Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Недействительность сделок 18 страница




 

Статья 281. Выкупная цена земельного участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд

 

1. Выкупная цена при изъятии (выкупе) земельного участка у собственника для государственных нужд, а также условия такого выкупа устанавливаются соглашением, заключаемым с собственником земельного участка. Действующее законодательство не устанавливает формы данного соглашения, а также его другую сторону (помимо собственника участка), возлагая лишь обязанность на Российскую Федерацию, субъекты РФ или муниципальное образование уплатить выкупную цену. По логике второй стороной соглашения должен быть орган, осуществляющий от имени Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований право собственности на землю, ибо при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд у их собственников они переходят соответственно в федеральную, региональную, либо в муниципальную собственность.

Формой такого соглашения должен быть договор о выкупе земель для государственных или муниципальных нужд, форму которого целесообразно утвердить специальным постановлением Правительства РФ.

2. В выкупную цену включается рыночная стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все иные убытки, включая упущенную выгоду. При этом в данной статье специально упоминаются также убытки, которые собственник несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами.

Таким образом, здесь различаются: рыночная стоимость земельного участка и причиненные собственнику убытки как две составляющие выкупной цены земельного участка при его изъятии для государственных и муниципальных нужд. В соответствии с Положением о порядке возмещения убытков собственникам земли, землевладельцам, землепользователям, арендаторам и потерь сельскохозяйственного производства, утвержденным постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 28.01.93 N 77 (в ред. от 07.05.03)*(255) при выкупе земельных участков убытки, включая упущенную выгоду, учитываются в стоимости (цене) выкупаемого участка (п. 9).

В состав убытков, которые собственник несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, может включаться упущенная выгода, т.е. те доходы, которые он должен был получить, но не получил в связи с изъятием земельного участка. К ним относится в первую очередь арендная плата, плата за передачу земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование, а также указанные платежи за иную недвижимость, переданную в аренду или постоянное (бессрочное) пользование собственником земельного участка.

К указанным убыткам могут быть отнесены также убытки арендатора либо постоянного пользователя, которые им должен возместить собственник земельного участка.

Следующий вопрос, который нуждается в уточнении, - это вопрос о том, кто выплачивает все составные части выкупной цены. Совершенно очевидно, что выплата стоимости земельного участка должна производиться за счет средств соответствующего бюджета, поскольку здесь имеет место смена собственника земельного участка: из собственности юридического или физического лица она переходит в собственность Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования.

Что касается возмещения убытков, то в соответствии с вышеуказанным Положением оно производится предприятиями, организациями и учреждениями, которым отводятся изымаемые земельные участки. Иными словами, если земельные участки изымаются у их собственников для государственных или муниципальных нужд и одновременно предоставляются государственным или муниципальным предприятиям, то последние и возмещают убытки собственникам земельных участков.

Однако поскольку финансирование создания государственного или муниципального предприятия производится за счет средств соответствующих бюджетов, в конечном счете затраты данных предприятий, направленные на возмещение убытков собственникам земельных участков, могут учитываться при бюджетном финансировании создания данного предприятия. Поэтому и в данном случае целесообразно производить возмещение убытков из средств соответствующих бюджетов.

3. Собственнику земельного участка при изъятии его для государственных или муниципальных нужд может быть предоставлен другой земельный участок. При этом стоимость нового земельного участка учитывается при определении выкупной цены. Если стоимость нового земельного участка будет выше стоимости изымаемого земельного участка, собственнику должно быть предоставлено право либо доплатить недостающую сумму, либо зачесть ее при определении убытков. Новый земельный участок может быть предоставлен собственнику взамен изъятого при наличии свободных земель в данной местности.

 

Статья 282. Выкуп земельного участка для государственных или муниципальных нужд по решению суда

 

Комментируемая статья гарантирует собственнику право судебной защиты при изъятии его земельного участка для государственных или муниципальных нужд. При этом собственник земельного участка может быть не согласен либо с самим фактом изъятия его участка, либо, будучи согласен с лишением его земельного участка, - возражать против условий такого изъятия: размера выкупной цены, условий ее выплаты, отказа в предоставлении нового земельного участка взамен изымаемого.

 

Статья 283. Прекращение прав владения и пользования земельным участком при его изъятии для государственных или муниципальных нужд

 

В комментируемой статье определено, что при изъятии земельных участков, находящихся в пожизненном наследуемом владении или в постоянном пользовании, применяются правила, предусмотренные ст. 279-282 ГК. При этом не упоминается о том, что из данных правил могут быть сделаны какие-либо исключения.

Между тем действующее земельное законодательство устанавливает определенные и обоснованные различия, связанные с изъятием земель у собственников земельных участков, с одной стороны, и у землевладельцев и землепользователей - с другой. Оно предусматривает также возможность изъятия земельных участков и у арендаторов, чего не предусматривает ГК. Ведь возможно досрочное расторжение договора аренды государственных или муниципальных земель при их потребности для государственных или муниципальных нужд.

Учитывая, что при выкупе земель для государственных или муниципальных нужд речь идет о земельных участках, находящихся в частной собственности, а при изъятии земельных участков для указанных целей - о государственных или муниципальных землях, действующее законодательство содержит следующее принципиальное различие при решении данных вопросов. Собственники земельных участков имеют право на получение стоимости земельного участка в случае его выкупа для государственных или муниципальных нужд, а также на возмещение убытков. Землевладельцы, землепользователи и арендаторы имеют в данном случае лишь право на получение убытков. Такое различие оправдано, поскольку в данном случае собственник земельного участка не меняется, а земельный участок был передан соответствующему лицу бесплатно.

Действующее законодательство - упомянутое Положение о порядке возмещения убытков собственникам земли, землевладельцам, землепользователям, арендаторам и потерь сельскохозяйственного производства - применительно к землевладельцам, землепользователям и арендаторам определяет принципы исчисления убытков. Так, оценка строений, расположенных на изымаемом земельном участке, производится по сметной стоимости строительства новых зданий, объектов и сооружений, равных имеющимся по сметной стоимости, емкости, уровню механизации (по типовым проектам); оценка плодоносящих плодово-ягодных насаждений, а также защитных и других многолетних насаждений производится по стоимости саженцев и затратам на посадку и выращивание их до начала плодоношения или смыкания крон (в ценах на момент изъятия земель); незавершенное строительство и неплодоносящие плодово-ягодные насаждения оцениваются по фактически произведенным объемам работ и затратам в ценах на момент изъятия земель; возмещение упущенной выгоды производится в размере единовременной выплаты, равной доходу, теряемому в течение периода восстановления производства, и т.д.

Определяя указанные принципы расчетов убытков, указанное Положение предусматривает во всех случаях согласование всех убытков с заинтересованными сторонами и их оформление актом, который регистрируется местной администрацией. При этом споры о размерах возмещения убытков разрешаются судом или арбитражным судом в соответствии с их компетенцией или третейским судом.

 

Статья 284. Изъятие земельного участка, который не используется в соответствии с его назначением

 

Комментируемая статья предусматривает наступление отрицательных последствий для собственника в случаях неиспользования им земельного участка для сельскохозяйственного производства, жилищного и иного строительства в течение 3 лет. Таким образом, эта норма не позволяет собственнику земельного участка оставлять его без использования, и тем самым его право пользования земельным участком становится одновременно и его обязанностью. Это одна из важных мер предотвращения спекуляции земельными участками, ибо, приобретая земельный участок, собственник обязан его использовать, а не дожидаться изменений рыночной конъюнктуры.

Изъятие земельного участка в связи с неиспользованием его в течение определенного срока не является конфискационной мерой, поскольку в данном случае земельный участок подлежит продаже с публичных торгов (см. коммент. к ст. 286).

 

Статья 285. Изъятие земельного участка, используемого с нарушением законодательства

 

Изъятие земельного участка у его собственника при грубом нарушении правил рационального использования земли, установленных земельным законодательством, можно рассматривать как санкцию за совершение земельных правонарушений.

Действующим законодательством предусмотрены виды правонарушений, которые подпадают под признаки указанной статьи, в частности загрязнение земель химическими и радиоактивными веществами, производственными отходами и сточными водами, заражение бактериально-паразитическими и карантинными вредными организмами, порча и уничтожение плодородного слоя почвы. За эти правонарушения предусматривается административная или уголовная ответственность, которая может применяться наряду с изъятием земельного участка.

 

Статья 286. Порядок изъятия земельного участка ввиду его ненадлежащего использования

 

1. ЗК не определяет органов, имеющих право принимать решения об изъятии земельных участков у собственников при нарушении ими земельного законодательства равно как и порядок принудительного изъятия такого земельного участка, отсылая в последнем случае к гражданскому законодательству. ЗК (ст. 54) устанавливает порядок принудительного прекращения прав на земельный участок лиц, не являющихся их собственниками (см. коммент. к ст. 287). Представляется, что с учетом правил, установленных комментируемой статьей этот порядок может быть использован при прекращении права собственности на земельный участок при нарушении земельного законодательства.

2. Существенное отличие порядка прекращения права собственности на земельный участок при нарушении земельного законодательства, который был установлен ЗК РСФСР и законодательством ряда субъектов РФ, от порядка, предусмотренного комментируемой статьей, заключается в том, что прекращение права собственности (изъятие) земельного участка производится не безвозмездно, а путем его принудительной продажи с торгов, в то время как ранее земельный участок изымался безвозмездно на основании решения органа, предоставившего данный участок.

Однако применительно к некоторым видам земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения (в основном используемых для товарного сельскохозяйственного производства гражданами, ведущими крестьянское хозяйство и сельскохозяйственными коммерческими организациями) в принципе сохранен прежний порядок изъятия данных земельных участков в случае их ненадлежащего использования. Так, в соответствии с п. 3 ст. 6 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" указанный земельный участок может быть принудительно изъят у его собственника в судебном порядке в случае ненадлежащего его использования. Заявление в суд о принудительном изъятии у собственника земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения направляется органом государственной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления при его ненадлежащем использовании, повлекшем за собой причинение вреда окружающей среде, в том числе земле как природному объекту. Таким образом, здесь не предусматривается продажа земельного участка с торгов. Представляется, что в данном случае есть основание для применения принципа о верховенстве специального закона над общим, исходя из того, что специальный закон посвящен специальному объекту - землям сельскохозяйственного назначения.

3. При применении п. 2 комментируемой статьи могут возникнуть некоторые сложности, связанные с организацией и проведением торгов, поскольку правила ст. 448 и 449 ГК не могут быть полностью применимы к этому случаю. Основные вопросы, которые при этом возникают, по нашему мнению, следующие.

Первый. Если предположить, что земельный участок будет продан по наиболее высокой цене, сложившейся в результате проведения торгов, то в этом случае лишение собственника его земельного участка может оказаться не санкцией, а поощрением, если, например, лицо и не собиралось использовать земельный участок, а держало его для продажи с учетом возможного роста цен на землю. В равной мере это относится и к лицам, которые совершили порчу земель, привели их в состояние, непригодное для использования, а за эти действия в результате проведения торгов они получают определенную компенсацию. При этом можно также предположить, что даже загрязненные земли в определенных регионах при изменении целевого назначения (например, сельскохозяйственные угодья, продаваемые для коттеджного строительства) могут быть проданы по достаточно высокой цене.

Второй вопрос - о последствиях несостоявшихся торгов. Такая ситуация весьма реальна в землеобеспеченных регионах.

Поэтому для реализации норм ст. 284-286 ГК необходимо законодательное закрепление порядка проведения публичных торгов при лишении права собственности за земельные правонарушения.

3. Если собственник земельного участка не согласен с решением соответствующего органа об изъятии (продаже с торгов) земельного участка, указанный орган обращается в суд. В этом случае до решения суда продажа земельного участка с торгов не допускается. Только решение суда является основанием для проведения публичных торгов.

 

Статья 287. Прекращение прав на земельный участок, принадлежащий лицам, не являющимся его собственниками

 

Комментируемая статья отсылает регулирование отношений, связанных с прекращением прав на землю лиц, не являющихся ее собственниками, при ненадлежащем использовании земельного участка к земельному законодательству.

В соответствии с п. 2 ст. 45, п. 2 ст. 46 и п. 1 ст. 47 ЗК право постоянного (бессрочного) пользования и право пожизненного наследуемого владения, аренда и право безвозмездного срочного пользования земельным участком могут быть прекращены принудительно при нарушении земельного законодательства, в частности при использовании земельного участка не по целевому назначению, при отравлении, загрязнении и порче плодородного слоя почвы, при систематической неуплате земельного налога, при неиспользовании земельного участка в течение определенного срока, а также при реквизиции и изъятии земель для государственных и муниципальных нужд и т.д.

Решение о прекращении прав на земельные участки в этих случаях принимается судом по заявлению органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае неустранения соответствующими лицами земельных правонарушений, указанных в предупреждениях органов, осуществляющих государственный земельный контроль (ст. 54 ЗК).

 

Глава 18. Право собственности и другие вещные права на жилые помещения

 

Статья 288. Собственность на жилое помещение

 

1. Жилым помещением признается помещение, отвечающее установленным санитарным, противопожарным, градостроительным и техническим требованиям и предназначенное для проживания граждан.

К жилым помещениям относятся: жилые дома, квартиры в многоквартирных жилых домах; жилые комнаты и иные помещения, предназначенные для проживания и признающиеся жилыми в соответствии с национальными традициями народов, населяющих Российскую Федерацию, закрепленными законодательством субъектов РФ. Жилое помещение должно быть благоустроенным применительно к условиям населенного пункта, в котором находится.

В Российской Федерации жилые помещения в городах характеризуются довольно высоким уровнем благоустройства: 89% жилой площади обеспечено водопроводом; 87% - канализацией; 86% - центральным отоплением; 79% снабжается газом. Находящиеся на территории РФ жилые дома, а также жилые помещения, находящиеся в других строениях, образуют жилищный фонд РФ. В зависимости от принадлежности жилищный фонд РФ подразделяется на: а) государственный жилищный фонд - жилые помещения, принадлежащие на праве собственности Российской Федерации и субъектам РФ и находящиеся в хозяйственном ведении или оперативном управлении государственных предприятий или учреждений; б) муниципальный жилищный фонд - жилые помещения, принадлежащие на праве собственности городским и сельским поселениям либо другим муниципальным образованиям, а также жилые помещения, находящиеся в хозяйственном ведении или оперативном управлении муниципальных предприятий или учреждений; в) жилищный фонд, принадлежащий на праве собственности гражданам, а также юридическим лицам (ведомственный жилищный фонд).

Жилищный фонд составляет более 20% воспроизводимого недвижимого имущества РФ. В настоящее время в России в государственной и муниципальной собственности, включая также ведомственные жилые дома, находится около 60% жилищного фонда, а индивидуальный жилищный фонд составляет около 40%.

Независимо от вида жилищного фонда, где находится жилое помещение, собственнику жилого помещения принадлежат права: владения (основанная на законе или договоре возможность фактически обладать жилым помещением); пользования (возможность эксплуатации и использования жилого помещения путем извлечения из него полезных свойств); распоряжения (возможность определять юридическую судьбу жилого помещения).

2. Жилые помещения подлежат использованию только для проживания граждан. Граждане должны действовать при использовании жилых помещений добросовестно, разумно и справедливо, соблюдая содержащиеся в законодательстве требования, а также нравственные принципы общества. Жилые и подсобные помещения в квартире должны использоваться в полном соответствии с назначением этих помещений. Пользователи жилых помещений должны бережно и заботливо относиться как к непосредственно используемой ими жилой площади и ее оборудованию (печи, кухонные очаги, водопровод, канализация, газовое оборудование, ванная и т.п.), так и ко всякому другому имуществу квартиры и домовладения в целом. Граждане обязаны экономно расходовать электроэнергию, воду, газ, не допуская утечек и бесхозяйственного расходования их; содержать в чистоте и порядке занимаемые жилые помещения и места общего пользования.

Необходимо соблюдать правила пожарной безопасности при топке печей и кухонных очагов; при пользовании электрическими, газовыми и другими приборами не допускать установки самодельных предохранительных пробок. При отсутствии в доме мусоропровода мусор и пищевые отходы следует собирать в особые закрывающиеся ведра и регулярно выносить их из квартиры в установленные места.

Запрещается: загромождать балконы, прихожие, коридоры, лестничные клетки и запасные выходы; производить в квартире работы, вызывающие порчу помещения или нарушающие нормальные условия жизни проживающих; устанавливать на крыше домов без разрешения органов связи индивидуальные антенны для радиоприемников и телевизоров.

