Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Частная методика




ФОНДОВАЯ ЛЕКЦИЯ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

 

по теме № 9 (лекция):

«ОБЩЕСТВО КАК ЦЕЛОСТНАЯ СИСТЕМА»

 

 

Автор: доктор философских наук, профессор Чижик П.И.

 

 

Обсуждены и одобрены на заседании кафедры

Протокол № __ от «___» __________ 20__ г.

 

 

Москва - 2013

проведения учебного занятия по теме № 9 (лекция):

«Общество как целостная система»

Время: 2 часа

Учебные вопросы:

1. Философский смысл понятия общество: подходы и решения.

2. Основные сферы жизни общества и их взаимосвязь.

3. Трансформация современного общества.

 

В первом вопросе следует раскрыть философский смысл понятия общество. Существует много определений общества. Наиболее распространенным является понимание общества как обособившейся от природы части материального мира, характеризующейся целенаправленной и разумно организованной совместной деятельностью людей и социальных институтов по воспроизводству человека, материальной и духовной культуры, системы норм и принципов жизни, общественных отношений. В данном определении заключена сущность общества – то, что делает его реальным явлением и отличает от других явлений бытия. Важно отметить, что сущность общества конкретизируется в его родовых и видовых существенных признаках.

В ходе раскрытия данного вопроса лекции следует остановиться на раскрытии положения о том, что общество рассматривается как сложная многоуровневая система, признаками которой являются: целостность; способность сохранять себя под воздействием внутренних и внешних дестабилизирующих факторов; субстратность, способность развиваться на своей собственной основе; структурность; функциональность; действие объективных законов; наличие подсистем и др. Системное функционирование и развитие общества состоит во взаимосвязи и взаимодействии его признаков, элементов, объективных законов и субъективности индивидов, в определенной скоординированности и субординированности деятельности субъектов, материально-физического и духовного развития людей, уровней и сфер жизни общества, в соотнесенности истории общества с прогрессивным или регрессивным его развитием и других показателях.

Во втором вопросе необходимо уяснить то, что в обществе выделяются не только уровни жизни общества (при ориентации на человека), но и сферы жизни (при ориентации на успешное функционирование самого общества). Рекомендуется обратить внимание: на основания выделения и предназначение основных сфер жизни общества; на их определения и элементы структуры; на способы и формы взаимодействия между собой.

Логическим основанием выделения сфер жизни служит понимание самого термина «сфера» и его интерпретаций применительно к социальной жизни. Несмотря на то, что термин используется преимущественно в естественных и технических науках как «шар» или «особая замкнутая поверхность», в разговорном языке он имеет значение природно-социального пространства, находящегося в пределах действия чего-либо или кого-либо (сфера действия артиллерийского огня, сфера инженерной деятельности, сфера командирской деятельности) или общественного окружения, обстановки, среды, круга лиц, объединенных общностью социального положения или занятий (служебная и военно-служебная сфера жизнедеятельности военнослужащих, военная сфера деятельности, дипломатическая сфера.

На этом основании сфера (подсистема) жизни общества – это разновидность социальной организации и деятельности, обладающая особым содержанием, закономерностями и объединением круга лиц, способами или средствами функционирования, определенными пределами распространенности. Социально-культурным основанием выделения сфер жизни общества служат те цели и задачи, потребности и интересы, планы и программы субъектов, осуществление которых необходимо для успешной жизнедеятельности общества и требует обособления, относительно самостоятельного отграничения и функционирования. Данное основание является доминирующим для выделения сфер жизни общества.

В зависимости от существования необходимо-важных сфер жизнедеятельности общества в его структуре выделяются: материально-производственная; социальная сфера; политико-правовая сфера; духовная сфера жизни общества. Существуют и другие сферы жизни общества. Особой сферой является военная жизнь общества.

В третьем вопросе необходимо обратиться к раскрытию положения о том, что общество как органическая система находится в постоянном движении, изменении, развитии от менее совершенных к более совершенным способам и формам жизнедеятельности. Вопросы о путях изменений, источниках, причинах и дви­жущих силах развития общества, детерминантах общественной жизни в философии всегда были в числе первоочередных, которые определяли содержание всех остальных проблем.

Следует раскрыть основные особенности общественной жизни: во-первых, она имеет свои собственные законы, проявляющиеся через деятельность людей. Социальные законы вариативны, их действие может приводить к различным результатам. Это происходит, прежде всего, потому, что люди своей деятельностью могут создавать благоприятные или неблагоприятные условия для проявления законов. Во-вторых, в любом обществе есть прогрессивные и регрессивные процессы и явления, доминантность которых всегда различна. В-третьих, в ходе развития общества можно наблюдать относительно самостоятельные, но вместе с тем тесно взаимосвязанные, переплетающиеся, перетекающие друг в друга процессы – эволюционные и революционные.

 

Материальное, программное обеспечение и интернет-ресурсы занятия:

1. выставка литературы;

2. компьютерный файл с планом занятия, литературой по теме и по учебному курсу;

3. мультимедийный проектор (графопроектор «Лектор-2000»);

4. мультимедийная презентация (слайды) по теме занятия.

5. фрагменты учебных видеофильмов телеканала «Культура» из серии «Жизнь замечательных людей (философов)».

6. Интернет-ресурсы:

– портал «Философия» www.filosofia.ru

– портал «Гуманитарное образование» http://www.humanities.edu.ru/

– федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/

– федеральное хранилище «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» http://school-collection.edu.ru/

 

Литература:

Основная литература:

1. Гайденко В.П., Громов М.Н., Мотрошилова Н.В. История философии: Запад-Россия-Восток: в 4 кн. М.: Академический проспект, 2012.

2. Марков Б.В., Липский Б.И. Философия: учебник для бакалавров. М.: Юрайт, 2012.

3. Миронов В.В. Философия: учебник. М.: Изд-во Проспект, 2012.

4. Подопригора С.Я. Философский словарь. Ростов н/Дону: Феникс, 2013.

5. Философия: учебник /под ред. проф. Б.И. Каверина. М.: Воен. ун-т, 2011.

Дополнительная литература:

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учебник. М.: Высшая школа, 2009.

2. Горелов А.А. Философия. М.: Кнорус, 2012.

3. Светлов В.А. Философия. М.: Питер, 2011.

4. Степин В.С., Яскевич Я.С., Юдин Б.Г. Философия. М.: Высшая школа, 2012.

5. Философия: учебник /под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. М.: Инфра-М, 2009.

6. Философия: учебник для вузов /под ред. В. Лавриненко, А. Ратникова. М.: Гардарики, 2010.

 

Тема № 9 (лекция): «Общество как целостная система»

Учебные вопросы:

1. Философский смысл понятия общество: подходы и решения.

2. Основные сферы жизни общества и их взаимосвязь.

3. Трансформация современного общества.

Вопрос о том, что такое общество, каковы его место и роль в жизни людей, всегда находился в центре внимания философии. Люди живут совместно, они образуют общество. Как и природа, человеческое общество постоянно и непрерывно развивается; оно представляет собой целостную систему, многообразные компоненты которой обновляются и находятся в изменяющихся связях и взаимодействиях.

Данное обстоятельство предъявляет современному военному специалисту требование обладать совокупностью социально-философских знаний об обществе, умением их использовать в процессе общественной жизни. Полученные знания позволяют сформировать четкие представления о совершенном общественном устройстве, выработать навыки методологического анализа социальных процессов и явлений, на научной основе строить личное участие в общественной жизни.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 574; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.