Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Человек и труд




И технологией.

Научно-технический прогресс, как уже говорилось, вызы­вает изменение роли человека в процессе производства, воздей­ствует на содержание его трудовой деятельности.

Существенно меняется соотношение между физическим и умственным трудом, физическими и интеллектуальными спо­собностями. Если прежде рабочий реализовывал в процессе тру­да преимущественно физические способности (выносливость, му­скульную силу, профессиональную натренированность), то создание машин, выполняющих логические операции, матема­тические расчеты и т. д., выдвигает на первый план такие че­ловеческие способности, как умение анализировать обстановку, сопоставлять данные, ставить цели и т. п. Четкую границу меж­ду умственным и физическим трудом установить трудно. Ремонт компьютера связан и с ручным (физическим), и с умственным трудом. А можно ли разделить два вида труда, например, в дея­тельности хирурга?

Однако и у нас, и во всем мире научно-техническая рево­люция влечет за собой усиление умственных функций труда. При этом возрастает творческое начало — способность оцени­вать ситуацию и принимать самостоятельные решения.

Новейшие техника и технология стимулируют развитие спо­собностей человека и в то же время предъявляют высокие тре­бования к личности работника. Следствием ошибки рабочего- станочника могла стать одна испорченная деталь. Ошибки оператора автоматической линии влекут за собой сотни брако­ванных деталей. Ошибки оператора АЭС или ошибки пилота авиалайнера могут обернуться тягчайшими последствиями. Ка­залось бы, работа сводится к слежению за приборами и нажа­тию кнопок, на деле же усиливаются эмоциональное напряже­ние, психические нагрузки, возрастает роль таких моральных качеств личности, как чувство ответственности, самодисципли­на, самоконтроль.

Таким образом, наряду с преобразованием вещественного фактора производства значительно увеличивается роль челове­ческого фактора. На опыте 62 наиболее преуспевающих корпо­раций американские исследователи пришли к выводу: в каче­стве главного источника роста производительности следует рас­сматривать не капиталовложения, не автоматику, а людей. Речь идет и о квалификации работников, и об их способностях, и об отношении к труду.

Отношение к труду отражает связь между человеком и об­ществом в процессе производственной деятельности, а также стремление человека реализовать свои способности в труде для прогресса общества и своего социального самоутверждения. В нашей стране часть трудящихся осознанно, инициативно вы­полняют нормативы труда. Они проявляют организованность, бережливость, не мирятся с бесхозяйственностью, расхлябанно­стью, недисциплинированностью. В этом заинтересованы и об­щество, и сам человек, который гордится своей профессиональ­ной деятельностью, получает от нее не только материальное, но и моральное удовлетворение. Но немало людей работают спус­тя рукава, готовы жить на грани бедности, лишь бы не напря­гаться на работе.

Изменение отношения к труду связано с преодолением от­чуждения работника от труда, развитием ответственности с по­вышением общей культуры и квалификации работников; с вне­дрением в производство достижений научно-технической революции, сокращением удельного веса монотонного, тяжело­го ручного труда; с улучшением санитарно-гигиенических, эстетических условий труда; с оздоровлением социально-психо­логического климата в трудовых коллективах, развитием про­изводственной демократии.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 412; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.