регламентация международной торговли контролируемыми веществами.

Строгость наказания правонарушений, предусмотренных законом 1970 года, варьируется в зависимости от вещества, с которым это правонарушение было совершено. Наказание зависит также от тяжести совершенного незаконного акта. Все нарушения закона 1970 г. делятся на три категории - А, В и С. Категория А включает такие деяния, как изготовление, распространение и владение наркотическими средствами в целях торговли. Они наказываются различными сроками заключения и денежными штрафами от 15 лет и 25 000 $ для веществ Списка 1 до 1 года и 5 000 $ для веществ Списка 5.

Настоящий крестовый поход против наркотиков начался в Соединенных Штатах после объявления в 1972 г. президентом Никсоном «войны с наркотиками». «Или мы победим наркотики, или наркотики победят нас», - заявил он, открывая новый этап запретительно-репрессивной политики в области наркомании. Наступление на наркотики было предпринято по всем направлениям с использованием всех возможных сил и средств: ведь теперь в устах идеологов американской запретительной системы ставкой в этой войне стали не только народное здоровье и безопасность (43, 44, 45).

Сменивший Никсона президент Р. Рейган продолжил войну с наркотиками, объявив ее одним из приоритетов внутренней и внешней политики Соединенных Штатов. Несмотря на некоторое внимание к медицинской стороне проблемы наркомании (46), американская политика по отношению к наркотикам по-прежнему продолжала развиваться в направлении ужесточения запретов и усиления репрессий. Новые законы, прежде всего, касались незаконной торговли наркотиками. Так, The Controlled Substances Penalties Amendment Act (1984) увеличивал максимальное наказание за наркопреступления категории А (изготовление, распространение, торговля) до пожизненного тюремного заключения и штрафа в 8 000 000 $ (47). Anti-drug Abuse Act(1986) предусматривал целый план битвы с международными организациями незаконных наркоторговцев. Было создано специальное боевое подразделение для охоты за ними - US-Bahamas Drug Interdiction Task Force, снабженное вертолетами и быстроходными катерами, вошедшее в состав DEA (48). Сама же Администрация по наблюдению за наркотиками, переведенная в 1982 г. под контроль ФБР, превратилась в мощную организацию с бюджетом в 97,2 млрд. долларов и коллективом в 4 500 человек (49). О размахе ее деятельности можно судить хотя бы по доверенной агентству программе Snowcap, которая предусматривала предоставление 12 странам Центральной и Латинской Америки финансовой и военной помощи на сумму в 200 млн. долларов ежегодно для уничтожения зон выращивания и производства наркотиков (50).

Война с наркотиками достигла апогея в 1988 году, когда был принят целый сборник федеральных законов, объединенных под названием Omnibus Drug Bill. Из обширного перечня мер по новому усилению запретов и репрессий стоит отметить введение смертной казни для крупных международных торговцев наркотиками, признание возможности и установление порядка использования вооруженных сил США в операциях по захвату наркодельцов, образование нового спецподразделения для выявления и уничтожения подпольных лабораторий и пр. (51, 52, 53).

Но не все поддерживают такую принципиальную и последовательную политику США. Например, Американская религиозная коалиция за моральную политику в области наркотиков, объединяющая деятелей различных конфессий, активно защищает потребление наркотиков в США (54, 55, 56, 57, 58, 59).

Различные психотропные субстанции, способные изменять психическое состояние человеческого организма – табак, алкоголь, опиум, каннабис и т.д. – всегда находились в различных обществах на особом контроле и неизменно являлись объектом пристального внимания государственных институтов и общественного мнения. Исторические и культурные особенности развития разных наций и народов обусловили довольно большой разброс во взглядах на каждый из этих веществ. Скажем, в странах Азии под запретом всегда находился алкоголь, а практика курения опиума и каннабиса не всегда подвергалась осуждению и гонениям. В латиноамериканских государствах обычным было употребление (жевание) листьев коки. Североамериканские индейцы использовали натуральные галлюциногены (мескалин, пейот) в своих религиозных обрядах.

По исследованиям Д. Суворова, мы можем констатировать, что принадлежность подавляющего большинства членов международного сообщества к универсальной системе контроля над наркотиками, которая напоминает запретительную американскую модель: производство, продажа и хранение одних психоактивных веществ - каннабиса, кокаина, опиатов, галлюциногенов, барбитуратов, амфетаминов и транквилизаторов - в целях иных, чем медицинские и научные, подлежит уголовному наказанию, в то время как другие - алкоголь и табак - пользуются почти свободным режимом распространения, хотя тоже могут нести в себе немалую угрозу для общественного здоровья и безопасности. Поэтому есть смысл говорить о доминирующем влиянии стран Запада, и особенно США, в установлении универсального запретительного режима контроля (61, 62, 63, 64).