С 23 до 7 часов в квартирах должна соблюдаться тишина. Пользование всякого рода громкоговорителями, радиолами и проч. в указанное время может допускаться лишь при условии уменьшения слышимости до степени, не нарушающей покоя жильцов. Допускается содержание кошек и собак в отдельных квартирах, занятых одной семьей, при условии соблюдения правил санитарии и гигиены.

Жилые помещения, находящиеся в частной, государственной или муниципальной собственности, могут сдаваться их собственниками гражданам для проживания на основании договоров.

Так, инвалиды Великой Отечественной войны и приравненные к ним в установленном порядке лица, инвалиды труда, а также инвалиды с детства, ветераны войны, семьи погибших при исполнении государственных обязанностей, семьи с доходами ниже официально установленного прожиточного минимума, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на предоставление жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищного фонда на условиях договора социального найма. Указанным категориям граждан жилая площадь предоставляется в первоочередном порядке. Основанием для вселения в жилое помещение по договору социального найма является ордер, выдаваемый местным органом исполнительной власти. Жилое помещение предоставляется бесплатно (т.е. без оплаты его строительной стоимости) - как правило, в виде отдельной квартиры на семью в соответствии с установленной нормой жилой площади - 12 кв.м на человека.

На основании ордера жилищная организация заключает с нанимателем договор социального найма жилого помещения, в котором конкретизируются права и обязанности сторон. Наймодатель обязуется предоставить в пользование нанимателю и членам его семьи жилое помещение, пригодное для постоянного проживания, производить капитальный ремонт, обеспечивать бесперебойную работу санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в доме, а также в квартире нанимателя. Наниматель обязуется использовать помещение в соответствии с его назначением; обеспечивать его сохранность, производить текущий ремонт; соблюдать правила пользования жилыми помещениями; устранять за свой счет повреждения жилого помещения, а также ремонтировать либо заменять поврежденное санитарно-техническое или иное оборудование, если такие повреждения произошли по вине нанимателя; своевременно вносить квартирную плату и оплачивать коммунальные услуги.

Равным образом жилые помещения, принадлежащие гражданам на праве собственности, могут сдаваться внаем по договору коммерческого найма другим гражданам для проживания. Порядок, сроки и условия найма жилого помещения определяются договором между собственником жилья и арендатором. Стороны могут предусмотреть права и обязанности, существенно отличающиеся от предусмотренных законодательством для наймодателей и нанимателей в домах государственного и муниципального жилищного фонда, в частности в отношении размеров платы за пользование жилым помещением, недопущения обмена, сдачи вподнаем и др. Возможно установление и особых оснований и порядка расторжения договора.

3. Жилые дома и жилые помещения предназначаются для постоянного проживания граждан. Граждане, имеющие на праве собственности жилые помещения, вправе пользоваться ими для личного проживания отдельно или вместе с семьей, но не для размещения в них промышленных производств. Размещение промышленных производств в жилых домах запрещено и для других собственников. Как известно, производственное помещение предполагает размещение в нем специального оборудования и приспособлений для производства изделий и ремонта (например, типографии, пекарни, кузницы и др.). В производственных помещениях, как правило, имеются моторы, станки на фундаментах, искусственная вентиляция, печи специального назначения и т.п. Работа таких агрегатов в жилом доме делает невозможным проживание жильцов. Поэтому размещение и "соседство" в жилом доме жилых помещений и производственных помещений недопустимо. Собственник жилого помещения может осуществлять в нем промышленное производство только после перевода жилого помещения в нежилое. Вопросы перевода жилых помещений в нежилые относятся к компетенции органов местного самоуправления. Контроль за переводом жилых помещений в нежилые осуществляет созданная по постановлению Правительства РФ от 26.09.94 N 1086*(256) Государственная жилищная инспекция Российской Федерации.

 

Статья 289. Квартира как объект права собственности

 

Государственная целевая программа "Жилище", одобренная постановлением Правительства РФ от 20.06.93 N 596 (в ред. от 24.01.02)*(257), направлена на отказ государства от монопольной роли инвестора, подрядчика, собственника в сфере жилья. Программой предусматривается изменение структуры жилищного фонда по формам собственности, направленное на формирование слоя собственников и создание рынка жилья. Поставлена задача всемерно способствовать росту доли жилищного фонда в частной собственности граждан или юридических лиц путем приватизации существующего государственного и муниципального жилищного фонда, а также развития частного коммерческого жилищного строительства. Приватизация квартир осуществляется в соответствии с Законом о приватизации жилищного фонда.

