Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Переход к индустриальной ^ цивилизации




Какие технические изобретения прокладывали дорогу новой цивилизации? Как становились ка­питалистами? В чем состояла «мирская эти­ка» пуритан? Чем завершалась борьба англий­ского парламента с королем? Буржуазная революция: начало или конец перехода к капи­тализму?

ПОЛЕЗНО ПОВТОРИТЬ ВОПРОСЫ:

Стадиально-цивилизационный подход к истории, цен­ности Запада.

Европейская цивилизация сыграла важную роль в истории человечества: проникнув во многие регионы Земли, она связа­ла в единое целое изначально различные и расположенные да­леко друг от друга народы и страны. Наиболее существенные достижения европейской цивилизации приобрели значение об­щечеловеческих ценностей.

Каковы же характерные черты европейской цивилизации в период перехода человечества к индустриальной фазе развития?

ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ УСКОРЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОГРЕССА

Как вам известно, техника в разные времена развивалась неравномерно: когда-то открытия следовали друг за другом, но бывало и так, что проходили многие десятилетия без каких-ли­бо серьезных технических новшеств.

Конец Средневековья ознаменовался вступлением челове­чества в новую эру научного и технического развития. Это бы-

ло время Великих географических открытий, возрождения гу­манистических идеалов античной науки.

Среди технических изобретений, подготовивших существен­ные изменения в общественном укладе Европы, а затем и за ее пределами, следует назвать компас, порох, книгопечатание, ав­томатические часы. Собственно, компас известен китайцам с III в., но лишь с XIV в. он стал важнейшим навигационным прибором европейцев. Оборудование им кораблей позволило сде­лать великие открытия неведомых прежде стран, расширить пространство, на котором протекала отныне всемирная история.

Часы тоже были известны людям давно, хотя в Средневе­ковье (например, в VIII в.) даже водяные часы были в диковин­ку. Но уже в XIII—XIV вв. башни многих европейских городов украсили механические часы с боем. В XV в. появились на­стольные часы, а несколько позже — карманные. Часы стано­вились приметой нового времени.

Ценить время люди научились в связи с изменением рит­ма производственной и бытовой деятельности. Особенно важное значение использование механических часов приобрело в пери­од развития мануфактурного производства, когда требовалось измерять продолжительность отдельных технологических про­цессов. Вместе с тем возможность точного измерения времени оказала большое влияние на развитие научных опытов и наблю­дений. Изобретение книгопечатания, ставшего в Европе регу­лярным с середины XV в., способствовало быстрому распрост­ранению знаний и окончательному изживанию монополии церкви на книжное дело.

Использование пороха, открытого еще в VIII—IX вв. в Ки­тае, не только сделало уязвимыми средневековые оборонитель­ные сооружения и практически бесполезными рыцарские доспе­хи, но и облегчило завоевание других стран и народов.

XV в. был поворотным в истории человечества: именно тог­да стала утверждаться гегемония Европы в мире. Начало это­му положили испанцы в Центральной и Южной Америке, а в XVII в. португальцы основали первые колонии в Африке. За­тем в колониальные войны включились моряки и купцы Гол­ландии, Англии и Франции. Колониальные захваты сочетали в себе военный грабеж и торговлю, часто весьма несправедливую, но выгодную для европейцев. Открытие золотых и серебряных приисков в Америке, искоренение, порабощение и погребение заживо туземного населения в рудниках, первые шаги по завое­ванию и разграблению Восточной Индии, превращение Африки в заповедное поле охоты на негров — так начиналась на Земле капиталистическая эра производства.


Не более благородными были способы первоначального на­копления капитала и в метрополиях. В классической форме этот процесс протекал в Англии с последней трети XV в. до конца XVIII в. Как вам известно из курса истории, развитие мануфак­тур в производстве шерстяных тканей сделало выгодным овце­водство, поэтому феодалы стали расширять пастбища, захваты­вать общинные земли, сгоняя с них крестьян. Государство приняло законы об огораживании общинных земель. В ходе цер­ковной реформации в безземельных пролетариев превращались крестьяне, возделывавшие монастырские земли. Вслед за этим разграблению подверглись государственные земли: они отдава­лись в дар, продавались за бесценок, присоединялись к част­ным владениям. Разоренные люди нищенствовали, бродяжнича­ли. В их судьбу, издавая закон за законом против бродяг, вмешивалась государственная власть. Законодательным путем, при помощи беспощадного насилия, постоянными угрозами ви­селиц, позорных столбов и плетей массы разоренных мелких производителей были согнаны на рынок труда.

