Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Я любим, потому что это я




Любовь между родителями и детьми

 

Младенец в момент рождения должен был бы испытывать страх смерти, если бы милостливая судьба не предохранила его от всякого осознания тревоги, связанной с отделением от матери, от внутриутробного существования. Даже уже родившись, младенец почти не отличается от себя такого, каким он был до момента рождения; он не может осознать себя и мир, как нечто, существовавшее вне его. Он воспринимает только положительное действие тепла и пищи, и не отличает еще тепло и пищу от их источника: матери. Внешняя реальность, люди и вещи имеют значение лишь в той степени, в какой они влияют на внутреннее состояние его тела. Реально только то, что внутри: а внешний мир, реален лишь настолько, насколько он может воздействовать на дитя; сам же по себе внешний мир как объективная реальность не представляет никакого интереса для него.

Когда ребенок растет и развивается, он становится способным воспринимать вещи такими, какие они есть, он учится называть их и обращаться с вещами. Он учится обходиться с людьми: мать улыбается, когда я ем, она берет меня на руки, когда я плачу, она похвалит меня, если я облегчусь. Все эти переживания кристаллизуются и объединяются в одном переживании: меня любят. Я любим, потому что я – ребенок своей матери. Я любим, потому что я прекрасен. Я любим, потому что я беспомощен. Я любим, потому что мать нуждается во мне. Это можно выразить как: Я любим за то, что я есть, или еще точнее:

Это переживание «любимости» матерью –пассивное. Мне не нужно ничего делать, чтобы меня любили, все, что от меня требуется, это просто быть – быть ее ребенком. Материнская любовь безусловная любовь. Но есть и обратная сторона в безусловности материнской любви. Если она есть, то она равна блаженству, если же ее нет –это все равно, что если бы из жизни ушло все прекрасное – и я никогда не смогу ничего с этим поделать, я никогда не смогу быть любим, просто, потому что это я. Страстное стремление быть любимым безусловной любовью, является одним из самых глубочайших желаний не только ребенка, но и любого человека.

 

С 8–10 лет в развитии ребенка появляется новый фактор: это способность порождать любовь к себе своими действиями, своей активностью. В первый раз ребенок начинает думать о том, как бы дать что-нибудь матери (или отцу), создать что-нибудь – стихотворение, рисунок и т.д. В первый раз в жизни ребенка идея любви из желания быть любимым переходит в желание любить, в сотворение любви. В конце концов, ребенку, уже в юношеском возрасте, предстоит преодолеть свой эгоцентризм; другой человек утратит значение как всего лишь средства для удовлетворения его потребностей. И наоборот – сами потребности другого станут также важны, как собственные – они станут даже более важными. Давать становится приятнее и радостнее, чем получать; любить становится важнее, чем быть любимым. Он чувствует возможность возбуждать любовь своей любовью и ставит ее выше зависимости получения, когда любят его из-за того, что он мал, беспомощен, болен, или просто «маменькин сын».

Незрелая любовь говорит: «Я люблю тебя, потому что ты мне нужен».

Зрелая любовь говорит: «Ты мне нужен, потому что я тебя люблю».

Но быть любимым за собственные достоинства, потому что ты сам заслужил любовь – это всегда связано с сомнениями: «заслуженная» любовь всегда оставляет горькое чувство, что ты любим не сам по себе, а любим потому что «заслужил», что ты, в конечном счете и не любим вовсе, а используем. Неудивительно, что все мы томимся по безусловной материнской любви, и будучи детьми, и будучи взрослыми. Только взрослому человеку удовлетворить это томительное желание намного труднее. Хорошо, если оно удовлетворится как часть нормальной эротической любви, но чаще всего оно удовлетворяется или в религиозных или в невротических формах.

Связь с отцом совершенно другая. Он имеет слабую связь с ребенком в первые годы его жизни, и его важность для ребенка в этот период не идет ни в какое сравнение с важностью матери. Отец – это тот, кто учит ребенка, как узнавать дорогу в мир.

Когда возникла частная собственность, которая могла бы быть унаследована одним из сыновей, отец стал с нетерпением ждать появления сына, которому он мог бы оставить свою собственность. Естественно, им оказывался тот сын, которого отец считал наиболее подходящим, который был более всего похож на отца, и, следовательно, которого он любил больше всех. Отцовская любовь это обусловленная любовь. Ее принцип таков: «Я люблю тебя, потому что ты удовлетворяешь моим ожиданиям, потому что ты исполняешь свои обязанности, потому что ты похож на меня». Отрицательная сторона условной любви в том, что такая любовь должна быть заслужена, что она может быть утеряна, если человек не оправдает ожиданий. Положительная же сторона в том, что, поскольку отцовская любовь обусловлена, то я могу что-то сделать, чтобы добиться ее, я могу стараться ради неё, я могу ею как-то управлять.

Материнская и отцовская установка по отношению к ребенку отвечает его собственным потребностям. Функция матери – обеспечить ребенку безопасность в жизни, функция отца – учить его, руководить им, чтобы он смог справляться с проблемами, которые ему придется решать. Мать должна верить жизни, она не должна быть тревожной, чтобы не заражать ребенка своей тревогой. Она должна желать, чтобы ребенок стал независимым, и, в конце концов, отделился от матери. Отцовская любовь должна давать растущему ребенку все возрастающее чувство собственной силы и, наконец, позволить ему стать самому для себя авторитетом и освободиться от авторитета отца. Мало-помалу зрелый человек сам становится себе и «матерью» и «отцом».

Материнское сознание говорит: «Нет злодеяния, нет преступления, которое могло бы лишить тебя моей любви, моего желания, чтобы ты жил и был счастлив». Отцовское сознание говорит: «Ты совершил зло, ты не можешь избежать следствий своего злого поступка, и если ты хочешь, чтобы я любил тебя, ты должен прежде всего исправить свое поведение». Зрелый человек освобождается от внешнего присутствия матери и отца, но внутри сохраняет их образы. Он создает внутри себя и материнское сознание – т.е. способность любить, и отцовское сознание – т.е. способность быть разумным и осмысленным. Таким образом, зрелый человек любит и по-матерински и по-отцовски.


 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 476; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.