КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Сущность рыночного механизма. Его преимущества и недостатки
Классификация рынков. 1. По степени ограничения конкуренции, т.е.от безграничной к чистой монополии: - рынок совершенной конкуренции; - рынок монополистической конкуренции; - олигополистический рынок; - рынок чистой монополии. 2. По пространственному признаку местные, региональные, национальные, мировые. 3. По хар-ру продаж рынки: оптовый, розничный, фьючерсный (контрактные). 4. По уровню насыщения товаром а) равновесный, б) избыточный, в) дефицитный. б) и в) ассоциируют с рынком производителя и рынком потребителя Рынок производителя хар-тся дефицитом товаров и услуг,, цены на нем диктует производитель. Рынок потребителя - избыточный рынок. Господство гибкого спроса. Нужно удовлитворить потребности потребителя, чтоб получить прибыль. 5. По степени регулируемости рынки - н ерегулируемый, включает нелегальный рынок,нелегальный рынок включает теневую экономику, для которой хар-на торговля с нарушением закона., еще включает черный рынок- подпольная торговля запрещенными законом товарами. - регулируемый, хар-ен для системы смешанной экономики. Основные производственные процессы регулируются рыночным механизмом,а гос-во следит за выполнением предпринимательской дея-ти - централизованно управляемый, все находится под контролем гос-ва, при господстве гос-ой собственности. 6. По виду представленного на рынке товара - рынок продовольственных товаров - рынок непродовольственных товаров - рынок услуг, б) рынок земли. 7. Особое место занимает в экономике финансовый рынок. а) фондовфй рынок, который включает рынок ценных бумаг и рынок ссудных капиталов, б) денежный рынок, где продаются и покупаются краткосрочные взаимные ссуды финансовых учреждений
в) фьючерский рынок, или рынка срочных контрактов; 8. Информационный рынок. В современных условиях, т.е. в условиях формирования информационной, постиндустриальной систем, сформировался в промышленно развитых странах социальный рынок. Основа- интегрированная собственность (объединение различных форм собственности, без доминирования к-л), цель-обеспечение человеческих способностей, как личности. Рыночная экономика предполагает высокий уровень развития рынка, и для нее хара-ны такие черты, как свобода предпринимательства; свободное ценообразование; конкуренция. Современный рынок имеет сложную структуру, охватывая своим влиянием все сферы экономики. Структура рынка - это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка. Можно назвать следующие признаки структуры рынка: тесные связи между ее элементами; определенная устойчивость этих связей; целостность, совокупность данных элементов. Рынок охватывает элементы, непосредственно связанные с обеспечением производства, а также элементы материального и денежного обращения. Существенное влияние на рынок оказывает наличие различных форм собственности и хозяйствования, особенности сферы товарного обращения, уровень разгосударствления и приватизации и другие факторы. Рынок как эффективный механизм координации дея-ти эко-их субъектов хар-тся следующими преимуществами: - эффективное распределение ресурсов; - возможность функционирования при ограниченной информации о цене и издержках; - гибкая приспособляемость к изменениям конъюнктуры (высокая мобильность); - восприимчивость к достижениям НТП и оперативное их внедрение в производство; - свобода выбора и действий; - способность к удовлетворению разнообразных потребностей. Вместе с тем рынок характеризуется и рядом негативных сторон:
- не сохраняет невоспроизводимые ресурсы; - не сохраняет окружающую среду; - не регулирует мировые богатства и ресурсы; - не создает коллективные товары и услуги (образование, оборона, здравоохранение); - не гарантирует право на труд и доход (не перераспределяет доходы); - не обеспечивает проведение фундаментальных исследований; - удовлетворяет запросы тех, у кого есть деньги, а не спрос на социально значимые товары; - подвержен нестабильности, периодическим спадам и подъемам. Особенности современной рыночной экономики: - гибкое, адаптивное производство; - целевой функцией явл. не только прибыль, но и расширение рынка, модификация, повышение качества продукции, снижение затрат; - насыщенность товарами и услугами; - изменение форм предпринимател. дея-ти в сторону увеличения доли мелкого бизнеса; - гос-ое регулирование и стимулирование конкуренции; - формирование нового типа трудовых отношений через участие в собственности, в управлении производством рабочих (рабочая акционерная собственность). Рыночная экономика представляет собой многосложную систему связей, посредством которой бесчисленные индивидуальные, свободно принятые решения учитываются, суммируются и взаимно уравновешиваются. Основным источником информации, на основе которого выбирается тот или иной вариант эко-ого поведения, явл. цены, уравновешивающие спрос и предложение. 47). Конкуренция: сущность и основные черты. Недобросовестная конкуренция. Роль конкуренции в рыночной экономике. Конкуренция - это состязательность, борьба между субъектами рыночной экономики за лучшие условия производства и сбыта товаров и услуг. Суть конкуренции выражается пятью силами: а) угрозой появления в отрасли новых производителей данного товара; б) угрозой появления на рынке товаров-заменителей (субститутов); в) способностью поставщиков комплектующих изделий торговаться; г) способностью торговаться покупателей товаров и услуг; д) уровнем соперничества уже имеющихся в отрасли конкурентов. Выделяют следующие черты конкуренции: - проявляет себя в системе производства технических и эко-их параметров продукции на стадиях проектирования, изготовления, предпродажного и послепродажного обслуживания и потребления;
- явл. одной из главных составляющих рыночных отношений, определяя сущность всех элементов рынка - стоимости, цен, издержек, Р'; - определяет сущность системы методов ведения хоз-ва, хоз-ого механизма и хар-ра взаимоотношений между субъектами. конкурентоспособность - это способность субъектов экономики (в условиях состязательности) осуществлять дея-ть в рыночных условиях, получать Р', достаточную для научно-технического совершенствования производства и стимулирования работников. Недобросовестная конкуренция: 1. Распространение ложных или неточных сведений о конкурентах. 2. Доведение до потребителя искаженной информации о товаре и его качестве, свойствах. 3. Незаконное использование товарного знака конкурента, его фирменного наименования, маркировки. 4. Использование конкретных сравнений, порочащих товары конкурентов. 5. Самовольное получение, использование или разглашение научно-технической, производственной, коммерческой и иной информации, составляющей коммерческую или служебную тайну. Роль конкуренции в рыночной экономике исключительно велика: 1. Конкуренция через законы стоимости, спроса и предложения сопоставляет индивидуальные затраты с ОНЗТ. 2. Приспосаблив. объем и структуру произ-ва к объему и структуре общ-ого потребления. 3. Предопределяет распределение и перераспределение средств и ресурсов в экономике. 4. Конкуренция порождает: а) приспособленческое поведение товаропроизводителей, связанное с модернизацией производства только потому, что этим занимается конкурент; б) обеспечивающее поведение, которое стабилизирует положение товаропроизводителя на рынке на длительную перспективу; в) новаторское поведение, которое позволяет выйти на самый высокий уровень конкурентоспособности фирмы, получать Р' и сверхприбыль. 5. Конкуренция выполняет контролирующую функцию за использованием ресурсов для того, чтобы одни не обогащались за счет других, хотя это далеко не всегда удается. 6. Обеспечивает эко-ую свободу товаропроизводителям, воспитывает дух предприним-ва. Но вместе с тем она ведет к расслоению товаропроизводителей, обогащая одних и разоряя других. Выделяют различные уровни конкуренции - конкуренцию отдельных фирм, конкуренцию отраслей, регионов, конкуренцию отдельных стран на мировых рынках.
Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 385; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |