КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Переход к индустриальной ^ цивилизации
Какие технические изобретения прокладывали дорогу новой цивилизации? Как становились капиталистами? В чем состояла «мирская этика» пуритан? Чем завершалась борьба английского парламента с королем? Буржуазная революция: начало или конец перехода к капитализму? ПОЛЕЗНО ПОВТОРИТЬ ВОПРОСЫ: Стадиально-цивилизационный подход к истории, ценности Запада. Европейская цивилизация сыграла важную роль в истории человечества: проникнув во многие регионы Земли, она связала в единое целое изначально различные и расположенные далеко друг от друга народы и страны. Наиболее существенные достижения европейской цивилизации приобрели значение общечеловеческих ценностей. Каковы же характерные черты европейской цивилизации в период перехода человечества к индустриальной фазе развития? ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ УСКОРЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОГРЕССА Как вам известно, техника в разные времена развивалась неравномерно: когда-то открытия следовали друг за другом, но бывало и так, что проходили многие десятилетия без каких-либо серьезных технических новшеств. Конец Средневековья ознаменовался вступлением человечества в новую эру научного и технического развития. Это бы- ло время Великих географических открытий, возрождения гуманистических идеалов античной науки. Среди технических изобретений, подготовивших существенные изменения в общественном укладе Европы, а затем и за ее пределами, следует назвать компас, порох, книгопечатание, автоматические часы. Собственно, компас известен китайцам с III в., но лишь с XIV в. он стал важнейшим навигационным прибором европейцев. Оборудование им кораблей позволило сделать великие открытия неведомых прежде стран, расширить пространство, на котором протекала отныне всемирная история.
Часы тоже были известны людям давно, хотя в Средневековье (например, в VIII в.) даже водяные часы были в диковинку. Но уже в XIII—XIV вв. башни многих европейских городов украсили механические часы с боем. В XV в. появились настольные часы, а несколько позже — карманные. Часы становились приметой нового времени. Ценить время люди научились в связи с изменением ритма производственной и бытовой деятельности. Особенно важное значение использование механических часов приобрело в период развития мануфактурного производства, когда требовалось измерять продолжительность отдельных технологических процессов. Вместе с тем возможность точного измерения времени оказала большое влияние на развитие научных опытов и наблюдений. Изобретение книгопечатания, ставшего в Европе регулярным с середины XV в., способствовало быстрому распространению знаний и окончательному изживанию монополии церкви на книжное дело. Использование пороха, открытого еще в VIII—IX вв. в Китае, не только сделало уязвимыми средневековые оборонительные сооружения и практически бесполезными рыцарские доспехи, но и облегчило завоевание других стран и народов. XV в. был поворотным в истории человечества: именно тогда стала утверждаться гегемония Европы в мире. Начало этому положили испанцы в Центральной и Южной Америке, а в XVII в. португальцы основали первые колонии в Африке. Затем в колониальные войны включились моряки и купцы Голландии, Англии и Франции. Колониальные захваты сочетали в себе военный грабеж и торговлю, часто весьма несправедливую, но выгодную для европейцев. Открытие золотых и серебряных приисков в Америке, искоренение, порабощение и погребение заживо туземного населения в рудниках, первые шаги по завоеванию и разграблению Восточной Индии, превращение Африки в заповедное поле охоты на негров — так начиналась на Земле капиталистическая эра производства.
Не более благородными были способы первоначального накопления капитала и в метрополиях. В классической форме этот процесс протекал в Англии с последней трети XV в. до конца XVIII в. Как вам известно из курса истории, развитие мануфактур в производстве шерстяных тканей сделало выгодным овцеводство, поэтому феодалы стали расширять пастбища, захватывать общинные земли, сгоняя с них крестьян. Государство приняло законы об огораживании общинных земель. В ходе церковной реформации в безземельных пролетариев превращались крестьяне, возделывавшие монастырские земли. Вслед за этим разграблению подверглись государственные земли: они отдавались в дар, продавались за бесценок, присоединялись к частным владениям. Разоренные люди нищенствовали, бродяжничали. В их судьбу, издавая закон за законом против бродяг, вмешивалась государственная власть. Законодательным путем, при помощи беспощадного насилия, постоянными угрозами виселиц, позорных столбов и плетей массы разоренных мелких производителей были согнаны на рынок труда. ЗАРОЖДЕНИЕ КАПИТАЛА Слово капитал происходит из поздней латыни. Появившись в обиходе около XII—XIII вв., оно первоначально означало ценности, запас товаров, массу денег или же деньги, приносящие процент. Именно они давали возможность приобрести любой другой товар. Деньги, пускаемые в торговые обороты, казалось, сами собой приносили доходы. Купцы стремились наживаться на разнице в ценах товаров на различных рынках. Ростовщики давали деньги в долг под проценты. И в том и в другом случае деньги выступали источником собственного приращения. Но эти изменения происходили только в сфере обращения. Постепенно к владельцам денег приходило осознание того, что есть другой, более эффективный способ получения доходов: не за счет процентов за кредиты или торговли товарами, которые произведены кем-то, а благодаря собственному производству товаров и их последующей продаже. Наращивая выпуск товаров, можно успешнее конкурировать на рынке, играя на ценах. Поняв это, владельцы денег поняли и другое: для проникновения капитала в сферу производства нужны определенные общественные отношения, и прежде всего нужно было, чтобы владелец денег мог найти на рынке такой товар, который, будучи вложенным в производство других товаров, давал бы прибыль устойчиво и постоянно. Таким товаром оказалась рабочая сила — способность человека своим трудом создавать товары, обладающие большей стоимостью, чем стоимость самой рабочей силы.
Превращение рабочей силы в товар стало возможным в условиях первоначального накопления капитала, которое было подготовлено, с одной стороны, освобождением людей труда от крепостной зависимости, а с другой — «освобождением» от собственности на средства производства. В результате всех этих преобразований коренным образом изменился способ соединения работника со средствами производства. На место внеэкономического принуждения к труду пришло иное: формально равноправный договор, в котором участвуют двое. Один из них — предприниматель, владелец средств производства, другой — работник, собственник рабочей силы. Однако второй при внешнем равенстве положения «договаривающихся сторон» не свободен в выборе условий договора. Отношения между работником и собственником средств производства окончательно приобрели экономический характер, что не могло не сказаться на всех других сторонах жизни общества. НОВЫЕ ЦЕННОСТИ НОВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ Одним из ключевых моментов европейской истории, уникальным периодом ломки существовавших пространственных и временных границ была эпоха Возрождения. Она совпала с открытием Нового Света и с повторным открытием античного мира. Порожденные развитием капиталистического уклада хозяйствования исторические сдвиги ослабляли ценности, «приковывавшие» человека Средневековья к определенному сословию и той социальной роли, которая, казалось бы, не могла измениться ни при каких обстоятельствах. Особенно заметные перемены происходили в городах, где стремительно росли крупные состояния, что сразу меняло социальный статус обогатившихся семей, и вместе с тем нередки были случаи полного разорения считавшихся преуспевающими собственников.
