Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Статья 14. 1. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие




Статья 13

1. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие.

2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

<... >

4. Общественные объединения равны перед законом.

 

Согласно одной из точек зрения юристов, комментирующих данную статью, «конституционное закрепление равенства общественных объединений перед законом (...) означает запрет, адресованный государству, его органам и должностным лицам, создавать более благоприятные условия для существования и деятельности одних объединений либо препятствовать существованию и деятельности других объединений, если цели и действия последних не противоречат Конституции и федеральным законам»[52].

Раскрытие содержания понятия «равенство перед законом» принципиально важно, поскольку в следующей статье Конституции говорится о нем применительно к религиозным организациям. Отметим, что вышеизложенное толкование не является общепризнанным, понятие здесь трактуется так сказать, расширительно, с уклонением к «равенству в отношениях с государством», от формально-правового равенства к фактическому. «Несимметричны» и подаваемые в качестве альтернативы «создание более благоприятных условий» и препятствование законной деятельности, ибо только последнее является прямым нарушением закона, неправомерным ограничением свободы совести. На практике, не нарушая принципа равенства общественных объединений перед законом, государство, тем не менее, предоставляет льготы и поддержку общественному объединению инвалидов войны и не должно предоставлять их клубу миллионеров.

Отметим также, что, как и в ряде других статей, здесь устанавливаются нормы более общего плана, чем в последующей специально посвященной светскости государства статье 14 (которая является как бы частным случаем, конкретизацией рассматриваемой статьи). Религия в качестве учения, определяющего отношение к миру, смысл жизни, цели и методы жизнедеятельности, может рассматриваться как одна из разновидностей идеологии, а религиозные объединения — как специфическая разновидность общественных объединений.

 

1. Российская Федерация — светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

 

Недостаточно разработанное в современной отечественной науке понятие «светское государство» раскрывается в Конституции лишь в негативном плане, посредством указания на то, что в таком государстве отсутствует обязательная или государственная религия, а религиозные объединения отделены от государства.

С нашей точки зрения, признаки светскости государства в других странах могут быть несколько иными, чем перечисленные в ст. 14. Конституция лишь устанавливает, быть может, недостаточно подробно, в чем выражается светский характер конкретного государства — нынешней Российской Федерации. Было бы не вполне правомерно судить на основании данного признака, являются ли светскими некоторые из государств, в которых сохранился статус государственной церкви, но фактическое положение религиозных объединений близко к равноправному, а влияние религии и государственной церкви на жизнь общества и государства стало достаточно скромным.

По мнению некоторых исследователей, равенство перед законом можно истолковать в довольно узком смысле. Вот как пишет об этом И.А. Куницын: «Следует обратить внимание, что, вопреки устоявшемуся мнению, речь здесь идет не о равноправии религиозных объединений, а о равенстве перед законом. Разница между ними весьма существенна. Равноправие – наделение законом того или иного субъекта равным объемом прав по сравнению с другими. Равенство перед законом означает, что деятельность всех религиозных объединений, независимо от их конфессиональной принадлежности, должна осуществляться на основании и в соответствии с законодательными актами Российской Федерации»[53].

Приведем также мнение И.В. Понкина: «Принцип равенства религиозных объединений перед законом отнюдь не диктует построения отношений государства с ними как с равнозначимыми. Собственно, этот принцип предполагает равенство основных прав религиозных объединений (свобода вероисповедания, отправление культа, распространение вероучения и т. д.), а также равенство их как субъектов права. В то же время, при равенстве основных прав, государство и общество могут оказывать религиозным объединениям поддержку или не оказывать таковой на избирательной основе, учитывая количество последователей религиозного объединения, его традиционность, гражданскую позицию его последователей и лидеров, включенность в общественно полезную деятельность, наличие или отсутствие фактов противозаконной деятельности последователей и лидеров, доказанной в суде и обусловленной их религиозными взглядами, тенденций к экстремизму»[54].

Данная точка зрения небесспорна, однако и попытки толковать равенство перед законом расширительно, подменяя формально-правовое равенство фактическим, также следует назвать крайностью в подходе.

В той мере, в которой вероисповедание (индивидуально и совместно с другими) выходит за пределы духовной свободы и частной жизни и затрагивает права и свободы других лиц, светское государство регулирует деятельность индивидов и их объединений – но не как религиозную деятельность, а как свободу выражения убеждений и мнений (ст. 29 Конституции), свободу объединений (ст. 30 Конституции) и свободу собраний и манифестаций (ст. 31 Конституции). Государство не регламентирует богословские доктрины, содержание проповедей, порядок совершения богослужений. Для светского государства безразлично, имеет ли деятельность в рамках осуществления названных свобод религиозное или иное духовное содержание. Государственная защита свободы вероисповедания от вмешательства частных лиц, например, защита религиозных меньшинств, – это защита свободы, но не защита определенных конфессий.

Таким образом, светское государство – это государство, нейтральное по отношению к религии, если последняя остается в сфере духовной свободы и частной жизни, и к религиозному содержанию индивидуальной или коллективной деятельности, затрагивающей права и свободы других лиц. В частности, противоправная деятельность в светском государстве запрещена независимо от наличия или отсутствия религиозной подоплеки этой деятельности (однако совершение некоторых преступлений по мотиву религиозной ненависти или вражды является отягчающим обстоятельством). Аналогично должны запрещаться любые общественные объединения, цели и деятельность которых противоправны, независимо от того, имеют или не имеют они религиозный характер[55].

Согласно ст.14 ч. 2 Конституции религиозные объединения равны перед законом. С учетом приоритета прав человека (а права человека означают, в частности, всеобщее формальное равенство, т.е. равенство индивидов в свободе) равенство религиозных объединений перед законом следует понимать как их равноправие. Закон о религиозных объединениях не должен устанавливать привилегии для каких-либо религиозных объединений. Более того, закон должен регулировать создание и деятельность религиозных объединений наравне с другими общественными объединениями неполитического характера. Светское государство не делает различий между религиозными и нерелигиозными общественными объединениями[56].

Ст. 14 Конституции подчеркивает равенство всех религий перед государством и перед законом. Ни одна религия или религиозное объединение не пользуются никакими преимуществами и не могут быть подвергнуты никаким ограничениям по сравнению с другими. Поэтому оказание какой-либо финансовой помощи религиозным организациям (за исключением выделения средств на реставрацию, содержание и охрану объектов, являющихся памятниками истории и культуры) является незаконным. Кроме того, государство в вопросах свободы вероисповеданий и убеждений нейтрально, т.е. не становится на сторону какой-либо религии или мировоззрения[57].

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 604; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.