Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

VII. Эпоха Дук, Комнинов и Ангелов. [VII.18. Италия: базилианские и бенедиктинские монастыри]




[VII.18. Италия: базилианские и бенедиктинские монастыри]


с. 113 ¦ Иной, чем на Руси, была судьба византийского наследия в Италии. В XII и XIII веках итальянцы особенно охотно подражали греческим образцам, дававшим им ту систему правильных пропорций, которая могла быть легко использована для выработки более реалистического стиля. История экспансии византийского искусства в Италии — это история последовательного видоизменения абстрактных византийских форм в сторону усиления реалистических акцентов. Вот почему так опасно строить характеристику византийского искусства на основе памятников, возникших на итальянской почве. Поскольку эти памятники почти всегда включают в себя чисто западные элементы, постольку их следует выделять в самостоятельную группу.

Византийские влияния проникали в XII веке в Италию четырьмя путями: через принадлежавшую норманнам Сицилию, через живших на юге Италии базилианских монахов, через бенедиктинские монастыри и через Адриатическое побережье во главе с Венецией. Наименьший интерес представляет искусство базилианских монахов206. Расписанные ими пещеры и капеллы в окрестностях Отранто, Таранто, Матера, Бари, Бриндизи и Лечче относятся к XI–XV векам. Грубой работы фрески хранят в себе множество архаизмов, восходящих к традициям Сирии, Малой Азии и Египта. Манера исполнения выдает ряд точек соприкосновения с росписями Каппадокии. Преобладают отдельные фигуры святых (в том числе и фигуры святых воинов на конях), изображения Деисуса, разрозненные евангельские сцены, никогда, однако, не объединенные, как в Каппадокии, в обширные ансамбли. Бросается в глаза почти полное отсутствие сцен из детства Марии, а также из циклов Воскресения и Страстей. Наряду с греческими надписями встречаются латинские. Это беспомощное монашеское искусство не имело будущего. Затерянное в пещерах анахоретов, оно питалось глубоко провинциальными традициями восточнохристианского мира, которого не коснулись передовые влияния Константинополя. С XIII века греческие формы все чаще уступают место западным, никогда, однако, не сливаясь с ними в нечто целое.

206 D. Salazaro. Studi sui monumenti dell'arte meridionale dal IV al XIII secolo, I–II. Napoli 1874–1877; F. Lenormant. Notes archéologiques sur la terre d'Otrante. — CazArch, 1881–1882, 122–124; Ch. Bayet. L'art byzantin. Paris [1883], 299–301; A. L. Frothingham. Byzantine Artists in Italy from the Sixth to the Fifteenth Century. — AJA, IX 1894 1, 32–52; Id. Notes on Byzantine Art and Culture in Italy and Especially in Rome. — Ibid., X 1895, 152–208; Diehl. L'art byzantin dans l'Italie Méridionale, 23–169; A. Avena. I monumenti dell'Italia Meridionale. Roma 1902; Bertaux. L'аrt dans l'Italie Méridionale, 115–153; Dalton, 308–315; Wulff, 584; Н. Д. Протасов. Греческое монашество в южной Италии [и его церковное искусство]. — Богословский вестник, 1915 май, 124–159 и июнь, 220–265 (отдельно: Сергиев посад 1915); van Marle, I, 251–256, V, 414–417; Diehl, 580–585; Toesca, 934–935, 967–968, 1026, 1032; P. Orsi. Le chiesi basiliane in Calabria. Firenze 1929, 25–32 («La Cattolica» в Стило); G. Robinson. Some Cave Chapels of Southern Italy. — JHS, 50 1930, 186–209 (Мульфи, Санта Лючия в Бриндизи, Сан Вито деи Норманни, Сан Сальваторе, Карпиньяно, Поджиардо); Ch. Diehl. Chiese bizantine е normanne in Calabria. — AStCal, 1 1931, 141–150 (рец. на книгу П. Орси); M. Luceri. La cripta di S. Maria in Poggiardo. Bari 1933; B. Molaioli. La cripta di Poggiardo. La cripta di S. Croce in Andria. — AttiMGr, I, Roma 1934, 25 ss; Archivio Storico per la Calabria e la Lucania, a cura P. Orsi. Roma 1935 [этот сборник содержит статьи: G. Agnello. La Sicilia sotterranea cristiana e la Sicilia bizantina, 253–274; В. Сaрреlli. L'arte medievale in Calabria, 275–287 (крипта Сант Анджело близ Стило)]; G. Gabrielli. Inventario topografico e bibliografico delle cripte eremitiche e basiliane di Puglia. Roma 1936; A. Medea. Corpus des fresques peintes dans les cryptes des Pauilles. — Actes du IVe Congrès international des études byzantines, II. Sofia 1936, 242–255 (отчет о работах Direzione delle Belle Arti в Бари и общества Magna Grecia bizantina-medioevale); A. Medea. Mural Paintings in Some Cave Chapels of Southern Italy. — AJA, XLII 1938, 17–29 (крипта Сан Вито Веккио в Гравина, Сан Никола в Фаджиано, Санта Мария в Поджиардо, Санта Кристина в Карпиньяно); Id. Gli affreschi delle cripte eremitiche pugliesi. I–II. Roma 1939; Id. Osservazioni sugli affreschi delle cripte pugliesi. — Atti del V Congresso internazionale di studi bizantini, II. Roma 1940, 112–122; G. Martelli. Delle chiese basiliane della Calabria e dei nouvi restauri per «La Cattolica» di Stilo. — Atti dello VIII Congresso internazionale di studi bizantini, II. Roma 1953, 187–192; J. Wettstein. Sant'Angelo in Formis et la peinture médiévale en Campanie. Genève 1960, 86–98; O. Morisani. La «Déesis» di Caulonia. — Napoli Nobilissima, II 1962 4, 123–127 (калабрийская часовня в Каулония); A. Medea. Resti di un ciclo evangelico: affreschi della grotta di S. Antuono ad Oppido Lucano (Potenza). — AStLuc, 31 1962, 301–311; A. Prandi. Il Salento provincia dell'arte bizantina. — Atti del Convegno internazionale sul tema: «L'Oriente cristiano nella storia della civilità». Roma 1964, 671–711; A. Medea. La pittura bizantina nell'Italia meridionale nel medioevo (V–ХIII secolo). — Ibid., 719–777. Для фресок Сицилии, принадлежащих к тому же кругу монашеского искусства, см.: S. Bottari. Chiese basiliane della Sicilia e della Calabria. Messina 1939; G. Agnello. Gli affreschi bizantini dei santuarietti in Sicilia. — Atti dello VIII Congresso internazionale di studi bizantini, II. Roma 1953, 55–62; G. Libertini. Scoperte recenti riguardanti l'età bizantina a Catania e Provincia: la trasformazione di un edificio termale in chiesa bizantina (la Rotonda). — Ibid., 166–172; G. Agnello. I nuovi affreschi bizantini della catacomba di S. Lucia in Siracusa. — Silloge bizantina in onore di S. G. Mercati. Roma 1957 (= StBN, IX), 1–8; Id. Le arti figurative nella Sicilia bizantina. Palermo 1962.

Гораздо значительнее искусство бенедиктинских монахов, чьи монастыри были активными проводниками византийских влияний. С 1058 года, когда вступил в должность аббат Дезидерий, последние проникают в южную Италию особенно широкой волной. В Монтекассино начинается блестящий художественный расцвет. Но было бы неверно переоценивать роль этих византийских влияний. Обычно они наслаивались на местную народную основу, сохранившуюся в Кампании в необычайной чистоте.

Бенедиктинским монастырям, и в первую очередь Монтекассино, приходилось вести сложную политику, лавируя между тремя крупнейшими политическими силами того времени: Византией, германскими императорами и норманнами. Особенно тесными были связи Монтекассино с византийским двором после обратного завоевания южной Италии византийскими полководцами Григорием (876) и Никифором Фокой (885). Греческие императоры неоднократно делали богатые вклады в Монтекассино и наделяли его привилегиями. При аббате Дезидерии (1058–1086), установившем дружественные отношения с норманнами, связи монастыря с Византией не только не ослабли, а усилились. Приступив в 1066 году к грандиозной реконструкции базилики св. Бенедикта, Дезидерий заказал в Константинополе различную церковную утварь, бронзовые двери и выписал византийских мастеров для работы в Монтекассино и для обучения местных монахов различным видам прикладного искусства, в которых применялись мозаика, серебро, бронза, железо, стекло, слоновая кость, алебастр и камень207. В первоисточниках ничего не сообщается о живописцах, а упоминаются лишь мастера, изготовлявшие наборные мозаические полы. Такое умолчание вряд ли является случайным, и объяснение ему следует искать в том, что бенедиктинские монастыри не нуждались в византийских живописцах и мозаичистах, поскольку они имели в этой области свои собственные кадры. И фрески Сант Анджело ин Формис, выполненные по заказу Дезидерия, являются аргументом в пользу подобного решения вопроса.

207 J. von Schlosser. Quellenbuch zur Kunstgeschichte des abendländischen Mittelalters. Wien 1896, 200 ff.; O. Lehmann-Brockhaus. Schriftquellen zur Kunstgeschichte des 11. und 12. Jahrhunderts für Deutschland, Lothringen und Italien. Berlin 1938, 475 ff., Nr. 2274 ff.; H. Bloch. Monte Cassino, Byzantium and the West in the Earlier Middle Ages. — DOP, 3 1946, 194–200.

В Сант Анджело ин Формис (1072–1086)208 нет ничего такого, что указывало бы на знакомство авторов его росписи с образцами столичной живописи. Это искусство, свежее и полнокровное, подкупает своей непосредственностью и грубоватой экспрессией. В с. 113
с. 114 ¦ апсиде представлен окруженный символами евангелистов Христос, ниже изображены фигуры трех ангелов, св. Бенедикта и аббата Дезидерия. В боковой апсиде мы видим полуфигуру Богоматери с младенцем Христом между ангелами и трех, из некогда шести, святых. Подобные композиции не встречаются в апсидах греческих храмов. Столь же сильно отличаются от росписей последних фрески корабля и входной стены, изображающие сцены из Ветхого и Нового Завета и Страшный суд. Восточная, в большинстве случаев сирийская, иконография, массивные романские формы, западные, обнаруживающие сходство с оттоновскими миниатюрами, лица, негреческие архитектурные формы — все эти элементы образуют сложный стилистический конгломерат, имеющий мало общего с чисто византийскими памятниками. Если искать аналогии этому оригинальному искусству, то их можно найти лишь в кругу провинциальных и восточнохристианских памятников, таких, например, как фрески крипты Хосиос Лукас209. По-видимому, бенедиктинские монастыри в Кампании поддерживали активные связи с византийскими провинциальными монастырями, простонародная культура которых была им ближе, нежели утонченная придворная культура столицы210. Известно, например, что три монаха — Иоанн, Теобальд и Линтиус — ушли в конце X века из Монтекассино на Восток: на Синай, Афон и в Иерусалим211. В дальнейшем, с 997 по 1010 год, Иоанн был аббатом монастыря Монтекассино под именем Иоанна III, а Теобальд занимал эту же должность между 1022 и 1035 годами.

208 D. Salazaro. Gli affreschi di S. Angelo in Formis. Napoli 1868–1870; F. Kraus. Die Wandmalerei von St. Angelo in Formis bei Capua. — JbPrKs, XIV 1893, 3–22, 84–100; E. Dobbert. Die Wandgemälde von S. Angelo in Formis. — Ibid., XV 1894, 60; Id. Zur byzantinischen Frage. Die Wandgemälde in S. Angelo in Formis. — Ibid., 125–159, 211–229; F. Kraus. Literaturbericht. Kunstgeschichte. Christliche Archäologie 1898–1899. — RepKunstw, XXIII 1900, 53–54; Venturi, II, 371–373; S. Di Giacomo. — GBA, 1896 II, 137–150; Bertaux. L'art dans 1'Italie Méridionale, 250–267; A. Marignan. Les fresques de l'église de Sant'Angelo in Formis. — Le Moyen Age, 2 serie, 1910, 1–44, 73–110, 137–174; Dalton, 316; P. Parente. La basilica di S. Angelo in Formis presso Capua e l'arte nel sec. XI. — Santa Maria Capua Vetere, 1912; Кондаков. Иконография Богоматери, I, 289; Millet. Iconographie de l'Evangile, Index: Sant Angelo in Formis, 726; Wulff, 585; V. Bindi. S. Angelo in Formis presso Capua ed i suoi illustratori. — RasArte, XVII 1917, 13–24; van Marle, I, 138–148; G. de Jerphanion. Le cycle iconographique de Sant'Angelo in Formis. — Byzantion, I 1924, 341–366; Diehl, 726–729; Toesca, 935–939, 1026; Muratoff. La peinture byzantine, 89–90; G. Ladner. Die italienische Malerei im XI. Jahrh. — JbKSWien, V 1931, 76 ff.; L. Coletti. Die frühe italienische Malerei, I. Das 12. und 13. Jahrhundert — Giotto. Wien 1941, VII–X; E. Anthony. Romanesque Frescoes. Princeton 1951, 44, 90–92; R. Oertel. Die Frühzeit der italienischen Malerei. Stuttgart 1953, 24–27; O. Morisani. Bisanzio e la pittura cassinese. Palermo 1955; G. De Francovich. Problemi della pittura e della scultura preromanica. — Settimane di studio del Centro italiano di studi sull'alto medioevo, II. I problemi comuni dell'Europa post-Carolingia. Spoleto 1955, 480–496; A. Grabar, C. Nordenfalk. La peinture romane du onzième au treizième siècle. Genève 1958, 33–39; J. Wettstein. Sant'Angelo in Formis et la peinture médiévale en Campagnie. Genève 1960 (рец. Ж. Мэтью: BZ, 54 1961 2, 397–399); F. Bologna. La pittura italiana delle origini. Firenze 1962, 38–43; O. Morisani. Gli affreschi di Sant'Angelo in Formis. Napoli 1962; N. Cilento. Sant'Angelo in Formis nel suo significato storico (1072–1087). — StM, 4 1963, 799–812; R. Causa. Sant'Angelo in Formis. Milano 1963; H. Toubert. Peinture médiévale en Campanie. — IHA, 1964 1, 29–34; N. Acocella. La decorazione pittorica di Montecassino dalle didascalie di Alfano I (sec. XI). Salerno 1966; O. Morisani. La pittura cassinese dell'epoca dell'abate Desiderio e le sue relazioni con Bisanzio. — CorsiRav, 1967, 253–265; J. Wettstein. Les fresques de Sant'Angelo in Formis et la question byzantine en Campanie. — Ibid., 393–427.

209 Ср.: O. Morisani. Bisanzio e la pittura cassinese. Palermo 1955, 38–41.

210 На это, в частности, указывает фреска XII века с изображением Успения в Санта Мария ин Гротта около Ронголизе, принадлежащая вышедшему из монастырской школы греческому живописцу. См.: A. Quintavelle. Rangolise e Santa Maria della Piana. Capua 1934; M. Bonicatti. Considerazioni su alcuni affreschi medioevali della Campania. — BA, XLIII 1958 1, 13–16, fig. 3, 5, 6; G. Lorenzoni. Le pitture di S. Maria in Grotta di Rongolise e il problema della loro datazione. — Napoli Nobilissima, 5 1966, 41–52. Греческому живописцу принадлежит и фрагмент фрески с изображением головы апостола Павла из церкви Сан Пьетро «alli marmi» близ Эболи, датируемый 1156 годом. См.: S. Ortolani. Inediti meridionali del Duecento. — BA, ХХХIII 1948 IV, 302.

211 H. Bloch. Monte Cassino, Byzantium and the West in the Earlier Middle Ages. — DOP, 3 1946, 171–172.

374–375. Сант Анджело ин Формис. Фрески атрия. Последняя четверть XII века 374. Ангел 375. Архангел Михаил

До недавнего прошлого все исследователи связывали с эпохой Дезидерия фрески атрия Сант Анджело ин Формис, рассматривая их как работу призванных Дезидерием греческих живописцев. Однако реставрация этих фресок показала, что они возникли не ранее последней четверти XII века, когда был перестроен весь портик212. В частности, выяснилось, что под фреской с изображением Оранты сохранились фрагменты более старой живописи, которая должна быть современной росписи внутри храма. Таким образом, роспись атрия не имеет никакого отношения к эпохе Дезидерия и стиль росписи говорит против ее датировки XI веком, так что выводы реставраторов вполне совпадают с данными стилистического анализа. Над входным порталом, в люнете, представлена полуфигура архангела Михаила (табл. 375), а ниже помещается заключенная в медальон Мария Оранта, возносимая двумя летящими ангелами (табл. 374). Греческие надписи и чисто греческая, хотя и несколько упрощенная, манера письма позволяют приписывать обе фрески византийскому мастеру, работавшему в последней четверти XII века. На это время указывает несколько мелочная разделка формы и сильная линейная стилизация складок. Не исключена возможность, что автор фресок вышел из той смешанной греко-сицилийской мастерской, которая выполняла мозаики собора в Монреале. Четыре сцены из жизни отшельников Антония и Павла, размещенные на той же западной стене атрия, также входят в группу грекофильских фресок. Они принадлежат, вероятно, помощнику главного мастера, исполнившего роспись над порталом213.

212 M. Bonicatti. Considerazioni su alcuni affreschi medioevali della Campania. — BA, XLIII 1958 1, 17–20, 25, fig. 14–16; P. Anker, K. Berg. The Narthex of Sant'Angelo in Formis. — ActaArch, 29 1958, 105–107; F. Bologna. La pittura italiana delle origini, 43; O. Morisani. La pittura cassinese dell'epoca dell'abate Desiderio e le sue relazioni con Bisanzio. — CorsiRav, 1967, 262; J. Wettstein. Les fresques de Sant'Angelo in Formis et la question byzantine en Campanie. — Ibid., 399–404. См. также литературу, указанную в примеч. 208. Правый ангел новый. Для типа лица Марии ср. святых жен в Палатинской капелле (Demus. Mosaics of Norman Sicily, fig. 24A), для трактовки складок одеяния ангела — мозаики продольного корабля собора в Монреале.

213 М. Боникатти (M. Bonicatti. Considerazioni su alcuni affreschi medioevali della Campania, 19) склонен датировать четыре сцены из жизни отшельников еще эпохой Дезидерия, что представляется мне маловероятным.

Мозаики и фрески Кампании лишены стилистического единства, в силу чего не приходится говорить о «бенедиктинском искусстве» как о чем-то целостном. В Кампании существовали различные художественные направления, одни из которых коренились в местных традициях, другие тяготели к Византии. Но даже в пределах византинизирующих течений наблюдается свободное обращение с греческим наследием214. Так, например, погибшие мозаики Капуи изображали в апсидах Христа между Петром и Павлом и Богоматерь между теми же апостолами и св. Стефаном и Агатой. Иначе говоря в апсидах были даны композиции западного типа, восходившие к римским традициям. Сохранившиеся мозаики в соборе Капуи (полуфигуры Марии, Иоанна Крестителя и Иоанна евангелиста, начало XII века) и в церкви Санта Мария делла Либера в Аквино (полуфигура Богоматери с младенцем Христом между двумя саркофагами, около 1160) хотя и имитируют греческие образцы, подвергают их одновременно настолько сильной западной переработке, что сразу обнаруживают свою принадлежность местным мастерам. С деятельностью кампанских художников следует связывать и весьма качественные фрески в апсиде церкви Крочефиссо в Кассино, ныне перенесенные в Монтекассино215. В конхе представлен восседающий на троне между двумя святыми Христос, ниже идет фриз с тремя медальонами, в которые вписаны полуфигуры Бенедикта, Мавра и Сколастики, цокольная часть имитирует мраморную облицовку. Эти фрески, возникшие уже в XIII веке (около 1208 года, когда папа Иннокентий III освятил алтарь), наглядно показывают, что проникновение византийских влияний в Кампанию было длительным и оно то ослабевало, то усиливалось.

214 Bertaux. L'art dans 1'Italie Méridionale, 186–192; Кондаков. Иконография Богоматери, II, 263–264; van Marle, I, 136.

215 A. Pantoni. Un insigne documento d'arte benedittina: le pittura della chiesa del Crocefisso a Cassino. — Benedictinaa, III 1949, 239 ss., tav. II–V; M. Matthiae. L'affresco del Crocefisso a Cassino. — Atti dello VIII Congresso internazionale di studi bizantini, II. Roma 1953, 193–198.

Если иллюстрированные рукописи, вышедшие из школы Монтекассино, полностью относятся к истории итальянского средневекового искусства, то существует группа греческих манускриптов, которая может быть связана с южной Италией и которая неотделима от истории византийской живописи: Athen. 149 (XI век), Vind. theol. gr. 188 (конец XI — начало XII века), Vind. theol. gr. 12 (XII век), Athen. 74 (XII век)216. Эти манускрипты интересны в том отношении, что они помогают уточнить истоки византинизирующего искусства южной Италии. Образцы, использованные здесь миниатюристами, происходили не из Константинополя, а из провинции. Таким образом, эти рукописи свидетельствуют о том же, о чем говорит восточная иконография росписей Сант Анджело ин Формис. с. 114
¦

216 Gerstinger, 37, Taf. XIV b, XXVII a–b, d; Buberl, 9, 13–14, Taf. VII, XVI; Delatte, 1, 71; R. Devreesse. Les manuscrits grecs de l'Italie Méridionale. Città del Vaticano 1955; M. Bonicatti. Miniatura bizantina ed italo-greca in alcuni codici della Badia di Grottaferrata. — Accademie e biblioteche d'Italia, 25 1957, 107–122; Id. Aspetti dell'industria libraria medio-bizantina negli «scriptoria» e considerazioni su alcuni manoscritti criptensi miniati. — Atti del III Congresso internazionale di studi sull'Alto Medioevo. Spoleto 1959, 341–364; M. L. Gengaro. Lo stile bizantino nei codici greci di provenienza dell'Italia Meridionale e attualmente di proprietà della Biblioteca Ambrosiana di Milani. — Ibid., 413–420.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 408; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.