Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И.П. Аргунов




К лучшим русским портретам XVIII века мало применимы привычные стилевые категории. Вряд ли к «Напольному гетману» И. Никитина подходит эпитет «барочный»; А.П. Струйскую (1772, Москва, ГТГ) Рокотова трудно отнести к рококо или М.А. Дьякову (1778, Москва, ГТГ) Д.Г. Левицкого - к классицизму. Пожалуй, единственным портретом, в большой мере отвечающим принципам классицизма, является позднее полотно И. Аргунова - «Портрет неизвестной в русском костюме» (1784, Москва, ГТГ)» но и то на ней, возможно, надет театральный костюм. Ничего напоминающего попытки английского художника Рейнолдса облачить свои модели в некие вневременные одежды и таким образом поднять портрет до уровня требований высшего жанра классицизма - исторической картины - в России мы не встречаем. «Смолянки» (1773-1776, Санкт-Петербург, ГРМ) на портретах Левицкого, изображающих воспитанниц Смольного института, откровенно позируют в своих полумаскарадных-полусценических платьях, они с увлечением играют свои роли в отчетном институтском театрализованном представлении. Форма парадного портрета получила у Левицкого новое осмысление, за эффектностью маскарада выступили привлекательные своей естественностью и достоверностью образы молодых девушек. Рокотова пленяет текучесть как бы пробегающих в душе модели преходящих оттенков настроения – как пробегают отражения облаков в ручье. Чьи они - ручья или облаков? Модели или художника? Откуда эта «полуулыбка-полуплач» девочки-жены Струйского (1772, Москва, ГТГ) или смутные образы, скользящие в причудливом уме ее чудаковатого стихотворца-мужа (1772, Москва, ГТГ)? Презрительная надменность Варвары Новосильцевой (1780, Москва, ГТГ) оборачивается снисходительной улыбкой бывшей воспитанницы Смольного, обращенной к своей новой богатой, но провинциально невежественной семье. А над чем или над кем усмехается Майков (1765-1767, Москва, ГТГ)? люди на портретах Рокотова как бы окутаны густой дымкой, почти спрятаны от нескромных взглядов. Живописный строй портретов Рокотова сродни его излюбленным моделям. Глубине и насыщенности его тонального колорита отвечает глубина эмоций.

Гораздо определеннее и конкретнее Левицкий. Обычно у его моделей четко сложившиеся характеры. Он хотел бы их видеть однозначными, как персонажи Фонвизина. Но это не всегда удается. Художник слишком объективен и проницателен, чтобы этого не понять. Почему, например, умница Дьякова-Львова во втором своем портрете, написанном, по-видимому, три года спустя после первого (1778 и 1782-1885 - оба в Москве, ГТГ), уже в виде признанной хозяйки лучшего литературного салона Петербурга, так скептически и разочарованно нас разглядывает? Проще и понятнее румяная растрепанная русская барыня Бакунина, с легкой иронией написанная Левицким; утонченная аристократка Урсула Мнишек с холодным фарфоровым личиком или пестро разодетая актриса-авантюристка Анна Давиа, - с одинаковым блеском запечатленные кистью Левицкого (все 1782, Москва, ГТГ). Левицкого отличает его влюбленность в материальный мир, он с увлечением пишет костюмы и аксессуары, сочетая декоративную изысканность тонов с насыщенностью, звучностью колорита всего полотна. Это придает творчеству Левицкого блеск жизни, привносит в его картины праздничную красочность. Более или менее точно соответствует понятию сентиментализма талант живописца В.Л. Боровиковского. Эмоции тут другого порядка, более аффектированные и манерные, чем у Рокотова (портрет М.И. Лопухиной, 1797, Москва, ГТГ). Но томные девушки Боровиковского пленительно женственны, а подтянутые военные - благородны и доблестны. Боровиковский внес в русскую живопись более обобщенные, идеальные представления о человеке и его гармонии с природой. Мечтательные, элегические настроения, нежность колорита и певучий ритм не мешают, однако, художнику чувствовать индивидуальность модели. Не всегда Боровиковский сентиментален, - он показал генерала Боровского энергичным и собранным (1799, Санкт-Петербург, ГРМ). К началу XIX века Боровиковский все более проникается идеалами классицизма.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 360; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.