КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Политические партии
Деятельность этих субъектов, как правило, находит активное отражение в работе СМИ и может влиять на деятельность других организаций. В настоящее время участие неполитических организаций в реализации инициатив, выдвигаемых ВПП «Единая Россия», способно в значительной степени повысить уровень доверия к этим структурам в тех регионах, в которых «партия власти» традиционно
имеет высокий процент электоральной поддержки. Однако здесь нужно опираться на данные социологического мониторинга и принимать решения крайне взвешенно.
Несмотря на то, что многие жители РФ негативно относятся к партии «Единая Россия» в целом, на подсознательном уровне у человека ассоциирование организации с властью добавляет такие черты имиджа как стабильность, надежность, фундаментальность. Взаимодействие с оппозиционными партиями должно осуществляться только если вне) — этап реализации определенной имиджевой концепции. В любом случае решение о сотрудничестве с политическими структурами не должно носить случайный характер. Принимать его следует по согласованию с руководством организации, так как имиджевый вред от политической активности может быть выше потенциальных Гюнусов. Одним из приоритетных вопросов работы пресс-службы выступает проблема оценки качества. По большому счету, данное направление до конца еще не разработано и деятельность пресс-службы преимущественно оценивается, исходя из субъективного видения ситуации со стороны руководства. Однако в отсутствие общепринятых критериев оценки эффективности PR-деятельности необходимо разрабатывать собственные.
Для того чтобы внести ясность в этот вопрос, приведем общие параметры, анализ которых поможет определить, нисколько плодотворно функционирует пресс-служба и такую оценку можно поставить ее сотрудникам:
1) количество упоминаний об организации и ее руководителях в СМИ; 2) мнение широкой общественности и приоритетных целевых групп об организации; 3) отношение к организации со стороны лиц, принимающих решения, VIP-персон, лидеров общественного мнения; 4) эффективность информационной политики конкурентов по отношению к организации;
5) увеличение прибыли организации (если цель ее деятельности — получение дохода), а также получение различных дополнительных бонусов со стороны самой широкой группы внешних субъектов.
Приведенный список критериев не является окончательным, однако комплексный анализ этих показателей позволяет внести ясность в этот достаточно сложный вопрос. Эффективным вспомогательным инструментом здесь может выступать социологическая диагностика общественного мнения. Социологические исследования особо эффективны, если проводятся до начала активной информационной кампании и после нее. В этом случае мы можем оценить изменение отношения общественности к организации, выяснить, на какое количество населения (в процентном соотношении) повлияла информационная работа. Для этого необходимо использовать массовый опрос.
С помощью качественных методов социологической диагностики можно оценить технологическую составляющую эффективности работы пресс-службы. Исследователь может встретиться с независимыми специалистами и узнать их мнение по поводу работы организации и ее пресс-службы. Полученную информацию необходимо комплексно оценить и сделать выводы о том, одобряет ли экспертное сообщество политику, проводимую подразделением, насколько достигают цели презентационные мероприятия, в каком направлении следует продолжать работу и какие технологии для этого наиболее подходят. Естественно, в каждом случае интервьюируемые специалисты подбираются под конкретную задачу.
Необходимо отметить, что, договариваясь об интервью, не обязательно обозначать истинные цели своего исследования и представляться от лица своей организации. Каждый раз можно создавать индивидуальную легенду, исходя из того, в каком случае вероятность согласия эксперта будет выше. Во многих случаях, вопросы, касающиеся оценки работы организации и ее пресс-службы, следует заключить в середину интервью и сформулировать
так, чтобы истинная цель сбора информации не была такой явной. Чем выше степень откровенности экспертов, тем выше качество итоговых аналитических материалов, выводов и рекомендаций. Подводя итог рассмотрению форм и методов работы современной пресс-службы, подчеркнем, что в каждой конкретной ситуации нужен индивидуальный подход. Основное внимание необходимо обращать на личностный фактор, так как многие результаты и достижения пресс-службы зачастую основаны на качественных управленческих решениях, личных связях и результативных контактах ее руководителя. Отметим, что особенно ценится тот сотрудник пресс-службы, который обладает контактами в профессиональных кругах специалистов в области PR, журналистов, главных редакторов, журналистов и чиновников. Наличие «работающих контактов», то есть таких знакомых и коллег, К которым в случае необходимости можно обратиться за помощью, может позволить в кратчайшие сроки решить самые сложные задачи. Поэтому в профессиональной среде очень ценятся взаимовыгодные отношения между коллегами «по цеху», основанные на принципах профессиональной этики и «бартерного обмена услугами». Глава 3
КЛАССИФИКАЦИЯ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ И ЦЕЛЕВОЙ АУДИТОРИИ СМИ являются одним из важнейших составляющих такого более широкого понятия, как «средства массовой коммуникации» (СМК)1.
Система средств массовой коммуникации объединяет все средства сбора, анализа, передачи, обработки и распространения общественно-значимой информации на региональном, национальном и глобальном уровнях. Обозначим компоненты этой системы:
♦ пресса (газеты, журналы); ♦ телевидение; ♦ радиовещание; ♦ информационные агентства; ♦ издательства; ♦ рекламные и PR-агентства; ♦ внутренние службы по связям с общественностью; ♦ Интернет; ♦ телефонная связь; ♦ слухи. К средствам массовой информации (СМИ), как правило, относят: ♦ журналы; ♦ газеты;телеканалы; ♦ информационные агентства; 1 Средства массовой коммуникации (СМИ — это специальные каналы и передатчики, благодаря которым происходит распространение информационных сообщений на большие территории. См. Основы теории коммуникации: учебник / под ред. проф. М.А. Василика. — М.: Гардарики, 2003. — С. 432.
♦ радиостанции; ♦ web-сайты (официально зарегистрированные как СМИ). На современном этапе роль этих каналов передачи сообщений трудно переоценить: для информационного общества характерна тотальная медиатизация различных сфер социальной действительности, так как большинство его граждан непосредственно участвует в процессе создания, распространения и хранения информации. К примеру, в США и сфере нематериального производства занято свыше 60% работающего населения, а в сельском хозяйстве только около 3%. Сейчас электронные СМИ тоже претерпевают большие изменения, идет их развитие в сторону мультимедийности. Если несколько лет назад говорили о том, что радио исчезает, а влияние его уменьшается, отмечает заместитель председателя ФГУ РГРК «Голос России» по международным связям Эдуард Крусткалин, то «сейчас можно говорить о том, что в силу обретения им элементов мультимедийности (сайты с видеокартинкой, подкастинг и т.п.) начинается его возрождение. На Западе даже появился термин «цифровое возрождение радио». В перспективе возможно появление новых СМИ, образованных в результате слияния радио, телевидения и Интернета». Таковы мировые тенденции. В этом разделе мы не будем подробно описывать специфику каждого из видов СМИ, та к как информация по этой теме содержится в значительном количестве открытых источников. Вместе с тем, приведем результаты социологического исследования о том, из каких источников жители столицы России получают информацию.
В представленной таблице отражен общий вектор распределения медиа-предпочтений основных возрастных групп населения (молодежь, лица среднего возраста, пенсионеры). Приведенные данные могут служить ориентиром для определения форм и методов работы пресс-службы с определенными возрастными аудиториями и средствами массовой информации. К примеру, из таблицы следует, что представители разных возрастных групп лишь по отношению к прессе проявляют консолидацию мнений, то есть около 36% представителей каждой категории используют прессу в качестве источника информации (хотя наименования этих СМИ наверняка отличаются), а телевидение наиболее популярно у представителей средней возрастной группы (72,9%). Остановимся на существующих подходах к классификации отдельных видов СМИ. 1. Классификация печатных средств массовой информации Существующие виды прессы можно классифицировать по нескольким признакам. Наиболее распространенным критерием классификации является территориальный, согласно ему можно выделить следующие уровни прессы:
♦ федеральный;
♦ региональный; ♦ районный.
Второй по степени значимости является классификация по принципу содержательной направленности. По этому критерию можно выделить: ♦ официальные издания (например, «Российская газета», «Тверская, 13», издания региональных администраций); ♦ общественно-политические издания (например,«Коммерсантъ», «Известия»); ♦ издания общей социальной направленности (например, «Вечерняя Москва», «Комсомольская правда»,«Московский комсомолец»); ♦ информационно-развлекательные издания (например,«Биография», «Семь дней», «Караван историй); ♦ культурно-просветительские издания (например,«Вокруг света», «Московский журнал. История Государства российского»); ♦ детско-юношеские издания (например, «Пионерская правда», «Студенческий меридиан»); ♦ специализированные издания (предназначены для конкретной целевой аудитории или посвящены определенной тематике, например, «Женское здоровье»,«Офицеры», «Авторевю»); ♦ рекламные издания (например, «Обустройство&Ремонт», «Обучение&Карьера», «Из рук в руки»).
Существуют также типы классификации печатных СМИ но объемам тиража (крупнейшие, крупные, средние, малые) и праву собственности (частные, государственные, с иностранным участием и т.п.). Однако с точки зрения актуальности использования в работе сотрудников пресс-служб, наиболее оптимальной представляется классификация по содержательной направленности. С помощью разделения СМИ на данные категории можно облегчить процесс определения изданий, на взаимодействие с которыми должны ныть направлены основные усилия пресс-службы.
К печатным СМИ, с которыми пресс-службы наиболее часто осуществляют взаимодействие, относятся официальные издания, общественно-политические издания и издания пищей социальной направленности.
Рис. 1. Распределение сегментов аудитории по предпочитаемым каналам получения информации социально-политической тематики1
1 Данные представленные на основании массового опроса 10 000 москвичей, проведенного ЛНО «НИИ Социологии» (Москва, июнь-июль 2008 года). Примечание: респонденты могли выбрать несколько вариантов ответа, результаты указаны в процентах.
контактов, созданию конструктивных взаимодействий и мониторингу сообщений этих СМИ следует уделять особое внимание. В то же время для более взвешенного и точного выбора группы изданий, на работу с которой будет направлена активность подразделения, необходимо учитывать различные дополнительные характеристики СМИ. Важными критериями выступают следующие основные показатели: ♦ определение информационной стратегии учредителей издания и тех групп интересов (политических и финансовых), которые оказывают наибольшее влияние на позицию редакции;общая политика редакции и отношение ее (потенциальное или уже имеющееся) к той теме, которую хочет освещать пресс-служба; ♦ степень охвата аудитории (тираж, популярность, - уровень доверия населения к информации, исходящей из этого источника; возможности пресс-службы в плане выстраивания конструктивных отношений с конкретным изданием.
Продолжая разговор о классификации печатных СМИ, следует отметить, что в большинстве случаев на практике пресс-службам крупных институтов приходится взаимодействовать с федеральными изданиями. Также с помощью информационных лент и агентств информация, распространяемая пресс-службой, становится доступной региональной и районной прессе. При этом следует выделить следующую закономерность: в крупных городах выше влияние федеральных изданий, а на территориях с преобладанием сельского населения выше уровень доверия к местной, региональной прессе. 2. Классификация телевизионных каналов и радиостанций Электронные СМИ наиболее удобно классифицировать через признак «форма собственности». Российские телеканалы и радиостанции можно разделить по форме собственности на следующие группы: - государственные (например, «Первый канал», «Телеканал «Россия», «Голос: России», «Russia today»); - частные (например, РЕН-ТВ, «Эхо Москвы», «Сити-FM»). Классификация по данному признаку облегчает задачу пресс-службы, так как определяет специфику СМИ и, соответственно, обозначает приоритетные подходы по взаимодействию с ними. Заместитель председателя ФГУ РГРК «Голос России» по международным связям Эдуард Крусткалн при этом подчеркивает: «У любого СМИ, помимо того, что оно выполняет общественно значимую функцию, которую оно само себе присвоило, — так исторически сложилось — есть свои корпоративные интересы, не зависящие от того фактора, что в России практически все СМИ кому-то принадлежат. Соответственно, информация, которую журналисты преподносят тем или иным образом, имеет определенную окраску, которая зачастую имеет прямое отношение к корпоративным интересам конкретного масс-медиа». Применительно к государственным электронным СМИ наиболее распространенной технологией работы будут личные договоренности, основанные на принципе «услуга за услугу», применительно к частным — вовлечение СМИ в вопросы, поднимаемые пресс-службой путем событийной коммуникации, и вступление в договорные отношения с возможностью получения бонусов в виде бесплатного размещения материалов.
Телевизионные каналы и радиостанции также можно классифицировать по территориальному признаку: ♦ федеральные (например, «Телеканал «Россия», «НТВ»,«Спорт», «Милицейская волна»); ♦ региональные (например, «ТВЦ», «Столица», «ТВ-6»,«ТВ-100 Петербург»).
Для справедливости отметим, что приведенное деление иногда можно считать условным. В частности, ТВЦ, являясь московским каналом транслируется на другие регионы России. Для того чтобы понимать специфику современного медийного пространства, которая очень сильно влияет на выбор пресс-службой форм и методов работы, необходимо учитывать то, что самую большую аудиторию охватываемым,| ют телепередачи и рекламные блоки, которые трансли-
руются с 18.00 до 22.00 в будние дни (так называемый «прайм-тайм»), а также различные новостные программы.
Однако работа с телевидением, если сравнивать ее со стоимостью сотрудничества с другими видами СМИ, требует существенных материальных вложений. Поэтому, включая использование этого инструмента PR в свой медиаплан, следует ответственно отнестись к определению формы и содержания. этой работы: иногда пятисекундный рекламный ролик, регулярно транслируемый в течение месяца, может принести больший результат, чем тридцатиминутная передача, полностью посвященная деятельности организации, которую целевая аудитория может просто не увидеть.
С советских времен у многих людей, в частности, у ряда нынешних руководителей, осталось повышенное доверие к печатному слову и информации телевидения. Им просто приятно видеть себя в СМИ, а вопрос эффективности этой работы их мало волнует.
Компетентный пресс-секретарь должен говорить своему руководителю о последствиях тех или иных действий в информационном пространстве: где эффект будет нулевой, где отрицательный, а где затраченные средства будут несопоставимы с полученным результатом.
В современных условиях ни в коем случае нельзя пренебрегать использованием ресурса радио, в силу отмеченного выше «цифрового возрождения» этого СМИ.
Можно с уверенностью сказать, что эпоха тотального влияния СМИ на общественное мнение началась с массового распространения радиовещания. С появлением и распространением телевидения позиция радио заметно ослабла. В настоящее время, по мнению многих экспертов, радио возвращает себе утраченные позиции и становится более влиятельным субъектом производства и передачи информации. Отчасти это связано с тем, что ритм жизни современных больших городом и мегаполисов вынуждает их жителей получать информацию на слух во время работы или нахождения в дороге, при этом на просмотр телевизионных программ остается все меньше времени. Современные отечественные радиостанции можно разделить на две неравные группы: музыкальные и информационные.
Музыкальных значительно больше, они более популярны, но не могут считаться эффективным инструментом PR персоны или организации, не имеющей отношения к шоу-бизнесу, потому что, как правило, играют для слушателя роль музыкального фона и их информационная функция сводится к регулярной передаче краткого блока новостей. Что касается информационных станций, которых значительно меньше, чем музыкальных, то особого внимания заслуживает радио «Эхо Москвы», которое популярно среди представителей среднего класса и либерально настроенной общественности.
Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 374; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |