Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Исследование представлений о критериях здоровья 3 страница




1. Нагрузка должна быть такой, чтобы можно было не только измерить про­деланную работу, но и в дальнейшем точно ее повторить.

2. Должна существовать возможность изменения интенсивности нагрузки (темп упражнения) в нужных пределах.

3. В работу должна вовлекаться по возможности большая масса мышц. Таким образом обеспечивается необходимая интенсификация системы транспор­та кислорода и снижается нежелательное влияние локального мышечного утомления.

4. Тестовая нагрузка должна быть достаточно простой и доступной, не требую­щей особых навыков или высокой координации движений. Сложная и незна­комая задача вызывает ненужную нервозность, мешает равномерному рит­му выполнения упражнения и искажает результаты обследования

5. Преимущество следует отдать таким видам нагрузки, при которых регист­рация показателей возможна непосредственно во время выполнения физи­ческой работы.

В нагрузочном тестировании обычно используется велоэргометр, ступеньки, тредбан (бегущая дорожка) или ручной эргометр.

Велоэргометр. Важное преимущество велоэргометрии по сравнению с други­ми способами дозированной нагрузки — относительная неподвижность головы и


рук при педалировании. Это позволяет легко изучать разные физиологические показатели. Кроме того, при работе на велрэргометре мощность нагрузки может быть строго дозирована. Особенно удобны в применении электромеханические велоэргометры. Преимущество их заключается в том, что в процессе работы не нужно строго следить за темпом педалирования, так как изменение последнего в определенных пределах не влияет на мощность нагрузки. Недостаток велоэрго-метрии — локальное утомление мышц и боли в мышцах нижних конечностей, ли­митирующие работу при тяжелых или длительных нагрузках.

Ступеньки. Степэргометрия — простой способ дозирования нагрузки. В осно­ву его положено модифицированное восхождение по лестнице, позволяющее вы­полнять нагрузку в лабораторных условиях при минимальном перемещении об­следуемого — он в определенном темпе ритмически поднимается и опускается по маленькой лестнице.

Разные авторы предлагают одно-, двух-, трехступенчатые и более высокие ле­стницы, отличающиеся и высотой отдельных ступенек. Мощность работы регули­руется изменением высоты ступенек или темпом восхождения. Темп восхожде­ния задается метрономом, ритмичным звуковым или световым сигналом. Недо­статком степэргометрии — невысокая точность в дозировании нагрузки, особенно при расчете мощности нагрузки, приходящейся на работу, связанную со спуском со ступени.

Тредбан (бегущая дорожка). Прибор позволяет моделировать локомоции — ходьбу, бег в лабораторных условиях. Обследуемый только незначительно пере­мещается по вертикали, что позволяет проводить прямую регистрацию физиоло­гических показателей. Мощность нагрузки дозируется путем изменения скорос­ти и наклона скользящей ленты. Однако следует иметь в виду, что при работе с субмаксимальной скоростью возможно падение обследуемого. Тестирование на тредбане требует предварительной подготовки исследуемых. Недостаток тредба­на — невозможность точно измерить работу.

Анализ различных видов дозированных физических нагрузок убедительно по­казывает, что велоэргометрия — наиболее удобный и точный метод тестирования.

Наиболее распространены следующие виды нагрузок, используемые при на­грузочном тестировании:

1. Непрерывная нагрузка равномерной интенсивности. Мощность работы может быть одинаковой для всех обследуемых или устанавливаться в зави­симости от пола, возраста и физической подготовленности.

2. Ступенеобразно повышающаяся нагрузка с интервалами отдыха после каж­дой «ступени».

3. Непрерывная работа при равномерно (или почти равномерно) повышаю­щейся мощности с быстрой сменой последующих ступеней без интервалов отдыха.

4. Непрерывная ступенеобразно повышающаяся нагрузка без интервалов от­дыха, при которых кардиореспираторные показатели достигают устойчиво­го состояния на каждой ступени.

Интегральная количественная оценка физического здоровья может осуществ­ляться путем регистрации ряда физиологических, антропометрических показате­


 
 

лей и показателей физической подготовленности с последующим приведением к обобщенной балльной оценке. По этому принципу Г. Л. Апанасенко (1993) разра­ботан метод оценки физического здоровья, в основе которого лежит характерис­тика энергопотенциала индивида на основании следующих первичных данных: рост, вес, жизненная емкость легких (ЖЕЛ), пульс в покое (ЧСС), сила кисти, уровень систолического давления (АДс) и время восстановления пульса после пробы (20 приседаний за 30 с). Уровень здоровья человека оценивается в баллах независимо от того, в каком промежутке альтернативы «здоров — болен» он нахо­дится. При этом оценка уровня здоровья осуществляется по так называемой шкале здоровья (табл. 3.3 и 3.4), имеющей следующие градации: 1) низкий, 2) ниже сред­него, 3) средний, 4) выше среднего, 5) высокий. Широкая апробация шкалы здо­ровья показала ее высокую эффективность.



Для самооценки состояния здоровья применяется специальная анкета (табл. 3.5), состоящая из 28 вопросов; на 27 вопросов предусмотрены ответы «да — нет», на последний вопрос — выбор ответа из четырех предложенных.


Окончание таблицы 3.5  
№п/п Вопросы Да Нет
  Бывают ли у Вас такие периоды, когда вы чувствуете себя радостно возбужденным, счастливым?    
  Много ли Вы курите?    
  Как Вы оцениваете свое состояние здоровья: хорошее, удовлетворительное, плохое, очень плохое?    

Подсчитывается число неблагоприятных для анкетируемого ответов на 27 во­просов, в дальнейшем прибавляется 1, если на последний вопрос дан ответ «пло­хое», «очень плохое». Итоговая оценка дает количественную самооценку здоро­вья, равную 0 при «идеальном» и 28 — при «очень плохом» самочувствии.

 

Контрольные вопросы

1. Каковы основные черты организма человека как сложной биологической системы?

2. В чем сущность понятия «физическое здоровье»?

3. Каковы основные факторы физического здоровья?

4. В чем сущность понятия «физическое развитие»?

5. Какие законы определяют уровень физического развития?

6. В чем сущность понятия «физическая подготовленность»?

7. В чем сущность понятия «функциональная подготовленность»?

8. Что представляют собой адаптационные резервы организма?

9. Какова структура системы функциональных резервов адаптации орга­низма?

 

10. Какое значение имеет двигательная активность для формирования состоя­ния физического здоровья?

11. Каковы методические подходы к объективной оценке уровня физического здоровья?

12. В чем суть метода самооценки физического здоровья?

 

Литература

1. Агаджанян Я А., Ананьев В. А., Андреев Ю. А. и др. Основы валеологии. Кн. 2. — Киев: Олимпийская литература, 1999.

2. Амосов Н. М. Раздумья о здоровье. — М.: ФиС, 1987.

3. Ананьев В. А., Давиденко Д. Я, Петленко В. Я, Хомутов Г. А. Этюды валео­логии / Под общ. ред. Д. Н. Давиденко. - СПб.: СПбГТУ, БПА, 2001.

4. Апанасенко Г. Л. Эволюция биоэнергетики и здоровье человека. — СПб.: Петрополис, 1992.


5. Апанасенко Г. Л., Попова Л. А. Медицинская валеология. — Киев.: Здоров'я, 1998.

6. Билич Г. Я., Назарова Л. В. Основы валеологии. — СПб.: Водолей, 1996.

7. Валеология человека. Здоровье — любовь — красота: В 5 т. Т. 3. Физическое и психическое здоровье. — СПб.: Петроградский и К°; Минск: Оракул, 1996.

8. Войтенко В. П. Здоровье здоровых. — Киев: Здоров'я, 1991.

9. Волков В. Ю., Ланев Ю. С, Петленко В. П. и др. Научные основы физичес­кой культуры и здорового образа жизни / Под общ. ред. Д. Н. Давиденко. — СПб.: СПбГТУ, БПА, 2001.

10. Давиденко Д. Я., Зорин В. Борилкевич В. Е, и др. Социальные и биологи­ческие основы физической куЛьтуры / Отв. ред. Д. Н. Давиденко. — СПб.: СПбГУ, 2001.


Глава 4

ГАРМОНИЯ ЛИЧНОСТИ

 

Здоровье и гармония

И весь мир, и мир человека построены на равновесии движущих сил, на взаимо­действии противоположностей. Большинство явлений могут быть определены по тем или иным характеристикам, имеющим противоположные полюса. В сопостав­лении с противолежащим изучаемое явление может открыться с новых сторон. Это относится и к здоровью — оно часто анализируется в сравнении с расстрой­ствами и болезнями. Связанные со здоровьем понятия (и стоящие за ними явле­ния) — адаптация, психологическая устойчивость, гармония — имеют антонимы: дезадаптация, психологическая неустойчивость, дисгармония. В этой диалектике отражена не одна лишь стройность и строгость понятийного аппарата, но и наи­более частое состояние конкретного человека: единство признаков здоровья и нездоровья, устойчивости и неустойчивости, гармонии и дисгармонии одновре­менно, некоторое их сочетание с перевесом в ту или другую сторону.

Здоровье связывали с равновесием и гармонией уже в античные времена. Алк-меон трактовал здоровье как гармонию или равновесие противоположно направлен­ных сил (различных состояний, теплого и холодного, активного и неподвижного и т. п.). Болезнь наступает как следствие единовластия одного из таких элементов над остальными. Гиппократ утверждал, что здоровье возможно при соразмерном сме­шении основных первоэлементов тела (крови, флегмы, желтой и черной желчи) [1].

Согласно Платону, здоровье, как и красота, определяется соразмерностью, тре­бует «согласия противоположностей» и выражается в соразмерном соотношении душевного и телесного.

О дисгармонии личности психологи и психотерапевты пишут чаще, чем о гар­монии. Возможно, это от того, что состояние гармонии единственное, а дисгар­моний много. Это аналогично тому, что состояние здоровья также одно, а рас­стройств много.

Изучение гармонии личности актуально по меньшей мере по двум причинам. Во-первых, многие расстройства психики начинаются с различной глубины дис­гармонии личности. Поскольку исходным и желанным (для возврата) состояни­ем является гармония, то необходимы по возможности наиболее точные знания о ней. Не имея ясных представлений о цели, очень легко пройти мимо нее. Во-вто­рых, поскольку сравнение — основной прием научного анализа, природу дисгар­монии личности познать глубоко можно лишь в сопоставлении с гармонией.


Понятие гармонии личности

В обсуждаемой области широко используются разные понятия: общенаучные (равновесие, целостность, интегрированность и т. д.), естественнонаучные (напри­мер, адаптация, здоровье), гуманитарные (благополучие, социальная зрелость, личностная зрелость, душевное равновесие и т. д.). В большинстве случаев поня­тие гармонии раскрывается через понятия согласованности и стройности. «Согла­сованный» означает достигший единства, «стройный» — имеющий правильное соотношение между своими частями.

Гармония — более высокий уровень интегрированное™ личности по сравне­нию с устойчивостьЮ'Личности, а устойчивость — более высокий уровень интег­рированное™ личности по сравнению с адаптированностью. Интегрированность личности — это ее целостность (в соответствии с этимологией термина «интегра­ция»). Понятия гармонии и интегрированное™ довольно тесно связаны, но не эквивалентны. Личность может быть интегрированной и негармоничной, но не может быть гармоничной и неинтегрированной.

В плане психологической устойчивости личности гармонию можно рассмат­ривать как равновесие между отдельными опорами устойчивости, согласован­ность между ними, равновесие их значимости. Акцент на одной опоре может да­вать устойчивость, но это несовершенная устойчивость, хотя она может быть креп­кой и длительной. Душевное равновесие следует понимать и как равновесие веры в себя, в свои силы и в силы окружения. В частности, это равновесие между силой воздействующей причины и силой отклика.

Гармония личности — это также правильное соотношение между основными сторонами бытия личности: пространством личности, временем и энергией (по­тенциальной и реализуемой), точнее, между объемом пространства личности, ско­ростью времени и уровнем энергии. Кроме того, это соотнесенность внешнего и внутреннего пространства личности по объему, их достаточно тесная связанность; соотнесенность внешнего (событийного) и внутреннего времени личности; соот­несенность потенциальной и реализуемой энергии; соразмерность энергических и информационных ресурсов. Гармония — это и равновесие между ощущением самодостаточности и чувством общности, например, в адлеровском смысле.

К личности применимы общенаучные понятия. Пространство, время и энер­гию личности следует рассматривать в трех планах ее бытия: биологическом, пси­хологическом, социологическом. Так как здоровый взрослый человек — одновре­менно индивид, субъект психической активности и член общества, то структура личности может быть описана в понятиях биологического, психологического и социального пространства, времени и энергии. В биологическом плане человек — живой организм и субъект поведения, в психологическом — носитель психики, субъект целесообразного поведения и деятельности, в социальном — член микро-и макросоциума, включенный во множество социальных связей, образующих со­циальное пространство. Поскольку личность является высшим интегратором в человеке, то одна из сторон личностной гармонии — согласованность трех планов ее бытия: биологического, психического, социального.


Таким образом, понятие гармонии как понятие высокого уровня обобщенно­сти необходимо рассматривать в разных аспектах. К основным мы относим: сораз­мерное существование внешнего и внутреннего бытия личности; телесного, пси­хического и духовного бытия; существования в разных средах — природной, пред­метной, социальной.

 

Гармония внешнего и внутреннего пространства личности

Анализировать гармонию можно и нужно в разных плоскостях, поскольку бытие человека многомерно, как мы уже говорили. Человек существует одновременно в разных средах, мирах — мире вещей и предметов (как физическое тело), мире живой природы (как живое существо), мире людей (как член определенного об­щества, как единица определенной общности). Существование в этих трех мирах находит свое отражение в личности каждого человека, в протекающих в личности процессах.

Те события внешнего мира, в которые включена личность, и те отношения, ко­торые у нее устанавливаются с объектами внешнего мира, образуют внешнее про­странство личности. Оно не может быть только лишь географическим, поскольку наполнено событиями и политическими, и экономическими, и культурными.

Пространство личности имеет сложную структуру и множество измерений. В биологическом аспекте внешнее и внутреннее пространство человека разделе­ны достаточно отчетливо: внутреннее пространство — это пространство тела, а все, что лежит за кожными покровами тела, является внешним пространством. Но по­скольку человек — живое существо особого рода, одним биологическим планом его существование не ограничивается.

Человек наделен способностью к рефлексии, в ходе развития и усложнения у личности возникает самосознание. Представления о мире и о себе, переживания различных событий, самоотношение и саморегуляция, жизненные цели и планы — все это составляет внутреннее пространство личности (внутренний, субъектив­ный мир личности). Социальное пространство, в которое включена личность, представлено в ее внутреннем мире. С другой стороны, во внешней активности личности, в деятельности, в общении так или иначе отражается внутренняя жизнь личности.

Таким образом, внешнее и внутреннее пространство личности — это не разде­ленные, а пересекающиеся пространства. Именно по этой причине точнее гово­рить не только о различных частях личностного пространства, но и о множестве его измерений.

Присущая человеку активность может быть разделена на два потока — экст­раактивность и интроактивность. Когда активность, направленная вовне, встре­чает какие-либо преграды, она не реализуется полностью. Неудовлетворенность результатами проявления внешней активности приводит к накоплению отрица­тельных оценок собственных достижений. Это постепенно снижает мотивацию к самореализации себя в делах, в социальном взаимодействии и влиянии. Проис­ходит перераспределение энергии в сторону большей внутренней активности, что


проявляется в усилении стремления к самоизменению и самосовершенствованию, в повышенном внимании к своему внутреннему миру. Происходящие в нем собы­тия приобретают большее значение. В этой сфере личность автономна от окружа­ющей социальной среды и поэтому потенциально имеет широкие возможности для проявления активности.

Закономерности телесной и психической жизни индивида, связи между ними часто выступали и выступают предметом исследований. Этого не скажешь о ду­ховной жизни как предмете психологического исследования. Разумеется, духов­ное бытие, духовность человека — предмет междисциплинарного исследования, а не одного лишь психологического. Однако усвоенная личностью духовная куль­тура, принятые ею гуманистические ценности, каноны духовной жизни, способ­ность переживать духовное единство с другим человеком, определенной общнос­тью людей или всем человечеством — все это факторы, обусловливающие жизнен­но важные выборы личности. В связи с этим рассмотрение основ личности будет явно неполным, если не коснуться вопросов ее духовного бытия.

Пространство духовного бытия — особое. Если можно определить хотя бы не­которые параметры внешнего пространства и отношений личности (социальных, экономических, правовых и т. д.), которые его составляют, в координатах физическо­го или географического пространства, то пространство духовного бытия таких координат не имеет. Найти сколько-нибудь отчетливые пространственные грани­цы гуманистических ценностей или духовных традиций невозможно. И смысл бытия человечества, и смысл жизни каждого отдельного человека не имеет экви­валентов в физических пространственных измерениях. Это явления, одновремен­но принадлежащие и внутреннему пространству личности, и ее внешнему про­странству и пространству социума. Духовность как явление общечеловеческого масштаба не могла бы существовать, если бы у отдельной личности не было ее внутреннего мира и ее собственного смысла жизни или желания обрести таковой.

 

Гармония личности как гуманитарная проблема

Актуальность тезиса «Человек есть мера всей вещей» достаточно хорошо осозна­на во многих цивилизованных странах. Но реализация этого принципа явно идет с трудом. Рассмотрим подробнее конфликт между тремя мирами: природным, предметным (рукотворным, техногенным) и социальным.

Гармонию личности невозможно обсуждать, обращаясь к личности как к чему-то, что может существовать вне среды, вне связей с миром. Стремясь определить суть происходящего в современном мире, следует выбрать в качестве исходной точки анализа основные составляющие, основные измерения человеческого мира. Таковыми, на наш взгляд, являются: мир природный (и неживая и живая приро­да), мир социальный (мир людей, наций, этносов, обществ, групп разного масш­таба) и мир предметный (рукотворный, инструментальный, техногенный). Заме­тим, что все они составляют как бытие отдельного конкретного человека, так и человечества в целом.

Существенно важно то, что настоящий период развития человечества харак­теризуется конфликтом между тремя названными мирами. Под конфликтом здесь


понимается выраженная рассогласованность этих трех миров, трех сторон чело­веческого бытия, человеческой деятельности — рассогласованность, наносящая вполне ощутимый ущерб каждому из трех миров.

Становление предметного мира шло параллельно развитию социального мира. Не касаясь всех аспектов взаимосвязей между этими мирами, отметим, что пред­метный мир недостаточно управляем, в нем нет необходимой подчиненности миру социальному. Например, современные СМИ, прежде всего электронные, превра­тились в монстра, практически не контролируемого социумом. Немногие, обла­дающие властью над СМИ, к сожалению, не отражают и не представляют всех потребностей общества в этой сфере. С особенной силой это проявляется в Рос­сии, свободной не только от многих необходимых контролирующих механизмов, но и регулирующих. В шквал плохо структурированной или вовсе не структури­рованной информации, обрушивающейся на человека и явно превышающей воз­можности его отражающей системы, вклинивается огромный поток рекламной информации.

В России не учитывается характер воздействия СМИ на настроения, эмоцио­нальные состояния зрителей и слушателей. Для поддержания гармоничного на­строения имеет значение общий тон информации о разных сторонах жизни в той стране, в которой человек проживает, важно соотношение позитивной и негатив­ной информации, а также оценка социально-экономической ситуации, интерпре­тация действий центральных и местных властей, сообщения об успехах или неус­пехах в различных сферах жизни страны.

В настоящее время в нашей стране многие политики и политологи, каналы СМИ состязаются в том, чтобы нарисовать самую мрачную картину завтрашнего дня, победить конкурентов в этом дурном соревновании по запугиванию населе­ния. Результат этого — разнообразные негативные последствия, в том числе и в аспекте душевного здоровья.

Человеку нужны не только верные представления о жизни, но еще и вера в то, что жизнь может быть иной. Вера в будущее, гордость за свою страну, чувство единства — это тот настрой, без которого невозможно наладить эффективное про­изводство, строить ровные дороги, теплые и красивые дома й т. д. Именно эти чер­ты общественного сознания помогли в свое время преодолеть США Великую деп­рессию, ФРГ — восстановить после войны экономику и жилищную сферу.

Еще один момент контроля за СМИ: демонстрация сцен насилия, фильмов ужаса (монстров, чудовищ) и подобных сюжетов без предварительной информа­ции о характере фильма или телепередачи.

Негативно воздействует на личность и реклама. Дело не только в том, что усиленная громкость рекламных роликов на телевидении и радио просто меша­ет смотреть передачу или фильм, а также заставляет часто регулировать громкость. Более значимо разрушительное воздействие рекламы на сознание. Рекламные клипы делают красочными, броскими, динамичными. Независимо от характера рекламируемого товара или услуги они в большинстве случаев вызывают эроти­ческие ассоциации, тем самым глубже уходят в эмоциональную память. Отдель­ные клипы по вполне понятным причинам никак логически не связаны друг с


другом. Их появление в фильме или других программах, имеющих собственную сюжетную логику и продуманную создателем временную композицию, нарушает гештальт-переживания у зрителя, снижает его включенность и эмпатию. По этим и некоторым другим причинам произведение искусства не вызывает эффекта ка­тарсиса (очищения). Затруднена и когнитивная переработка воспринятого, труд­но удерживать целостный образ просмотренного фильма, спектакля или спортив­ного поединка.

Перечисленные характеристики рекламных интервенций приводят к диссоциа­ции сознания (разъединению, разделению). Яркость рекламных клипов не позво­ляет образной и эмоциональной памяти легко освободиться от них. Поскольку они содержательно не связаны с текущей жизненной ситуацией субъекта, то не подда­ются связыванию, структурированию или какой-либо другой форме переработки. Частое цитирование текстов рекламных роликов в речи людей (нередко в слабой связи с основным контекстом разговора) представляет собой попытку ассимилиро­вать эти чужеродные для сознания включения. Навязанные множественными по­вторами фразы не могут выполнять тех функций, которые выполняют поговор­ки в языковой ткани сознания. Ситуация неблагоприятна еще и тем, что в личнос­ти отсутствуют необходимые защитные механизмы, ограждающие от этого явления.

Мы не утверждаем изначальной, корневой враждебности предметного мира. Разумеется, этого нет. Предметный, инструментальный мир помогал человеку не только пользоваться богатствами природного мира, но и противостоять ему в тех случаях, когда это было необходимо (природа и на стихийные бедствия богата). Именно благодаря возможности использовать инструменты, благодаря оснащен­ности и защищенности предметами человеческий вид достиг столь большой чис­ленности. С другой стороны, с помощью инструментального мира человек поко­рял (а часто просто уничтожал) природу.

С этим связан еще один конфликт. Природа человека двойственна: биологи­ческая и социальная. Число человеческих особей стало настолько огромным, что специалисты разных наук все чаще говорят о перегруженности планеты биомас­сой, о неизбежном сокращении ресурсов, которые дают пищу, позволяют удовлет­ворять витальные потребности. Может ли инструментальный мир ликвидировать этот конфликт — вопрос открытый. Другой аспект хорошо известен, но и его надо упомянуть: вредоносное воздействие промышленности, транспорта и многих дру­гих областей практической деятельности человека на природу (загрязнение, тех­ногенные катастрофы, парниковый эффект и т. п.).

К настоящему времени предметный мир достиг значительного развития и до­статочно сложен. Он все больше вторгается и перестраивает не только образ жиз­ни, но и многие душевные и телесные процессы. К последствиям такой «пере­стройки» мы относим:

♦ ускорение ритма жизни;

♦ гигантское увеличение производства и потребления психоактивных ле­карств (снотворных, седативных, тонизирующих, стимулирующих и т. п.);

♦ увеличение производства и потребления психоактивных наркотизирующих веществ (алкоголя, наркотиков, токсикантов).


Ускорение ритма жизни привело к существенному повышению стрессовой нагрузки. Наиболее печальные последствия этого: значительное увеличение пси­хических расстройств, суицидов, психогенных заболеваний. Увеличение продол­жительности жизни в ряде развитых стран достигнуто, скорее всего, не за счет укрепления психического здоровья и переживания благополучия (измерения со­циального мира), а за счет новых лекарств, медицинских приборов (измерения инструментального мира).

Порой инструментальный мир начинает дублировать, замещать или заслонять мир природный. Кроме того, инструментальный мир чрезвычайно богат возмож­ностями построения иллюзий. Так, возникла виртуальная компьютерная реаль­ность и новые виды психологической зависимости (поглощенность компьютер­ными играми, Интернет-зависимость).

Таким образом, все противоречия разных миров человеческого бытия так или иначе негативно отражаются на психическом здоровье, на благополучии челове­ка. Добавим к этим проблемам невротическое стремление человека все переделать в природном мире, причем как можно скорее.

Что позволяет человеку сохранять душевное равновесие, обретать душевный покой, усмирять страсти или вдохновляться будущими подвигами? Это дает пси­хологическая устойчивость личности [2], В число основных опор устойчивости входят доминанты активности: доминанта познания и самопознания, доминанта деятельности, доминанта интеракции.

Итак, психическое здоровье, внутренняя гармония и гармония с окружающим миром редко даны человеку от природы сполна, чаще для этого требуются стара­ния и соответствующая работа. К этому невозможно прийти без активного твор­ческого отношения к собственной жизни. Отсутствие мотивации к самопознанию, саморегулированию и саморазвитию создает основу для ослабления психологи­ческой устойчивости, а затем и к болезням как следствию образа жизни, как рас­плате за свое невежество. Отсутствие соответствующей психологической компе­тентности может быть причиной того, что человек не осознает связи между эмоци­ональным дискомфортом, углубляющейся дисгармонией личности и соматическим расстройством. Люди западной культуры сильнее, чем восточной, склонны дра­матизировать свои личные и семейные проблемы, что в некоторой степени созда­ет более благоприятную почву для психосоматических расстройств.

Высокий уровень социальной напряженности, характерный для нашей страны, может быть снижен на основе комплексного подхода. Это требует использования разнообразных средств и методов. Большую роль должно сыграть развитие и рас­пространение психологической культуры и психогигиены среди всех слоев насе­ления.

Гармония личности не может быть типовой, но только — уникальной. Социа­лизация, считает А. А. Реан, протекает в единстве с другим процессом — индиви­дуализацией [3]. Он подчеркивает, что социализация не есть антипод индивидуа­лизации, якобы ведущий к нивелированию личности, индивидуальности челове­ка. Скорее наоборот: в процессе социализации и социальной адаптации человек обретает свою индивидуальность, но чаще всего сложным и противоречивым об­разом. Распространенная в психологии личности (и в науках о личности в целом)


парадигма «от социального к индивидуальному», несомненно, имеет серьезные основания и глубокий смысл. Однако ее прямолинейное понимание и соответ­ствующее развитие лишают человека субъектного начала или же рассматривают его как незначимое.

 

Гармония отношений личности

Личность — феномен одновременно и индивидного, и социального бытия. Внут­ренняя гармония невозможна без гармоничных связей с социальным окружени­ем, без удовлетворяющего личность социального бытия. В свою очередь, гармо­ния межличностных отношений предполагает согласие индивида с самим собой, настроенность (а не расстроенность) внутреннего мира личности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 857; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.054 сек.