Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблема конфессиональных новообразований и иностранного миссионерства 2 страница




Аналогичные нормы содержатся в ст. 5 и 17 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» (от 12.08.95 г. № 144-ФЗ). В ст. 5 дополнительно оговаривается запрет проводить оперативно-розыскные мероприятия в интересах какого-либо религиозного объединения.

Помимо ограничений, установленных для государственных структур, Закон «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (от 11.03.92 г. № 2487-1) в ст. 7 также указывает, что «частным детективам запрещается: …собирать сведения, связанные с… религиозными убеждениями отдельных лиц».

В Законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации» установлен ряд запретов и требований, призванных обеспечить светский характер государственной гражданской службы и нейтральность, беспристрастность государственного гражданского служащего.

В. Нормы, регламентирующие соблюдение и порядок реализации прав верующих граждан в организациях и учреждениях, специфические особенности которых накладывают ограничения.

Под вышеуказанное определение подпадают различные места пребывания граждан: военная служба, места лишения свободы, больницы и др. Их объединяет необходимость соблюдения особого внутреннего распорядка, в силу чего реализация прав и свобод находящихся в них граждан, в том числе свободы совести, нуждается в дополнительной регламентации.

Закон «О статусе военнослужащих» от 27.05.98 г. № 76-ФЗ содержит специальную ст. 8 «Свобода совести и вероисповедания»:

1. Военнослужащие в свободное от военной службы время вправе участвовать в богослужениях и религиозных церемониях как частные лица.

2. Военнослужащие не вправе отказываться от исполнения обязанностей военной службы по мотивам отношения к религии и использовать свои служебные полномочия для пропаганды того или иного отношения к религии.

3. Религиозная символика, религиозная литература и предметы культа используются военнослужащими индивидуально.

4. Государство не несет обязанностей по удовлетворению потребностей военнослужащих, связанных с их религиозными убеждениями и необходимостью отправления религиозных обрядов.

5. Создание религиозных объединений в воинской части не допускается. Религиозные обряды на территории воинской части могут отправляться по просьбе военнослужащих за счет их собственных средств с разрешения командира.

Помимо этого, ст. 9 данного закона защищает право военнослужащих состоять в религиозных объединениях и участвовать в их деятельности, не находясь при исполнении обязанностей военной службы.

«Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (от 22.07.93 г. № 5487-1) в ст. 30 устанавливают, что «при обращении за медицинской помощью и ее получении пациент имеет право на: …13) допуск к нему священнослужителя, а в больничном учреждении на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, в том числе на предоставление отдельного помещения, если это не нарушает внутренний распорядок больничного учреждения». Последняя оговорка не случайна, поскольку, например, в случае карантинного режима в инфекционной больнице, контакт больного со священнослужителем может создать угрозу распространения опасной инфекции.

В Законе «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при их оказании» (от 02.07.92 г. № 3185-1) также предусматривается право пациентов, находящихся на излечении в психиатрических стационарах, на встречи со священнослужителем наедине и на исполнение религиозных обрядов, соблюдение религиозных канонов, в том числе поста.

Детально прописано обеспечение свободы совести и свободы вероисповедания осужденных в ст. 14 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (от 08.01.97 г. №1-ФЗ).

«1. Осужденным гарантируются свобода совести и свобода вероисповедания. Они вправе исповедовать любую религию либо не исповедовать никакой религии, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними.

2. Осуществление права на свободу совести и свободу вероисповедания является добровольным, при этом не должны нарушаться правила внутреннего распорядка учреждения, исполняющего наказания, а также ущемляться права других лиц.

3. Осужденным к ограничению свободы по их просьбе может быть дано разрешение на посещение мест богослужений, находящихся за пределами исправительных центров.

4. К осужденным к аресту или лишению свободы по их просьбе приглашаются священнослужители, принадлежащие к зарегистрированным в установленном порядке религиозным объединениям, по выбору осужденных. В учреждениях, исполняющих наказания, осужденным разрешается совершение религиозных обрядов, пользование предметами культа и религиозной литературой. В этих целях администрация указанных учреждений выделяет соответствующее помещение.

… 6. Тяжело больным осужденным, а также осужденным к смертной казни перед исполнением приговора по их просьбе обеспечивается возможность совершить все необходимые религиозные обряды с приглашением священнослужителей».

В Федеральном законе «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (от 15.07.95 г. № 103-ФЗ) ст. 17 предоставлено право «отправлять религиозные обряды в помещениях места содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, иметь при себе религиозную литературу, предметы религиозного культа - при условии соблюдения Правил внутреннего распорядка и прав других подозреваемых и обвиняемых».

Г. Нормы, устанавливающие порядок осуществления отдельно взятых видов деятельности религиозных организаций.

Если тот или иной вид деятельности осуществляется религиозными организациями на основаниях, общих с другими субъектами права, названные организации могут в законе специально не упоминаться Например, если религиозная организация выступает в роли учредителя негосударственного общеобразовательного учреждения, то процесс учреждения и лицензирования осуществляется на общих основаниях в соответствии с нормами Закона Российской Федерации «Об образовании» (от 10.07.92 г. № 3266-1), а учреждение религиозного СМИ – в соответствии с нормами Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» (от 27.12.91 г. № 2124-1). Соответствующими законами регламентируется также благотворительная деятельность религиозных организаций, социальное обслуживание и т.д.).

Трудовой Кодекс Российской Федерации, вступивший в силу с 01.02.2002 г., с одной стороны, устанавливает ряд общих норм, регулирующих правоотношения между работодателем и работником, с другой стороны, его гл. 54 специально отведена особенностям регулирования труда работников религиозных организаций.

В Федеральном законе «О погребении и похоронном деле» (от 12.01.96 г. № 8-ФЗ) ст. 19 посвящена вероисповедальным кладбищам:

«1. Вероисповедальные кладбища предназначены для погребения умерших одной веры. Вероисповедальные кладбища могут находиться в ведении органов местного самоуправления. 2. Порядок деятельности вероисповедальных кладбищ определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими религиозными объединениями. Деятельность вероисповедальных кладбищ на территориях сельских поселений может осуществляться гражданами самостоятельно».

Различные виды хозяйственной деятельности религиозных организаций, например, строительная, ремонтно-реставрационная, книгоиздательская и пр., должны осуществляться в соответствии с установленными нормативными актами правилами, с требованиями техники безопасности, санитарных и иных норм.

Д. Нормы, регулирующие имущественные и финансовые правоотношения религиозных организаций, предоставляющие налоговые льготы.

Основные нормы гражданских правоотношений, включая вопросы пользования, владения и распоряжения имуществом, договорные отношения, установлены Гражданским кодексом Российской Федерации. Вопросы налогообложения религиозных организаций в настоящее время регулируются Налоговым кодексом Российской Федерации. Ранее каждый из налогов, равно как и предоставление льгот по его уплате (налог на прибыль, налог на имущество предприятий, налог на добавленную стоимость, предоставление налоговых льгот по благотворительным пожертвованиям), регламентировались отдельными законами.

Важное значение имеет Земельный кодекс Российской Федерации. Согласно последним изменениям, внесенным в него, за религиозными организациями сохранено право безвозмездного пользования земельными участками, на которых расположены принадлежащие им на правах безвозмездного пользования здания религиозного или благотворительного назначения. Кроме того, установлено, что земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, предоставленные религиозным организациям на праве постоянного (бессрочного) пользования, в соответствии со ст. 28 Земельного кодекса могут предоставляться религиозным организациям в собственность бесплатно в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.

Е. Нормы, запрещающие некоторые виды деятельности религиозных организаций.

 

Наибольшее число ограничений установлено в отношении участия религиозных объединений в избирательных кампаниях. Законы «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (от 20.12.02 г. № 175-ФЗ, ст.ст. 34, 57, 66), «О выборах Президента Российской Федерации» (от 10.01.03 г. № 19-ФЗ, ст.ст. 30, 49, 58) запрещают религиозным организациям входить в избирательные блоки, проводить предвыборную агитацию, выпускать и распространять любые агитационные предвыборные материалы, вносить пожертвования в избирательные фонды. Нормы о запрете вносить пожертвования в фонд референдума, проводить агитацию по вопросам референдума, выпускать и распространять любые агитационные материалы содержатся также в ст. 48 и 60 Федерального конституционного закона «О референдуме Российской Федерации» (от 28.06.04 г. № 5-ФКЗ).

