Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

От переводчика 4 страница. LxXXIV. Как сделать чёрную одежду – рясу монаха или члена братства, - по сырому или по сухому




LXXXIV. Как сделать чёрную одежду – рясу монаха или члена братства, - по сырому или по сухому.

Если ты захочешь сделать чёрную одежду – рясу монаха или члена братства, - то возьми чистой чёрной и сделай для фрески или темперы, как было сказано выше, несколько градаций тонов.

LXXXV. Способ написать гору по сырому или по сухому.

Если ты хочешь изобразить по сырому или по сухому горы, сделай зеленоватую краску (вердаччио) из одной части чёрной и двух частей охры. Сделай градации тонов во фреске с известковыми белилами без темперы, а для живописи по сухому – с ними (т.е. с горами) тем же способом, каким придаёшь тени и рельеф фигуре. Если же тебе нужно написать горы так, чтобы они казались более отдалёнными, сделай свои краски темнее; когда же тебе нужно, чтобы они казались ближе, сделай краски светлее21.

LXXXVI. Способ писать по сырому и по сухому деревья, травы и зелень.

Если ты захочешь украсить такие горы кустами, деревьями и травами, то выведи раньше ствол дерева чистой чёрной с темперой, так как во фреске это выходит плохо, и часть листьев сделай более темно-зеленого цвета одним зелёным ультрамарином, потому что зелёная земля для этого нехороша. Потом приготовь зелёную с неаполитанской жёлтой, которая была бы посветлее, и, работая ею, делай, по мере приближения к верхушке дерева, всё меньше листьев; затем тронь света верхушки одной неаполитанской жёлтой и ты придашь рельеф деревьям и зелени. После того как ты прокрасил низ дерева, а также и некоторые ветки чёрным, набросай на них листья и плоды, а по зелени рассыпь несколько цветов и птичек.

LXXXVII. Как писать здания по сырому или по сухому.

Если ты хочешь изобразить здания, то, избрав желаемый размер, наметь их на своём рисунке и натяни нитки. Затем прокрой как во фреске, так и in secco очень жидким вердаччио и зелёной землёй. Однако здание ты можешь сделать беж, другое – пепельное (cignerognolo); одно – зелёное, другое – берретино и т.д., какой краской захочешь. Затем сделай длинную, прямую и тонкую линейку, которая с одного края была бы закруглена, чтобы она не касалась стены и не получалось пятен, когда при её помощи ты проводишь линию кистью с краской. И так ты с большим удовольствием сделаешь карнизы, а также базы, колонны, капители, фронтисписы, цветочный орнамент, кивории и все лепные работы, которые являются прекрасными частями нашего искусства и требуют того, чтобы их выполняли с большой любовью. Помни о том, что те же правила света и тени, которые ты имеешь в фигурах, встретятся тебе и здесь, в изображении зданий. Помни, чтобы карниз, идущий на верху здания, затемнялся книзу по сторонам; карниз в середине здания, расположенный по середине фасада, должен быть равным и одинаковым, карниз же фундамента должен подниматься кверху в противоположность верхнему карнизу, который идёт книзу.

LXXXVIII. Способ изображать горы с натуры.

Если ты хочешь изобразить горы хорошим способом и чтобы они казались естественными, то возьми большие камни, грубые и неотёсанные, и рисуй их с натуры, придавая им светотень, как позволяют условия.

LXXXIX. Каким образом работают маслом на стене, на доске или где захочешь.

Прежде чем я пойду дальше, я хочу тебе показать, как пишут маслом на стене или на доске, что в большом употреблении у немцев; так же пишут и на железе и на камне. Раньше скажем о стене.

XC. Как ты должен начинать писать маслом на стене.

Оштукатурь стену, как если бы ты работал in fresco, но только там ты штукатуришь по частям, а здесь ты оштукатурь всю поверхность, предназначенную для работы; нарисуй свою сцену углём и усиль чернилами или вердаччио с темперой. Затем возьми немного хорошо разбавленного водою клея. Ещё же лучше темпера – целое яйцо, сбитое в горшке с фиговым молоком. Влей в это яйцо стакан чистой воды, смочи этим составом губкой или мягкой тупой кистью всю поверхность, на которой тебе надо работать, и дай ей просохнуть, по крайней мере, в течение одного дня.

XCI. Как ты должен делать варёное на огне масло, пригодное как связующее вещество (tempera) и для протрав.

Среди полезных вещей, которые тебе нужно знать как для протрав, так и для других работ, тебе следует уметь приготовлять это масло. Возьми один, два, три или четыре фунта льняного масла и влей в новый горшок. Если же он глазированный, тем лучше. Сделай маленькую печку с круглым отверстием так, чтобы горшок плотно входил в неё, и пламя не могло выбиваться и проникнуть к маслу, ибо это опасно для масла и может причинить пожар дому. Когда твоя печка готова, разведи умеренный огонь, так как чем медленнее ты будешь варить масло, тем оно будет лучше и совершеннее. Дай укипеть наполовину – и довольно. Для того же чтобы сделать протраву, когда масло укипит наполовину, влей на каждый фунт масла унцию хорошего прозрачного "жидкого лака" (vernice liquida). Такое масло хорошо для протрав.

XCII. Как делают хорошее масло, варёное на солнце.

Когда ты приготовляешь это масло (которое варится ещё другим способом и превосходно для живописи, для протрав же обязательно должно быть приготовленным на огне, т.е. быть варёным), то возьми своё льняное масло и влей его, как оно есть, в бронзовый горшок или кувшин. Когда солнце стоит у льва, поставь его на солнце, продержи его, если хочешь, столько, чтобы оно усохло наполовину, и оно будет превосходно для живописи. Знай, что это лучшее и самое приятное масло, какое только может быть и которое я нашёл во Флоренции.

XCIII. Как стирать краски на масле и применять их на стене.

Вернись к стиранию или размалыванию красок, как ты это делал при работе по сырому (in fresco), с той только разницей, что там ты их стирал с водой, а здесь – с маслом; и когда ты стёр каждую краску (так как все краски принимают масло, за исключением известковых белил), приготовь небольшие свинцовые или оловянные сосуды, чтобы переместить в них краски. Если же таких не найдётся, возьми глазированные, помести в них стёртые краски и поставь их в коробочку, чтобы они были в чистоте. Когда ты затем захочешь сделать одежду трёх оттенков, как я тебе рассказал, то подраздели их и положи на соответствующие места беличьею кистью, хорошо смешивая одну краску с другой; краски эти должны быть довольно густыми. Обождав несколько дней, вернись и посмотри, как прокрыто, и прокрой ещё раз. Так же поступай с телом и любой работой, которую ты хочешь выполнить, с горами, деревьями и пр. Затем имей под рукой свинцовый или цинковый сосуд, приблизительно в палец высоты, как в фонаре, наполни его наполовину маслом и держи в нём свои кисти, чтобы они не сохли.

XCIV. Как надо работать маслом на железе, доске и камне.

Подобным же образом работай на железе, любом камне и любой доске, прокрывая их раньше клеем. Так же работай и на стекле или на чём ты захочешь.

XCV. Способ украшать стены золотом или оловом.

Теперь, после того как я тебе объяснил способ работать по сухому (in fresco), по сырому (in fresco) и маслом, я хочу тебе ещё показать, каким образом ты можешь украшать стену белым и золочёным оловом или чистым золотом.

С серебром работай как можно меньше, так как оно недолговечно и чернеет как на стене, так и на дереве. Скорей всего оно пропадёт на стене, и потому применяй вместо него листовое олово или станиоль. Остерегайся также сплавов с золотом, так как они быстро становятся чёрными.

XCVI. О том, что всегда следует употреблять в работе хорошие краски и чистое золото.

Большинство имеет обыкновение делать украшения на стене золочёным оловом, т.к. это дешевле. Я, однако, даю тебе такой совет: старайся всегда украшать чистым золотом и хорошими красками, особенно в фигуре мадонны. Если же ты захочешь возразить, что бедному эти расходы не по силам, я тебе отвечу: если ты работаешь хорошо, и отдаёшь своим произведения нужное время и работаешь хорошими красками, ты достигнешь такой слав, что богатый тебе заплатит за бедного, и твоё имя станет в области живописи столь известным, что тебе заплатят за фигуру два дуката, а другому один.

И ты достигнешь своей цели, потому что верна старая поговорка: "велик руд – велика награда".

XCII. Каким способом надо резать золочёное олово и украшать им.

Когда ты орнаментуешь белым или золочёным оловом, которое тебе нужно нарезать ножом, прежде всего, возьми хорошо сглаженную доску из орехового, грушевого или сливового дерева, не слишком тонкую, квадратную, равную целому листу бумаги. Затем возьми "жидкого лака" (vernice liquida), хорошо намажь им доску и наложи на неё свой кусок олова, хорошо его распластав и разгладив. Затем начни резать ножом с очень острым концом и режь по линейке полосы, соответствующие такой ширине, какую ты хочешь придать обрамлению, из этого олова, или несколько шире для того, чтобы их затем украсить чёрным или другой краской.

XCVIII. Как делается зелёное олово для украшений.

Для украшений этих обрамлений возьми ещё стёртой на льняном масле медянки и прокрой ею лист белого олова, который станет прекрасного зелёного цвета. Дай ему хорошо высохнуть на солнце, затем расстели на доске с лаком и режь его ножом или, если хочешь, раньше сделай штампом розетки или другие украшения; смажь доску жидким клеем, наложи на неё эти розетки и затем прикрепляй их к стене. Если же захочешь ещё сделать из чистого золота звёзды или нимбы святых, или украшения, вырезанные ножом, как я тебя научил, то чистое золото надо сначала накладывать на золочёное олово.

XCIX. Как делают золочёное олово и как на эту позолоту накладывают чистое золото.

Золочёное олово делают таким способом: возьми гладкую доску в один, три или четыре локтя длины и намажь её жиром или салом. Наложи на неё белое олово.

Затем налей жидкость (которая называется позолотой) (doratura) на три‑четыре места, везде понемногу, и постукивай ладонью по олову для того, чтобы равномерно распределить эту позолоту по всем местам, дай ей хорошо высохнуть на солнце. Когда она становится почти сухой и лишь едва мажется, бери чистого золота и порядку накладывай и покрывай олово чистым золотом. Затем отполируй вполне чистой ватой и отдели олово от доски, а когда захочешь его употребить, пройди жидким лаком и сделай звёздочки или какие хочешь работы, как ты их делал из золочёного олова.

C. Как надо делать и резать звёзды и прикреплять их к стере.

Звёзды надо вырезывать по линейке, а прикреплять их следует посредством комочка воска. Обрабатывай звёзды по отдельным лучам, как ты их резал на доске. И знай, что из маленького количества чистого золота можно сделать гораздо больше, чем при употреблении протравы.

CI. Как ты из этого покрытого чистым золотом олова можешь сделать нимбы святых.

Если ты захочешь сделать нимбы святых, не прибегая к протраве, то после того как ты напишешь фигуру по сырому, возьми иголку и выцарапай контур над головой. Затем, по сухому, смажь нимб лаком и наложи своё золочёное или, вернее, покрытое чистым золотом олово. Наложи его на лак, побей по нему как следует ладонью и ты увидишь рисунок, который ты сделал иглой. Затем возьми хорошо отточенный кончик ножа и хорошо обрежь золото, а остаток отложи для своих других работ.

CII. Как ты должен делать на стене выпуклые нимбы из извести.

Знай, что нимб делают рельефным на свежей штукатурке (smalto) при помощи маленькой лопатки следующим образом. Когда ты нарисовал фигуру, то возьми циркуль и обведи им нимб. Затем возьми немного извести (calcina), довольно жирной и приготовленной в виде мази или пасты, и намажь эту известь потолще по краю контуров и тонко у головы. Затем, после того как ты хорошо сгладишь эту известь, возьми опять циркуль и обрежь штукатурку ножом по линии, проведённой циркулем и он (т.е. нимб) будет выпуклым. Затем возьми крепкую деревянную палочку и сделай лучи вокруг нимба. Это правило относится только к исполнению на стене.

CIII. Как ты переходишь от живописи на стене к живописи на доске.

Если ты не хочешь украшать свои фигуры оловом, то можешь украшать посредством протрав. Об этом я по порядку и подробно расскажу дольше. Употреблять их ты можешь на стене, на доске, на железе и любом другом материале. Я расскажу тебе и о том, какие прочны и противостоят воздуху, ветру и воде, какие надо крыть лаком и какие нет. Однако вернёмся к нашей живописи и перейдём от стены к картинам на доске, что является прекраснейшим и самым безупречны видом нашего искусства. Хорошо помни, что тот, кто раньше учился писать на стене, а затем на доске, не будет иметь в искусстве столь совершенного мастерства, какого он мог бы достигнуть, если бы раньше учился на доске, а потом на стене.

CIV. Каким образом ты должен приступить к работе на доске.

Знай, что для того чтобы научиться, надо не мало времени: так сначала в детстве, по крайней мере с год надо упражняться в рисовании на дощечке. Затем – пробыть некоторое время у учителя в мастерской, чтобы уметь работать во всех отраслях нашего искусства. Затем – приняться за стирание красок и заниматься этим некоторое время (starc e incomincare); потом молоть гипс, приобрести навык в грунтовке гипсом досок, делать из гипса рельефы, скоблить, золотить, хорошо зернить (см. гл. IV). И так надо в течение шести лет. Затем – ещё шесть лет практиковаться в живописи, орнаментировать при помощи протрав, писать золотые ткани, упражняться в работе на стене, всё время рисовать, не пропуская ни праздничных, ни рабочих дней. И таким образом природная склонность превращается, благодаря долгому упражнению, в большую опытность. Иначе же, избрав другой путь, ты не достигнешь совершенства. Хотя многие и говорят, что научились искусству без помощи учителя, но ты им не верь; в качестве примера даю тебе эту книжечку: если ты её станешь изучать денно и нощно, но пойдёшь для практики к какому-нибудь мастеру, ты никогда не достигнешь того, чтобы с честью сталь лицом к лицу с мастерами.

CV. Каким образом приготовляется клейстер или суголо (sugolo).

Начиная работать на доске, следует сделать основу, состоящую из различных сортов клея. Есть клей, который приготовляется из варёного теста, пригодный для картонажников и переплётчиков; он хорош для того, чтобы склеивать одну бумагу с другой, а также – склеивать бумагу с оловом. Иногда он также нужен для того, чтобы проклеивать бумагу для патронов. Этот клей приготовляется следующим образом. Возьми почти полную кастрюлю с чистой водой и хорошенько нагрей. Когда вода начнёт кипеть, возьми мелко просеянной муки понемножку всыпай в кастрюлю, всё время, мешая палочкой или ложкой; дай покипеть и смотри, чтобы клейстер не стал слишком густым. Вылей его и налей в миску. Если хочешь предохранить его от дурного запаха, прибавь соли. Так и употребляй его, когда нужно.

CVI. Как надо приготовлять клей для склеивания камней.

Существует клей, который годится для того, чтобы склеивать камни. Приготовляется он из мастики (mastrice), свежего воска и толчёного, просеянного камня, хорошо перемешанных на огне. Возьми свой камень, очисти его, хорошенько нагрей и намажь этим клеем. Если ты им склеишь точильные или шлифовальные камни, они будут противостоять ветру и воде вечно.

CVII. Как приготовляется клей для склеивания стеклянных сосудов.

Существует один клей, который хорош для склеивания стёкол, кружек или других прекрасных сосудов из Дамаска или Майолики, если они будут разбиты. Вот этот клей: возьми жидкого лака, немного свинцовых белил и медянки и добавь к ним краски под цвет сосуда; если он синий, прибавь немного индиго, если он зелёный, прибавь больше медянки, и т.д. Размешай всё это хорошо и – насколько можешь – тонко одно с другим. Собери черепки своего разбитого сосуда или стакана и, будь это хоть тысяча кусков, соедини их вместе, осторожно смазав их этим клеем. Дай ему просохнуть в течение нескольких месяцев на солнце и ветре и ты увидишь, что эти сосуды крепче и водоупорнее целых и неразбитых.

CVIII. Каким способом употребляется рыбий клей и как его растворяют.

Есть клей, который называется рыбьим. Он приготовляется из разных сортов рыб. Если взять обломок или кусочек его в рот, а затем потереть им пергамент или другую бумагу, они очень крепко склеиваются. Если его растворить, он превосходен для того, чтобы им склеивать лютни и другие очень тонкие вещи из бумаги, дерева или кости. Когда ты его ставишь на огонь, добавляй каждый раз полстакана чистой воды.

CIX. Как приготовляется мездровый клей, как он растворяется и для чего он пригоден.

Существует клей, который называется клеем в кусках (di spicchi), и изготовляется из обрезков козьих морд, ножек, жил и разных обрезков кож. Его делают в марте или январе, когда стоят большие морозы и ветры, и кипятят с чистой водой столько времени, чтобы выкипело больше половины, затем, хорошо процедив, его выливают в плоские сосуды, миски или тазы для желатина. Дай ему постоять ночь, а затем утром разрежь его на куски ломтями, как хлеб, положи его на циновки, чтобы он высох на ветру, без солнца. Таким образом, выходит превосходный клей. Этот клей употребляется живописцами, седельниками и многими другими мастерами, как я тебе объясню дальше. Этот клей пригоден для дерева и многого другого; мы об этом поговорим подробно, чтобы показать, для чего и каким образом он может употребляться с гипсом для смешения красок, для изготовления лютен, инкрустаций, склеивания дерева и резной листвы, приготовления гипса и формовки из него рельефов; вообще этот клей пригоден для многого.

CX. Превосходный клей для приготовления гипса, для картин на дереве или досках.

Существует клей, который изготовляется из отбросов козьего и бараньего пергамента. За день до того, как его варить, их хорошо моют и размягчают. Затем кипятят с чистой водой столько, чтобы осталась только одна треть. Когда у тебя нет клея в кусках, пользуйся только одним этим клеем для грунтовки гипсом досок или картин на дереве, так как лучшего клея нет на свете.

CXI. Клей, пригодный для смешения с лазурью и другими красками.

Существует клей, который изготовляется из оскрёбков козьего или овечьего пергамента. Дай ему покипеть с чистой водой, пока он не укипит на две трети. Знай, что это очень прозрачный клей, похожий на кристалл, и хороший для стирания тёмной лазури. Если подмалёвок был прокрашен плохо стёртыми красками, то добавь горсть этого клея, вновь сотри (ritempera) краски и закрепи их так, что если они были на доске, то ты бы, при желании, мог их покрыть лаком. То же делай лазурью на стене. Этот клей годился бы и для смешения с гипсом, однако он по своей природе тощ, гипс же, на котором должно держаться золото, должен быть достаточно жирным.

CXII. Как изготовляется клей из извести и творога.

Существует клей, который употребляется мастерами деревообделочниками и приготовляется из размягчённого в воде творога. Размешай творог обеими руками дощечкой с небольшим количеством негашёной извести. Положи его между двумя дощечками, приложи их друг к другу и соедини одну с другой. Этого с тебя достаточно для изготовления различных видов клея.

CXIII. Как надо начинать работать на доске или картине на дереве.

Теперь мы действительно подходим к живописи на доске или на дереве. Прежде всего, доска (ancona) должна быть сделана из дерева, и дерева нежного – липы или ивы. Затем осмотри поверхность доски со всех сторон, убедись, нет ли пороков в виде узлов и неровностей. Если доска жирна, дай сострогать такую часть дерева, чтобы жир исчез. Другого средства я тебе дать не могу. Постарайся чтобы дерево было вполне сухим, будет ли то ствол или сук22; хорошо, если бы ты мог прокипятить их в котле с чистой водой: такое дерево, никогда не учинит тебе злой шутки – не потрескается. Однако вернёмся к неровностям или узлам или к другим дефектам, которые могла бы иметь поверхность доски. Возьми крепкого мездрового клея в кусках, со стакан или бокал воды, разведи, вскипяти два куска клея в очищенной от жира кастрюльке. Затем возьми в миске смешанных с этим клеем опилок, заполни ими углубления узлов, выровняй деревянной палочкой и дай высохнуть, затем поскобли кончиком ножа и сравняй неровности поверхности. Просмотри ещё раз чтобы убедиться в том, что из доски не высовываются23 гвозди или другие железные острия и вбей их как следует в дерево. Затем возьми клей и кусочки олова, вырезанные в виде монет, и хорошо прокрой ими железо. Это делается для того, чтобы ржавчина от железа никогда не могла пройти сквозь гипс. Помни, что поверхность доски никогда не должна быть слишком гладкой. Прежде всего, возьми клея, приготовленного из обрезков пергамента, вываренного настолько, чтобы осталась треть. Пощупай его ладонями, и когда почувствуешь, что одна рука прилипает к другой, - он хорош. Затем возьми горшок, наполненный наполовину этим клеем и на треть водой, и хорошо разогрей. Затем толстой мягкой щетинной кистью покрой этим клеем свою картину, лиственный орнамент, киворий или колонки или какую бы то ни было работу, какую тебе нужно загрунтовать гипсом. После этого возьми своего первого крепкого клея и смажь им два раза кистью указанную работу, причём, проклеивая второй раз, всегда давай первому слою высохнуть. Таким путём работа будет прекрасно загрунтована клеем. А знаешь, как действует первый слой? Он действует лишь, как слабая жидкость, подобно тому, как кусочек конфеты и стакан хорошего вина, когда ты голоден, служат только приглашением к обеду. Так и этот клей только делает дерево более восприимчивым к нанесению остального клея и гипса.

CXIV. Как надо наклеивать холст (накладывать паволоку) на доску.

После того как ты прокроешь клеем, возьми ткань, а именно, старого тонкого и белого полотна без пятен какого-либо жира. Возьми своего лучшего клея, нарежь или нарви из этой ткани большие и меньшие полосы, пропитай их этим клеем и расстели их руками по поверхности доски. Раньше же устрани швы, хорошо выравнивай обеими ладонями, дай просохнуть в течение двух дней и знай, что проклеивание и гипсование должны производиться в сухую и ветреную погоду. Клей должен быть зимой крепче, чем летом, а золочение требует зимой влажной, дождливой погоды.

CXV. Каким образом надо грунтовать поверхность доски грубым гипсом при помощи палочки.

Когда доска хорошо высохнет, возьми нож с острым лезвием, который хорошо скребёт. Пройди им по поверхности, где имеется неровность или какой-нибудь шов, и удали их. Затем возьми грубого гипса (т.е. из Вольтерры), очищенного и просеянного, как мука. Насыпь чашечку этого гипса на порфировый камень и получше разотри его с этим клеем, как краски. Затем собери его шпателем, наложи на поверхность картины и покрывай ровной и достаточно длинной палочкой обе плоскости доски. Затем возьми этого тёртого гипса, нагрей его и мягкой щетинной кистью покрой им торец и бока доски, на плоскостях же выровняй палочкой. В разных местах и на торцах и боках клади гипс в три или четыре слоя, в гладких же местах – сколько угодно. Дай просохнуть доске в течение двух или трёх дней. После этого возьми железный скребочек (mella) и проскобли им поверхность. Пусть тебе сделают особые железочки различного вида, называемые скребочками (raffietti), какие ты видишь у художников. Пройди ими тщательно по торцу и бокам так, чтобы сравнять неровности, если они ещё остались; словом, сделай так, чтобы все недостатки поверхности и недостающие места бортов были исправлены этим гипсом.

