Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философский смысл понятия общество: подходы и решения




Рассмотрение общества с философских позиций предполагает, прежде всего, выяснение природы данного феномена, его структуры и содержания, закономерностей и особенностей развития. Философски осмыслить общество – значит поставить и решить наиболее общие проблемы, открыть и объяснить законы и тенденции его развития.

Общество в философском смысле представляет собой особую надприродную реальность, включающую человека, целесообразную деятельность людей, ее результаты и складывающиеся между ними отношения. Общество – это развернутая в пространстве и развивающаяся во времени сфера бытия человека, среда и продукт его жизнедеятельности[1]. Оно создано деятельностью людей, его существование поддерживается ею. Особенность общества состоит в том, что в своей деятельности люди вступают в определенные отношения друг с другом (общественные отношения), совокупность которых образует социальную сторону их деятельности – устойчивые социальные структуры, обеспечивающие целостность общества.

Общество имеет богатую историю существования и развития. Нет такого фи­лософского направления, принципы которого не использовались бы (разумеется, не всегда с одинаковой степенью успеха) для раскрытия тайн общества. Мысли­тели по-разному объясняли его сущность, содержание и развитие: с точки зрения материализма, идеализма, дуализма, диалектики и метафизики и т.д.

Так, в античности общество отождествлялось с государством. Согласно Платону, люди объединяются в государство, потому что нуждаются друг в друге. Государство – это их совместное поселение и разделение труда между ними, позволяющее им удовлетворять многообразные потребности. Аристотель считал человека «политическим животным», т.е. связывал его особенности с принадлежностью к полису, государству. В Средние века человек существовал в системе строгого подчинения власти божественной и власти, данной от Бога (А. Августин).

В XVII – XVIII вв. понятие общества начало постепенно освобождаться от его тождества с государством. Этому способствовала принятая многими мыслителями (Т. Гоббс, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо) теория общественного договора, согласно которой государство создается самими людьми на основе соглашения (договора) между ними. Заключение общественного договора о создании органов власти в стране означало появление государства.

В дальнейшем позитивизм (О. Конт, Г. Спенсер) способствовал вычленению из философии специальной науки об обществе – социологии, согласно которой общество рассматривается как целостная система, развивающаяся по общим для всей истории законам; общество – это организм, в котором различные социальные структуры выполняют необходимые для его жизни функции. К. Маркс исходил из того, что структура общества как органической целостности определяется его материальной основой, а социальное развитие подчиняется как общим, так и специфическим закономерностям, присущим отдельным этапам исторического процесса – способам производства, общественным формациям. В XX в. системный подход к обществу разрабатывался в рамках структурно-функционалистской социологии (Т. Парсонс, Р. Мертон), а философия жизни и феноменология (Г. Гуссерль, А. Шюц) привели к становлению социологии «повседневности»[2].

Рассмотрение общества с позиций социально-философского знания позволяет выделить основные подходы к общественной проблематике, к пониманию общества. Существуют следующие философские подходы к обществу: а) натуралистический (движение от природы); б) социопсихологизм; в)концепция социальногодействия человекаи г)теория предметного действия человека. Именно эти подходы широко применяются в современной философии общества.

Суть натуралистического подхода к общественной проблематике состоит в том, что человеческое общество рассматривается как естественное продолжение закономерностей природы, мира животных и в конечном итоге – космоса. Данный подход присущ позитивизму, социал-дарвинизму и другим биологизаторским концепциям, рассматривающим общество в качестве одного из проявлений органической жизни. С этих позиций подчеркивается особая, детерминирующая специфика общества, роль географических (климат, ресурсы полезных ископаемых, флора и фауна) и демографических (население) факторов, биологии человека, которая рассматривается в духе дарвинизма и генетики. В рамках данного подхода предполагается также, что общество может изменить форму своего бытия, «уйти в космос» и там начать новый виток своей эволюции (К.Э. Циолковский и другие «космисты»).

Натуралистический подход к объяснению общества, безусловно, не бесплоден, он исследует довольно значимые аспекты связи общества с природой. Но указанное направление не полностью раскрывает специфику общественного. Поэтому многие исследователи связывают ее не с биологическими, а с более сложными – психическими явлениями. Следовательно, другой подход может быть определен в рамках социопсихологии.

В основе данного подхода лежит конструирование общества по образу и подобию индивида, а сам индивид рассматривается изолированно от общественных условий, например, от материального производства. К тому же психология тесно связывает изучаемые ею явления с физиологией организма человека. Одной из влиятельных форм социопсихологии в настоящее время является инстинктивизм, прежде всего фрейдизм. Инстинктивизм видит истоки социального в инстинктах человека, число которых, по мнению ряда исследователей, колеблется от нескольких до 15 тысяч. По Фрейду, двумя важными инстинктами для человека являются инстинкт жизни – Эрос и инстинкт смерти – Танатос, борьба которых лежит в основе социального бытия. Социальные чувства, нравственность, религия призваны ослабить чрезмерную инстинктивную агрессивность человека.

Дальнейшее развитие социопсихология получила в концепции социального действия (М. Вебер, Т. Парсонс). Социальное действие всегда личностно и осмысленно, оно связывает индивида с другими субъектами. Каждое действующее лицо отчасти «запрограммировано» существующими в обществе социальными нормами, оно оценивает различные варианты, принимает решения и добивается их выполнения. Таким образом, все общество выступает как система социальных действий. Индивид формируется в результате социального взаимодействия – так происходит его социализация.

Следующий подход объяснения общественного устройства связан с философским анализом предметного действия и его продуктов. Теория предметного действия была разработана К. Марксом, который считал, что социальные действия – это результат индивидуальной человеческой активности, а не человеческих намерений, что людей связывает в социальный организм не общая идея или Бог, а производительные силы и производственные отношения, видоизменения которых составляют основу общественно-экономических формаций как этапов мировой истории. В основе общественных связей людей, полагал Маркс, лежит система материальных общественных отношений, которые при всей их материальности (т.е. первичности и независимости от сознания) не являются в полной мере вещественными. Здесь на первый план выступает деятельность многих людей, обменивающихся продуктами своего труда. В продуктах деятельности в результате производственной кооперации следы индивидуального как бы смываются. В итоге получается безличное общественное. Таким образом, совместная деятельность множества людей, обменивающихся продуктами этой деятельности, является предпосылкой появления общества.

Рассмотренные подходы к объяснению природы общества имеют нечто общее, а именно: представление о системной организации данного феномена и закономерностях его саморазвития.

Анализ общества как системы характерен для многих философов прошлого и настоящего. По их мнению, оно представляет собой такую целостность, основными признаками которой являются способность развиваться на своей собственной основе, субстратность, структурность, функциональность, способность сохранять себя под воздействием дестабилизирующих внутренних и внешних факторов, наличие подсистем, действие объективных законов и др. Таким образом, общество как система есть упорядоченная, самоуправляющая­ся и саморазвивающаяся совокупность связей и отношений, кото­рые образуют качественную целостность и носителями которых являются действующие люди и образуемые ими группы.

Следует отметить, что современное общество представляет собой открытую систему. Это означа­ет, что, несмотря на автономность по отношению к внешнему миру, оно испытывает на себе его активное воздействие, воспринимает и перерабатывает информацию, реагирует на изменяющийся кон­текст. Общество есть адаптивно-адаптирующая система, т.е. оно способно не только приспособиться к окружающей среде, но и из­менять ее в силу возможностей соответственно своим интересам.

Что же делает общество системой? М. Вебер видел системность общества в социальном взаимодействии. По его мнению, основу жизни составляют целерациональные, ценностно-рациональные, аффектные и традиционные социальные действия. Э. Дюркгейм за основу системности общества брал «социальные факты» как сформировавшиеся в обществе устойчивые образования: юридические законы, нормы, традиции, обычаи, денежную систему и т.п. К. Маркс системообразующим элементом называл общественные отношения, в которые индивиды вступают в процессе жизнедеятельности. Спецификой марксистского подхода является определение экономических отношений ведущими, порождающими в конечном итоге все другие общественные отношения. Выделение экономических отношений как приоритетных позволило сформулировать понятие общественно-экономической формации, а общество представить естественно-историческим процессом возникновения, расцвета и смены общественно-экономических формаций.

Многие философы и социологи обращали внимание на такой важный признак общества, как его способность формировать и сохранять устойчивые связи между субъектами. Мыслители различным образом объясняли причину устойчивости общественных связей. Так, Э. Дюркгейм видел ее в наличии «коллективного сознания». Р. Мертон указывал на фундаментальные культурные ценности общества как на базу его существования и стабильности. Э. Шилз считал основой устойчивости общества наличие и функционирование «общей власти».

Устойчивость общества (при всем многообразии его объяснения) как признак системности обусловлена сохранением структуры и функциональности. В теории структурного функционализма Т. Парсонса основой системности общества признана не простая совокупность элементов, а совокупность главных функций данных элементов, выполнение которых и позволяет обществу существовать обособленно от природы и соответствовать своей сущности, реализуя функции адаптации к изменяющимся условиям, рациональной ориентации, распределения внутренних ресурсов, постановки целей и задач и поддержания процесса их достижения, сохранения устойчивости с соблюдением общепризнанных норм и ценностей и, наконец, функцию интеграции в систему новых поколений.

Основные функции, по Т. Парсонсу, обусловливают структуру общества, функционирование и формирование его четырех подсистем: экономики, политики, культуры и родства. Логическим продолжением системного подхода к обществу Парсонса является выделение им в процессе формирования подсистем социальных институтов: государства, политических партий, церкви, школы, семьи, а также социальных норм, ролей, ценностей. Т. Парсонс считал, что чем точнее выполняют социальные институты и субъекты общества свои функции, тем более это общество внутренне упорядочено, тем гармоничнее протекают общественное развитие и согласование связей между субъектами. Напротив, выполнение каким-либо субъектом несвойственных ему функций ведет к внутренней напряженности, дестабилизации или разрушению государственности, общества как системы.

Таким образом, в философском понимании общество – это обособившаяся от природы часть материального мира, характеризующаяся целенаправленной и разумно ор­ганизованной совместной деятельностью больших групп людей, объединённых на основе взаимных интересов, норм и принципов жизни, с присущей им системой отношений и институтов. Для общества характерно многофакторное объективно-субъектив­ное историческое, формационное, цивилизационное и культурологическое развитие, наличие материальной и духовной культуры.

Основной характеристикой общества как материального образования является системность. Общество как система представляет собой деятельность различных социальных общностей (социальных групп, классов и слоев, этнических и региональных объединений и др.), стремящихся удовлетворить разнообразные потребности и интересы: экономические, политико-правовые, социальные, нравственные, эстетические, религиозные, семейно-бытовые и т.п. Оно функционирует по всеобщим, общесоциологическим и частным социальным законам, что также обусловливает его системность. Наиболее устойчивые и важные виды отношений и деятельности людей образуют основные подсистемы (сферы) жизни общества.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 4243; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.