ЗАРОЖДЕНИЕ КАПИТАЛА

Слово капитал происходит из поздней латыни. Появившись в обиходе около XII—XIII вв., оно первоначально означало цен­ности, запас товаров, массу денег или же деньги, приносящие процент. Именно они давали возможность приобрести любой дру­гой товар. Деньги, пускаемые в торговые обороты, казалось, са­ми собой приносили доходы. Купцы стремились наживаться на разнице в ценах товаров на различных рынках. Ростовщики да­вали деньги в долг под проценты. И в том и в другом случае деньги выступали источником собственного приращения. Но эти изменения происходили только в сфере обращения.

Постепенно к владельцам денег приходило осознание того, что есть другой, более эффективный способ получения доходов: не за счет процентов за кредиты или торговли товарами, кото­рые произведены кем-то, а благодаря собственному производст­ву товаров и их последующей продаже. Наращивая выпуск то­варов, можно успешнее конкурировать на рынке, играя на ценах. Поняв это, владельцы денег поняли и другое: для проникнове­ния капитала в сферу производства нужны определенные обще­ственные отношения, и прежде всего нужно было, чтобы владе­лец денег мог найти на рынке такой товар, который, будучи вложенным в производство других товаров, давал бы прибыль устойчиво и постоянно. Таким товаром оказалась рабочая си­ла — способность человека своим трудом создавать товары, об­ладающие большей стоимостью, чем стоимость самой рабочей силы.

Превращение рабочей силы в товар стало возможным в условиях первоначального накопления капитала, которое было подготовлено, с одной стороны, освобождением людей труда от крепостной зависимости, а с другой — «освобождением» от соб­ственности на средства производства.

В результате всех этих преобразований коренным образом изменился способ соединения работника со средствами произ­водства. На место внеэкономического принуждения к труду пришло иное: формально равноправный договор, в кото­ром участвуют двое. Один из них — предприниматель, владелец средств производства, другой — работник, собственник рабочей силы. Однако второй при внешнем равенстве положения «дого­варивающихся сторон» не свободен в выборе условий договора. Отношения между работником и собственником средств произ­водства окончательно приобрели экономический характер, что не могло не сказаться на всех других сторонах жизни об­щества.

НОВЫЕ ЦЕННОСТИ НОВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Одним из ключевых моментов европейской истории, уни­кальным периодом ломки существовавших пространственных и временных границ была эпоха Возрождения. Она совпала с открытием Нового Света и с повторным открытием античного мира.

Порожденные развитием капиталистического уклада хозяй­ствования исторические сдвиги ослабляли ценности, «приковы­вавшие» человека Средневековья к определенному сословию и той социальной роли, которая, казалось бы, не могла изменить­ся ни при каких обстоятельствах. Особенно заметные перемены происходили в городах, где стремительно росли крупные состоя­ния, что сразу меняло социальный статус обогатившихся семей, и вместе с тем нередки были случаи полного разорения считав­шихся преуспевающими собственников.

Средневековье изживало себя. Все большее значение при­обретали города и городские ремесленные связи, которые посте­пенно преодолевали все феодальные ограничения и нацелива­лись на частное предпринимательство, на эксплуатацию наемной рабочей силы с целью получения новых доходов. В городах бур­но протекала хозяйственная и политическая жизнь, формиро­вались новые идеи и представления о достоинствах личности. Носителями этих идей и представлений являлись служащие в различных торговых и промышленных фирмах, чиновники го­сударственных и городских органов управления, учителя, вра­чи, юристы, художники, скульпторы, поэты и др.

В ту эпоху человек стал рассматриваться не как носитель всяческих пороков, обязанный посвятить свою жизнь искупле­нию «первородного греха», а как свободная личность, обладаю­щая естественным правом на счастье. Не аскетический отказ от земных радостей, а полнокровная, насыщенная духовными и плотскими наслаждениями жизнь признавалась единственно до­стойной человека. Именно благодаря постоянному и органично­му взаимодействию новых идеалов и ценностей эпоха Возрож­дения смогла выдвинуть титанов мысли и создать непреходящие духовные ценности.

Вы знаете имена выдающихся деятелей Возрождения, ве­роятно, не только по учебникам истории, но и по другим кни­гам; вам известны многие великие открытия той эпохи. Одна­ко в литературе несколько меньше говорится о другом — о том, что неотъемлемой частью жизни и быта общества эпохи Воз­рождения были астрология и магические действия. И это от­нюдь не результат невежества, а скорее проявление жажды ов­ладеть таинственными силами природы. В ту далекую эпоху люди гадали на трупах, вызывали демонов, совершали магиче­ские обряды при закладке зданий, зарывали в землю ослов в засуху, надеясь вызвать дождь, верили в приведения, в «дур­ной» глаз, занимались хиромантией и т. д.

Еще одним проявлением эмоциональной жизни людей был авантюризм — страсть к приключениям. Так, Неистовый Орлан­до (XV в.), герой одной из поэм, старающийся помогать бедным и страждущим, преследующий высокие и глубоко человечные цели, в своих путешествиях встречается с различными чудеса­ми, безрассудной любовью; его разум путешествует на Луну и т. п. В поэме фигурируют любовные напитки, волшебное коль­цо, говорящие деревья, скалы и т. д. И все это воспринималось как вполне реальное.

В жизни общества, выходившего из недр Средневековья, гуманизм нередко соседствовал с разгулом страстей, своеволи­ем и жестокостью. Знаменитый флорентийский правитель, поэт Лоренцо Медичи (1449—1492), считавшийся величайшим покро­вителем искусств и наук, отбирал приданое у девушек, казнил и вешал, отнюдь не пренебрегал интригами и сопутствующими им ядом и кинжалом. Цезарь Борджиа (1475—1507), служив­ший для знаменитого мыслителя Н. Макиавелли образцом иде­ального государя и покровительствовавший в свое время Лео­нардо да Винчи, обладал не только политическим даром и энергией, но и беспощадностью: он убил собственного брата, от­равил кузена, были на его совести и другие загубленные души. Да и сами титаны Возрождения были далеко не идеальными с точки зрения нынешних нравов: они бранились и дрались на дуэлях, соперничали друг с другом, полемика их пересыпана невероятными оскорблениями и обвинениями.

Напомним еще об одном факте, редко связываемом в на­шем сознании с Ренессансом,— об инквизиции. Эта судебно-по- лицейская организация католической церкви по борьбе с ерети­ками официально функционировала в Испании с 1480 г., в Италии — с 1542 г. Подсчитано, что за 150 лет в Испании, Гер­мании, Италии на кострах инквизиции было сожжено 30 тыс. «ведьм».

Преступления и пороки характерны для всех эпох челове­ческой истории. Были они и в Средние века, когда люди гре­шили и каялись в своих грехах, а покаявшись, вновь грешили. В эпоху Возрождения люди, совершая самые дикие преступле­ния, не каялись и поступали так потому, что судью они виде­ли не в Боге, а в мнении других людей, тоже грешных. Рож­далась иная, вполне светская этика, отвергавшая страх перед Богом.

О том, какие качества почитались в те времена, можно про­честь в трактатах Леона Баттиста Альберты (1404—1472), о котором известный биограф деятелей Возрождения Джорджио Вазари писал так: «Был Леон Баттиста человеком нрава обхо­дительного и похвального, другом людей добродетельных, при­ветливым и вежливым со всеми без исключения; и прожил он свою жизнь достойно и как подобает благородному человеку... Достигнув весьма зрелого возраста, он, довольный и спокойный, ушел в лучшую жизнь, оставив по себе почтеннейшую славу».

Альберти воспевал хозяйственность, понимаемую широко, как распоряжение собственной душой, телом и временем. Тело, полагал он, должно быть здоровым, крепким и красивым (это уже далеко от идеалов Средневековья). Следует владеть своими страстями, не нарушать душевного спокойствия завистью, со­хранять веселое расположение духа. Время нужно распределять разумно, наполняя его трудом. Труд не должен быть тягостным и изнурительным: здесь, как и во всем, важно знать меру. Уб­ранство в доме должно быть не роскошным, а удобным, про­стым и самого лучшего качества, ибо добротные вещи прочнее и Радуют глаз.

Леон Баттиста Альберти считал естественным стремление человека умножать богатство, причем не только трудом, но и ережливостью. Расходы можно разделить на необходимые и не­обязательные, а последние — на допустимые и безумные. К не­обходимым расходам он относил содержание дома, поместья, ве­дение «дела» — словом, все, что имеет целью обеспечить семье комфорт и достойное положение в обществе. Щедрость допусти­ма там, где этого требуют соображения чести семьи, отечества.

Допустимы расходы на покупку серебра, великолепных ко­вров, коней, книг, одежды. Эти расходы лучше не делать сра­зу, а откладывать с тем, чтобы в случае затруднений отказать­ся от них окончательно или хорошенько обдумать покупку. Тогда расходов будет меньше, а удовольствий больше. К безумным рас­ходам он причислял содержание толпы праздных приживаль­щиков, паразитов-льстецов. Бережливость Альберти рассматри­вал как гарантию независимости. Следует держаться «золотой середины» между скупостью и швырянием денег на ветер. Та­кая «золотая середина» — умеренность. Деньги лучше вклады­вать в имения, в иное дело, но избегать давать в долг.

Несвойственной для Средневековья чертой была вера в че­ловека, в его необычайные возможности. В человеке, полагал Альберти, есть что-то от бессмертного Бога. Активность, для ко­торой рожден человек, потенциально безгранична. Однако для того, чтобы реализовать свои возможности, человек должен быть хозяином всего и все обращать в свою пользу. Активность в тру­дах Альберти лишена религиозных мотивов: человек должен рассчитывать прежде всего на награду и добродетельную жизнь на земле, а награды — это достаток, любовь, уважение окружа­ющих. В то же время Альберти предостерегал от праздности, корыстолюбия, развязности и сварливости.

Формирование новых ценностей связано и с широким, слож­ным по составу участников социально-политическим и идеоло­гическим движением против католической церкви — Реформа­цией, охватившей Западную и Центральную Европу в XVI в. Идеологи Реформации настаивали на том, что человек не нуж­дается в посредничестве церкви для спасения своей души, оно достигается лишь внутренней верой каждого.

В ряде стран в результате Реформации католическая цер­ковь утратила монопольное положение или оказалась в большой зависимости от государственной власти. Духовная диктатура церкви была сломлена.

Нравственные идеалы Возрождения развивались, видоиз­менялись в «мирской этике» пуритан (в переводе с лат. — чис­тота), характерными чертами которой были расчетливость, тру­долюбие, поклонение богатству, презрение к бедным, скопи­домство. Пуритане отличались бесстрашием, упорством в дости­жении целей, религиозным фанатизмом, уверенностью в своей непогрешимости и предызбранности среди других людей. М. Ве­нер считал, что пуританская этика сыграла немалую роль в ста­новлении «духа капитализма», этики будущего общества.

ЗАРОЖДЕНИЕ ПАРЛАМЕНТАРИЗМА

Конец Средневековья ознаменовался существенными изме­нениями в социально-политической структуре европейских стран. К числу этих изменений ученые относят разделение власти цер­ковной и светской; введение прямого представительства путем выборов в парламент посланцев от населения, превратившегося таким образом из подданных в граждан; усиление роли права как инструмента государственной власти; упорядочение вмеша­тельства государства в социальные и экономические отношения. Наиболее ярко перечисленные веяния проявились в парламен­таризме.

Парламентаризм — это система правления, для которой ха­рактерно наличие представительного органа — парламента, осу­ществляющего законодательную власть и определяющего основ­ные направления внутренней и внешней политики правительства. Парламентаризм предполагает принцип ответственности прави­тельства перед парламентариями, имеющими право выносить во­тум недоверия правительству.

Парламент возник первоначально в Англии еще в XIII в., однако его структура и функции окончательно сложились зна­чительно позже. Он состоял из двух палат: палаты лордов — наследственных представителей знати и палаты общин, в кото­рую входили представители рыцарства и горожан. Эта структу­ра почти не менялась на протяжении веков.

Порядок рассмотрения вопросов и полномочия парламента отрабатывались в течение XIII—XIV вв. В XIV в. английский парламент располагал законодательной инициативой, что озна­чало: предложенные палатой общин и одобренные палатой лор­дов парламентские законы (статуты) утверждались королем. В ходе длительных споров и конфликтов парламент отвоевал свои права у короля. В XIV в. король Эдуард II попытался обой­ти парламент и издать указы, имевшие силу закона, однако пар­ламент настоял на том, что цель королевских указов — только приведение в исполнение действующих законов.

Борьба между королем и парламентом продолжалась не­сколько веков. По «Биллю о правах» (1689) король был лишен права приостанавливать исполнение законов без согласия пар­ламента, а парламент получил право санкционировать все на­логи, право на петиции, свободу дебатов. С XVIII в. английские законы обеспечили независимость депутатов парламента от ко­ролевской власти, а с XIX в. Англия стала классической стра­ной парламентаризма.

«ВЕК БЕЗУМНЫЙ И МУДРЫЙ»

Важной вехой на пути к современной цивилизации стал XVIII в., образная характеристика которого из стихотворения А. Н. Радищева вынесена в подзаголовок. Именно в тот пери­од начался процесс разделения экономической и политической власти на основе формирования правового государства и право­вого состояния общества, без чего было бы невозможно даль­нейшее развитие отношений свободного обмена и крайне затруд­нено конституирование третьего сословия.

XVIII в. в странах Западной Европы и Северной Америки ознаменовался утверждением капиталистического способа про­изводства, победой Великой буржуазной революции во Франции под лозунгами свободы, равенства и братства. В США по завер­шении войны за независимость окончательно утвердились бур­жуазные общественные отношения.

Две великие буржуазные революции дали две различные модели взаимоотношений государства и гражданского общества: если Великая французская революция стала импульсом для под­чинения революционному государству отсталого и косного граж­данского общества и господства над ним, то американская ре­волюция выдвинула идею последовательного высвобождения гражданского общества из-под опеки государства.

Существенные изменения произошли в характере взаимо­действия человека и природы. Быстрый рост промышленного производства, резкое расширение сферы хозяйственной деятель­ности пагубно сказывались на состоянии природной среды. Рост числа городских жителей заметно обгонял общий рост населе­ния. В мире увеличивалось число крупных городов — центров оживленной экономической жизни.

В развитии общества все очевиднее проявлялись такие фак­торы, как быстрая смена технических достижений и техноло­гий, экономическая конкуренция, отчуждение человека от ре­зультатов труда, борьба трудящихся за экономические права. Зарождавшееся профессиональное движение пролетариата начи­нало оказывать влияние на политику государства, а в дальней­шем способствовало превращению его в инструмент согласова­ния интересов граждан.

С развитием парового транспорта расстояние стало как бы сжиматься, поскольку он сделал доступными даже самые даль­ние края. Широкое распространение газет облегчало обмен ин­формацией, доступ к новостям и знаниям в разных регионах Земли.

Желание с помощью религии обрести мир, спокойствие и бессмертие души вполне уживалось с неистовым атеизмом и об­личением церковников. В качестве новых «идолов» выступали деньги, богатство, капитал, поклонение которым становилось смыслом жизни. Стремление к прекрасному сочеталось с рас­ширением поля деятельности искусства, с появлением в нем на­правлений, рассчитанных на восприятие самых широких масс слушателей и зрителей.

Во второй трети века началось формирование крупного ма­шинного производства. Индустриальная цивилизация наступа­ла, неся с собой ощущение огромных возможностей человека, веру в его способности преобразовать окружающий мир, произ­вести поистине революционные сдвиги во всех сферах общест­венной жизни. Европейская цивилизация выступала как наи­более развитая, ее элементы начали копировать повсюду в мире.

Войны как соперничество за влияние в мире становились все более жестокими и разрушительными, а стремление челове­ка к счастью — все более страстным, хотя нередко и призрач­ным.

Промышленная революция в Европе и США произвела пол­ный переворот в гражданском обществе, приобретя всемирно- историческое значение.

В XIX—XX вв. происходит дальнейшее развитие индуст­риального общества, выход его за рамки европейского конти­нента.

Сначала Северная Америка, Австралия, а затем ряд стран Азии все больше меняются под влиянием промышленной рево­люции.

Переход к массовому производству, развитие рыночных свя­зей, совершенствование транспорта и средств коммуникации вы­зывали заметные сдвиги в социальной и политической сферах.

Традиционные социальные группы размывались и уступа­ли место группам, типичным для индустриального общества. Уходили в прошлое общинные связи.

В политической жизни утверждалась демократия, посте­пенно складывалось гражданское общество. Массовая культура все сильнее теснила классику и фольклор. Мир становился все более взаимосвязанным. Вместе с тем углублялись межнацио­нальные и межгосударственные противоречия.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 1925; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.