Средневековье изживало себя. Все большее значение приобретали города и городские ремесленные связи, которые постепенно преодолевали все феодальные ограничения и нацеливались на частное предпринимательство, на эксплуатацию наемной рабочей силы с целью получения новых доходов. В городах бурно протекала хозяйственная и политическая жизнь, формировались новые идеи и представления о достоинствах личности. Носителями этих идей и представлений являлись служащие в различных торговых и промышленных фирмах, чиновники государственных и городских органов управления, учителя, врачи, юристы, художники, скульпторы, поэты и др. В ту эпоху человек стал рассматриваться не как носитель всяческих пороков, обязанный посвятить свою жизнь искуплению «первородного греха», а как свободная личность, обладающая естественным правом на счастье. Не аскетический отказ от земных радостей, а полнокровная, насыщенная духовными и плотскими наслаждениями жизнь признавалась единственно достойной человека. Именно благодаря постоянному и органичному взаимодействию новых идеалов и ценностей эпоха Возрождения смогла выдвинуть титанов мысли и создать непреходящие духовные ценности. Вы знаете имена выдающихся деятелей Возрождения, вероятно, не только по учебникам истории, но и по другим книгам; вам известны многие великие открытия той эпохи. Однако в литературе несколько меньше говорится о другом — о том, что неотъемлемой частью жизни и быта общества эпохи Возрождения были астрология и магические действия. И это отнюдь не результат невежества, а скорее проявление жажды овладеть таинственными силами природы. В ту далекую эпоху люди гадали на трупах, вызывали демонов, совершали магические обряды при закладке зданий, зарывали в землю ослов в засуху, надеясь вызвать дождь, верили в приведения, в «дурной» глаз, занимались хиромантией и т. д. Еще одним проявлением эмоциональной жизни людей был авантюризм — страсть к приключениям. Так, Неистовый Орландо (XV в.), герой одной из поэм, старающийся помогать бедным и страждущим, преследующий высокие и глубоко человечные цели, в своих путешествиях встречается с различными чудесами, безрассудной любовью; его разум путешествует на Луну и т. п. В поэме фигурируют любовные напитки, волшебное кольцо, говорящие деревья, скалы и т. д. И все это воспринималось как вполне реальное. В жизни общества, выходившего из недр Средневековья, гуманизм нередко соседствовал с разгулом страстей, своеволием и жестокостью. Знаменитый флорентийский правитель, поэт Лоренцо Медичи (1449—1492), считавшийся величайшим покровителем искусств и наук, отбирал приданое у девушек, казнил и вешал, отнюдь не пренебрегал интригами и сопутствующими им ядом и кинжалом. Цезарь Борджиа (1475—1507), служивший для знаменитого мыслителя Н. Макиавелли образцом идеального государя и покровительствовавший в свое время Леонардо да Винчи, обладал не только политическим даром и энергией, но и беспощадностью: он убил собственного брата, отравил кузена, были на его совести и другие загубленные души. Да и сами титаны Возрождения были далеко не идеальными с точки зрения нынешних нравов: они бранились и дрались на дуэлях, соперничали друг с другом, полемика их пересыпана невероятными оскорблениями и обвинениями. Напомним еще об одном факте, редко связываемом в нашем сознании с Ренессансом,— об инквизиции. Эта судебно-по- лицейская организация католической церкви по борьбе с еретиками официально функционировала в Испании с 1480 г., в Италии — с 1542 г. Подсчитано, что за 150 лет в Испании, Германии, Италии на кострах инквизиции было сожжено 30 тыс. «ведьм». Преступления и пороки характерны для всех эпох человеческой истории. Были они и в Средние века, когда люди грешили и каялись в своих грехах, а покаявшись, вновь грешили. В эпоху Возрождения люди, совершая самые дикие преступления, не каялись и поступали так потому, что судью они видели не в Боге, а в мнении других людей, тоже грешных. Рождалась иная, вполне светская этика, отвергавшая страх перед Богом. О том, какие качества почитались в те времена, можно прочесть в трактатах Леона Баттиста Альберты (1404—1472), о котором известный биограф деятелей Возрождения Джорджио Вазари писал так: «Был Леон Баттиста человеком нрава обходительного и похвального, другом людей добродетельных, приветливым и вежливым со всеми без исключения; и прожил он свою жизнь достойно и как подобает благородному человеку... Достигнув весьма зрелого возраста, он, довольный и спокойный, ушел в лучшую жизнь, оставив по себе почтеннейшую славу». Альберти воспевал хозяйственность, понимаемую широко, как распоряжение собственной душой, телом и временем. Тело, полагал он, должно быть здоровым, крепким и красивым (это уже далеко от идеалов Средневековья). Следует владеть своими страстями, не нарушать душевного спокойствия завистью, сохранять веселое расположение