Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этнические общности




Тпов и каковы пути их цивилизованного преодо­ления? Какой должна быть национальная поли­тика?

Нации и межнациональные отношения

Чем обусловлено существование нации? Какую роль в становлении личности и нации играет национальное самосознание? Что характерно для межнациональных отношений в современном мире? В чем причины межнациональных конфлик-

Помимо классов и других социальных групп, социальную структуру общества составляют исторически сложившиеся общ­ности людей: племена, народности, нации. Современное челове­чество представлено примерно тремя тысячами различных на­родов, а в нашей стране их больше ста. В то же время независи­мых государств в мире насчитывается около 200. Следователь­но, большинство народов проживает в многонациональных го­сударствах.

Как бы ни была дорога нам историческая память о своих национальных корнях, важно понимать и другое: все мы жи­вем и всегда будем жить вместе с людьми разных националь­ностей. Это требует от каждого из нас особой личной деликат­ности и ответственности в отношениях с людьми других национальностей.

Следует помнить, что у разных народов больше общих черт, чем различий, и их общность постоянно нарастает, поскольку усиливаются взаимозависимость, взаимосвязанность и целост­ность мира.

Но, позволяя человечеству сохраняться во всей присущей ему многоликости и своеобразности, сближение народов не озна­чает отрицания их национальных особенностей. Напротив, имен­но своеобразие их культуры служит живым источником духов­ного богатства человечества, многообразия мировой культуры.

В курсах истории рассматривались такие исторически сло­жившиеся формы общности людей, как род, племя, народность, нация. Развитие этих общностей связано с ростом производи­тельных сил, расширением хозяйственных связей, формирова­нием определенных социальных и культурных предпосылок. Так, род и племя характерны для первобытного общества. На­родность складывается с появлением классов и государств. Ка­питализм активизирует экономические и культурные связи, создает единый национальный рынок, ликвидирует хозяйствен­ную раздробленность средневекового государства, сплачивает раз­личные входящие в него народности в единое национальное Целое. Возникает нация.

Наряду с понятиями «племя», «народность», «нация» в на- Уке утвердилось и понятие этнос. Это греческое слово означает «народ» и не имеет однозначной характеристики. Под этносом понимается исторически сложившаяся на определенной терри­тории совокупность людей, обладающих общностью культуры языка, сознанием своего единства.

Нация складывается в течение длительного исторического периода в результате соединения, «перемешивания», «сплавле­ния» представителей различных (родственных и неродственных друг другу) племен и народностей. Современные научные тео­рии не дают однозначного ответа на вопрос о признаках этой общности.

В начале XX в. главным признаком нации считалась общ­ность языка, экономической жизни, психического склада. Один из теоретиков марксизма К. Каутский признаками нации счи­тал общность территории, языка, экономической жизни и тра­диций. Каутский не абсолютизировал эти признаки, полагая, что при отсутствии одного или нескольких из них нация про­должает существовать. Был и другой взгляд: только при нали­чии всех указанных признаков можно говорить о нации.

Существенные сдвиги в понимании нации произошли в по­следней трети XX в. Согласно современным представлениям на этапе формирования нации большое значение имеет территори­альное, языковое и экономическое единство. В дальнейшем под влиянием интеграционных и миграционных процессов эти при­знаки нередко утрачивают свою определяющую роль, хотя и со­храняют свое значение.

Единство нации, как считают исследователи, может под­держиваться как материальными, так и у ряда наций — психо­логическими факторами, общностью духовных ценностей, про­исхождения и исторической судьбы.

Распространен еще один подход, при котором нация рас­сматривается как сообщество граждан данного государства.

В дальнейшем мы будем употреблять слово «нация» в эт­нокультурном значении, т. е. как обозначение высшей формы этнической общности.

Великий источник национальной общности и националь­ной ответственности — историческая память.

В повести Чингиза Айтматова «Белый пароход» есть такой эпизод. Солдат встречается с мальчиком и выясняет, что он не только не знает, откуда его род начинается, но даже и обяза­тельного колена семерых отцов не знает. Он знал только свое­го отца, деда, прадеда.

А затем следует такой диалог:

«— Дед говорит, что если люди не будут помнить отцов, то они испортятся.

_ Кто испортится? Люди?

-Да.

— Почему?

— Дед говорит, что тогда никто не будет стыдиться пло­хих дел, потому что дети и дети детей о нем не будут помнить. И никто не будет делать хорошие дела, потому что все равно дети об этом не будут знать».

Помнить об уроках прошлого, чтить предков, остерегаться ошибочных поступков, чувствовать ответственность перед поко­лениями — это важные функции исторической памяти, помога­ющей сплачивать национальную общность.

Один из наиболее осязаемых результатов исторического пу- ти — национальная культура: сказки, легенды, исторические повествования, песни, танцы, музыка, особое художественное мастерство, проявляющееся в храмовых постройках, иконах, до­машней утвари; это народный эпос, где ярко выступают нацио­нальные отличия («Слово о полку Игореве» легко отличить от «Манаса» или «Калевалы»), это творчество писателей, худож­ников, композиторов, в том числе современных, где находят свое отражение национальный колорит, национальные легенды. Прежде всего через культуру человек связан со своей нацией.

В России нации возникали и формировались в процессе становления российской государственности. Борьба русичей за независимость, за преодоление феодальной раздробленности спо­собствовала созданию единого Русского государства, единого эко­номического и культурного пространства.

Современный русский язык сложился на основе древних славянских языков, но вобрал в себя массу слов из других язы­ков — латинского, греческого, татарского, французского, анг­лийского, немецкого и др.

Было бы неверно представлять себе процесс развития на­родов как идеально прямой путь движения от одной общности к другой. Человечество — это живой многоцветный мир наро­дов. Он пребывает в непрерывном движении: народы появляют­ся, расцветают, исчезают. И у каждого народа свой путь, своя судьба.

Из истории вы знаете, что многие когда-то известные на­роды ушли в небытие (финикийцы, скифы, половцы и др.), а некоторые современные народы возникли еще в древности I апример, армяне, грузины). Английская нация сложилась в 2Vl русская — в XVII—XVIII вв., немецкая — в XIX в. Де- сятки наций сформировались и формируются в XX в. Нынеш- человечество представлено всем многообразием исторически жившихся форм общности — сегодня на Земле живут роды и племена, народности и нации, что связано с разнообразием природно-климатических, экономических, социальных и куль­турных условий их жизнедеятельности.

Что касается понятия «национальность», то оно означает принадлежность человека к той или иной нации. В большинст­ве стран мира национальность определяется не государственны­ми органами, а самим человеком добровольно. Сегодня на Зем­ле все больше становится людей, родившихся от смешанных браков (т. е. от родителей разных национальностей), они впра­ве выбирать себе национальность любого из родителей. В подав­ляющем большинстве современных демократических государств выбор национальности есть неотъемлемое право каждой лично­сти, одно из условий ее свободы. Это право имеют и граждане России.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 1172; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.