CXVI. Как изготовляется тонкий гипс для грунтовки досок.

Требуется, чтобы у тебя был ещё гипс, который называется тонким. Это тот же гипс, но хорошо очищенный, который в течение месяца держат в сыром виде, в котле, меняя при этом каждый день воду, чтобы гипс погасился, и из него ушло всякое тепло. Он станет мягким, как шёлк. Затем слей воду, сделай из гипса как бы хлебцы и дай им просохнуть. Этот гипс, нам художникам, продают также аптекари; применяется он для грунтовки под золото для того, чтобы делать рельефы и разные прекрасные вещи.

CXVII. Как грунтуют картины на дереве мягким гипсом и каким образом его замешивают.

Когда ты загрунтуешь грубым гипсом, вполне гладко выскоблишь и осторожно выровняешь, возьми несколько хлебцев мягкого гипса и положи в миску с чистой водой. Дай им впитать в себя воду, сколько они могут, затем постепенно, понемногу, клади их на порфировый камень и, не прибавляя больше воды, хорошо и чисто сотри гипс, затем сделай из него опять хлебец, помести его на кусок крепкого и белого полотна, заверни его в это полотно и выжимай покрепче, чтобы из него вышло как можно больше воды. Когда ты сотрёшь гипса столько, сколько тебе нужно (тебя надо предупредить, чтобы ты не делал для гипса двух сортов смесей, т.к. из этого не выйдет ничего разумного), возьми того же клею, с которым ты смешивал грубый гипс. Клея каждый раз надо приготовлять столько, чтобы смешать с ним и грубый, и тонкий гипс. Потому что грубый гипс является твоею основой для всего, но, как ты, конечно, можешь догадаться, тонкий гипс нельзя выжать настолько сильно, чтобы в нём не осталось немного воды. По это причине делай спокойно один и тот же клей для обоих сортов гипса. Возьми новый нежирный горшок и если он глазированный, тем лучше. Возьми такой гипсовый хлебец, тонко нарежь ножом, как режешь сыр, и положи в горшок. Затем налей на него клей и разомни гипс руками, как если бы ты делал тесто для оладьев, ровно и ловко, чтобы не образовалась пена. После этого возьми котёл с водой, хорошо нагрей его и поставь в него горшок с замешанным гипсом (gesso temperato). Это поддерживает гипс тёплым, не давая ему кипеть, отчего бы он испортился. Когда он согреется, возьми свою картину, окуни в горшок толстую и мягкую щетинную кисть, беря клея в меру, не слишком много и не слишком мало, и ровно промажь им один раз плоскости, торец и бока доски. Когда ты накладываешь этот слой, ты должен также пройти пальцем и ладонью круговым движением, сглаживая трением места, где лежит гипс, - это помогает мягкому гипсу хорошо соединиться с грубым. Когда ты это сделаешь, начни сначала и промажь ещё раз кисть, не протирая рукой. Затем дай ему немного постоять, но не до того, чтобы он совсем высох, и прокрой его ещё раз, тоже кистью, в противоположном направлении и дай постоять обычным образом. Затем прокрой ещё раз, опять в другом направлении, и таким образом держа свой гипс всё время тёплым, прокрой им плоскости, по крайней мере, восемь раз. На бока и другие места наноси гипсу меньше, а на лицо доски, чем больше, тем лучше, потому что затем гипс приходится скоблить (шлифовать).

CXVIII. Как можно грунтовать тонким гипсом, не применяя предварительно грубого.

При более мелких и тонких работах можно также покрывать, как я тебе сказал, двумя или тремя слоями клея и затем прокрыть столько раз одним тонким гипсом, сколько тебе по опыту покажется нужным.

CXIX. Каким образом ты должен молоть и замешивать мягкий гипс для рельефа.

Есть многие, которые стирают мягкий гипс лишь с клеем и водой. Это хорошо для грунтовки там, где не был применён грубый гипс, который требует более крепкой смеси. Такой гипс очень хорош, чтобы делать рельефы, листья и другие работы, как это часто бывает нужно. Когда ты приготовляешь гипс для рельефа, то чтобы его слегка окрасить, прибавь к нему немного армянского болуса.

CXX. Как ты должен начинать скоблить поверхность доски, загрунтованной мягким гипсом.

Когда ты покончишь с грунтовкой (что по хорошему порядку должно быть сделано в один день, если нужно, продолжено и ночью), дай ей просохнуть без помощи солнца, по крайней мере, в течение двух дней и двух ночей, и чем дольше ты дашь сохнуть, тем лучше. Затем возьми завязанную, как мячик, тряпку с размолотым углём и запыли им гипсовый грунт доски пучком куриных или гусиных перьев, смети и разровняй эту чёрную пыль по гипсовому грунту. Делается же это потому, то при тонкой и лёгкой шлифовке эта пыль, прежде всего, снимается с бугорков, которые становятся белыми, как молоко. Тогда ты и увидишь, где ещё надо работать, и закончишь работу вполне совершенно.

CXXI. Как надо скоблить (шлифовать) гипсовый слой и для чего годится соскобленная пыль.

Во-первых, возьми плоский железный скребочек (raffietto) шириною в палец и пройди им поверхность грунта, причём бока шлифуй один раз. Затем, насколько возможно равно, пройди отточенным лезвием (mella), держа его без всякого усилия, и тонко проскобли им поверхность своей картины на доске, сметая перед собой гипс указанными перьями, и знай, что сметаемое прекрасно годится для вытягивания жирных пятен из бумаги и книг. Подобным же образом пройди скребками по торцу и бокам, сглаживая их так. Как если бы, то была слоновая кость. Иногда же из-за спешки и многочисленности твоих работ, можешь полировать бока доски куском изношенного и вымытого полотна, для чего крепко три им указанные места.

CXXII. Как сначала рисуют улём, а затем усиливают чернилами.

Когда гипс хорошо высохнет и станет похожим на слоновую кость, то первое, что ты должен сделать на своей доске или картине на дереве, - это набросать рисунок теми ивовыми углями, которые я выше научил тебя изготовлять. Лучше, однако, привязать уголь к тросточке или палочке, чтобы стоять от фигуры на некотором расстоянии, - это очень помогает при компоновке. При этом имей под рукой перо, и если тебе какой-нибудь штрих не удастся, сотри его бородкой пера и нарисуй снова. Рисуй легко и тушуй складки и лица, как бы ты это делал кистью или пером, когда ты им рисуешь. Когда ты кончишь рисовать свою фигуру (особенно, если это будет картина большой ценности, и ты надеешься на прибыль и честь), то дай ей постоять несколько дней и в эти дни подходи к ней только изредка чтобы посмотреть и исправить, что нужно. Когда тебе покажется, что фигура и рисунок в целом достаточно хороши, и (если ты для достижения этого заимствуешь что-либо из произведений других хороших мастеров, это тебе не позор), возьми перо и слегка сотри им рисунок так, чтобы он почти исчез, но не настолько, однако, чтобы ты не мог различать сделанных тобою штрихов. Влей в сосуд, наполненный чистой водой, несколько капель чернил и пройди острой беличьей кисточкой весь свой рисунок, усиливая его. Затем возьми пучочек перьев и смахни уголь со всего рисунка. После этого возьми разбавленных водою чернил и пройди, тушуя тупой беличьей кистью, некоторые складки и тени лица. Тогда у тебя получится прекрасный рисунок, который заставит каждого полюбить твои произведения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 287; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.