Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Критерии психического и социального здоровья




Выявление состава и раскрытие содержания критериев психического и социаль­ного здоровья — один из тех ключевых вопросов, от степени разработанности ко­торого будет во многом зависеть мера практической востребованности психоло­гии здоровья как научного направления. Если оценка выраженности здоровья на уровне организма находит в современной медицине достаточно удовлетворитель­ное решение, то в отношении психического и особенно социального здоровья об этом говорить преждевременно. Предлагаемые в этом плане решения нередко ока­зываются уязвимыми для критики. Понятно, что такое положение дел обусловлено прежде всего необычайно сложной организацией психического мира чело­века. В понимании связанных с ним закономерностей функционирования мы все еще далеки от желаемых ответов. Ясно одно: каким-то одним критерием не исчер­пать всей сути вопроса. Скорее всего, решение будет найдено при комплексном подходе к оценке психического и социального здоровья. Вместе с тем в литера­туре немало примеров, когда для характеристики их выраженности, причем глав­ным образом психического здоровья, предлагаются какие-то отдельные призна­ки. Приведем некоторые из примеров.

В способности познавать истину Декарт видел здоровье души. Другой извест­ный философ, Гельвеций, считал, что отличительный признак здорового ума за­ключается в его способности правильно осуществлять сравнение сходств и разли­чий, соответствий и несоответствий между различными предметами. Если в здоро­вом человеке между его двумя «Я» — субъективным и объективным — существует правильное, нормальное отношение, то в больном эта связь нарушена1. Одним из определяющих критериев психического здоровья, довольно часто применяемых в современных психотерапевтических методиках разной направленности, служит сопоставление образов реального и идеального «Я» (представление о том, каким человек хотел бы быть). Высокую степень совпадения реального «Я» с идеальным принято считать хорошим показателем психического здоровья. Для психически здорового человека неприемлемы идеи заброшенности, одиночества, пессимисти­ческие настроения. Он обладает достаточным запасом жизненных сил, позволяю­щих ему поддерживать духовную бодрость и придерживаться оптимистических идеалов2. «Смех — здоровье души», — учит армянская пословица. Человек здоро­вой психики — это прежде всего человек воспитанный, социально хорошо адап­тированный, не совершающий действий, противоречащих принятым в обществе нормам поведения. Современные западные психологи считают, что самоуважение и степень выраженности тревожности относятся к самым информативным пока­зателям психического здоровья. Позитивно настроенные люди, которые имеют ясные цели в жизни и, соответственно, не склонны мучить себя вечными сомне­ниями, неуверенностью, дурными предчувствиями и пессимизмом, имеют хоро­шие перспективы на укрепление и поддержание собственного здоровья3.

сли задаться вопросом, а можно ли все-таки попытаться выделить среди уже известных критериев психического здоровья наиболее важный, то мы бы отдали предпочтение психическому равновесию. С его помощью можно судить о харак­тере функционирования психической сферы человека с различных сторон (позна­вательной, эмоциональной, волевой). Этот критерий органично связан с двумя другими: гармоничностью организации психики и ее адаптивными возможностя­ми. В общем смысле под гармонией понимается согласованность, стройность в сочетании чего-нибудь. Известный немецкий ученый и врач Р. Вирхов сделал следующее пояснение по этому поводу: мы можем вместо «гармония» сказать «равновесие», а вместо «дисгармония» — «нарушение равновесия» (О целитель­

ньгх силах организма. — СПб., 1896). Здоровый человек — это человек гармонич­ный. Соответственно аномалии в развитии личности наиболее ярко заявляют о себе в проявлениях ее дисгармонии, утрате равновесия с социальным окружени­ем, т. е. в нарушение процессов социальной адаптации, сопряжения с социумом. От степени выраженности психического равновесия зависит мера уравновешен­ности человека и

бъективных условий, его приспособленность, адаптированность к ним. Однако сама по себе уравновешенность, как подчеркивал В. Н. Мясищев, это не какое-то мертвое, застывшее в своем проявлении равновесие, а динамиче­ский процесс, поступательное движение жизненно важных биологических и пси­хических процессов. При этом уравновешенность человека и адекватность его реакций на внешние воздействия имеют большое значение в плане разграничения нормы и патологии. У неуравновешенного, неустойчивого человека фактически нарушено равновесие, гармоничное взаимодействие между свойствами, лежащи­ми в основе его личностного статуса1 И наоборот, только у психически здорово­го, т. е. уравновешенного, человека мы наблюдаем проявления относительного постоянства поведения и адекватности его внешним условиям.

По понятным причинам особый интерес представляют те работы, авторы ко­торых предпринимают попытку как бы «собрать» вместе наиболее значимые, по их мнению, критерии, представить их совокупность; иными словами, с той или иной степенью успеха реализовать идею комплексного подхода к оценке психи­ческого и социального здоровья.

Например, О. Н. Кузнецов и В. И. Лебедев, анализируя представления Ф. М. До­стоевского о психическом здоровье и болезни человека, называют некоторые при­знаки, которые могут, на их взгляд, рассматриваться в качестве критериев психи­ческого здоровья. К их числу авторы относят способность адекватного восприятия окружающей среды и осознанного совершения поступков, целеустремленность, работоспособность, активность, полноценность семейной жизни (Достоевский о тайнах психического здоровья. — М, 1994).

Но, пожалуй, наиболее полно перечень критериев психического здоровья пред­ставлен в работе Н. Д. Лакосиной и Г. К. Ушакова. В первую очередь авторы от­носят к ним:

 

♦ причинную обусловленность психических явлений, их необходимость, упо­рядоченность;

♦ соответствующую возрасту человека зрелость чувств, постоянства места обитания;

♦ максимальное приближение субъективных образов отражаемым объектам действительности;

♦ гармонию между отражением обстоятельств действительности и отношени­ем человека к ней;

♦ соответствие реакций (как физических, так и психических) силе и частоте внешних раздражений;

♦ критический подход к обстоятельствам жизни;

♦ способность самоуправления поведением в соответствии с нормами, уста­новившимися в разных коллективах;

♦ адекватность реакций на общественные обстоятельства (социальную среду);

♦ чувство ответственности за потомство и близких членов семьи;

♦ чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных обстоя­тельствах;

♦ способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизнен­ных ситуаций;

♦ самоутверждение в коллективе (обществе) без ущерба для остальных его членов;

♦ способность планировать и осуществлять свой жизненный путь1.

Рассмотрим теперь взгляды некоторых зарубежных специалистов на оценку психического здоровья. Так, в рамках гуманистического направления предлага­лись, согласно И. Н. Гурвичу [3], следующие критерии позитивного психическо­го здоровья:

♦ аттитюды к «Я»;

♦ рост, развитие и самоактуализация личности;

♦ интеграция личности; автономия;

♦ адекватность восприятия реальности; мастерство и компетентность в отно­шении окружения.

Правда, замечает автор, с одной стороны, приведенные критерии недостаточ­но полно охватывали само понятие психического здоровья, а с другой — вызыва­ли определенные затруднения их использования в исследовательской практике.

Один из представителей гуманистического направления, американский психо­лог А. Маслоу полагает, что здоровый человек — это прежде всего человек счастли­вый, живущий в гармонии с самим собой, не ощущающий внутреннего разлада, за­щищающийся, но не нападающий первым ни на кого и пр. Им же сформулированы и основные потребности здорового человека, к которым Маслоу относит:

♦ физиологические потребности;

♦ потребность в безопасности;

♦ потребность в привязанности и любви;

♦ потребность в уважении;

♦ потребность в самоактуализации, т. е. в выражении присущих личности способностей.

Еще один пример попытки очертить совокупность критериев психического и социального здоровья принадлежит американскому психологу А. Эллису2. Он вы­деляет:

  интерес к самому себе;
  общественный интерес;
  самоуправление (самоконтроль);
высокую фрустрационную устойчивость;
  гибкость;
принятие неопределенности;
ориентацию на творческие планы;
научное мышление;
принятие самого себя;
  риск;
длительный гедонизм;
нон-утопизм;
ответственность за свои эмоциональные нарушения.

Полагаем, что уже приведенных примеров достаточно, чтобы сделать некото­рые выводы.

Во-первых, наряду с очевидным разбросом мнений просматривается и опреде­ленная повторяемость в выборе ряда критериев психического и социального здо­ровья. Это можно воспринимать как свидетельство их особой значимости, неслу­чайности.

Во-вторых, трактовать приведенные перечни критериев следует не более как их некоторые совокупности, ибо в них не обнаруживается какого-либо классифици­рующего признака, который позволил бы придать им возможную внутреннюю орга­низацию, например: распределение критериев психического и социального здоро­вья по структурным составляющим личности ли каким-то иным основаниям.