Показательны усилия США в области глобальной криминализации каннабиса. Американская администрация сыграла решающую роль в решении Конференции ООН по выработке Единой конвенции 1961 г. запретить это растение и, более того, внести его, наряду с героином и другими опасными наркотиками, в Список IV (65).

Небезынтересно отметить, что усилия США установить международный режим запрещения алкоголя, наоборот, у международного сообщества успеха не имели, хотя предпосылок для этого было гораздо больше, чем в случае с другими наркотиками (66). Однако, в итоге вышло так, что алкоголь не попал под международное запрещение, а наркотики были криминализированы международным сообществом. Ученые склонны объяснять это большей интеграцией алкоголя в культуры различных народов мира и его большей «западностью», т.е. тем, что алкоголь был социализирован, «принят» западными обществами в большей степени, чем иные наркотики (67, 68, 69).

Очевидно, что результаты «войны с наркотиками» в международном масштабе далеки от удовлетворительных: наркотики продолжают распространяться и наркомания становится все более серьезной угрозой для здоровья человечества.

Характерно, что при принятии Венской конвенции 1971 г. о психотропных веществах (барбитураты, амфетамины, транквилизаторы и др.) роли стран Юга и Севера поменялись: теперь уже развивающиеся страны требовали установления сурового контроля за искусственными наркотиками, подрывающими здоровье и безопасность их населения, а развитые страны защищали интересы своей мощной фармацевтической индустрии, которая имела в странах третьего мира емкий рынок сбыта и, понятное дело, не хотела покидать его. Результат этой очередной «битвы интересов» мы видим: положения Венской конвенции намного мягче строгих требований Единой Конвенции, что является замечательной иллюстрацией политики «двойных стандартов» западных стран в подходе к проблеме наркомании (70, 71, 72).

Абсурдно и само определение международными конвенциями понятий «наркотическое средство» и «психотропное вещество». Согласно статье 1 Конвенции 1961 г. «наркотическое средство» означает любое из веществ, включенных в Списки I и II - естественных или синтетических. Точно так же Конвенция 1971 г. определяет психотропное вещество. В такой тавтологической формуле - «наркотиком является вещество, включенное в список наркотиков» - также нетрудно увидеть «прозападность» международной системы контроля над наркотическими средствами и психотропными веществами, так как если бы наркотики определялись международным правом согласно фармакологическим критериям (73, 74, 75), то в списки контролируемых веществ пришлось бы занести и табак, и алкоголь, которые по медицинским классификациям являются самыми настоящими наркотиками.

Остановимся более подробно на системе подготовки и введения сухих законов в различных странах Мира. Сухой закон (англ. - prohibition) — общий термин, обозначающий законы, запрещающие производство, импортирование, экспортирование, транспортировку и продажу алкогольных изделий (за исключением медицинских и научных целей). Наиболее известен закон такого рода, принятый в США в 1919 г. и действовавший до 1933 г.

Впервые запреты, связанные с обращением алкоголя, были приняты в Североамериканских соединенных штатах в середине XIX века. В 1840 году в городе Портленд, штат Мэн стал первым городом, который издал «сухой» закон. Одиннадцатью годами позже мэр города Портленд убедил Законодательное собрание считать продажу алкоголя незаконной по всей территории штата Мэн. За этим последовали и другие штаты, которые начали вводить ограничения на потребление и продажу спиртного. В период с 1846 по 1855 гг. сухой закон вводился в 13 штатах, но впоследствии его там отменяли и объявляли антиконституционными.

Движение научного прогресса девятнадцатого столетия за трезвость в США привело к научным знаниям о спиртных изделиях, начались утверждения, что потребление алкоголя приводит к смерти, что часто спиртное становится причиной безумия, что грог становится причиной рождения неполноценных детей, что выпивка разоряет семьи. Была развернута грандиозная по масштабам антиалкогольная пропаганда. В 1893 году была основана Противосалунная Лига, которую вскоре возглавил Уейн Уиллер. Во времена Сухого закона он стал сенатором и знаковой фигурой. В сельской местности Уиллер и его сподвижники имели огромный успех, однако, до общенационального запрещения спиртного было еще далеко.

К концу XIX века противники употребления спиртного стали набирать политическую силу и добиваться соответствующих ограничений. В 1905 г. сухой закон действовал в Канзасе, Мэне, Небраске и Северной Дакоте, к 1912 г. он охватил уже девять штатов, к 1916 г. — 26 штатов. После вступления США в Первую Мировую войну правительство стремилось сберегать запасы зерна, и сторонники prohibition добились общенационального запрета на производство спиртных изделий.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 278; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.057 сек.