Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Активная Пассивная




Активная гибкость характеризуется выполнением упражнений с большой амплитудой и силовым напряжением мышц.

Чрезмерное развитие гибкости отрицательно сказывается на силовых характеристиках мышц и связочного аппарата.

Для развития гибкости в спортивной практике используют упражнения на растяжение, с максимальной амплитудой, с отягощением, что способствует повышению эластичности и прочности связочного аппарата.

 

Ловкость

Ловкость – это комплексное качество, характеризующееся способностью к выполнению сложнокоординированных упражнений при значительном дефиците времени.

Ловкость обуславливается:

· аналитико-синтетической деятельностью ЦНС

· подвижностью и динамичностью нервных процессов

· соотношением процессов торможения и возбуждения в ЦНС

· сонастроенностью и синхронностью функций моторной системы и кинестетической, вестибулярной, зрительной и других сенсорных систем.

Для совершенствования ловкости в спортивной практике применяются спортивные игры, целесообразно расширять диапазон движений, используемых во время разминки. Для совершенствования пространственно-временных и силовых характеристик движений целесообразно применять упражнения с заданными параметрами.

 

Контрольные вопросы

1. Учение А.А. Ухтомского о доминанте, значение доминантных процессов в спортивной деятельности.

2. Силовые, скоростно-силовые упражнения на выносливость.

3. Абсолютная, относительная и максимальная произвольная мышечная сила. Особенности проявления и развития мышечной силы в разных видах спорта.

4. Максимальная произвольная сила и факторы, ее определяющие.

5. Анаэробные возможности и выносливость.

6. Функциональные механизмы развития скоростно-силовых качеств при тренировке.

7. Виды гипертрофии мышц при занятиях физическими упражнениями.

8. Центральные и периферические факторы, определяющие развитие быстроты при занятиях физической культурой и спортом.

9. Аэробные возможности организма и выносливость.

10. Возрастные особенности развития силы, скорости, ловкости, выносливости.

11. Взаимосвязь выносливости и утомления.

12. Физиологическая характеристика ловкости.

13. Физиологические факторы, которые обуславливают выносливость.

 

 

Тестовое задание к теме V. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ

1. Двигательные режимы, в которых выполняются упражнения

а) силовые

б) динамические

в) статические

г) скоростные

2. Силовые упражнения выполняются

а) только в динамическом режиме

б) только в статическом режиме

в) как в статическом, так и в динамическом режимах

14. Упражнения на выносливость характеризуются

А) могут выполняться долго

Б) выполняются за короткое время

В) при значительном напряжении мышц

Г) мышцы напряжены незначительно

Д) не вызывают значительных изменений функций

Е) наблюдается значительная интенсификация функций

4. Скоростно-силовые упражнения выполняются

А) только в статическом режиме

Б) только в динамическом режиме

В) мышцы напряжены незначительно

Г) мышцы развивают максимальное или околомаксимальное напряжение за короткий промежуток времени

д) мышцы развивают максимальное или околомаксимальное напряжение за длительный промежуток времени

е) однократное повторение упражнения не вызывает существенных функциональных изменений

ж) однократное повторение упражнения вызывает существенные функциональные изменения

5. Периферические факторы, определяющие силу мышц – это

А) механические условия действия мышечной тяги

Б) внутримышечная координация

В) исходная длина мышцы

Г) физиологический поперечник

Д) межмышечная координация

Е) соотношение быстрых и медленных волокон.

6. В скоростно-силовых упражнениях развивается взрывная сила, физиологическим механизмом которой является:

а) скорость импульсации мотонейронов

б) соотношение процессов торможения и возбуждения в ЦНС

в) соотношение БС и МС мышечных волокон

7. Аэробная выносливость характеризует аэробные возможности. Основной характеристикой является МПК

а) да б) нет

8. Адаптационные эффекты системы дыхания и кровообращения достигаются за счет: а) повышения силы и выносливости дыхательной мускулатуры

б) повышения силы и выносливости сердечной мышцы

в) экономичности работы сердца

г) снижения экскурсии грудной клетки

д) повышения экскурсии грудной клетки

е) увеличения легочных объемов

ж) увеличения количества альвеолярных пузырьков легких

з) перераспределение крови

9. Механизм адаптации к физическим нагрузкам заключается в

а) повышении функциональных потолков

б) снижении функциональных потолков

в) повышении энергетических запасов

г) снижении энергетических запасов

д) повышении кислородной емкости крови

е) снижении кислородной емкости крови

ж) повышении чувствительности к накоплению продуктов метаболизма

з) снижении чувствительности к накоплению продуктов метаболизма

и) повышении чувствительности к недостатку кислорода

к) снижении чувствительности к недостатку кислорода.

10.Перечислить сопряженные рефлексы сердечно-сосудистой системы.

 

 

VI. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ.

Спортивная тренировка – основная часть многогранного процесса спортивной подготовки. С.Т. – процесс использования спортивных упражнений, направленный на решение определенных задач (развитие физических и психических возможностей организма и достижение максимальных спортивных результатов).

В процессе С.Т осуществляется постоянная коррекция совершаемых движений и обеспечивается их координация – идет постоянный процесс совершенствования техники движений.

Основную роль в процессе спортивной тренировки играет нагрузка (ее качество, направленность, интенсивность и длительность).

Правильность выбора нагрузки определяет функциональные эффекты тренировки:

1. Возрастание функциональных возможностей и резервов организма;

2. Экономичность функций.

Закономерности повышения функциональных возможностей:

Выполнение нагрузки – трата энергии – активация процессов восстановление (суперкомпенсация) – восстановление несколько выше исходного уровня, соответственно постепенное повышение функциональных потолков (кумулятивный эффект).

Закономерности повышения экономичности (процесс адаптации играет решающую роль).

Основа этих эффектов – структурно-функциональные изменения в деятельности ведущих систем, совершенствование центрально-нервной, нейрогуморальной регуляции, автономной клеточной регуляции функций.

 

6.1. Физиологические основы построения тренировочных занятий и тренировочных циклов.

Тренировочное занятие это структурная единица тренировочного процесса.

Структура тренировочного занятия определяется поставленными задачами и состоит из трех взаимосвя­занных частей:

· вводно-подготовительной (разминки)

· основной

· за­ключительной (снижение интенсивности выполнения упражнения)

Тренировочное занятие включает различные физические упражнения, выполняемые в определенной последователь­ности, с определенными паузами отдыха. Однако общая схема тренировки остается постоянной.

С позиций физиологии тре­нировочное занятие представляет собой серии последователь­ных нагрузок чередующихся с определенными паузами отдыха.

При определении влияния тренировки на организм надо учитывать такие факторы:

· характер и интенсивность нагрузок

· осо­бенности ближайших восстановительных процессов

· влияние предыдущих тренировочных нагрузок.

Всякие нагрузки связаны с рабочим возбуждением ЦНС, повышением обмена веществ и изменениями в различных функциональных системах. Тренировочное занятие оказывает последействие, длительность которого определяется объемом и интенсивностью выполняемых нагрузок.

 

Физиологический механизм эффекта последействия

Во-первых, рабочее возбуждение нервной системы достигает уровня доминанты, которая характеризуется выраженной инертностью. Это рабочее возбуждение не прекращается мгновенно. Оно затухает постепенно и волнообразно.

Во-вторых, постепенное возвращение к исходному уровню объясняется восстановлением энергоресурсов, что объясняет несколько повышенный уровень обмена веществ, усиленное потребления кислорода и после прекращения выполнения упражнения.

Два основных метода спортивной тренировки (основаны на чередовании и длительности выполнения нагрузки с интервалами отдыха).

1. Непрерывный (дистанционный) – применяется в условиях равномерной работы и способствует развитию аэробных возможностей (ЧСС 145-180 уд/мин с постоянной скоростью выполнения упражнения). Применение этого метода в переменном режиме способствует развитию специальной выносливости и аэробных возможностей.

2. Интервальный (равномерный) – предполагает равномерное выполнение работы одинаковой продолжительности с постоянной интенсивностью и строго регламентированными паузами отдыха.

Успешность тренировочных занятий обеспечивается соблюдением определенных требований:

1. Чем интенсивнее нагрузка, тем уже задачи занятия (чем интенсивнее нагрузка, тем выше доминантный характер нервных процессов обеспечивающий этот вид работы, и перестроится на результативное выполнение другого вида работы очень тяжело в силу физиологических особенностей координации и регуляции нервных процессов в ЦНС).

2. При постановке нескольких задач, снижают интенсивность

3. Чередование упражнений для различных мышечных групп, что обеспечивает активный отдых и частичное восстановление в мышцах, которые выполняли предыдущую нагрузку.

4. Тренировочное занятие регламентируется величиной нагрузки.

 

Нагрузка, ее критерии

Классификация:

Малая нагрузка – активирует деятельность обеспечивающих систем, стабилизирует двигательную и вегетативные функции, не вызывает утомления.

Средняя нагрузка – стабилизирует работу обеспечивающих систем, имеет значение для поддержания уровня тренированности.

Значительная нагрузка – вызывает значительное повышение физиологических функций, способствует росту тренированности.

Большая нагрузка – вызывает значительные физиологические сдвиги, вызывает развитие некомпенсаторного утомления.

* Адекватна физиологическому состоянию (возрасту, уровню подготовленности)

Обязательны околопредельные (стрессирующие нагрузки) – вызывают сдвиги и тренировочный эффект.

Определение величины нагрузки проводится путем учета энерготрат и объема потребляемого кислорода во время работы, и после ее прекращения в восстановительный период (учет кислородного долга).

Изменение функциональных показателей при тренировке: МОД, МОК, ЧСС, ВЛ.

 

ГАЗООБМЕН.

Спортивная тренировка совершенствует координацию функций кровообращения и дыхания, что обеспечивает рост работоспособности.

МПК – показатель работоспособности, отражает состояние дыхательной и ССС человека.

ЧСС отражает уровень нагрузок (истощающие при ЧСС = 180 –210).

Околопредельные или тренировочные (160-180).

Наблюдается разнонаправленность функциональных сдвигов:

- Доминантные системы активируются, другие тормозятся.

- Потоотделение, активация процессов терморегуляции, т.к. при нагрузке наблюдается повышение температуры тела, что соответствует повышенному потреблению кислорода.

- Изменение внутренней среды (сдвиг рН, повышение осмотического давления крови, вязкость крови, процессы энергообразования).

 

6.2. Спортивная форма и этапы ее становления

Спор­тивная форма – высокий оптимальный уровень готовности к достижению высоких спортивных результатов принято Она характеризуется комплексом физиоло­гических, педагогических и психических признаков. Процесс становления спортивной формы имеет три фазы:

1) приобретение спортивной формы;

2) сохранение спортивной формы;

3) временная утрата спортивной формы.

Первая фаза соответствует подготовительному периоду, где формируются более высокие уровни функционирования всех систем организма, на базе которого возникает спортивная форма.

Вторая фаза соответствует соревновательному периоду и характеризуется стабилизацией высокого уровня физиоло­гических систем. В этой фазе происходит дальнейшее совер­шенствование всех компонентов, обеспечивающих спортив­ный результат. Колебания спортивных результатов возможны, однако они вызваны не уровнем физиологических потолков, а технической, тактической, психологической подготовкой.

Третья фаза отличается изменением направленности адаптационных процессов, переключением режима функций организма на реабилитационный уровень, ослаблением или частичным разрушением временных связей.

Уровень спортивной формы изменяется в зависимости от ряда физиологических закономерностей:

1. Спортивная форма представляет собой внешнее со­стояние физиологических систем для определенного уровня спортивных достижений.

2. Вследствие длительного воздействия высоких тренировочных и соревновательных нагрузок возникает охранитель­ная реакция организма направленная против перенапряжения.

3. Поддержание динамического равновесия между физио­логическими функциями и уровнем двигательной деятельности обеспечивается центральной нервной системой. Постоянные стрессовые ситуации могут привести к переутомлению ЦНС.

Снижение уровня работоспособности, вызванное переры­вами в тренировке (болезнь, травмы и т.д.) во многом зависит от уровня гипокинезии. Обратимость тренировочных эффек­тов проявляется после повышения тренировочных нагрузок и возможна лишь при систематических тренировках с надпороговой интенсивностью. Этот важнейший биологический фак­тор является основой принципов повторности и система­тичности. Очень важна при этом целевая установка: сохране­ние или повышение тренировочного эффекта.

 

6.3. Физиологические показатели тренированности

Тренированность – высокий уровень специальной работоспособности.

Состояние тренированности определяется при условиях:

1. В состоянии покоя (тренированность характеризуется снижением физиологических показателей вегетативных систем).

2. При физических нагрузках (тестирование при дозированных стандартных и предельных нагрузках – при этом наблюдается более быстрое врабатывание, уровень изменения физиологических функций менее выражен, чем у нетренированных).

3. После физических нагрузок в период восстановления (процессы восстановления протекают значительно быстрее).

Функциональные изменения, обеспечивающие и возникающие при развитии тренированности:

- ЦНС – подвижность нервных процессов, уточнение дифференцировок и повышение активности сенсорных систем

- Нервно-мышечный аппарат – увеличение мышечной массы, улучшение кровоснабжения мышц за счет увеличения количества капилляров, способность к произвольному расслаблению мышц

- Увеличение углеводных запасов и снижение жировых

- Повышение легочных объемов и емкостей, снижена частота дыхания, увеличена ЖЕЛ, увеличена глубина вдоха,

- Увеличение размеров сердца, снижена ЧСС, увеличены полости сердца, повышается объем циркулирующей крови.

Приведенные уровни физиологических функций свидетельствуют о более рациональном и экономичном использовании резервов организма.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 430; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.051 сек.