Религиозные организации не лишены права заниматься коммерческой деятельностью, но некоторые виды этой деятельности для них запрещены. Закон Российской Федерации «О товарных биржах и биржевой торговле» (от 20.02.92 г. № 2383-1) запрещает религиозным организациям быть учредителями и членами товарной биржи.

Ж. Нормы, устанавливающие ответственность за правонарушения, связанные с религией, свободой совестью, деятельностью религиозных объединений.

Соответствующие нормы содержатся в Уголовном Кодексе Российской Федерации (от 13.06.96 г. № 63-ФЗ, с последующими изменениями и дополнениями) и в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (от 30.12.2001 года № 195-ФЗ). Ответственность религиозных объединений за осуществление экстремистской деятельности установлена в Федеральном законе «О противодействии экстремистской деятельности» от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ. Подробнее эти вопросы рассматриваются в главе 15.

 

Федеральный закон «Об альтернативной гражданской службе» от 25 июля 2002 г. № 113-ФЗ сложно однозначно отнести к одной из вышеперечисленных групп. Однако он регламентирует реализацию права, предусмотренного статьей 59 Конституции РФ, в частности, если несение военной службы противоречит убеждениям или вероисповеданию гражданина. Таким образом, институт альтернативной гражданской службы является важной гарантией свободы совести (подробнее см. главу 14).

Отдельного упоминания заслуживает Федеральный закон «О некоммерческих организациях» (от 12.01.96 г. № 7-ФЗ). В соответствии со ст.50 Гражданского кодекса Российской Федерации, религиозные организации являются разновидностью некоммерческих организаций, в отличие от коммерческих не имеющих извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющих полученную прибыль между участниками. Однако нормы, установленные в законе «О некоммерческих организациях» для всех разновидностей таковых, плохо согласовывались со спецификой религиозных организаций. Поэтому Федеральным законом от 26.11.1998 г. № 174-ФЗ в ст. 1 закона «О некоммерческих организациях» был внесен п. 4: «Действие статей 13-19, 21-23, 28-30 настоящего Федерального закона не распространяется на религиозные организации». (Указанные статьи связаны с созданием, реорганизацией, ликвидацией, деятельностью некоммерческих организаций и управлением ими.)

 

5. Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, связанные с вопросами свободы совести и деятельности религиозных объединений.

Эти правовые акты ограничены в пространстве действия территорией соответствующего субъекта Федерации. Согласно ст.71 Конституции, регулирование прав и свобод человека и гражданина отнесено к ведению Российской Федерации. Следовательно, субъекты федерации своими законами и другими нормативными актами не могут регулировать (сужать и ограничивать) права и свободы, установленные Конституцией и действующим федеральным законодательством.

Фактически же в 90-х гг. ХХ в. в ряде субъектов Федерации были приняты собственные законы и иные нормативно-правовые акты, которые осуществляли регулирование свободы совести и деятельности религиозных организаций. Некоторые из них были направлены на ограничение деятельности иностранных миссионеров и религиозных организаций, другие выделяли в качестве субъектов правового регулирования так называемые религиозные секты и новые религиозные движения. Например, постановления Калининградской областной Думы, Законодательного собрания Тверской области запрещали регистрацию религиозных организаций, которые предусматривают свое вхождение в качестве структурных подразделений в иностранные религиозные организации. К настоящему времени большинство таких актов отменено или приведено в соответствие с Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях».

В Москве принят ряд нормативно-правовых актов субъекта Федерации, обеспечивающих реализацию норм федерального законодательства с учетом конкретных особенностей региона. Постановлением Правительства Москвы от 16.09.2003 г. № 770-ПП утверждено Положение о Комитете по связям с религиозными организациями города Москвы; распоряжением мэра Москвы от 20.10.99 г. № 1182-РМ утвержден Примерный перечень зданий, сооружений и помещений, передаваемых в безвозмездное пользование религиозным организациям (объединениям) Москвы и т.д. В последнем случае проводится разграничение между культовыми зданиями и сооружениями и непосредственно связанными с ними, каковые должны передаваться безвозмездно и иными объектами, не подпадающими под норму статей Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» о безвозмездной передаче их религиозным организациям.

Законом г. Москвы «О налоге на имущество организаций» от 05.11.2003 № 64 была введена дополнительная льгота по уплате данного регионального налога для религиозных организаций. Если Налоговый Кодекс РФ освобождал от уплаты данного налога только имущество религиозных организаций, используемое для осуществления религиозной деятельности, то вышеназванным Законом г. Москвы зарегистрированные в установленном порядке религиозные организации освобождены от уплаты налога на имущество, используемого ими для осуществления любой, а не только «религиозной» уставной деятельности (см. также главу 10 данной книги).

Законом г. Москвы «Об административной ответственности за нарушение покоя граждан и тишины в ночное время в городе Москве» от 12 июля 2002 г. № 42 было установлено, что положения данного закона не распространяются «на действия юридических лиц и граждан при отправлении ими религиозных культов в рамках канонических требований соответствующих конфессий».

 

Представляется необходимым также упомянуть об особом характере актов судебной власти, прежде всего Конституционного Суда Российской Федерации. Вопрос о том, являются ли источником права или хотя бы формой правотворческой конкретизации судебные правоположения относится к числу дискуссионных в российской юридической науке[22]. С одной стороны, согласно общему принципу разделения властей судебная власть не должна заниматься правотворчеством. Однако в случае признания постановлением Конституционного Суда нормативного акта неконституционным это решение обязательно для всех на всей территории России. Следовательно, решения Конституционного Суда имеют прямое отношение к правотворчеству, что выражается фактически в отмене или изменении ими нормативных актов.

«Принимая… постановление, объявляющее отдельные положения закона или даже весь закон неконституционными, Конституционный Суд России действует не только как „негативный законодатель”, отрицающий конституционность рассматриваемого положения или акта и тем самым создающий правовую основу для его отмены, но и как „позитивный законодатель”. Он указывает как нельзя действовать правоприменительно в тех или иных случаях и как нужно и должно действовать в подобных ситуациях»[23] - пишет известный российский юрист М.Н. Марченко. Важное значение имеют акты Конституционного Суда в качестве официального толкования норм права.


 

Глава 4. Международные документы о свободе совести, о принципах отношений государства и религиозных организаций

 

В современной России нормы международного права и международные договоры страны играют важную роль в обеспечении свободы совести и в регулировании деятельности религиозных объединений.

Как уже отмечалось в предыдущей главе, Конституция Российской Федерации в ст. 15 ч. 4, установила, что если международным договором России установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Однако в современном мире еще не установилась единая точка зрения по вопросу, должны ли нормы международного права быть приоритетными по отношению к нормам национального права страны. Разные подходы к решению проблемы соотношения международного и внутригосударственного права, как справедливо отмечается экспертами в данной области, неслучайны. Они отражают не только личные позиции тех или иных авторов, но и реальные интересы соответствующих государств. Можно даже «проследить общую тенденцию: сторонники примата международного права чаще всего представляли интересы сильных держав, которые в течение длительного периода оказывали значительное влияние на развитие международного права и в силу этого в определенном смысле являлись международными законодателями. Таковыми выступали в первую очередь юристы США и в значительной мере Великобритании и Франции»[24].

Под лозунгами «коренным образом изменившегося мира» и изменения сущности международного права, якобы превратившегося из выразителя согласованной воли и интересов отдельных государств или групп государств в некоего выразителя общечеловеческих ценностей и интересов, сильными мира сего в лице «великих» держав и их союзников методически проводится мысль о необходимости утверждения безусловного приоритета международного права перед национальным[25].

В то же время необходимо признать, что в случае, если страна-участник международного договора, принявшая обязательства по обеспечению свободы совести будет в одностороннем порядке изменять применение этих обязательств на своей территории путем принятия национальных законов или иных правовых актов, международный договор утратит всякое реальное значение.

Во второй половине ХХ в. проблема защиты прав и свобод человека оказалась одной из центральных, среди тех, внимание которым уделялось в международных конвенциях и соглашениях. Процесс освобождения личности от навязывания каких-либо воззрений и норм поведения сам по себе позитивен, ибо принуждение в вопросах духовной (в том числе религиозной) жизни в конечном счете всегда оказывается пагубным. Однако очень быстро обнаружилось, что свобода, включая свободу совести, может быть использована человеком и во вред себе и обществу. Свобода совести, предоставляемая носителям таких религиозных или псевдорелигиозных убеждений, которые своей деятельностью причиняют зло окружающим, оборачивается нарушением законных прав и интересов пострадавших от них и общественного порядка в целом.

Известный философ А.Н. Уайтхед писал: «Ничем не ограниченная свобода означает полное отсутствие какого бы то ни было принудительного объединения людей… Каким бы ни было данное общество, всегда найдется определенное число людей, которые иногда по складу характера, а чаще – по характеру своих действий оказываются антисоциальными элементами. И поэтому никак нельзя уйти от той банальности, что принуждение необходимо и что принуждение есть ограничение свободы. Отсюда следует, что требуется доктрина, способная совместить свободу и принуждение в обществе»[26].

Свобода личности, лишенная всяких ограничений, оборачивается разрушением общества: оно может существовать только в условиях необходимого взаимного частичного ограничения прав и свобод своих членов во имя поддержания своего единства и обеспечения жизнеспособности.

По словам видного современного специалиста в области государствоведения Г.В. Атаманчука, «сколько бы ни говорилось о свободе, исторически доказано, что сама она реализуема лишь в условиях порядка, когда все люди сознательно, по собственному пониманию уважают и ценят свободу друг друга»[27].

Институт прав и свобод личности – это безусловное достижение цивилизации, историческое завоевание, характеризующее высокий уровень развития социума и его прогрессивную направленность. Однако права и свободы личности не следует абсолютизировать, ибо это неизбежно приводит к вседозволенности и произволу, подготавливает почву для социальных конфликтов. Индивидуальная свобода не может быть беспредельной, она подлежит введению в определенные разумные рамки. Умеренное ограничение прав и свобод личности допустимо для устранения злоупотреблений правом и свободой[28].

Утверждение принципа господства права предполагает законодательное признание, закрепление и защиту всех юридически значимых аспектов свободы человека как духовной личности, как свободного, независимого и автономного субъекта во всех сферах общественной жизни (правовой, моральной, нравственной, эстетической, религиозной и т.д.)[29].

Под свободами следует понимать так называемые негативные права, т. е. права, основанные на требовании невмешательства в определенную сферу жизнедеятельности человека. (Например, свобода слова означает право человека говорить то, что он хочет и право на невмешательство в этот процесс со стороны третьих лиц.)

Большинство современных правовых государств не ограничивается признанием лишь негативных (гражданских, личных) прав и свобод, а утверждает также права позитивные. Такие права для своей реализации требуют не только невмешательства, но и совершения конкретных положительных действий со стороны государства[30].

Современный специалист в области теории государства и права В.С. Нерсесянц пишет: «В современном правовом (и конституционно-правовом) словоупотреблении термин "свобода" обычно используется для обозначения гарантированной правом сферы автономии (самозаконности, своеправия) субъекта, внутри которой он вправе действовать по-своему, по собственному (свободному) усмотрению и выбору. Термин же "право" используется для обозначения правомочия субъекта на конкретно-определенное действие и поведение. Но в понятийно-правовом смысле эти термины равнозначны. Ведь право – это форма свободы, а свобода возможна лишь в форме права»[31].

Права человека представляют собой принципы, нормы взаимоотношений между людьми и государством, обеспечивающие индивиду возможность действовать по своему усмотрению (эту часть прав обычно называют свободами) или получать определенные блага (это – собственно права).

Сам термин «права человека» употребляется как в широком, так и в узком смысле. В узком значении – это только те права, которые не предоставляются, а лишь охраняются и гарантируются государством, действуют независимо от конституционного закрепления и государственных границ. К ним относятся равенство всех людей перед законом, право на жизнь и телесную неприкосновенность, уважение человеческого достоинства, свобода от произвольного, незаконного ареста или задержания, свобода веры и совести. В широком значении права человека включают весь обширный комплекс прав и свобод личности, их различные виды.

В исследованиях по политологии отмечается, что современная типология прав человека достаточно разнообразна. Наиболее общей их классификацией является деление всех прав на негативные (свободы) и позитивные. Такое разграничение прав основано на различении в них негативного и позитивного аспектов свободы. Как известно, в негативном значении свобода понимается как отсутствие принуждения, ограничений по отношению к личности, возможность действовать по своему усмотрению, в позитивном – как свобода выбора, а главное – как способность человека к достижению поставленных целей, проявлению способностей и индивидуальному развитию в целом.

В соответствии с таким пониманием свободы негативные права определяют обязанности государства и других людей воздерживаться от тех или иных действий по отношению к индивиду. Они охраняют личность от нежелательных, нарушающих ее свободу вмешательств и ограничений. Эти права считаются основополагающими, абсолютными. Их осуществление не зависит от ресурсов государства, уровня социально-экономического развития страны. Негативные права составляют фундамент индивидуальной свободы. Почти все либеральные права имеют характер негативного права.

В отличие от негативных позитивные права фиксируют обязанности государства, лиц и организаций предоставлять гражданину те или иные блага, осуществлять определенные действия. Характер позитивного права носят все социальные права. Это, например, право на социальное вспомоществование, образование, оxpaну здоровья, достойный уровень жизни и т.п. Реализовать эти права гораздо труднее, чем права негативные. Осуществление позитивных прав невозможно без наличия у государства достаточных ресурсов. Их конкретное наполнение прямо зависит от богатства страны и демократичности ее политической системы.

Права человека носят характер индивидуального права. Cуществует и коллективное право, субъекты которого разнообразны. Это семьи, производственные коллективы, религиозные или национальные меньшинства и т.д. В последнее время в связи с активизацией националистических движений особую остроту приобрел вопрос о соотношении прав народов (наций) на самоопределение с основополагающими правами человека.

Права человека становятся реальностью лишь в том случае, если они неразрывно связаны с обязанностями людей. В обязанности граждан демократических государств входят: соблюдение законов, уважение прав и свобод других лиц, уплата налогов, подчинение полицейским предписаниям, охрана природы, окружающей среды, памятников культуры и т.д.[32]

В.С. Нерсесянц отмечает, что «конституционно-правовой статус индивида представляет собой определенную систему, включающую в себя в качестве своих структурных частей следующие группы однородных (по сфере и предмету регуляции) прав индивида: личные (индивидуально-человеческие) права, политические права, экономические права, социальные права, культурные права. Личные (индивидуально-человеческие) права и свободы – это права и свободы, признающие и защищающие человека как отдельное природное и духовное существо, как свободную личность. К таким личным правам и свободам по Конституции относятся такие прирожденные и неотчуждаемые права человека, как... свобода совести, свобода вероисповедания (ст. 28).

Эти личные права по своему содержанию и сфере регуляции имеют индивидуально-человеческий характер. Они принадлежат человеку как человеку, определяют и защищают любого человека (а не только гражданина Российской Федерации) в качестве правового лица, субъекта определенной совокупности прирожденных и неотчуждаемых прав и свобод»[33].

 

Свобода совести — устойчивый международный термин. Он означает право на свободу выбора своего отношения к любой конкретной религии и к религии вообще, религии как таковой: быть верующим, последователем той или иной религии; не быть последователем ни одной религии и не следовать религиозной вере вообще; изменять свое отношение к религии — становиться и переставать быть приверженцем религии, иметь, менять, отстаивать свои убеждения относительно религии и действовать в соответствии с ними.

Свобода вероисповедания — право человека свободно следовать своим религиозным убеждениям, выполнять связанные с ними ритуалы, обряды, открыто заявлять о своей вере. Термин вероисповедание употребляется в следующих значениях: во-первых, это религия, система убеждений о сверхприродной реальности; во-вторых, конкретное, имеющее уникальное название направление (конфессия), обладающее определенным вероучением и практикой. «Свобода вероисповедания равнозначна свободе религии, религиозной свободе, то есть эти термины тождественны, — отмечалось А.В. Пчелинцевым. - Таким образом, в целях унификации терминологии и приведения отечественного законодательства в соответствие с требованиями международного права было бы возможным использовать в Конституции РФ и отечественном законодательстве термин «свобода религии». Можно констатировать, что свобода совести соотносится со свободой вероисповедания (свободой религии) как родовое и видовое понятия, как общее и частное»[34]

Свобода совести — одно из основных личных прав человека. Она означает прежде всего свободу индивидуума от любого идеологического контроля, право каждого самостоятельно выбирать систему духовных ценностей. От свободы вероисповедания свобода совести отличается тем, что она — значительно более широкое понятие, которое, во-первых, включает в себя не только свободу выбора религиозной веры, но и право придерживаться атеистических убеждений, других философско-мировоззренческих взглядов или не иметь никакого интереса к духовным проблемам. Во-вторых, свобода совести охватывает все аспекты интеллектуальной и духовной жизни человека[35].




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 424; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.04 сек.