Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нормативный акт как источник права. Система нормативных актов в РФ




В российском государстве единствен­ным источником права является нормативно-правовой акт. Судебного прецедента нет (хотя роль юридической практики велика), обычая тоже нет, хотя исключения имеются.

1) Конституция РФ находится на вершине иерархии зако­нодательства и имеет обязательное значение для всех осталь­ных нормативных актов. Текст Конституции РФ, состоящий из 137 статей, содержит нормы права, относящиеся к различным отраслям права. Осо­бое значение имеют нормы Конституции РФ, определяющие компетенцию высших органов государства по изданию норма­тивно-правовых актов определенного вида (ст. 90, 105, 106 и др.), порядок принятия и вступления в действие федеральных конституционных законов, федеральных законов (ст. 104-108) и некоторые другие вопросы.Верховенство Конституции РФ в сис­теме нормативных актов Российского государства определяется следующими основаниями, она:

а) принята на референдуме в результате сво­бодного волеизъявления всего народа;

б) устанавливает основные начала, принци­пы, нормы общественного и государственного строя;

в) содержит перечень основных прав челове­ка и фиксирует структуру и компетенцию высших органов го­сударственной власти и управления;

г) принимается, изменяется в результате со­блюдения усложненной процедуры правотворчества.

2) Федеральные конституционные за­коны принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ, и отличаются особым порядком их приня­тия - требуется 3/4 голосов от общего числа членов Совета Фе­дерации и 2/3 голосов от общего числа депутатов Государствен­ной Думы.

3) Федеральные законы принимаются в Российской Федерации Государственной Думой,

4) Субъекты РФ по вопросам своего ведения осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов. Такие законы не могут противоречить федеральному законодательству. В этом проявляется принцип един­ства правовой регламентации и правового режима на террито­рии всего государства.

5) Подзаконные акты РФ (Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов ис­полнительной власти).

а) Нормативно-правовые акты Президента РФ. Указы - обязательны для исполне­ния на всей территории РФ, в качестве предмета регулирования имеют основные на­правления внутренней и внешней политики, в слу­чае противоречия указа К РФ и законам России на основании заключения Конституционного Суда РФ указ Пре­зидента РФ может быть отменен.

б) Нормативно-правовые акты Правительства РФ. Прави­тельство РФ принимает постановления и издает распоряже­ния. Постановления - имеют нормативный характер. Распо­ряжения - решения по текущим и оперативным вопросам. Акты Правительства РФ могут быть приняты лишь в рамках своей компетенции и на основании и во исполнение законов.Постановления и распоряжения Правительства РФ подпи­сываются Председателем Правительства РФ и подлежат офи­циальному опубликованию не позднее 15 дней со дня их приня­тия.

в) Акты федеральных органов исполнительной власти. Федеральные органы исполни­тельной власти могут издавать предусмотренные положениями о них акты, содержащие нормы права, в случаях и пределах, предусмотренных российскими законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ. Поэтому издание любого ведомственного акта должно быть основано на специ­альном указании вышестоящих органов. К ним относятся: приказы, инструкции,поста­новления,распоряжения,положения,письма,уставы,разъяс­нения и т. д.Они обязательны для исполнения для всех подведомственных организаций, должностных лиц.Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и иные законные инте­ресы граждан, а также любые межведомственные акты подле­жат государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ, после чего публикуются (не позднее 10 дней после регистра­ции). Акты, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установ­ленном порядке, не влекут за собой правовых последствий, поскольку вступившими в силу не считаются.Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу с момента их официального опублико­вания в газете «Российские вести». Такое опубликование долж­но последовать не позднее 10 дней после государственной ре­гистрации акта.

г) Нормативные акты органов государственной власти субъектов РФ. Издаваемые нормативные акты распространяются лишь на территорию соответствующего региона. Согласно законодательству, решения областного уров­ня (законы, распоряжения) доводятся до исполнителей в тече­ние 7 дней со дня их принятия, но не позднее даты вступ­ления данного нормативного акта в силу.Администрация субъектов РФ (в некоторых регионах - правительство) вправе приниматьпостановления,распоряжения,приказы.Глава ад­министрации по вопросам, отнесенным к его компетенции, может издавать: постановления, распоряжения.

д) Локальные нормативные акты - юридические документы, содержащие нор­мы права, принимаемые субъектами управления на предприя­тии, в организации и т. д. Локальные акты го­сударственных и негосударственных учреждений и организаций различных форм собственности:

i) приказы, издаваемые руководителем организации,

ii) уставы и положения, на основе которых организации осуществляют свою деятельность.

В большинстве случаев для того чтобы приобрести юридическую силу, они должны быть зарегистрированы в соответствующем муници­пальном органе власти. Например, устав ООО требует регистрации в органах государственной власти, и толь­ко после этого приобретает юридическую силу, становясь обя­зательным для членов данного юридического лица.

е) Нормативный договор - соглашение двух или нескольких лиц об уста­новлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Заключение договора строится на следу­ющих принципах: равенство, автономия (независимость) сто­рон и их свободное волеизъявление, имущественная ответствен­ность за нарушение договора вследствие нарушенного обяза­тельства.Особенность договора как подзаконного источника права заключается в том, что стороны могут заключить как предус­мотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами договор. Основное требование к форме, со­держанию и предмету договора заключается в том, чтобы он не противоречил действующему законодательству.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 475; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.