Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы для самопроверки. Чем отличаются древние цивилизации от первобытного общества.




Чем отличаются древние цивилизации от первобытного общества?

 

В чем состоят трудности современного понимания древ­них цивилизаций?

 

Какие связи существовали между древними цивилиза­циями?

 

Какое значение имела письменность и подготовка чи­новника в древности? Знаниями из каких областей че­ловеческой деятельности он должен был обладать непре­менно?

Ответьте на вопросы, привлекая следующие данные: Древнеегипетский писец Хори задавал своему коллеге во­просы, желая уличить того в невежестве: «Каков рацион войска на марше? Сколько нужно кирпичей для построй­ки платформы заданных размеров? Сколько нужно людей для перевозки обелиска? Как поставить на пьедестал ко­лоссальную статую? Как организовать военную экспеди­цию?»

В жизнеописании одного из египетских чиновников по име­ни Уна говорится о том, что сначала он был стражником и судьей, затем занимался поиском камней (для царских памятников) в далекой стране, строил корабли, очищал ка­налы, а когда разразилась война, стал начальником штаба.

 

Какие выводы о развитии хозяйства и торговли мож­но сделать из сопоставления следующих фактов? В Вавилонии во II тысячелетии до н. э. зерно в расчетах играло такую же роль, как серебро. Зерном выплачива­лось вознаграждение сельскохозяйственным работникам, погонщикам волов, пастухам, платили им за наем пово­зок, волов, ослов.


Римское название денег «пекуниа» происходит от «пе- кус» — скот. До IV в. до н. э. мерилом стоимости товара служил скот (быки и бараны). Например, 10 баранов сто­или столько же, сколько 1 бык.

ЗАДАНИЯ

 

Необычайной популярностью среди греков пользова­лись высказывания «семи мудрецов» — известных всей Греции мыслителей и государственных деятелей, отличав­шихся практическим жизненным опытом и глубоким госу­дарственным умом. Свои мысли мудрецы выражали в фор­ме афоризмов. Какие выводы о почитавшихся в Древней Греции добродетелях можно сделать на основе анализа из­речений, собранных в книге Диогена Лаэртского пример­но в 220 г.?

«Не богатей дурными средствами» (Фалес). «Чем поддержал ты своих родителей, Такой поддержки жди и от детей» (Фалес). «Заводи друзей не спеша, а заведши, не бросай» {Солон). «Не злословь о ближнем, чтобы не услышать такого, че­му сам не порадуешься» (Хилон из Спарты). «Что лучше всего? Хорошо делать, что делаешь» (Питтак). «Только больная душа может быть глуха к чужой беде» (Биант).

 

На стене одного из домов в Помпеях — городе, засы­панном пеплом во время извержения вулкана Везувия в 79 г., обнаружены записи расходов семьи из трех че­ловек. Записи охватывают 8 дней. В них повторяются од­ни и те же товары: хлеб, лук, оливковое масло, сыр, ви­но... Обычно траты семьи в эти дни были невелики. В перечень вписаны траты на содержание рабов. Покупка хлеба для рабов обходилась в 2—4 раза дешевле. Сделайте все возможные выводы из приведенных данных.

 
- 13037. Боголюбов, 11 кл.

 

 

Американский археолог К. Клакхолм предложил такие признаки первых цивилизаций: монументальная архи­тектура, города и письменность. Согласны ли вы с мне­нием ученого? Какие конкретные факты вы можете при­вести для доказательства своего мнения? Можно ли ограничиться перечисленными признаками? Почему вы так думаете?

ГОВОРЯТ МУДРЫЕ

«Историю цивилизации можно выразить в шести словах: чем больше знаешь, тем больше можешь». Э. АБУ (828—885), французский писатель.

§ 4 Древние цивилизации Европы

Что такое древнегреческий полис — город, госу­дарство или община? Была ли экономика в Древ­ней Греции рыночной? Какие ценности жители Древней Эллады принесли на завоеванные земли? За что мы ценим древнеримское право?

ПОЛЕЗНО ПОВТОРИТЬ ВОПРОСЫ:

Соотношение цивилизационного и формационного под­ходов к изучению прошлого, ценности Запада.

Не умаляя значения иных древних цивилизаций, мы все- таки должны признать, что особое влияние на историю народов Европы оказали Древняя Греция, эллинистические государства и Древний Рим. Их история, богатая событиями и довольно по­дробно описанная и изученная, во многом известна и вам. Од­нако вряд ли будет лишним еще один взгляд на нее с точки зрения движения человечества к современной цивилизации. Чем обогатили эти древние цивилизации человечество? Почему па­мять о них сохраняется в веках, а интерес к ним не уменьша­ется с течением времени?

ЗАРОЖДЕНИЕ АНТИЧНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

В Греции в VIII—VI вв. до н. э. развились социально-эко­номические и политические явления, придавшие античному обществу определенную специфику по сравнению с другими ци­вилизациями: классическое рабство, система денежного обраще­ния и рынок, полис — основная форма политической организа­ции, идея суверенитета народа и демократическая форма правления. Тогда же были разработаны и основные принципы морали, эстетические идеалы, оказавшие воздействие на весь античный мир. Наконец, в тот период зародились важнейшие элементы античной культуры — наука и философия, главные жанры литературы, театр, ордерная архитектура, спорт.

Стремительный подъем, подготовленный предыдущим раз­витием хозяйства, имел разнообразные последствия для обще­ства. Рост производительности труда благодаря использованию железных орудий в сельском хозяйстве и ремесле привел к уве­личению избыточного (сверх необходимого для производителя) продукта труда. Из сельского хозяйства высвобождалось все боль­шее число людей, что обеспечивало быстрый рост ремесла. Обо­собление ремесла от сельского хозяйства повлекло за собой ре­гулярный обмен между ними, иными словами — появление рынка не как места, куда со всей Греции свозились товары, а как регулярных торговых связей между областями и районами страны. Развитие торговли требовало такого продукта, который мог бы играть роль всеобщего эквивалента, легко обменивать­ся на другие продукты труда. Таким эквивалентом стали день­ги. Первоначально функцию денег выполнял скот, позднее — монеты из металла, которые можно было обменивать на другие продукты по определенному счету.

Несмотря на то что в архаический период Греция не пред­ставляла собой единого государства, регулярные торговые свя­зи между отдельными полисами приводили к постепенному формированию этнического самосознания: греки начинали осо­знавать себя единым народом — эллинами, отличным от дру­гих — неэллинов. Одним из проявлений самосознания эллинов были проводившиеся с 776 г. до н. э. знаменитые Олимпийские игры, на которые допускались только эллины.

Основной чертой нравственного сознания древнегреческого общества того периода было соединение чувства коллективизма и состязательного начала. Существование отдельного человека вне рамок общины, полиса было невозможно, поэтому высшая доблесть гражданина состояла в защите своего полиса. «Сладко ведь жизнь потерять, среди воинов доблестно павши, храброму мужу в бою ради отчизны своей»,— писал спартанский поэт Тиртей. А принцип состязательности воплощался в стремлении как можно лучше послужить полису.


К VIII—VI вв. до н. э. относится появление совершенной архитектуры, главным образом общественной. Все силы обще­ства были обращены на монументальные культовые сооруже­ния, прежде всего храмы покровителей общины. Для полисно­го мировоззрения было характерно представление об особой связи полиса с определенным божеством-покровителем. Общегречес­кое значение имели лишь святилища в Дельфах и Олимпии. Обычай приношения даров в храмы способствовал тому, что по­следние сосредоточивали лучшие произведения искусства, а их территория служила чем-то вроде музея.

Величайшим достижением греческой культуры той эпохи явилось создание алфавитного письма. Преобразуя финикийскую слоговую систему письменности, греки создали свой алфавит. Для того чтобы овладеть письмом и счетом, не нужны были го­ды упорного труда. Произошла демократизация системы обуче­ния, позволившая сделать грамотными практически всех сво­бодных жителей Греции. Овладение грамотой давало возможность пользоваться письменными способами передачи информации, знакомиться с трудами литераторов и ученых.

Особое значение для всей европейской культуры имело воз­никновение философии — принципиально нового подхода к по­знанию мира и человека, коренным образом отличавшегося от мифологии. Постановка проблем, опора на человеческий разум как средство познания, ориентация на поиски причин всего про­исходящего в мире в нем самом, а не вне его существенно от­личали философский подход к миру от религиозно-мифологиче­ских воззрений.

Можно согласиться с мнением ученых, связывающих воз­никновение философии с общественным опытом гражданина ран­него полиса. Мир полиса, отношения в нем — вот та модель, которая лежала в основе представлений греческих философов о большом мире — космосе.

В зародившейся философии складывались противополож­ные подходы к решению важнейших вопросов устройства мира. Так, мыслители натурфилософского направления (лат. natura — природа) искали первооснову мира в самой природе, а не в божестве или идее. Они стремились раскрыть взаимо­связь явлений и показать развитие мира. Их философия была стихийно-материалистической и диалектической.

Другое направление философии представляли пифагорей­цы, последователи известного математика Пифагора. Основой основ пифагорейцы считали математику. Они полагали, что ко­личество, форма определяют сущность всего. Постепенно они стали отождествлять вещи с числами, лишив вещественный мир материального содержания. Превращенное в абсолют число, по мнению пифагорейцев, и составляет сущность мира.

Важнейшие завоевания цивилизации периода архаики бы­ли развиты в период классической Греции (от рубежа VI—V вв. до н. э. до 338 г. до н. э.). В этих творениях духа проявлялась своеобразная черта античной Греции — формирование этнического самосознания эллинов.

РАСЦВЕТ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Это был период великого расцвета полисной организации общества, оказавшей влияние на все стороны его жизни. Полис представлял собой гражданскую общину, важной особенностью которой было сочетание общинного характера и своеобразных черт, отличавших эту общину от родовой, семейной, территори­альной и т. п. В ее основе лежала античная форма собственно­сти, которая была одновременно государственной (совместной) и частной. Владельцем основного средства производства (земли) мог стать лишь тот, кто был полноправным членом граждан­ской общины. Верховным правом на землю (правом владеть, пользоваться и распоряжаться ею) обладал только коллектив граждан. Взаимосвязь и взаимообусловленность права собствен­ности на землю и гражданских прав способствовали признанию всех граждан равноправными.

В полисах действовали различные органы управления, но верховным органом в большинстве полисов было народное со­брание, которому принадлежало право окончательного решения всех важнейших вопросов.

Еще одной особенностью полиса было совпадение полити­ческой и военной организации. Гражданин-собственник одновре­менно являлся и воином, обеспечивавшим неприкосновенность полиса, а значит, и своей собственности.

Экономика полиса базировалась на земледелии и скотовод­стве, виноградарстве и садоводстве. Основным принципом была идея автаркии (самообеспеченности). Средства существова­ния, не зависящие от внешних, природных факторов, рассмат­ривались как экономическая основа свободы. Излишки продук­тов составляли предмет продажи и обменивались через рынок.

Таким образом, полис осуществлял экономические, воен­ные и политические функции.

В соответствии с основными принципами полиса выраба­тывалась полисная система ценностей: твердая уверенность в том, что полис — высшее благо, что существование человека вне его рамок невозможно, а благополучие отдельного лица зависит от благополучия полиса. К ценностям полиса относились также признание превосходства земледельческого труда над иными ви­дами деятельности (исключение составляла лишь Спарта, где Ценностью считалась и война); стремление сохранить неизмен­ными и экономическую основу, и все остальные условия жиз­ни полиса, приоритет традиций. Желание накопительства осуж­далось как антиценность.

В тот период началось распространение рабства классиче­ского типа. Например, в Афинах раб не только не имел собст­венности на средства производства, но и представлял собой «го­ворящее орудие», принадлежавшее его хозяину. Право собствен­ности рабовладельца на раба ничем не ограничивалось. Дети ра­бынь назывались приплодом и также становились рабами. Рабы в Греции — это, как правило, захваченные во время воен­ных походов или пиратских набегов военнопленные, кото­рые поступали на невольничьи рынки и становились «живым товаром».

Полис, сформировавшийся в специфических природных ус­ловиях Эллады при своеобразии ее социально-экономического и политического развития, был явлением, практически неизвест­ным в мире древних цивилизаций Переднего Востока, резко от­личавшимся от существовавших там форм организации общест­ва. Он оказал влияние на эллинистические цивилизации и Рим.

ЦИВИЛИЗАЦИЯ ЭЛЛИНИЗМА

Начало цивилизации эллинизма положил Восточный по­ход Александра Македонского и массовый колонизационный по­ток жителей Древней Эллады во вновь завоеванные земли. В ре­зультате в Средиземноморье, Передней Азии и прилегавших к ним районах постепенно сложились новая материальная и ду­ховная культура, формы политической организации и социаль­ных отношений народов. Влияние цивилизации эллинизма рас­пространилось необычайно широко — на Западную и Восточную Европу, Переднюю и Центральную Азию, Северную Африку.

Новые формы жизни общества явились своеобразным син­тезом местных, главным образом восточных, и греческих эле­ментов, которые играли большую или меньшую роль в зависи­мости от конкретно-исторических условий.

Наиболее характерными чертами экономического развития в этом обширном регионе были рост торговли и производство продуктов труда, предназначенных для обмена. Несмотря на ча­стые военные столкновения, устанавливались регулярные мор­ские связи, прокладывались торговые пути, возникали новые крупные центры ремесла, производство которых и было в зна­чительной мере рассчитано на рынок.

С развитием торговли значительно расширилось денежное обращение, чему способствовала унификация монетного дела, начавшаяся при Александре Македонском, при котором широ­ко распространилось производство золотых монет.

Пришедшие в восточные регионы эллины нашли там не­знакомую им, но объективно необходимую форму власти — де­спотию. Потребность древневосточных государств в неограничен­ной власти деспота диктовалась его важнейшей функцией — ор­ганизатора общественных работ, связанных прежде всего с ир­ригацией. Поэтому в конце IV — начале III в. до н. э. на вновь завоеванных землях возникла специфическая форма социально- политической организации — эллинистическая монархия, соеди­нившая в себе элементы восточной деспотии — монархическую форму власти с постоянной армией и центральной администра­цией и элементы полисного устройства. Последние были пред­ставлены городами с приписанной к ним сельской местностью, сохранившими органы внутреннего самоуправления, но в зна­чительной мере подчиненными царю. От монарха зависели раз­меры приписанных к полису земель. В большинстве случаев царские чиновники контролировали деятельность полисных органов самоуправления. Утрата полисами внешнеполитической самостоятельности компенсировалась безопасностью их сущест­вования, большей социальной устойчивостью и обеспечением прочных экономических связей с другими частями государства. Царская власть приобрела в городском населении важную опо­ру и получила необходимые источники пополнения армии и чи­новничества.

Изменились в эллинистическом государстве и отношения собственности. На территории полиса земельные отношения ос­тавались прежними, но если землю с находившимися на ней местными деревнями приписывали к городам, то ее население не становилось гражданами полиса. Продолжая владеть своими участками, оно уплачивало подати городу или частным лицам, получившим от царя эти земли. На территории, не приписан­ной к городам, вся земля считалась царской. Существовало сочетание деспотической и античной форм собственности.

Наряду с классическим рабством сохранились и более при­митивные его формы — долговое рабство, самопродажа и др. Роль рабского труда в эллинистических городах была не мень­шей, чем в греческих полисах, но в сельском хозяйстве труд рабов не мог вытеснить труд местного свободного населения.

Культура эллинистической цивилизации представляет со­бой сочетание местных устойчивых традиций с культурой, при­несенной завоевателями и переселенцами — греками и негрека- ми- Однако это была целостная культура: при всех местных различиях ей были свойственны некоторые общие черты, обус­ловленные влиянием греческой культуры, а также сходными тенденциями социально-экономического и политического раз­вития.

Эллинизм имел непреходящее значение в истории челове­чества, обогатив его новыми открытиями в области научных зна­ний и в изобретательстве. Достаточно назвать имена Евклида и Архимеда. В рамках философии зародились и получили разви­тие социальные утопии, описывающие идеальное общественное устройство, свободное от пороков и конфликтов. Сокровищница мирового искусства пополнилась такими шедеврами, как алтарь Зевса в Пергаме, статуи Венеры Милосской и Ники Самофра­кийской, скульптурная группа Лаокоон. Появились обществен­ные здания нового типа: библиотека, мусейон, служивший на­учным центром. Эти и другие достижения культуры были унаследованы Византийской империей, арабами, вошли в золо­той фонд общечеловеческой культуры.

ЦЕННОСТИ ДРЕВНЕРИМСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Среди ученых нет единства в определении места древне­римской цивилизации в историческом процессе. Одни утверж­дают, что Рим не имел самостоятельного значения как цивили­зация и представлял собой кризис античности. Другие полагают, что Рим — особая цивилизация с собственной системой ценно­стей, сложившихся в римской гражданской общине. Каковы же эти ценности? Какое значение имеют они для понимания прой­денного человечеством пути?

Систему ценностей древних римлян определял патриотизм, представление об особой богоизбранности римского народа и са­мой судьбой предназначенных ему победах. Рим рассматривал­ся как высшая ценность, а долг гражданина состоял в том, что­бы служить ему всеми силами, не щадя жизни. Общее дело значило больше личного.

Для того чтобы соответствовать этим ценностям, гражда­нин должен обладать мужеством, стойкостью, честностью, вер­ностью, достоинством, способностью подчиняться железной дис­циплине на войне, власти закона и обычаям предков в мирное время, вести умеренный образ жизни.

Распространение рабства, достигшего именно в Риме наи­высшего развития, привело к противопоставлению раба и сво­бодного гражданина. Последний считал для себя зазорным, ес­ли его подозревали в «рабских пороках» (ложь, лесть) или «рабских занятиях», включавших в отличие от Греции не толь­ко ремесло, но и сочинение пьес, работу скульптора и живопис­ца, игру на сцене. Делами, достойными римлянина, особенно выходца из знатного аристократического рода, признавались только политика, война, законотворчество.

Наиболее развитыми элементами римской культуры были право и красноречие.


Римское право складывалось на протяжении нескольких веков. В нем была разработана система правовых норм, регули­ровавших имущественные и другие хозяйственные отношения, связанные с правом собственности, установлены правила обес­печения договорных обязательств и ответственности, весьма со­вершенные нормы наследования имущества. Римские юристы делили право на частное, относившееся к «пользе отдельных лиц», и публичное, касавшееся «состояния Римского государст­ва». Именно в Риме появилась доктрина, согласно которой во­ля императора — закон для всех граждан. В императорскую эпо­ху большое значение получила законодательная деятельность императоров: они издавали эдикты, декреты, рескрипты и ман­даты, объединявшиеся общим названием «конституция».

Искусство красноречия развивалось в античных цивилиза­циях в непосредственной связи с особенностями политической жизни. Владение ораторским искусством было важнейшим и наиболее действенным способом укрепления авторитета в обще­стве и завоевания политического успеха. Римское красноречие достигло своего апогея в трудах Цицерона (106—43 гг. до н. э.), от которого до нас дошло более 50 полностью сохранившихся речей, а также сочинения по теории риторики (искусства крас­норечия). В сочинениях Цицерона выдвигался идеал всесторон­не образованного философа-оратора и государственного деятеля. Именно Цицерону принадлежит мысль о том, что любой обла­сти деятельности соответствуют свои обязанности, в исполнении которых и состоит нравственный смысл жизни.

Римские ценности менялись на протяжении бурной исто­рии этой цивилизации. Кризис, охвативший ее в конце суще­ствования, не мог не затронуть и систему ценностей: все даль­ше отступало римское общество от тех принципов, которыми так гордились жители Вечного города. Изменился и состав жи­телей Рима: в их числе все больше оказывалось «варваров». Коррупция, злоупотребления, политические интриги, безудерж­ная погоня за наживой, жестокие и кровавые гражданские вой­ны, карьеризм с опорой на семейные связи, произвол, доносы, беспредельное раболепство и лицемерие стали обычными норма­ми жизни римлян в эпоху, предшествовавшую падению Рима под натиском варварских племен. Однако это не умоляет зна­чения самих ценностей, на верности которым римляне воспи­тывали юношество.

Завершая разговор о древних цивилизациях и их значении Для современности, вспомним слова Цицерона: «Не знать, что случилось до твоего рождения,— значит всегда оставаться ре­бенком».

Основные понятия

Полис. Рынок. Монархия. Римское право. Эллинизм.

Термины

Автаркия. Натурфилософия.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 2323; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.043 сек.