духа. Время нужно распределять разумно, наполняя его трудом. Труд не должен быть тягостным и изнурительным: здесь, как и во всем, важно знать меру. Убранство в доме должно быть не роскошным, а удобным, простым и самого лучшего качества, ибо добротные вещи прочнее и Радуют глаз. Леон Баттиста Альберти считал естественным стремление человека умножать богатство, причем не только трудом, но и ережливостью. Расходы можно разделить на необходимые и необязательные, а последние — на допустимые и безумные. К необходимым расходам он относил содержание дома, поместья, ведение «дела» — словом, все, что имеет целью обеспечить семье комфорт и достойное положение в обществе. Щедрость допустима там, где этого требуют соображения чести семьи, отечества. Допустимы расходы на покупку серебра, великолепных ковров, коней, книг, одежды. Эти расходы лучше не делать сразу, а откладывать с тем, чтобы в случае затруднений отказаться от них окончательно или хорошенько обдумать покупку. Тогда расходов будет меньше, а удовольствий больше. К безумным расходам он причислял содержание толпы праздных приживальщиков, паразитов-льстецов. Бережливость Альберти рассматривал как гарантию независимости. Следует держаться «золотой середины» между скупостью и швырянием денег на ветер. Такая «золотая середина» — умеренность. Деньги лучше вкладывать в имения, в иное дело, но избегать давать в долг. Несвойственной для Средневековья чертой была вера в человека, в его необычайные возможности. В человеке, полагал Альберти, есть что-то от бессмертного Бога. Активность, для которой рожден человек, потенциально безгранична. Однако для того, чтобы реализовать свои возможности, человек должен быть хозяином всего и все обращать в свою пользу. Активность в трудах Альберти лишена религиозных мотивов: человек должен рассчитывать прежде всего на награду и добродетельную жизнь на земле, а награды — это достаток, любовь, уважение окружающих. В то же время Альберти предостерегал от праздности, корыстолюбия, развязности и сварливости. Формирование новых ценностей связано и с широким, сложным по составу участников социально-политическим и идеологическим движением против католической церкви — Реформацией, охватившей Западную и Центральную Европу в XVI в. Идеологи Реформации настаивали на том, что человек не нуждается в посредничестве церкви для спасения своей души, оно достигается лишь внутренней верой каждого. В ряде стран в результате Реформации католическая церковь утратила монопольное положение или оказалась в большой зависимости от государственной власти. Духовная диктатура церкви была сломлена. Нравственные идеалы Возрождения развивались, видоизменялись в «мирской этике» пуритан (в переводе с лат. — чистота), характерными чертами которой были расчетливость, трудолюбие, поклонение богатству, презрение к бедным, скопидомство. Пуритане отличались бесстрашием, упорством в достижении целей, религиозным фанатизмом, уверенностью в своей непогрешимости и предызбранности среди других людей. М. Венер считал, что пуританская этика сыграла немалую роль в становлении «духа капитализма», этики будущего общества. ЗАРОЖДЕНИЕ ПАРЛАМЕНТАРИЗМА Конец Средневековья ознаменовался существенными изменениями в социально-политической структуре европейских стран. К числу этих изменений ученые относят разделение власти церковной и светской; введение прямого представительства путем выборов в парламент посланцев от населения, превратившегося таким образом из подданных в граждан; усиление роли права как инструмента государственной власти; упорядочение вмешательства государства в социальные и экономические отношения. Наиболее ярко перечисленные веяния проявились в парламентаризме. Парламентаризм — это система правления, для которой характерно наличие представительного органа — парламента, осуществляющего законодательную власть и определяющего основные направления внутренней и внешней политики правительства. Парламентаризм предполагает принцип ответственности правительства перед парламентариями, имеющими право выносить вотум недоверия правительству. Парламент возник первоначально в Англии еще в XIII в., однако его структура и функции окончательно сложились значительно позже. Он состоял из двух палат: палаты лордов — наследственных представителей знати и палаты общин, в которую входили представители рыцарства и горожан. Эта структура почти не менялась на протяжении веков. Порядок рассмотрения вопросов и полномочия парламента отрабатывались в течение XIII—XIV вв. В XIV в. английский парламент располагал законодательной инициативой, что означало: предложенные палатой общин и одобренные палатой лордов парламентские законы (статуты) утверждались королем. В ходе длительных споров и конфликтов парламент отвоевал свои права у короля. В XIV в. король Эдуард II попытался обойти парламент и издать указы, имевшие силу