Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Видообразование и отличительные особенности




Критерии вида

Структура вида

Формы существования Краткая характери­стика Объединяющий фактор Причины устойчи­вости
Популяции      
Подвиды      

Таблица 23

Признаки, опреде­ляющие вид Краткая характери­стика Примеры
1. Морфологические    
2. Генетические    
3. Физиолого-биохими-ческие    
4. Эколого-географи-ческие    

Выводы по теме:

1. Формирование нового вида является центральным и важнейшим этапом эволюции. Видообразование связывает микроэволюцию и макроэволюцию в единый процесс.

При обособлении нового вида происходит не только выработка новых адаптаций, но и нарастание его изоляции, обособление от материнского и сестринского видов.

 

Рекомендуемая литература

1. Вавилов Н.И. Линнеевский вид как система. Л.: Наука, 1967.

2. Георгиевский А.Б. Дарвинизм, М.: Просвещение, 1985.

3. Завадский К.М. Вид и видообразование. Л.: Наука, 1968.

4. Иорданский Н.Н. Эволюция жизни. М., 2001.

5. Константинов А.В. Основы эволюционной теории. Минск: Высшая школа, 1975.

6. Майр Э. Зоологический вид и эволюция. М.: Мир, 1969.

7. Майр Э. Популяции, виды и эволюция. М.: Мир, 1974.

8. Парамонов А.А. Дарвинизм, М.: Просвещение, 1978г.

9. Попов А.А. Основы теории эволюции. Казань, 1995, 2000.

10. Северцов А. С. Основы теории эволюции. М.:МГУ, 1987.

11.Татаринов Л.П. Очерки по теории эволюции. М.: Наука, 1987 12. Шмальгаузен И.И. Проблемы дарвинизма. Л.: наука, 1960.

13. О.Яблоков А.В., Юсуфов А.Г. Эволюционное учение. М.: Высшая школа, 1976.

Тема 11. Видообразование как исторический процесс

(лабораторное)

 

Цели занятия:

Изучить основные пути видообразования (аллопатрическое и симпатрическое), рассмотреть примеры видообразования.

2. Доказать, что видообразование - результат микроэволюции, а вид - ка­чественный этап эволюционного процесса.

 

Основные понятия: видообразование - симпатрическое, аллопатриче­ское, гибридогенное, экологическое, географическое, полиплоидия, коэволюция.

 

Теоретические вопросы

1. Значение изолирующих механизмов для внутривидовой дифференцировки и обособлении видов.

2. Основные пути видообразования. Рассмотреть примеры аллопатрического и симпатрического видообразования.

3. Видообразование у агамных, партеногенетических и самооплодотворяющихся форм

4. Экологическая радиация.

5. Что определяет темпы видообразования?

6. Покажите необходимость и случайность в процессе видообразования.

7. Коэволюция.

8. Схема эволюционирующего вида по Ф. Добжанскому.

Лабораторная работа.

одного вида от другого

Материал: гербарии нескольких растений одного и того же вида, но раз­личных мест обитания. Коллекции различных видов насекомых, влажные пре­параты рыб, амфибий, тушки птиц и млекопитающих.

 

Пособия: схемы, рисунки - такие, как схема видообразования (по Ф. Добжанскому, 1957). Рисунок: «Видообразование в группе австралийских попу­гайчиков» (по Э. Майру, 1968). Схема дивергенции по Ч. Дарвину.

Оборудование: подносы, линейки, штангенциркули, лупы, определители и справочники.

 

Задание и методические рекомендации

 

1. Внимательно рассмотрите материал, изучите пособия. Вспомните ос­новные свойства видов и критерии. Возьмите два вида насекомых, рыб, птиц. На основании морфологического критерия докажите отличие одного вида от другого. Полученные данные, характеризующие самостоятельность этих видов, занесите в приведенные ниже таблицы 24, 25, 26.

 

 

Таблица 24

Сравнительно - морфологические данные различных видов насе­комых

п /п     Название вида     Признаки
Размеры Формы крыльев, рисунок, окраска Тип ро­тового аппарата Место обитания Размножение и развитие Пита­ние
               

 

 

Таблица 25




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 1372; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.