Перечислим некоторые из наиболее часто называемых в литературе критери­ев здоровья, попробовав распределить их в соответствии с видами проявления психического (процессы, состояния, свойства).

Из психических процессов чаще упоминаются:

♦ максимальное приближение субъективных образов к отражаемым объектам действительности (адекватность психического отражения);

♦ адекватное восприятие самого себя;

♦ способность концентрации внимания на предмете;

♦ удержание информации в памяти;

♦ способность к логической обработке информации;

♦ критичность мышления;

♦ креативность (способность к творчеству, умение пользоваться интеллектом);

♦ дисциплина ума (управление мыслительным потоком).

В сфере психических состояний в их число обычно включают:

♦ эмоциональную устойчивость (самообладание);

♦ зрелость чувств соответственно возрасту;

 

♦ овладание с негативными эмоциями (самые разрушительные из них — страх, гнев, жадность, зависть);

♦ свободное, естественное проявление чувств и эмоций;

♦ способность радоваться;

 

♦ сохранность привычного (оптимального) самочувствия. Среди свойств личности — это:

♦ оптимизм;

♦ сосредоточенность (отсутствие суетливости);

♦ уравновешенность;

♦ нравственность (честность, совестливость и др.);

♦ адекватный уровень притязаний;

♦ чувство долга;

♦ уверенность в себе;

♦ необидчивость (умение освобождаться от затаенных обид);

♦ неленость;

♦ независимость;

♦ непосредственность, (естественность);

♦ чувство юмора;

♦ доброжелательность;

♦ самоуважение;

♦ адекватная самооценка;

♦ самоконтроль;

♦ воля;

♦ энергичность, активность;

♦ целеустремленность (обретение смысла жизни).

Особое значение среди критериев психического здоровья личности придается степени ее интегрированности, гармоничности, консолидированное™, уравнове­шенности, а также таким составляющим ее направленности, как духовность (доб­рота, справедливость и др.); ориентация на саморазвитие, обогащение своей лич­ности.

Социальное здоровье находит отражение в следующих характеристиках: адек­ватное восприятие социальной действительности; интерес к окружающему миру; адаптация (равновесие) к физической и общественной среде; направленность на рбщественно полезное дело; культура потребления; альтруизм; эмпатия; ответ­ственность перед другими; бескорыстие; демократизм в поведении.

Уже внутри выделенных нами критериев психического и социального здоро­вья заметна смысловая близость некоторых из них, их определенная синонимия. Из этого можно сделать по крайней мере один вывод: дальнейшее направление работы по изучению и систематизации критериев здоровья должно предусматри­вать и определенные усилия по их возможной внутренней интеграции — выделе­нию критериев все более высокой степени общности. Как уже говорилось выше,

свести все дело в оценке как психического, так и социального здоровья к какому-то одному, универсальному критерию представляется маловероятным. Однако оправданно сузить исходную критериальную базу, выделив в ней наиболее валид­ные показатели здоровья, было бы в практическом отношении вполне оправдан­ной постановкой вопроса.

В заключение остановимся на.характерных, наиболее типичных признаках психического нездоровья, неблагополучия. Их тоже можно попытаться упорядо­чить в соответствии с приведенной выше логикой рассуждения.

В сфере психических процессов чаще упоминаются: неадекватное восприятие самого себя, своего «Я»; нелогичность; снижение когнитивной активности; хао­тичность (неорганизованность) мышления; категоричность (стереотипность) мыш­ления; повышенная внушаемость; некритичность мышления.

К психическим состояниям обычно относят аффективную тупость; беспричин­ную злость; враждебность; ослабление как высших, так и низших инстинктивных чувств; повышенную тревожность.

Среди свойств личности можно отметить: зависимость от вредных привычек; уход от ответственности за себя; утрата веры в себя, свои возможности; пассив­ность («духовное нездоровье»). В целом нездоровая личность достаточно дезин­тегрирована; ей присущи утрата интереса, любви по отношению к близким; пассив­ная жизненная позиция. В плане самоуправления она отмечается неадекватностью самооценки; ослабленным (вплоть до утраты) или, напротив, неоправданно ги­пертрофированным самоконтролем; ослаблением воли. Ее социальное неблагопо­лучие проявляется в неадекватном восприятии (отражении) окружающего мира; дезадаптивном поведении; конфликтности; враждебности; эгоцентризме (выли­вающемся в жесткость и бессердечность); стремлении к власти (как самоцель); вещизме и др.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 1850; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.