Граждане, занимающие квартиры по договору найма в домах государственного и муниципального жилищного фонда, а также в домах ведомств, вправе приобрести эти квартиры в собственность бесплатно в порядке приватизации. В коммунальных квартирах наниматели комнат также могут их приватизировать.

Следует отметить, что первоначально приватизация жилых помещений в коммунальных квартирах в домах государственного и муниципального жилищного фонда была запрещена (ст. 4 Закона о приватизации жилищного фонда). Однако такой запрет фактически означал законодательное закрепление неравенства граждан в зависимости от условий их проживания. В связи с этим Постановлением Конституционного Суда РФ от 03.11.98 N 25-П*(258) такое ограничение приватизации для нанимателей жилых помещений в коммунальных квартирах государственного и муниципального жилищного фонда признано не соответствующим ст. 19 (ч. 1 и 2), 46 (ч. 1 и 2) и 55 (ч. 3) Конституции.

Приватизация квартир производится на добровольной основе при наличии согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи в совместную (без определения доли каждого из собственников в праве собственности на квартиру) или долевую собственность. Передача квартир в собственность граждан оформляется соответствующим договором передачи, который заключается местной администрацией или предприятием, учреждением (владельцем дома) с гражданином, получающим жилое помещение в собственность. Право собственности на приобретенную квартиру возникает с момента регистрации договора в местной администрации. Характерно, что при этом нотариального удостоверения договора передачи не требуется и государственная пошлина не взимается. Таким образом, для приватизации квартир гражданам созданы максимально благоприятные условия. Граждане, ставшие собственниками квартир, владеют, пользуются и распоряжаются ими по своему усмотрению. Они вправе продавать, сдавать в аренду эти квартиры, а также совершать с ними иные сделки, не противоречащие закону. Собственники приватизированных квартир становятся также совладельцами либо пользователями внеквартирного инженерного оборудования и мест общего пользования дома. Собственники квартир оплачивают содержание и ремонт мест общего пользования в многоквартирных жилых домах, налог на недвижимое имущество, а при использовании жилого помещения с целью извлечения прибыли - и другие установленные законодательством налоги. Оплата коммунальных услуг (водо-, тепло-, газо-, электроснабжение, канализация, горячее водоснабжение) устанавливается в пределах возмещения издержек на их предоставление непосредственно потребителю.

И еще одна важная деталь. За государственными жилищно-эксплуатационными организациями сохраняются обязательства по обслуживанию и ремонту приватизированных квартир по договорам с их собственниками. Причем обслуживание и ремонт приватизированных квартир производятся по ставкам, установленным для обслуживания государственного и муниципального жилищного фонда.

Следует отметить, что в настоящее время в России приватизировано около 60% государственного и муниципального жилищного фонда.

Важную роль играет приобретение гражданами квартир на коммерческой основе. Проведенный Правительством РФ анализ доходов граждан показывает, что в настоящее время не более 1% населения, нуждающегося в улучшении жилищных условий, может единовременно оплатить строительство или приобретение готового дома или квартиры. Необходимо кредитование граждан. В этой связи представляет интерес программа "Жилье" Федерального инвестиционного фонда, который работает в рамках Государственной целевой программы "Жилище". В зависимости от срока получения квартиры и ее размеров гражданин покупает определенное количество акций фонда. После заселения в квартиру, предоставленную фондом, фонд кредитует акционера на сумму, равную остаточной стоимости квартиры. Максимальный срок выкупа квартиры - 10 лет. Рассрочка по оплате стоимости квартиры на 10 лет делает приобретение жилья доступным среднему жителю России. Программа Фонда рассчитана не только на Москву, но и на регионы России.

Получает распространение ипотечное кредитование - выдача кредита под залог недвижимого имущества того лица, которому выдается кредит. Условия кредитования приемлемы для населения - кредит выдается на срок от 10 до 40 лет под процент (от 3 до 15% годовых).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 315; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.