закона, однако парламент настоял на том, что цель королевских указов — только приведение в исполнение действующих законов. Борьба между королем и парламентом продолжалась несколько веков. По «Биллю о правах» (1689) король был лишен права приостанавливать исполнение законов без согласия парламента, а парламент получил право санкционировать все налоги, право на петиции, свободу дебатов. С XVIII в. английские законы обеспечили независимость депутатов парламента от королевской власти, а с XIX в. Англия стала классической страной парламентаризма. «ВЕК БЕЗУМНЫЙ И МУДРЫЙ» Важной вехой на пути к современной цивилизации стал XVIII в., образная характеристика которого из стихотворения А. Н. Радищева вынесена в подзаголовок. Именно в тот период начался процесс разделения экономической и политической власти на основе формирования правового государства и правового состояния общества, без чего было бы невозможно дальнейшее развитие отношений свободного обмена и крайне затруднено конституирование третьего сословия. XVIII в. в странах Западной Европы и Северной Америки ознаменовался утверждением капиталистического способа производства, победой Великой буржуазной революции во Франции под лозунгами свободы, равенства и братства. В США по завершении войны за независимость окончательно утвердились буржуазные общественные отношения. Две великие буржуазные революции дали две различные модели взаимоотношений государства и гражданского общества: если Великая французская революция стала импульсом для подчинения революционному государству отсталого и косного гражданского общества и господства над ним, то американская революция выдвинула идею последовательного высвобождения гражданского общества из-под опеки государства. Существенные изменения произошли в характере взаимодействия человека и природы. Быстрый рост промышленного производства, резкое расширение сферы хозяйственной деятельности пагубно сказывались на состоянии природной среды. Рост числа городских жителей заметно обгонял общий рост населения. В мире увеличивалось число крупных городов — центров оживленной экономической жизни. В развитии общества все очевиднее проявлялись такие факторы, как быстрая смена технических достижений и технологий, экономическая конкуренция, отчуждение человека от результатов труда, борьба трудящихся за экономические права. Зарождавшееся профессиональное движение пролетариата начинало оказывать влияние на политику государства, а в дальнейшем способствовало превращению его в инструмент согласования интересов граждан. С развитием парового транспорта расстояние стало как бы сжиматься, поскольку он сделал доступными даже самые дальние края. Широкое распространение газет облегчало обмен информацией, доступ к новостям и знаниям в разных регионах Земли. Желание с помощью религии обрести мир, спокойствие и бессмертие души вполне уживалось с неистовым атеизмом и обличением церковников. В качестве новых «идолов» выступали деньги, богатство, капитал, поклонение которым становилось смыслом жизни. Стремление к прекрасному сочеталось с расширением поля деятельности искусства, с появлением в нем направлений, рассчитанных на восприятие самых широких масс слушателей и зрителей. Во второй трети века началось формирование крупного машинного производства. Индустриальная цивилизация наступала, неся с собой ощущение огромных возможностей человека, веру в его способности преобразовать окружающий мир, произвести поистине революционные сдвиги во всех сферах общественной жизни. Европейская цивилизация выступала как наиболее развитая, ее элементы начали копировать повсюду в мире. Войны как соперничество за влияние в мире становились все более жестокими и разрушительными, а стремление человека к счастью — все более страстным, хотя нередко и призрачным. Промышленная революция в Европе и США произвела полный переворот в гражданском обществе, приобретя всемирно- историческое значение. В XIX—XX вв. происходит дальнейшее развитие индустриального общества, выход его за рамки европейского континента. Сначала Северная Америка, Австралия, а затем ряд стран Азии все больше меняются под влиянием промышленной революции. Переход к массовому производству, развитие рыночных связей, совершенствование транспорта и средств коммуникации вызывали заметные сдвиги в социальной и политической сферах. Традиционные социальные группы размывались и уступали место группам, типичным для индустриального общества. Уходили в прошлое общинные связи. В политической жизни утверждалась демократия, постепенно складывалось гражданское общество. Массовая культура все сильнее теснила классику и фольклор. Мир становился все более взаимосвязанным. Вместе с тем углублялись межнациональные и межгосударственные противоречия.
Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 1925; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |